Институциональные теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 20:49, реферат

Описание

Аксиоматическое поле неоклассики.
Любая научная дисциплина опирается на определенные предпосылки:
- фундаментальные («жесткое ядро»)
- менее значимые («защитный пояс»)

Работа состоит из  1 файл

институциональная.doc

— 282.50 Кб (Скачать документ)

Ех: М.Р в индустрии  страхования (пренебрежение рисками: недобросовестное поведение; чрезмерное использование предоставленных  услуг).

Не всегда можно  выделить где Н.О, а где М.О.

М.Р: если безопасный, значит можно и проскочить.

Н.О: «рисковые» водители выбирают на стадии покупки  именно безопасный автомобиль.

Возникновение М.Р связано с ассиметричностью информации, которой обладают участники взаимодействия.

Различают:

· М.Р со скрытыми действиями (усилия А неподконтрольны  Р) – з/п А (уже оговорена в  контракте) не связана с его усилиями.

· М.Р со скрытой  информацией (известные А внешние  условия неизвестны Р).

Механизмы борьбы с М.Р.

1)Внутренние: доступны  заинтересованной стороне в рамках конкретного К и оплачиваются участниками.

2)Внешние: обеспечены  самим рынком или той сферой, где данный К заключается (участники  не платят или платят опосредованно).

Внутренние механизмы:

А) оплата по результату – вознаграждение А сделать зависимым не от его знаний (для Р невидимых), а от прибыли, которую Р видеть может.

На практике: заложить в К выплату бонусов, а при неблагоприятном для  Р исходе – штраф.

Б) мониторинг –  сократить поля для оппортунизма.

В) эффективная  з/п – предусмотреть вознаграждение А больше среднерыночного, чтобы ценил место работы, боялся увольнения за недобросовестность.

Г) «сделай сам» - можно сделать ремонт комнаты  самому.

Внешние механизмы:

А) репутация  ны рынке А – косвенно стимулирует  хорошую работу.

Б) конкуренция на рынке конечного продукта – неэффективная фирма будет вытеснена с рынка.

В) угроза поглощения – поглощение фирмами с более  эффективным менеджментом.

Внелегальная  экономика: понятие, структура и методы измерения.

Внелегальная  экономика – сфера, в которой экономическая деятельность осуществляется вне рамок закона, т.е. сделки совершаются без использования закона, правовых норм и формальных правил хозяйственной жизни. Внелегальная экономика состоит из трех элементов:

· неофициальная  экономика – легальные виды экономической деятельности, в рамках которых имеет место нефиксируемое с целью минимизации издержек производство товаров и услуг. Все укрываемые от государства виды деятельности не могут регулироваться нормами права и требуют применения отличных от легальных механизмов защиты прав собственности;

· фиктивная  экономика – экономика приписок, спекулятивных сделок, взяточниства и всякого рода мошенничества, связанных  с получением и передачей денег;

· криминальная экономика – экономическая деятельность, связанная с прямым нарушением закона и посягательством на легальные права собственности.

В силу сокрытия внелегальных сделок от официальной  статистики актуальна проблема измерения  размеров внелегальной экономики. Для  этой цели используются следующие подходы:

· монетарный метод, строящийся нВ основе гипотезы об использовании  во внелегальных расчетах исключительно  наличных средств;

· метод балансов расходов и доходов, при котором  декларируемые доходы сравниваются с суммой расходов, реально потребленными товарами и услугами;

· анализ занятости  позволяет предположить, что сохраняющийся  длятельное время высокий уровень  незароегистрированной безработицы  свидетельствует о наличии широких  возможностей для занятости во внгелегальном  секторе;

· метод технологических коэффициентов применим для получения данных об  объеме реального выпуска на основе известных затрат и технологических коэффициентов;

· опросы домашних хозяйств и руководителей предприятий  позволяют получить экспертные оценки величины внелегального сектора;

· социологический  метод, заключающийся в анализе  особых норм, по которым совершаются  внелегальные сделки, и их распространенности в обществе, частоте их применения при заключении сделок.

Издержки  подчинения закону, цена внелегальности и последствия  существования внелегальной экономики

Цена внелегальности складывается из нескольких элементов:

· издержки, связанные  с уклонением от легальных санкций, принимают форму платы за услуги налоговых и иных консультантов, потерянной в результате ограничения  размеров производства и рекламы выгод;

· издержки, связанные  с трансфертом доходов. Даже уклоняющиеся от уплаты налогов экономические  субъекты делятся полезным эффектом от своей деятельноси с государством, но ничего не получая взамен.

· издержки, связанные  с уклонением от налогов и начислений на з/п. Уклонение от выплаты подоходного налога, обязательных платежей в фонд социального страхования, в пенсионный фонд позволяют предприятию экономить на оплате труда, но при этом снижает стимулы к замещению труда капиталом и техническому перевооружению.

· издержки, связанные  с отсутствием легально зафиксированных  прав собственности. Внелегальная спецификация прав собственности м осуществляться только в рамках социальных структур, на основе социальных санкций и персонификации отношений.

· издержки, связханные с невозможностью использования  контрактной системы. Внелегальная процедура заключения контрактов затрудняет реализацию долгосрочнх проектов, в  которых участвуют многие экономические  субъекты.

· издержки, связанные  с исключительно двухсторонним характером внелегальной сделки. Стремление к сокрытию деятельности и ее результатов от закона побуждает максимально ограничивать круг участников внелегальной сделки.

· издержки доступа  к внелегальным процедурам разрешения конфликтов.

