Экономика и управление системами теплоэнергоснабжения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 16:45, курсовая работа

Описание

Анализ сложившейся ситуации в топливно-энергетическом комплексе свидетельствует, что эти угрозы носят уже вполне реальный характер. Диспропорции в топливо- и энергообеспечении отдельных регионов России становятся "хронической болезнью" (неудовлетворительное состояние коммунальной энергетики, сбои в теплоснабжении и др.), что реально угрожает энергетической безопасности регионов. Проблема усугубляется географией размещения запасов первичных энергоресурсов, производства нефтепродуктов и электроэнергии по регионам страны, недостаточностью мощностей линий электропередачи, связывающих Дальний Восток, Сибирь и европейскую часть страны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4

1 ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА 5

2 ОЦЕНКА ПРЕДПРИЯТИЯ 38

ЗАДАНИЕ1 38

ЗАДАНИЕ2 41

ЗАДАНИЕ3 44

ЗАДАНИЕ4 47

ЗАДАНИЕ5 51

ЗАДАНИЕ6 55

3 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЙ 57

ЗАДАНИЕ1 57

ЗАДАНИЕ2 59

ЗАДАНИЕ3 60

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙСПИСОК 63

Работа состоит из  1 файл

курсовая экономика моя.docx

— 430.07 Кб (Скачать документ)

      РГ: Что конкретно будет в этой доктрине и что вообще понимается под термином "энергетическая безопасность"

      Патрушев: Доктрина будет разрабатываться для обеспечения системного подхода в обеспечении энергетической безопасности и координации деятельности соответствующих министерств и ведомств. Она

 будет  учитывать положения Стратегии  национальной безопасности до 2020 года и Энергетической стратегии  России до 2030 года.

      Необходимо  гарантировать надежное энергообеспечение  страны в любых условиях, даже при  угрозе чрезвычайных ситуаций. Для  этого нужно создать стратегические резервы топлива и оборудования, которые понадобятся в случае крупных аварий. Кроме того, планируется  постепенно снять ограничения в  транспортировке энергоресурсов между  различными регионами, а также между  отдельными энергоузлами. Среди других задач  

 модернизация  нефтегазоперерабатывающих комплексов, своевременность геологоразведки,  подготовки и освоения новых  месторождений, рост экономического  потенциала и как итог -превращение России в одну из первых в экономическом и политическом плане мировых держав 

      Цыганок Анатолий Дмитриевич

     Центр военного прогнозирования, член–корреспондент АВН.

      В 2003 году Правительством РФ рассмотрена  и одобрена энергетическая стратегия  государства до 2020 года, предполагающая развитие нефтяной и газовой промышленности страны. В стратегии рассматриваются  три варианта развития ТЭК: оптимистический, при котором прогнозируется к 2013 году ВВП увеличить вдвое; умеренный  – в 1,7 раза; критический - при цене нефти на уровне $18 за баррель, экономика  страны будет развиваться темпами 

2,5 –  3,0 % в год. Серьезного развития  газовой промышленности не предусматривается.  Предполагается при добыче газа  в 2002 году в объеме 595 млрд куб. м. в 2010 году выйти на добычу 635 млрд куб. м, а в 2020 г. – на 682 млрд куб.м (следует напомнить, что в 1990 г. в России было добыто 647 млрд куб.м). При любых вариантах развития ТЭК много будет зависеть от надежной и безопасной работы систем трубопроводов. Общая протяженность магистральных, промысловых и распределительных трубопроводов в России составляет около 1 млн км. Магистральные газопроводы имеют производительность 618 млрд куб. м в год, по нефтепроводам транспортируется 95% добываемой нефти. Трубопроводные системы уже в настоящее время «накрывают» 35% территории страны, на которой проживает более 60% населения.(1)

       Однако в официальных основных  документах (законах и других  нормативно-правовых актах), серии  книг «Безопасность России. Безопасность  трубопроводного транспорта», до  сих пор рассматриваются вопросы  безопасности только при техногенных  авариях, отказах на магистральных  трубопроводах и нарушениях правил эксплуатации газооборудования жилого фонда городов и объектов ЖКХ. По

     ориентировочным подсчетам, по криминальным врезкам  отбирается более 10 000 тонн топлива  ежегодно. Такое же положение с  хищениями наблюдается и на нефтепроводах. На государственном уровне вопросы  охраны и защиты трубопроводных систем в новых реалиях современности - при усилении угроз терроризма и изменении самой системы  безопасности - рассматриваются недостаточно полно, хотя наименее прогнозируемой причиной возникновения аварий является нарушение  целостности трубопроводов самовольными врезками с целью хищения нефтепродуктов и нефти и проведения терактов. Наибольшее число таких случаев  отмечено на территориях Самарской, Нижегородской, Орловской, Московской, Брянской областей и в Краснодарском  крае.

