Выбор стратегических позиций организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 10:48, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является построение стратегических позиций предприятия в конкуренции на примере ОАО «Тольяттимолоко». В рамках данной работы был проведен анализ деятельности предприятия, его внешнего и внутреннего окружения, выявлены все возможности, опасности, сильные и слабые стороны его деятельности.
Структурно работу можно представить в виде двух частей. В первой части содержаться теоретические аспекты. Рассматриваются такие вопросы как: стратегическое управление организацией, стратегическое планирование. Во второй части рассматривается стратегия развития ОАО «Тольяттимолоко» - ее цели и задачи, выполняемые ей функции, потенциал, которым располагает данная организация, для решения поставленных перед нею задач.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические аспекты выбора стратегических позиций предприятия в конкуренции 6
1.1. Принципы и методы выбора стратегических позиций и стратегических зон хозяйствования (СЗХ) 6
1.2. Применение матриц БКГ, Томпсона - Стрикленда и др. 9
1.3. Формирование оценки конкурентного статуса фирмы 14
2. Анализ деятельности ОАО "Тольяттимолоко" 17
2.1. Общая характеристика предприятия 17
2.2. Оценка основных показателей предприятия 19
2.3. Внешняя и внутренняя среда 22
2.4. SWOT- анализ предприятия 25
2.5. Цели предприятия при выборе новой стратегии развития 27
3. Основные направления и рекомендации для выбора стратегических позиций на ОАО "Тольяттимолоко" 30
3.1. Анализ перспективных направлений развития 30
3.2. Определение стратегии развития на предприятии 32
3.3. Оценка эффективности предложенного проекта по выбору стратегии 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 45

Работа состоит из  1 файл

Курсовая практика. Выбор стратегических позиций организации в конкуренции.doc

— 358.00 Кб (Скачать документ)



 

Из таблицы 2.2. видно, что по большинству видов продукции произошло снижение объемов выпуска. Основные причины снижения объемов выпущенной продукции:

  • Отсутствие оборотных средств для приобретения необходимого в производстве сырья (хлорбензола, толуола, ксилола, двуокиси титана и пигментов);
  • Низкая платежеспособность потребителей, преобладание взаимозачетов над расчетами наличные средствами.

 

 

 

2.3. Внешняя и внутренняя  среда

 

Анализ среды – очень важный элемент стратегического управления предприятием, требующий внимательного отслеживания происходящих в среде процессов, оценки факторов и установления связей между факторами и теми сильными и слабыми сторонами, а также возможностями и угрозами, которые заключены во внешней среде и их влияния на текущую деятельность предприятия.

Внутренняя среда  ОАО «Тольяттимолоко».

ОАО “Тольяттимолоко” включает в себя следующие подразделения:

  • молочный и продуктовый производственные комплексы (в состав каждого комплекса  входит несколько  технологических цехов);
  • вспомогательные цеха;
  • проектно-конструкторский отдел;
  • центральную лабораторию;
  • коммерческую службу (службу директора по логистике);

Технологический цех – в его функции входит:

  • выпуск продукции, согласно установленного плана и номенклатуры;
  • организация работ по охране труда и технике безопасности;
  • организация работ по эксплуатации, ремонту оборудования и сооружений.

Вспомогательные цеха – цех по снабжению водой, паром, теплофикационной водой и отводом сточных вод, цех по ремонту контрольно-измерительных приборов, цех по обслуживанию материалопроводов,  цех по снабжению производств сжатым воздухом, азотом – в их функции входит:

  • снабжение технологических цехов энергоресурсами;
  • передача продуктов между цехами по материалопроводам;
  • ремонт контрольно-измерительных приборов;
  • защита трубопроводов и оборудования от химического воздействия;
  • разгрузка поступающего сырья и подготовка готовой продукции к отправке покупателям.

Проектно-конструкторский отдел – в его функции входит:

  • разработка проектов новых технологических производств;
  • разработка проектов по реконструкции существующих технологических производств;
  • проектирование нового оборудования;
  • выполнение проектов по реконструкции существующего оборудования.

Центральная лаборатория – в её функции входит:

  • разработка методов получения новых продуктов производств;
  • совершенствование методов получения существующих продуктов производств.

