Выбор стратегических позиций организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 10:48, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является построение стратегических позиций предприятия в конкуренции на примере ОАО «Тольяттимолоко». В рамках данной работы был проведен анализ деятельности предприятия, его внешнего и внутреннего окружения, выявлены все возможности, опасности, сильные и слабые стороны его деятельности.
Структурно работу можно представить в виде двух частей. В первой части содержаться теоретические аспекты. Рассматриваются такие вопросы как: стратегическое управление организацией, стратегическое планирование. Во второй части рассматривается стратегия развития ОАО «Тольяттимолоко» - ее цели и задачи, выполняемые ей функции, потенциал, которым располагает данная организация, для решения поставленных перед нею задач.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические аспекты выбора стратегических позиций предприятия в конкуренции 6
1.1. Принципы и методы выбора стратегических позиций и стратегических зон хозяйствования (СЗХ) 6
1.2. Применение матриц БКГ, Томпсона - Стрикленда и др. 9
1.3. Формирование оценки конкурентного статуса фирмы 14
2. Анализ деятельности ОАО "Тольяттимолоко" 17
2.1. Общая характеристика предприятия 17
2.2. Оценка основных показателей предприятия 19
2.3. Внешняя и внутренняя среда 22
2.4. SWOT- анализ предприятия 25
2.5. Цели предприятия при выборе новой стратегии развития 27
3. Основные направления и рекомендации для выбора стратегических позиций на ОАО "Тольяттимолоко" 30
3.1. Анализ перспективных направлений развития 30
3.2. Определение стратегии развития на предприятии 32
3.3. Оценка эффективности предложенного проекта по выбору стратегии 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 45

Работа состоит из  1 файл

Курсовая практика. Выбор стратегических позиций организации в конкуренции.doc

— 358.00 Кб (Скачать документ)

 

 

3. Основные направления и рекомендации для выбора стратегических позиций на ОАО "Тольяттимолоко"

 

3.1. Анализ перспективных  направлений развития

 

Основой  разработки   стратегии   развития   и   стратегического  управления  предприятием    является перспективное планирование, т. е. выбор  перспективных  направлений  хозяйственно-экономической  деятельности.

Планирование - процесс обоснования и выбора целей развития, соответствующего распределения ресурсов, разработки и реализации программ достижения избранных целей, включая выдачу заданий исполнителям и контроль за их выполнением.  При   перспективном   планировании   происходит   выбор   путей   долгосрочного    экономического   развития  предприятия  и   направлений   его  деятельности. 

На предприятии предложена программа развития производственного потенциала на 2010-2013 г. Рыночные условия требуют нового подхода к деятельности предприятия, который подразумевает освоение новых эффективных технологий, обеспечение  выпуска конкурентоспособной продукции и расширение  её номенклатуры.

В этой связи, целью  настоящей программы является развитие потенциала  ОАО "Тольяттимолоко", через увеличение мощности производства, внедрение новых и модернизацию существующих технологий, что позволит повысить техническую оснащенность и эффективность производственного потенциала предприятия.

Основные направления развития производственного потенциала ОАО "Тольяттимолоко" и повышение экономической эффективности   его  деятельности  путем:

  • технического переоснащения производства за счет модернизации оборудования, совершенствования действующих технологических процессов,  внедрения новой техники и современных  высоко эффективных  технологий;
  • наращивания мощностей производства ранее освоенной ликвидной продукции,  повышения ее конкурентоспособности за счет улучшения потребительских свойств и снижения себестоимости её производства;
  • расширения номенклатуры производимой продукции за счет организации производства принципиально новых видов продукции на базе имеющихся  сырьевых, технологических и кадровых ресурсов.

Программа включает проекты, имеющие первоочередное значение для предприятия, позволяющие выйти на новый качественный уровень технологий, соответствующих современным требованиям. В ее рамках осуществляются проекты, направленные на реконструкцию и модернизацию действующих производств, создание новых производств, а также на улучшение экологической ситуации на предприятии и в городе. Среди них следует отметить:

  • развитие и техническое перевооружение производства хлора,
  • модернизацию производства молока,
  • модернизацию производства сырных изделий,
  • организацию новых производств и освоение выпуска новых видов продукции.

Проект реконструкции производства безалкогольных напитков на основе молочного сыворотка является частью программы стратегического развития ОАО «Тольяттимолоко». Наибольшие суммы руководство предприятия направила на реконструкцию цехов производства молока, сыра, и молочных напитков. Финансирование проектов осуществляется компанией за счет собственных средств и путем привлечения кредитов.