Предложения по совершенствованию энергетической безопасности

      Во-первых, правительством должна быть выполнена  федеральная программа сплошной очистки территории страны от взрывоопасных  предметов, оставшихся после Первой и Второй мировых войн. Для того чтобы вывести из строя нефтепровод или газопровод, не нужны десятки килограммов взрывчатки. В старых магистральных газопроводах газ передается под большим давлением, от 55 до 75 атмосфер, новый класс нефтепровода для газовых месторождений Ямала рассчитывается на давление 120 атмосфер. Достаточно нарушить внешнею стенку газопровода, чтобы давление изнутри сделало разрыв максимальным. Поэтому одна из основных задач для России - очистить территорию от взрывоопасных

предметов, таящихся в земле после прошедших  боев. Может быть, на первом этапе  имеет смысл провести расчистку  от взрывоопасных предметов, оставшихся после боевых действий, в зонах  прохождения магистральных нефтепроводов  и единых технологических коридоров, в которых располагается до 10 ниток газопроводов. В каждой из них транспортируется около 90 млн куб. метров газа в сутки. В середине 90 годов в России уже принималась федеральная программа по сплошной очистке территории Европейской части, но из-за отсутствия средств она находится в  
 

замороженном  состоянии.

      Во-вторых, необходимо приступить к разработке концепции безопасности трубопроводных систем. За последние 13 лет практически  не проводились фундаментальные  исследования по разработке научных  основ надежности и обеспечения  безопасности трубопроводных систем. В современных условиях, когда  возникла потребность в сооружении трубопроводов нового поколения, когда  угрозы трубопроводным системам носят  не только техногенный, но и преднамеренно  террористический характер, важно сформировать научно обоснованную теорию безопасности трубопроводных систем. На основе теории создать долговечные трубопроводные системы и надежно их эксплуатировать  под современной охраной и  защитой. Следовало бы учесть и зарубежный опыт в области промышленной безопасности, который начал формироваться 20-30 лет назад, и разработать федеральные  стандарты по примеру «Правил  безопасности трубопроводов США».

        В-третьих, необходимо изменить, ужесточить государственные требования  к безопасности на этапах проектирования  и строительства газо- и нефтепроводов. Магистральные трубопроводы проложены не везде скрытно под землей. В песках, например, Средней Азии, Сирии и в Ираке, Саудовской Аравии нефтепроводы проложены по песку, без всякого заглубления. В России сегодня более жесткие экологические требования, по сравнению с аналогичными требованиями Евросоюза и международных экологических

 организаций.  Чтобы предупредить загрязнение  местности, трубопроводы, как правило,  проходят в технических коридорах  существующих нефте- и газопроводов, что значительно снижает ущерб земельным ресурсам. При строительстве резервуарного парка, например, в Приморске (Балтийская трубопроводная система), применена полистовая сборка резервуара, с толщиной стенки первого пояса 28 мм. Подводные переходы через основные реки, пересекаемые трассой нефтепровода, выполнены методом наклонно-

направленного бурения, а подводный переход  реки Нева выполнен методом  

микротоннелирования с глубиной залегания более 10 м ниже линии размыва. Большая часть магистральных трубопроводов заглубляется.

        На поверхности совершенно открыто  остаются наиболее уязвимые места:  компрессорные и насосные станции,  газораспределительные станции  магистральных трубопроводов, нефтеперерабатывающие  заводы, терминалы, плавучие платформы,  вентильные узлы. Система безопасности  должна защищать не только  от техногенных катастроф, но  и актов терроризма. Элементы  трубопровода, которые находятся  на поверхности, должны быть  «залегендированы» и замаскированы. Одновременно рядом с ними может быть проложена ложная сеть трубопровода и организованно постоянное наблюдение и контроль специализированных подразделений, способных в случае угрозы быстро обнаружить преступников и быстро их обезвредить. При разработке проекта следует учитывать вопросы постоянного наблюдения, масштабной маскировки этих большеразмерных объектов, используя современные технологии. Для контроля за территорией, занимаемой трубопроводами, возможно использование беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) российского производства «Проня», ДПЛА – БРАТ или «Пустельга». В США, например, федеральная авиационная администрация готовит пакет нормативных актов, регулирующих правила использования БПЛА, чтобы использовать в гражданских целях более 8 тыс. беспилотных аппаратов для контроля над протяженными объектами.

