Институциональные теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 20:49, реферат

Описание

Аксиоматическое поле неоклассики.
Любая научная дисциплина опирается на определенные предпосылки:
- фундаментальные («жесткое ядро»)
- менее значимые («защитный пояс»)

Работа состоит из  1 файл

институциональная.doc

— 282.50 Кб (Скачать документ)

Высокие издержки контроля со стороны Р не позволяют  оценить, привело ли конкретное действие рядового чиновника к улучшению исполнения функций государства или нет.

Не легко проверить  выполнение им установленной инструкции.

Растет объем  инструкций, которые следует выполнить, даже если они протеворечат разумным интересам граждан.

Фирма как экономическая  организация, ее границы и размер.

Организация –  единица координации, основанная на властных отношениях(делегирование 1 из ее участников - агентом права контроля над своими действиями другому ее участнику-принципалу).

Основные характеристики организации:

1.совокупность  участников

2.степень????????????????7 всех участников с целями организации

3.формальая структура  властных отношений, способность  иерархии.

Индивиды объединяются, так как выгодно????????7фирмы??????из-за сравнительного преимущества пред децентрализованным рыночным обменом.

Преимущества  фирмы(причины и возникновение  из рыночного обмена)6

1.координаия  без механизма цен:

-управление  внутри фирмы: приказы исполнителям.

-спецификация  в управлении активами - принятие  решении делегировано(индивиду или  отдельному органу).

-снижение издержек  переговоров при адаптации к  внешним ??????????

2.снижение информационной  асимметрии за счет длительности  внутрифирменных отношений:

-многое раскрывается  автоматически

-внутренний  контроль – оценивает не только  результат, но и выполнение задания.

Но увеличение размеров фирмы увеличивает трансакционные издержки.

Увеличение размеров фирмы и диверсификация производства:

1.увеличение  трансакционных издержек с внешней  средой(предприниматель м.б. не  в силах оптимизировать решение(когнитивные способности при неопределенности).

2.увеличение  трансакционных издержек мониторинга  и предупреждения внутрифирменного  оппортунизма(убывающая предельная  эффективность менеджмента).

При создании фирмы  одни типы трансакционных издержек снижаются, но другие увеличиваются. Фирма расширяется пока затраты на организацию ??????дополнительных издержек внутри фирмы не сравняются с затратами на осуществление той же ?????? через обмен на открытом рынке или с издержками ее организации другой фирмой.

Факторы, определяющие размер организации( фирмы):

-специфичность  активов(предмета сделки)

-неопределенность  реализации капитала???????77

-склонность  сторон к риску

-степень сложности  сделки

–соотношение  цены доступа к закону и цены внелегальности.

Гибридная форма институциональных соглашений.

Франчайзинг-

-двусторонняя  зависимость фирм без?????????

-долгосрочные  контрактные соглашения

-автономность  сторон

-Трансакционно-специфические  меры предосторожности, препятствующие  оппортунизму участниковэф????????77в  сфере услуг, где можно оценить качество производимой продукции действий исполнителя.

-специфический  ресурс – репутация контрагентов, поэтому необходимо создать стимулы  у партнера для поддержания  репутации.

Франчайзинг как  пример гибридной фирмы.

По договору франчайзинга исполнитель(франчайзи А) получает от получителя(франчайзор В) право на пользование торговой марки( и м.б. некоторых специфических знаний и навыков) в обмен на стартовые выплаты и ???????

Выгоды В(франчайзора): привлекает ресурсы для развития сети на прием??????77 условиях с сохранением рыночной мотивации А, т.к. А оставляет за собой право на остаточный доход.

Выгоды А: ( франчайзи): быстро осваивает рынок под известной  торговой маркой (В обязан развивать  сеть, рекламировать).

Ограничения А:

-установленные  стандарт качества производства.

-оговоренные  поставщики.

-предоставление  только тех товаров и услуг,  которые предлагаются данной  торговой маркой.

-франчайзи(А)  делает специфические инвестиции  – залог и ?????????7

-риски распределены  эффективно – репутация поддерживается, способствуя выживанию всей системы.

Феномен государства в  институциональной  экономике.

Государство- организация  с о сравнительными преимуществами осуществления насилия, распространяющаяся на географический район, границы которой  устанавливаются ее способностью обладать налогом подданных.

-корпоративная  теория возникновения гос-ва: сильные  постепенно подавляют слабых, слабые ??????????7 защиты сильных – вырабатываются  некоторые правила.

-

Теория общественного  договора: Люди договариваются в порядке выборов «вождя» и условиях правил его «игры»(возникновение политического рынка).