В течение последних лет ОАО «Тольяттимолоко» демонстрирует стабильный рост бизнеса. За 2006–2008 гг. продажи компании выросли примерно на 50%. Оборот предприятия за 2008 год  составил- 3,18 млрд. рублей.  За три года ОАО «Тольяттимолоко» планирует увеличить свой оборот более чем в два раза, достигнув отметки в 7 млрд. рублей в 2013 году. Общий объем инвестиций в производственные активы Группы за этот период составит свыше 2 млрд. рублей, из которых на 1 декабря текущего года вложено 395млн. рублей.  Основой стратегии предприятия является реализация инвестиционной программы по таким стратегическим направлениям: реструктуризация и модернизация действующих мощностей, инвестиции в производство новой  продукции.

Систему менеджмента качества на предприятии рассматривают  как эффективное средство управления деятельностью предприятия с целью обеспечения его динамического развития и повышения благосостояния коллектива.

 

3.2. Определение стратегии  развития на предприятии

 

Мы выбираем стратегию из группы «стратегии концентрированного роста», подразумевающую с изменением товара или рынка. Из стратегий, находящихся в этой группе мы выбираем стратегию «развития продукта», предполагающая решение задачи роста за счёт производства нового продукта, который будет реализовываться на уже освоенном фирмой рынке. В нашем случае производства безалкогольных напитков на основе молочной сыворотки. Это перспективная  стратегия позволит  укрепить     свои    позиции    на   рынке.

Всё   это  должно привести к увеличению объёмов  продаж и   реализации  и, как следствие, увеличение  и  повышение доходов предприятия. Так  же   для реализации стратегии должны   быть   учтены   наличие   финансово-материальных  ресурсов,  ресурсов резерва  персонала, к   которому,  в   новых условиях, будут   предъявлены   требования  другого    уровня  принятия  решений,   ответственности   и   подхода   к    выполнению    своих    должностных обязанностей. Только  при условии наличия  этих    ресурсов   и   возможностей персонала   можно   подходить   к   реализации    перспективных программ всерьёз. Иначе,  при   отсутствии   вышеперечисленных   предпосылок,   реализация перспективных  программ   может    превратиться    в  напрасное,  непродуктивное   расходование    финансов,  персонала    и   иных  ресурсов  предприятия.

До тех пор, пока предприятие не исчерпало возможности для роста в своей отрасли, эта стратегия является эффективной. Фирма либо улучшает продукт, либо выпускает новый на том же рынке или на другом не изменяя отрасли. Согласно этой стратегии, наше предприятие стремится к увеличению объёма продаж, к увеличению доли рынка, к расширению ассортимента продукции.

Целью предлагаемого нами  проекта является разработка стратегии развития предприятия за счет,  производства безалкогольных напитков на основе молочной сыворотки. На базе внедрения предлагаемого проекта планируется получение дополнительной прибыли в результате  производства и реализация энергетических напитков.

 

3.3. Оценка эффективности  предложенного проекта по выбору  стратегии

 

Реализация данного проекта требует определенных капиталовложений, поэтому для рассмотрения эффективности данного проекта в дальнейшем, сейчас необходимо провести детальный анализ затрат на его реализацию. Для расчета себестоимости продукции необходимо определить все затраты, которые имеют место в процессе производства.  Расход денежных средств будет производиться на приобретение сырья и вспомогательных материалов, выплаты заработной платы основным производственным рабочим, оплату за энергоносители, а так же на дополнительные затраты, связанные с организацией и осуществлением деятельности предприятия. Ниже приведем расчет составляющих себестоимости изделия, который составлен на основе затрат на производства продукций.

Таблица 3.1.

 

Вспомогательная таблица расчетов новой себестоимости

 

Период разработки

Объём

 пр-ва

(тонн)

Полная

себест. ед продукции

(тыс.руб.)

Себ-ть

всего V

(Vпр.*С)

млн. руб.

Цена за единицу (тыс. руб.)

Выручка

( V* Ц)

 млн. руб.

Прибыль

(Ц-Себ) * Объем млн. руб.

2010

4 *40 =16

373.3

5.972

475

7.6

1.627

 

4 *60 = 24

369.6

8.870

469.5

11.268

2.397

 

4 *80 = 32

366.8

11.737

465.8

14.905

3.168

Итого

72

369.9

   

33.772

7.192


 

Расчет новой себестоимости проводился по формуле:

С нов = С стар [ j Aст/Анов + ( 1- j ) ],

 где А - объем производства

 j - Доля условно - постоянных затрат ( 3 % )

Цена за единицу = Полная себестоимость + Прибыль (20 % от полной себестоимости ) + Налог на прибыль ( 35 % от прибыли )

 = 373.3 + 75 + 26.25 = 475 тыс. рублей

Рассчитаем выручку от реализации нашей продукции:    

В = Ц * Vвыпуска

В= 16*475000= 7,6 млн. руб.

В 2008=7,6+11,268+14,905=33,773 млн.руб.

В 2009 =240*465,8=111,79 млн. руб.

В 2010=312*465,8=145,14 млн. руб.

Рассчитаем прибыль от реализации:

П 16т = (475-373,3)*16= 1,627 млн. руб.

