Экономика и управление системами теплоэнергоснабжения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 16:45, курсовая работа

Описание

Анализ сложившейся ситуации в топливно-энергетическом комплексе свидетельствует, что эти угрозы носят уже вполне реальный характер. Диспропорции в топливо- и энергообеспечении отдельных регионов России становятся "хронической болезнью" (неудовлетворительное состояние коммунальной энергетики, сбои в теплоснабжении и др.), что реально угрожает энергетической безопасности регионов. Проблема усугубляется географией размещения запасов первичных энергоресурсов, производства нефтепродуктов и электроэнергии по регионам страны, недостаточностью мощностей линий электропередачи, связывающих Дальний Восток, Сибирь и европейскую часть страны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4

1 ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА 5

2 ОЦЕНКА ПРЕДПРИЯТИЯ 38

ЗАДАНИЕ1 38

ЗАДАНИЕ2 41

ЗАДАНИЕ3 44

ЗАДАНИЕ4 47

ЗАДАНИЕ5 51

ЗАДАНИЕ6 55

3 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЙ 57

ЗАДАНИЕ1 57

ЗАДАНИЕ2 59

ЗАДАНИЕ3 60

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙСПИСОК 63

Работа состоит из  1 файл

курсовая экономика моя.docx

— 430.07 Кб (Скачать документ)

Согласно  Энергетической стратегии на период до 2020 года для обеспечения энергетической безопасности, Россия должна решить 2 проблемы: осуществить модернизацию технологической  базы ТЭК и измененить структуры потребления и размещения производства ресурсов, т.е. предусмотрено увеличение потребления атомной и гидроэнергии, угольной продукции и использования возобновляемых источников.

Энергетический  фактор непосредственно влияет на наши отношения с более чем с 80 странами. В 2006 году Российская Федерация официально председательствовала в «Группе  восьми». Основной темой по нашей  инициативе была глобальная энергетическая безопасность. По итогам российского  председательства в «Восьмерке»  была одобрена совместная политическая декларация по энергобезопасности. Впервые в мировой практике удалось выработать комплексный концептуальный документ, ориентированный на глобальную энергетическую безопасность, который учитывает интересы как стран-потребителей, так и производителей энергоресурсов, а также дает четкое определение понятию глобальной энергобезопасности, т.е. это обеспечение эффективного, надежного и экологически безопасного энергоснабжения по ценам, отражающим фундаментальные принципы рыночной экономики.

Основные  действия обеспечения глобальной энергетической безопасности: поощрение мер по переходу к энергосберегающему стилю жизни, развитию

новых экологически безопасных видов энергии  будущего; совместные  

действия  по предотвращению и разрешению энергетических конфликтов; коллективная ответственность  мировых держав за обеспечение устойчивого  доступа всех жителей планеты  к жизненно важным источникам энергообеспечения; поддержка международных организаций  в сфере энергетики (Международное  энергетическое агентство, Международный  Энергетический Форум, профильные организации ООН, Организация стран-экспортеров нефти, Форум стран-экспортеров газа).

Таким образом, проблема глобальной энергетической безопасности является весьма актуальной и представляет собой перспективное  направление для аналитического исследования. Она не является глубоко  разработанной, если судить по открытым ресурсам сети Интернет. В основном она затронута в профильных изданиях, но не в периодической печати. В  Энергетической стратегии отмечено, что Россия придерживается принципа открытости своей энергетической политики. В первую очередь, это должна быть открытость и информация для граждан, ведь именно мы являемся, в конечном счете, потребителями энергии. Россия богата ресурсами, но в то же время  удивительно энергорасточительная страна: у нас на один доллар ВВП  в 5–6 раз большем энергозатрат первичных невосполнимых ресурсов. Степень владения энергоресурсами напрямую связана с энергетической безопасностью страны. Глобальная энергетическая безопасность зависит не только от игроков на мировой энергетической арене, но и в отдельности от каждого отдельно взятого человека. 

      И. Хузмиев, советник председателя Правительства РСОА, д.т.н., профессор.

