Институциональные теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 20:49, реферат

Описание

Аксиоматическое поле неоклассики.
Любая научная дисциплина опирается на определенные предпосылки:
- фундаментальные («жесткое ядро»)
- менее значимые («защитный пояс»)

Работа состоит из  1 файл

институциональная.doc

— 282.50 Кб (Скачать документ)

Правила-предписанные модели( образцы) поведения, говорящие о том как себя надо вести в конкрет. ситуациях. Правила- ограничение в свободе действий. Позволяющие оценить заранее эффект исследования

Правила: - индивидуальные( топменеджер Иванов не нанимает родственников)- социальные: формальные( правила дорожного движения) и неформальные( приветствие при встрече).Отличия ФП и НП: ФП: создаются централизованно и осознанно; легко фиксируются; обеспеченны специальной легализированной защитой; могут быть быстро изменены. НП: спонтанно возникают внутри группы; нигде не зафиксированы явно(могут по разному интегрироваться, элемент непредсказуемости в отношениях); не защищены со стороны государства; могут изменяться лишь малыми приращениями. Соотношения ФП и НП.

дополнение и  поддержка ФП неформальными

конфликт ФП и НП

нейтральность ФП и НП

НП могут стать  источником формирования и изменения  ФП(создавая законы люди лишь фиксируют  норму, которая сложилась на практике).

Институт - правила  игры в обществе, дополненные механизмом принуждения к его исполнению.главную  роль., которую играют институты в обществе, заключается в снижении неопределенности путем установления устойчивой (хотя……. И не обязательно эффект-й структуры взаимодействия между людьми. Институты – некие ограничительные рамки, которые люди построили. Чтобы не сталкиваться друг с другом, чтобы легче было проводить переговоры и достигать соглашения, чтобы упрощать путь к поставленной цели из т. А в т. В.институт подобен лабиринту. Институт ограничивает свободу выбора эк. агента, он навязывает…. модель поведения( законом или обычаем). Институты обучают эк субъектов на основе: собственного опыта, внешней информации( в т.ч при помощи спец. организаций). Институты не вечны, изменения м.б. эволюционными и революционными.

Институт и  организация. Организация- группа людей, делегировавших свои интересы лидеру и объединившая ресурсы для достижения определ. цели, трудноосущ-ой для каждого в отдельности. Форма и поведение в организации определяются институтами. Если институты- правила игры, то организация –команда игроков, взаимодействующих в рамках данных правил. Организации вырастают из институтов.

Понятие экономического института.Функции  институтов 1 и 2 порядка.

Институт - правила  игры в обществе, дополненные механизмом принуждения к его исполнению.главную  роль., которую играют институты в обществе, заключается в снижении неопределенности путем установления устойчивой (хотя……. И не обязательно эффект-й структуры взаимодействия между людьми. Институты – некие ограничительные рамки, которые люди построили. Чтобы не сталкиваться друг с другом, чтобы легче было проводить переговоры и достигать соглашения, чтобы упрощать путь к поставленной цели из т. А в т. В.институт подобен лабиринту. Институт ограничивает свободу выбора эк. агента, он навязывает…. модель поведения( законом или обычаем). Институты обучают эк субъектов на основе: собственного опыта, внешней информации( в т.ч при помощи спец. организаций). Институты не вечны, изменения м.б. эволюционными и революционными.

Функции 1 порядка  характеризуют деятельность конкретных институтов.( координация, кооперация, перераспределение).Функции 2 порядка характеризуют институциональую среду в целом (рамочное регулирование,предсказуемость и стабильность, безопасность, минимазация затрат на сделки обучения).

Функции 2 порядка: 1. рамочное регулирование( снижение альтернатив, минимальные конфликты,и повышение эффективности координации.)2. обеспечение предсказуемости и стабильности( при следовании институту можно рассчитывать на определ. результат,оценивать затраты на его достижение.) 3. обеспечение свободы и безопасности( действуя в рамках института можно не бояться наказания со стороны закона или общественного мнения.) 4. минимазация затрат на совершение сделок( институты минимизируют усилия по поиску партнеров, помогают выполнению принятых обязательств.)5. передача знаний( в процессе формального или неформального обучения). Функции 1 порядка:

1) преодоление  проблемы координации поведения.  Проблема координации- выбор действий. Приводящих к единому равновесию  из 2 потенциально возможных. Проблема м.б. решена только при руководствовании одним и тем же правилом( пример правостороннее или левостороннее движение).наличие признаваемых большинством правил игры позволяет взаимодействовать более эффективно. Даже в отсутствии коммуникативных связей. Итак: функция координации: институты создают информационную инфраструктуру и обеспечивают досуг к ней всех потенциальных участников отношений. Также институты – самоподдерживающиеся без системы принуждения (т.к. следование правил доминантная стратегия участников). Общие ментальные модели способствуют координации за счет формирования фокальных точек. Фокальная точка: контекстуальный намек, лежащий вне взаимодействия, но позволяющий участникам координировать свое поведение. Вариант поведения, спонтанно выбираемый всеми попадающими в данную ситуацию. Фок. Точка возможна только в рамках соц. однородных групп( в рамках одной культуры) т.к. требуют общих ассоциаций. Соглашения-механизмы решения проблем координации деятельности множества людей( при повторяющемся взаимодействии).