 Коммерческая служба (служба директора по логистике) –  её функции:

  • решение всех вопросов связанных с реализацией готовой продукции;
  • снабжение всех производств сырьём и материалами;
  • снабжение оборудованием, запасными частями, материалами для изготовления запасных частей, оборудованием для проведения ремонтных работ и капитального строительства.

 Внешняя среда ОАО «Тольяттимолоко».

Внешняя среда организации состоит из отдельных людей, групп или учреждений, предоставляющих ей ресурсы, влияющих на то, как принимаются решения внутри организации или являющихся потребителями результатов ее деятельности, т.е. продукции и услуг. Факторы внешней среды следующие: экономические, политические, рыночные, технологические, международные, социальные.

Экономическое состояние страны сильно влияет на экономическое состояние предприятия, в то же время экономическое состояние страны складывается из экономического состояния предприятий. В начале 90-х годов когда в стране наблюдался сильный спад производства, на ОАО «Тольяттимолоко» также был спад производства, так как сбыт продукции отсутствовал, производство продукции составляло 40 – 50 млрд. руб. в месяц. В то время было принято решение по ориентации сбыта продукции на экспорт, что позволило увеличить производство до 60 – 70 млрд. руб. в месяц. Известные события августа 1998 года позволили предприятию укрепить свои экономические позиции. События  августа 1998 года были вызваны политическими просчетами, это говорит о том, что все внешние факторы, влияющие на предприятие, взаимосвязаны. Политика государства, проводимая в налоговой сфере, сдерживает развитие предприятия.                              

Рынок - это конкретная форма проявления товарного обмена и обращения, где функционирует торговый капитал и не только он. Отсюда рынок продукции есть совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающая обмен продукции и труда.

Цена, которая складывается на рынке продукции, содержит богатую информацию, необходимую всем участникам экономической деятельности. Постоянно изменяющиеся цены на продукцию дают объективную информацию о потреблённом количестве, ассортименте, качестве поставляемого на рынок товара. Рынок воздействует на все сферы хозяйственной деятельности, прежде всего на производство. Постоянно изменяющиеся колебания цен не только информируют  о состоянии дел, но и регулируют хозяйственную деятельность. Растёт цена – сигнал к расширению производства, падает цена – сигнал к его сокращению. Информация, предоставляемая рынком, заставляет производителей снижать затраты, улучшать качество продукции. При этом рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство товаров с общественным эталоном, т.е. соизмеряет затраты и результаты, выявляет ценность товара посредством определения не только количества затрат труда, но и его пользы. Рыночный механизм – достаточно жёсткая, в известной мере жестокая система. Он постоянно проводит «естественный отбор» среди участников хозяйственной деятельности. Используя инструмент конкуренции, рынок очищает экономику от неэффективно функционирующих предприятий. Это в свою очередь побуждает производителей к созданию качественных товаров по приемлемым ценам.

Итак, для компании ОАО «Тольяттимолоко» предпочтительна альтернатива роста на ближайшее время, т.к. наблюдается тенденция роста рынка (прогнозное значение от 11% до 15%). Продажи нашей компанией некоторых видов продукции демонстрируют невиданный рост. Фирма является одним из лидеров по производству молочной продукции и переработке сельскохозяйственного сырья. Благодаря модернизации оборудования, увеличению производственных мощностей, диверсификации производства и налаживанию новых контактов планируется выход на новые рынки за пределами Самарской области. 

 

2.4. SWOT- анализ предприятия

 

Применяемый для анализа среды метод СВОТ (англ. SWOT) – сила (strength), слабость (weakness), возможности (opportunities) и угрозы (threats) – является широко признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды. Методология СВОТ предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, и после этого установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии.

Таблица 2.3.

Матрица возможностей

Вероятность использования возможностей

Влияние возможностей на организацию

Сильное

Умеренное

Малое

Высокая

Расширение продуктовой линии

Возможность модернизации оборудования

 

Средняя

Выход на новые рынки

Падение торговых барьеров

 

Повышение спроса на продукцию

 

Низкая

Ухудшение позиций основных конкурентов фирмы

   

 

Таблица 2.4.