      Основной  целью развития топливно-энергетического  комплекса является создание экономических, организационных и правовых условий, обеспечивающих надежное функционирование системы энергоснабжения для  обеспечения энергетической безопасности страны, которая определяется возможностью ТЭК обеспечить энергоресурсами  потребителей в России, а  

также потребителей в странах-партнерах. Определение основных приоритетов  энергетической политики, разработка новых структурных, технологических  и технических решений, обеспечивающих устойчивое энергоснабжение России в XXI веке, являются основой ее энергетической безопасности. Важным при этом является устойчивость энергетического сектора  к различным внешним и внутренним кризисным и чрезвычайным воздействиям, остро стоит вопрос о надежном, бесперебойном энергоснабжении  потребителей по доступным ценам.

Сегодня энергетики на внутреннем рынке энергоносителей  сталкиваются с рядом проблем, решение  которых является неотъемлемым условием реализации стратегии устойчивого  экономического роста. В последние  годы основным фактором, снижающим  устойчивость энергетики, является износ  основных фондов, отсутствие необходимых  инвестиций для расширенного воспроизводства  технико-экономической базы, высокая  дебиторская и кредиторская задолженность  предприятий энергетики. Необходимо учитывать также при составлении  среднесрочных и долгосрочных прогнозов  развития экономики страны устойчивый рост цен на углеводородное топливо  и связанные с ним многочисленные проблемы.

Внешние проблемы Российского ТЭК в основном находятся в рамках «энергодиалога» со странами европейского союза. Основное противоречие заключается в принятии базового принципа: Российский ТЭК интегрируется с ЕС (на этом настаивает Европа), или же Россия взаимодействует с Европой на основе взаимовыгодного партнерства. Естественно, главные вопросы, которые ставят наши партнеры, связаны с природным газом, доступом к контролю за его добычей, транспортом и ценами. Предпринимаются попытки вмешательства во внутренние дела под лозунгами защиты прав коренных народов, и создаются помехи по доступу России на рынки Азии и Тихоокеанского региона. При решении этих проблем нужно учитывать разные факторы, главные из которых: рост населения планеты, истощение запасов основных ископаемых углеводородных энергоносителей, экология и  

рост  эмиссии тепличных газов, геополитика. В этой связи необходимо активизировать «энергодиалог» по реализации концепции энергетики России в рамках G8 с соблюдением суверенных прав на управление источниками своих энергоресурсов, приоритетом внутреннего рынка, независимой ценовой политикой и национальным контролем за стратегическими запасами энергоносителей и транспортными системами.

При этом энергетика России должна быть ориентирована  на:

• рост производства и потребления экологически чистых возобновляемых и нетрадиционных энергоносителей, чтобы они вместе с использованием потенциала энергосбережения стали главным источником энергии  и способствовали сокращению эмиссии  тепличных газов;

• повышение  эффективности использования ископаемого  углеводородного топлива;

• расширение использования в среднесрочной  перспективе экономических и  экологических преимуществ природного газа в качестве основного топлива;

• модернизация угольной отрасли, ее ресурсно-технологической  и перерабатывающей базы;

• развитие и повышение безопасности атомной  энергетики;

• массовое применение когенерационных технологий в электроэнергетике, обеспечивающих рост к.п.д. энергоустановок до 80-90% ;

• определение  приоритетов в сфере энергетических инфраструктурных проектов, таких, как  Североевропейский газопровод, энергетические транспортные системы для экспорта энергоносителей в Азиатско-Тихоокеанский  регион.

В целях  укрепления энергетической безопасности России необходимо разработать и  принять на уровне Правительства  сбалансированную энергетическую политику. При решении всех проблем, связанных  с энергетикой, необходимо обеспечить свободный доступ к нормированным  количествам энергоресурсов всем потребителям с учетом рыночных реформ и социальной защиты семей с низкими доходами. 

Необходимо  понять, что так называемые дешевые  энергоресурсы в среднесрочной  перспективе наносят экономике  больше вреда, чем пользы. Газовая  пауза закончилась, а в обществе нет ясного понимания этого факта. Поэтому разработка новых, не противоречащих рыночным реформам нормативно-правовых актов, корректировка энергетической политики на внутреннем и внешнем  рынках должны способствовать повышению  энергетической безопасности России. Необходимо создать условия для  модернизации ТЭК с целью обеспечения достойного уровня жизни граждан страны с учетом социальной справедливости путем экономии всех ресурсов и сохранения окружающей среды. 