Последствия существования  внелегальной экономики:

- макроэкономические:

· к позитивным относятся стабилизирующая роль внелегальной экономики. Стабилизирующая роль внелегальной экономики сохраняется и при переходе легальной на рыночные рельсы. В периоды кризиса внелегальный сектор способен сохранить занятость на прежнем уровне за счет сокращения уровня оплаты труда.

· существование  внелегального сектора позволяет  реализовать предпринимательский  потенциал, который остается невостребованным в силу высоких издержек доступа на легальный рынок.

· негативное влияние  на социально-экономическое развитие. Ввиду невыгодности технического превооружения  во внелегальном секторе тормозится технический прогресс и в целом  снижается производительность труда, сокращается объем инвестиций из-за ограниченности их источников. Увеличивается налоговое бремя на экономических субъектов, все еще остающихся в легальном секторе. Данная ситуация побуждает к преходу во внелекильный сектор и тех, кто до последнего времени колебался – цена подчинения закону становится слишком высока. Результатом становится коллапс легального сектора – в нем остаются лишь наиболее крупные предприятия, которые просто не могут полностью уйти в «тень».

Государство как «грабитель-гастролер» и как «оседлый бандит»

Нестационарные  бандиты – бандиты-гастролеры любого масштаба.

Стационарные  бандиты – оседлые, рассчитывают на долгосрочное обирание горожан.

В данной модели государства – некая структура, которая занимается поборами и рассчитывает заниматься ими как можно дольше.

Гастролеры и  оседлые бандиты отличаются тактикой получения дохода:

1)бандит гастролер  стремится максимизировать краткосрочный  доход относительно территории  страны и множества людей, которых  он ограбил;

а)инвестирует в технологии перераспределения;

б)нет стимулов к созданию институтов АО обеспечению хозяйственной деятельности, т.к такие институты:

· блага длительного  использования, и издержки по их созданию в КП окупить правитель не может,

· обладают территориальной  специфичностью (эффективны только там где созданы);

2)стационарный  бандит стремиться максимизировать  свой доход в долгосрочном  периоде.

Он должен сохранить  у подданных:

- физические  возможности для правительства,

- стимулы к  производству.

У стационарного  бандита другие стимулы:

· пересечение конкуренции со стороны других бендитов;

· сохранение монополии  обирать своих подданных.

Часть налогов  стационарный правитель тратит на поддержание  порядка:

· создание системы  ФП – регламентация отношений  обмена между экономическими агентами (база для конкурентного поведения).

· обеспечение  четкой интерпретации и соблюдение этих правил – создание:

- информационной  среды, которая бы доносила  правила до людей,

- специального  механизма для выявления нарушителей  и их наказания 

- построили формальную  модель поведения стационарного  бандита,

- посчитали оптимальную  ставку налогообложения, которая  д.б не слишком маленькой и  не слишком большой,

- оценили степень  перераспреднлительности институтов, создаваемых стационарным бандитом: финансовые потоки перетекают  не только от граждан к государству, но и от одних граждан к другим посредством государства.

Сравнение бандитов.

Параметры Тип бандита
гастролеры Стационарные
Целевая

функция

Максими

зация

Краткоср

очного 

дохода

Максими

зации

я долгос

рочного

дохода

Стимулы

 к инвест

ициям

Технологи

и перерасп

Ределения

, военн

ые технол

огии

Создание и

нститу

тов поде

рживающих

 хоз.деят-ть

расходы - Поддержа

ние пор

ядка, пре

сечение

 конкур

енции

Изъятие д

оходов

полное С учетом

 возможн

остей во

спроизво

дства и 

стимулов

Ожидан

ия

Невозможно

сть по

дстроиться

Регулярно

сть и фо

Рмирован

ие ожидания

 
Размеры государства ограничены его «правалами»:

· отсутствие обязательной устойчивости результатов коллективного  выбора;

· информационная ассиметрия и рациональное неведение  изберателей;

· как искусственное обеспечение благоприятных условий для определенной группы;

· интересы государственного аппарата, приводящие к расточительности;

· безответственность, бюрократизм, взяточниство как результат  постоянной з/п, не зависящей от результатов  деятельности.

Государство и особенности  проблемы «принципал-агент»

                                         Договор: принципал-гражданин, агент-гос-во

Гражданин                                                                                                       Государство

                                   Гарант: принципал-гос-во, агент-гражданин 
 

Стремление государства  расширить свои полномочия.

Оппортунизм:

- гражданина  – уклонение от налогов (и  выборов),

- государство  – игнорирование интересов граждан.

Оппортунизм госслужащего (чиновника).

1.значительная  протяженность цепочки агентирования  (население-депутаты и президент-прав-во-подведомственные  чиновники и т.д).

2.неопределенность  принципала для конкретного чиновника.

3.аппелирование  к абстрактному «на благо общества», которое в каждом конкретном случае будет трактоваться субъективно.

Мультизадачность:

· у каждого  чиновника несколько принципалов (Р), каждый ставит свои задачи, противоречащие друг другу.

· при невозможности  ранжирования каждая новая задача стимулирует оппортунизм агента.

При неполноте  информации, низкой прозрачности государственного аппарата, существует возможность провалить  вообще все задачи и не понести  за это ответственности.

В интересах  даже самого честного чиновника предпочесть  для реализации те задачи, которые наиболее просты.

Попытки снизить  оппортунизм приводять к увеличению бюрократизации государственной организации.

Информация о работе Институциональные теории