П 2008=1,627+2,397+3,168=7,192 млн. руб.

П 2009=(465,8-369,9)*240=23,016 млн. руб.

П 2010=(465,8-369,9)*312=29,920 млн. руб.

Рассчитаем чистую прибыль (прибыль – налог на прибыль(35%)):

Пч 2008 = П – 0,35*П =  7,192 – 0,35*7,192  = 4,675 млн. руб.

Пч 2009=23,016-0,35*23,016=14,96 млн. руб.

Пч 2010=29,920-0,35*29,920=19,44 млн.руб.

Вывод: в ходе расчета прибыли и убытков были рассчитаны: балансовая прибыль, налог на прибыль и чистая прибыль. Все показатели рассчитаны  на год. По итогам расчетов, чистая прибыль оказалась положительным числом, это означает, что производство продукта рентабельно, поскольку приносит доход.       

Оценка экономической эффективности проекта - заключительный этап проведения исследований, основывается на информации, полученной и проанализированной на всех предшествующих этапах работы.

Первым мерилом успехом в деятельности предприятия является размер получаемой прибыли. Для сравнительной оценки деятельности необходимо дополнить оценку показателя рентабельности.

  • Рентабельность продукции = Прибыль реализации / Полная себестоимость = 7.192 / 26.6 = 0.27
  • Рентабельность производства = Прибыль реализации / Себестоимость переработки = 7.192 / 10.28 = 0.7
  • Рентабельность продаж = Балансовая прибыль/Выручка = 7.192 / 33.772 =0.21
  • Норма прибыли = Чистая прибыль / Инвестиции = 4.675 / 26.63 = 0.18 Норма прибыли (соответственно рентабельность активов) ясно характеризует эффективность деятельности фирм.

Период окупаемости представляет собой интервал времени, необходимый для покрытия затрат по проекту. В нашем случае, делается прогноз, что инвестиция (IC) будет генерировать в течение 3х лет. Сумма инвестиций в проект 26,63 млн. рублей. Процентная ставка 10% (r).

Для того чтобы отразить, уменьшение абсолютной величины чистого дохода от реализации проекта в результате снижения «ценности» денег с течением времени, используется коэффициент дисконтирования, который производится по годам и рассчитывается по формуле:

 где

r — норма дисконтирования (норма дисконта) т.е. норма доходности, величина которой в долях единицы может быть принята в соответствии с депозитным процентом в банке.

t — порядковый номер временного интервала получения  дохода.

Предположим банковский процент  r= 10 % тогда,

  • К1 года(2008) = 1 / (1 + 0.1 ) = 0.91
  • К2 года(2009) = 1 / ( 1 + 0.1 ) * ( 1 +  0.1 ) = 0.826
  • К3года(2010) = 1 / ( 1+ 0.1 ) * ( 1+ 0.1 ) * ( 1 + 0.1 ) = 0.751 

PV 2010 год = Чистая прибыль * К1года = 4.675 * 0.91 = 4.254 млн. руб.

PV 2011 год = Чистая прибыль *К2года = 14.96 * 0.826 =12.36 млн. руб.

PV 2012 год = Чистая прибыль *К3года =19.44 * 0.751=14.6 млн. руб.

Доходы за 2010-2012 года =4.254 + 12.36 =16.614 млн. руб.

Остаток инвестиций 26.63 – 16.614 = 10.02 млн. руб. 10.02 / 14.6 = 0.68 3-го года

Следовательно, срок окупаемости проекта 2 года 7 месяцев.

Для оценки эффективности инвестиционного проекта используются следующие основные показатели, определяемые на основе денежных потоков проекта и его участника: чистый доход (ЧД; Net Value — NV), чистый дисконтированный доход (ЧДД- NPV)  ,  индексы доходности (PI), срок окупаемости. Для признания проекта эффективным, с точки зрения инвестора, необходимо, чтобы его ЧДД был положительным. Общая накопленная величина дисконтированных доходов (PV) и чистый приведенный эффект (NPV) соответственно рассчитываются по формулам:

,          

где,  Р - денежные потоки k-го периода

IC-инвестиции

 r - ставка дисконтирования

Таким образом, чистая текущая стоимость за годы реализации проекта равна: PV= 4,25+12,36+14,6=31,21млн. руб.

NPV=31,21-26,6 = 4,61млн. руб.

Известно, что если: 

NPV > 0, то проект следует принять;

NPV < 0, то проект следует отвергнуть;

NPV = 0, то проект ни прибыльный, ни убыточный.

Следовательно, рассматриваемый нами проект выгоден, так как доход больше, чем первоначальные инвестиции в проект.

Индекс прибыльности (PI) рассчитывается по формуле:

.

PI=31,21/26,6=1,2

Известно, что если: РI > 1, то проект следует принять

Информация о работе Выбор стратегических позиций организации