            На Западе более 25 лет назад перешли на другой принцип  охраны, с

учетом  новых реалий и с использованием современных технологий. В Турции и Египте специальная компания аэрокосмического гиганта Northrop Grumman занимается охраной трубопроводов с использованием своих космических аппаратов. Ряд частных компаний разрабатывает альтернативные государственным средствам системы выведения спутников на орбиту, в том числе и для наблюдения за трубопроводами. Так, например,

в июне 2004 года частный ракетоплан Space Ship One совершил суборбитальный полет на высоте 100 километров.  

      В России компания «Газком» только начинает создавать новую систему космического зондирования Земли и к 2007 году выводит на орбиту два спутника серии «Стрелка» для наблюдения за транспортными системами. В Северной Америке охрану этих стратегически важных объектов несут частные военные организации (ЧВО). Количество частных военных организаций и структур для охраны длинноразмерных объектов постоянно увеличивается. В настоящее время в Ираке, например, находится, по разным данным, от 15 до 20 тыс. сотрудников ЧВО, охраняющих трубопроводы и другие важные объекты. Для постоянного наблюдения на всю длину трубопровода они использует данные спутникового контроля, навигационную аппаратуру и беспилотные летательные аппараты, вертолеты, машины. Для внутритрубной диагностики трубопровода используют магнитные и ультразвуковые снаряды, сопровождаемые системой глобального позиционирования (GPS) для высокоточного определения трубопровода на местности, геодезических координат через искусственный спутник. За добычу нефти отвечают нефтяные компании, а за охрану трубопроводов нет. Почему бы ни передать это все в частные руки? Но премьер-министр Михаил Фрадков высказал мнение, что нецелесообразно передавать нефтепроводы и газопроводы в частные руки. Он, правда, не объяснил, почему. Деньги на строительство трубопроводов и оборудование их современными системами наблюдения и охраны у частных компаний есть, но законодательство не позволяет им осуществлять подобные инвестиции.

        В-четвертых, необходимо правовое  обоснование по созданию частных  военных организаций и формирований (ЧВО). У этого предложения будет  много противников. Но пятнадцать  лет назад примерно такие же  вопросы ставились, когда стали  создаваться частные охранные  предприятия. За 15 лет нормативная  база приведена в соответствии  с федеральными законами.

Современные частные охранные предприятия нормально  функционируют 

под патронажем МВД. Смысл создания ЧВО состоит именно в том, что они нужны для охраны объектов большой протяженности (нефтепромыслов, 

 трубопроводных  систем, плавучих платформ). Решением  правительства этим структурам  могла бы делегироваться часть  прав на использование данных  космической разведки, управления  и связи. Возможна передача  в аренду системы дешифрирования  космических снимков, управления  БПЛА, вертолеты и другая техника.  Но действующее законодательство  не позволяет передавать объекты  инфраструктуры в частную собственность.  

      Интервью  Сергея Макухи, заместителя директора Департамента государственной энергетической политики и энергоэффективности Минэнерго России, журналу «Энергополис».

     Наша  страна занимает одно из ведущих мест на мировых энергетических рынках благодаря  мощному топливно-энергетическому  комплексу и значительным запасам  энергетических ресурсов. Но для стабильного  обеспечения экономики и населения  России всеми видами энергии необходима долгосрочная энергетическая политика. Использование природных топливно-энергетических ресурсов и потенциала энергетического  сектора для роста экономики  и повышения качества жизни населения  страны - цель энергетической политики, которую проводит Министерство энергетики РФ.

     - Почему именно сейчас возник  острый интерес к проблемам  энергосбережения и энергоэффективности?

     - Россия входит в число тех  немногих стран мира, в которых  уже 

     разведанные запасы ископаемых топливно-энергетических ресурсов обеспечат энергетическую безопасность на многие годы вперед.

     Однако  проблема заключается в том, что  их добыча и переработка в электрическую  и тепловую энергию требуют все  больше инвестиций. Топливные ресурсы  дорожают, а вместе с ними дорожает и теряет конкурентоспособность  продукция отечественного производства.

     Задачи  кардинального улучшения и дальнейшего  развития процесса

       формирования и реализации политики  энергосбережения 

     сформулированы  в Указе Президента Российской Федерации  от 4 июня 2008 года № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики».

Информация о работе Экономика и управление системами теплоэнергоснабжения