С.А.Михайлова

      Энергетическая  безопасность является одним из главных  стратегических ориентиров ЭС-2030. Главные  системные проблемы в указанной  сфере:

- недоинвестированность развития отраслей ТЭК (за последние 5 лет объем

инвестиций  в ТЭК составил около 60% от необходимых по ЭС-2020);

- высокая  степень износа основных фондов  ТЭК (в электроэнергетике и  газовой промышленности – почти  60%; в нефтеперерабатывающей промышленности - 80%);

- монозависимость российской экономики и энергетики от природного газа, доля которого в структуре внутреннего потребления ТЭР за годы реализации ЭС-2020 увеличилась с 52 до 54% при сокращении доли угля с 17 до 15%;

- несоответствие  производственного потенциала ТЭК  мировому научно-техническому уровню, включая экологические стандарты;

- слабое  развитие энергетической инфраструктуры  в Восточной Сибири и на  Дальнем Востоке.

Принципы  и механизмы повышения энергетической безопасности включают в себя:

- обеспечение  гарантированности и надежности  энергоснабжения экономики и  населения страны;

- обеспечение  надежного функционирования и  развития энергетической инфраструктуры, минимизация энерготранспортных ограничений между регионами страны, а также между отдельными энергоузлами;

- разделение  полномочий и ответственности  за обеспечение энергетической  безопасности;

- максимально  возможное использование конкурентоспособного  отечественного оборудования;

- гарантированное  выполнение обязательств по международным  экспортным контрактам;

- законодательное  ограничение предельного уровня  износа основных производственных  фондов и стимулирование привлечения  инвестиций для

их модернизации;

- стимулирование  развития отечественного производства  энергоносителей с высокой добавленной  стоимостью;

- своевременность  и достаточность геологоразведочных  работ, подготовки и

 освоения  новых месторождений. 

      Р. В. Окороков

      Энергетическая  безопасность – основа устойчивого  развития экономики страны.

Функционирование  технологий для производства товаров (услуг) хозяйственного и личного  потребления во всем цивилизованном мире в настоящее время основано на преимущественном использовании  энергетических ресурсов, как первичных (уголь, нефть, природный газ и  др.), так и преобразованных (дистилляты, электрическая и тепловая энергия  разных форм и т. п.), обладающих более  высокими потребительскими свойствами и потенциалом использования. В обозримом будущем не предвидится смена традиционных технологий обеспечения жизнедеятельности живущих на нашей планете людей, количество которых ежегодно увеличивается почти на сотни миллионов. Поэтому проблема

 энергетической  безопасности человеческого сообщества  в целом, а также отдельных  регионов и стран становится  основным фактором их устойчивого  развития.

Энергетическая  безопасность также весьма актуальна  для России, несмотря на то, что ее жители обладают наибольшими потенциальными запасами энергетических ресурсов на душу населения.

Понятие энергетической безопасности в настоящее  время не имеет однозначного толкования в научной литературе. В наиболее известной трактовке, предложенной учеными СЭИ СО РАН имени Л. А. Мелентьева, энергетическая безопасность понимается как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от угрозы

 дефицита  в обеспечение их потребностей  экономически доступными топливно-энергетическими  ресурсами приемлемого качества, а также от угрозы нарушения топлива и энергоснабжения потребителей.

По нашему мнению, это определение не является универсальным, поскольку 

оно подразумевает  нацеленность на защищенность объекта  от угроз, а не на их предупреждение или уменьшение, а также не связывает  его энергетическую безопасность с  целями процесса долговременного развития.

В свете  сказанного становится очевидно, что под энергетической безопасностью любой экономической системы (страны, региона, отрасли, предприятия) следует понимать минимальную вероятность проявления внешних и внутренних угроз процессу ее энергоснабжения, при которой не нарушается долговременное устойчивое функционирования системы. Из данного определения энергетической безопасности любой хозяйствующей системы следует, что для управления ею необходимо, в первую очередь, определить виды угроз, выявить их индикаторы и оценить их значения, при которых не нарушается устойчивое функционирование системы (определить их пороговые значения), а также провести анализ возможных последствий реализации угроз и разработать меры по их предупреждению или ликвидации.

Информация о работе Экономика и управление системами теплоэнергоснабжения