Матрица угроз

Вероятность реализации угроз

Влияние угроз на организацию

Разрушение

Критическое состояние

Тяжелое состояние

«Легкие ушибы»

Высокая

 

Расширение объемов производства конкурентов и появление на рынке новых конкурентов

Появление на рынке товаров заменителей

 

Средняя

 

Изменение предпочтений потребителей

 

Появление новых технологий у конкурентов

 

Снижение темпов роста рынка

Низкая

       

 

С помощью проведенного анализа возможностей и угроз, а также сильных и слабых сторон можно установить, что предприятие имеет достаточный потенциал для своего дальнейшего развития. Он обладает многолетним опытом производства молочной продукции и наличием необходимых производственных мощностей. К тому же продукция, выпускаемая заводом, хорошего качества и пользуется спросом потребителей.

SWOT-анализ ОАО «Тольяттимолоко» приведен в табл. 2.5 (приложение 1).

Итак, сведения, полученные в результате анализа внешней среды, и аналитические данные внутренней диагностики предприятия были положены в основу предлагаемой стратегии развития ОАО "Тольяттимолоко". Перечислены некоторые из факторов внутренней и внешней среды, с учетом которых были определены основные направления развития предприятия.

 

2.5. Цели предприятия  при выборе новой стратегии  развития

 

Выработка стратегии развития предприятия предполагает знание и использование основных принципов планирования и управления. Принципы планирования определяют характер и содержание деятельности хозяйствующего субъекта. Правильное соблюдение принципов планирования создает предпосылки для эффективной работы предприятия и уменьшает возможность отрицательных результатов планирования. Как уже упоминалось ранее, определению стратегии развития предшествует осознание миссии и целей организации. При  разработке новой стратегии предприятию  характерны следующие цели:

Стратегические цели:

  1. Более высокое и надёжное положение на рынке.
  2. Расширение ассортимента продукции и повышение качества продукции.
  3. Увеличение доли рынка.
  4. Повышение репутации предприятия среди клиентов.
  5. Обеспечить хорошую рекламу.
  6. Использовать навыки, технологические разработки в выпуске новой продукции.
  7. Выход на рынок иностранных конкурентов с более низкими издержками.
  8. Обеспечить хорошую сбытовую сеть.
  9. Удовлетворить вкусы и потребности покупателей.

Применительно к ОАО «Тольяттимолоко» миссия может быть сформулирована следующим образом: "Помогаем людям расти, жить лучше и получать как можно от жизни больше вкусных, разнообразных и здоровых продуктов питания".

Тогда стратегическими целями могут являться следующие:

  • Занять лидирующие позиции на российском рынке по производству молочных продуктов;
  • Повысить уровень качества предлагаемых продукций  до высших мировых стандартов;
  • Обеспечить полную востребованность существующего научного потенциала, а также условия для его развития;
  • Постоянно работать над внедрением новых, более эффективных технологий;
  • Достичь показателей, характеризующих эффективность производства, на высшем уровне.

В связи с этим руководство ОАО "Тольяттимолоко" строит свою деятельность на следующих принципах:

  • постоянно повышать престиж, конкурентоспособность предприятия, как надежного партнера на рынках сбыта продукции;
  • считать главной задачей руководства и каждого сотрудника выполнение требований и пожеланий потребителя;
  • совершенствовать технологические процессы путем внедрения научно-технических решений, технического перевооружения, освоение ресурсо- и энергосберегающих технологий;
  • повышать эффективность управления производством на основе анализа результативности и эффективности процессов;
  • повышать корпоративную культуру предприятия, основываясь на открытости, доверии и сотрудничестве.

Итак, масштабность производства, острая конкуренция на рынках  молочных продуктов требует, особенно в сложных экономических условиях, разработки продуманной политики развития предприятия, рассчитанной на длительную перспективу. Поэтому наша стратегия направлена на создание конкурентоспособной продукции, которая является  обязательной составной  частью   стратегического   планирования  на  предприятие.

Надежность прогнозирования в значительной  мере  определяется полнотой  и  достоверностью  используемой  исходной  информации,  а   также применяемыми методами планирования. Необходимо поэтому постоянно  собирать, анализировать  и   корректировать   имеющуюся   на   предприятии   планово-экономическую информацию, на основе которой  разрабатываются  и  уточняются самые различные прогнозы долгосрочного развития производственных систем.

Информация о работе Выбор стратегических позиций организации