2) способствование  кооперативному поведению. Решить  проблему кооперации можно за  счет принадлежности к конкретной  группе. Правила «свой-чужой»( сетевые  правила)(ограничивают круг общения). Почему правила этикета живучи. Несмотря на некоторую обраменяемость в следовании им?-дискриминационные барьеры для аутсайдеров,- предсказуемость поведения отдельного индивида и группы в целом. Проблема согласования личных и общественных интересов решается наличием правила: «надо вести себя кооперативно», нарушитель несет моральные издержки. Функция кооперации( контрактное право) –институты ограничивают эк. деятельность так чтобы избежать неэффективных результатов. Реальные институты, как правило, сочетают функции кооперации и координации.

3) решение проблемы распределения выгод и издержек. Институты позволяют распределять результаты между агентами, делить то, на что изначально ни у кого прав нет. Выработка общих правил (ассиметричночть распределения силы в конфликте) позволяет избежать издержек дележа. Функция дележа и распределения издержек и выгод- институты закрепляют равенство( или неравенство) между участниками отношений. возможно возникновение конкурирующих групп, одна из которых стремится сохранить этот институт, а другая- реформировать.

Формальные  е неформальные институты.

Формальным правилам соответствуют формальные институты, неформальные-неформальным.

3.1. неформальные  институты- принуждение к исполнению  нефор. правил( санкции за неисполнение). 1)правила существуют в памяти  участников различных соц. групп( не на бумаге) 2) в роли гаранта- любой участник группы заметивший нарушение. 3) способ принуждения к исполнению одних и тех же неформ. правил зависит от ментальных изделий. Санкции: - внутренние персональные(угрызение совести);-внешние персональные( реализуются пострадавшей стороной);- внешние коллективные( группой, в которую входит нарушитель):соц. осуждение потеря репутации( пример репутация банка), исключение из группы,остракизм( пример сильная зависимость от общины в китайских зарубежных диавторах)

Преимущества  неформ. институтов: возможность адаптации  к меняющимся внешним условиям и  предпочтениям в группе(лишить сына мороженого или денег для вечеринки), возможность применения разных санкций  в каждом конкретном случае( кого то нужно выпороть, кого то лишь наказать).

Недостатки НИ: неоднозначность трактовки правил, спонтанность реализации наказания, снижение эффективности санкции, возникновение  дискриминационных правил.

Чем сильнее  и интенсивнее соц. связи, тем  действеннее санкции, тем сильнее  влияние НИ( преимущество в случае конфликта с формальными). С развитием общества НИ теряют свой вес: связи между людьми слабеют, отношения перестают быть безальтернативными.

Следовательно возрастают стимулы к нарушению  НП.

3.2. формальные  институты. Принуждение к исполнению ФП( санкции за неисполнение).

1.ФП обычно  существуют в форме официальных  текстов( или устных договоров,  зафиксированных третьей стороной)

2. в роли гаранта-специализирующиеся  на этой функции индивиды.

3.санкции носят  организованный характер и не зависят от соц. связей.

Преимущества  ФИ: формализация,официальная фиксация следовательно можно экономить  на информационных издержках, понятие  санкции за нарушение правил, устраняют  содержащиеся противоречия)

Решают проблему безбилетника; могут противостоять дискриминации, т.к. инсайдер не имеет обязательного преимущества.

Гос-во имеет  преимущества в качестве ФИ.

-сравнительные  преимущества в осуществлении  санкций (использование отдачи  от масштаба).

-возможность  долгосрочных инвестиций в технологии  мониторинга и принуждения.

-монополия на  применение насилия

-доверие граждан.

-При слабом  государстве возникают альтернативные  институты - жесткие институты(«крыши»), черные арбитражные суды и  т.д.

Неписанные правила( хоть и достаточно прозрачные)

Организованный  и строгий характер санкций за нарушение.

-ускоренное  развитие ФИ может спровоцировать  распространение неформальных.

Правила законов-трудно ориентироваться, высокие издержки получения свежей информации.

Новые законы противоречивы-дополнительные стимулы к свободной их интерпритации.

«Крыша»- криминальная силовая группировка, оказывающая  покровительство какой либо фирме  в обмен на часть ее доходов.

«Красная крыша»-«крышевание» В рамках легальной силовой гос. структуры

«Черная крыша»- в рамках нелегальной силовой  структуры.

- формировалось  в РФ в условиях неэффективности  формального права и распространения  теневой экономики.

-высокая локальная  эффективность

-Повышенные  риски для пользующихся эк. субъектов.

Информация о работе Институциональные теории