-теория имплицитного  контракта: гос-во взаимовыгодно  всем(лучше оно, чем без него). Существует контракт между правителем  и подчиненным- по поводу обмена  дохода на услуги гос-ва.

-В основе  социального контракта – сравнительное  преимущество гос-ва в осуществлении  насилия.

-гос-во возникает,  когда какая-нибудь группа людей  получает сравнительное преимущество  в реализации насилия.

-Гос-во в поединке  с гражданином(или группой) заведомо побеждает т.к. средние издержки гос-ва по осуществлению насилия ниже, чем ??????????издержки из его оппонентов.

-преимущества  гос-ва – именно реализации  насилия.

Две крайние  модели гос-ва :

договорное(контрактное) гос-во – граждане делегируют гос-ю часть функций по специфике и защите исключительных прав собственности, а гос-во использует монополию на насилие в рамках этих правомочий.

Предполагается:

-наличие четких  институциональных рамок деят-ти  гос-ва.

-существование  механизмов участия граждан в дея-ти гос-ва

-существование  института рынка как главного  альтернативного института распределения  прав собственности до появления  контрактного гос-ва.

Цель гос-ва –  максимизация благосостояния.

Эксплуататорское  гос-во

- Гос-во –  орудие господствующих групп (или классов). – основная функция гос-ва – перекачка доходов в пользу властвующей группы от остальных членов общества.

- гос-во будет  устанавливать такую структуру  прав собственности, которая максимизирует  доход этой группы( и не важно  как это влияет на благосостояние общества).

Главная цель гос-во – максимизация доходов группы.

Простая модель гос-ва Д. Норта.

-статистическая  модель контракта между правителем  и подданным.:

1) правитель  поставляет защиту и правосудие(включая  защиту прав собственности) за вознаграждение(налоги). Из-за экономии на масштабе и специализации правителя членами общества это выгоднее, чем если бы каждый сам защищал свои права собственности и контрактные права.

2) правитель  уверен в беспрекословности подчинения. Он- дискриминирующий монополист, выделяет группу подданных по доходу и устанавливает сборы, максимизируя свой доход(?????????7 ренту)

3)правитель ограничен  со стороны подданных 2 типами  потенциальных издержек:

Exit costs – издержки выхода – стоимость того, что подданный сумеет добраться до «??????????7границы», пересечь ее и устроиться на новом ????????

Replacement costs - издержки перемены правительства – стоимость того, что подданные заменяют правительство.

Следовательно снижается неопределенность в обществе.

Но эти же ограничения так специфицируют права собственности граждан, чтобы максимизировать доход правителя.

Вторая услуга гос-ва – предложение общественных и полуобщественных благ. При этом правитель сталкивается с проблемой  рассеивания получаемой монопольной  ренты, которая перераспределяется:

-в пользу  агентов бюрократии

- в пользу  граждан (подданных)

Правитель может  вести себя оппортунистически по отношению к гражданам, или издержки выхода и перемены правителя высоки, иначе он вынужден делиться частью своей монополистической ренты. Поведение правителя ограничивает:

уровень полит. Конкуренции (внутренней и внешней)

2) собственные  издержки правителя

-агентские издержки  – мониторинга и контроля за  бюрократами 

- Информационные  – сбор информации о подданы,  для определения оптимального уровня сбора налогов.

С учетом ограничений, правитель соглашается на такие  права собственности и контрактные  правила, которые не максимизируют  доход, а благоприятны для групп  риска. Этим объясняется длительное существование в истории неэффективных видов распределения налогового бремени о правах собственности.

Общая характеристика институциональных изменений, их виды.

Выполняемое правило  всегда отличается от его идеальной  модели, зафиксированного формально  или в памяти людей:

-не всегда  адресаты правила делают его достаточно хорошо.

-Формулировка  м.б слишком общей

-серьезное нарушение  м.б. не замечено следовательно  не понесет наказания. 

-люди могут  совершать случайные ошибки.

Изменение правила  – это не изменение в поведении  людей, а изменение содержания компонентов, позволяющих индивидам принимать решения о своих действиях. Но изменение в поведении людей может привести к изменению правил:

1.отношение от  предписанного порядка действий  может привести к неожиданным  выгодам( больше, чем если следовать правилу).

2.при повторении  это может стать новым «индивидуальным  правилом»

3.информация  об этом распространится на  остальных адресатов «старого»  правила, в сознании которых  произойдут изменения.

4. правило изменилось.

Изменение в  правиле не произойдет:

Если отклонение от правила не принесло субъект осознанных им выгод.

Если потери от наказания больше этих выгод.

Если информация об успешном отклонении не распространилась среди потенциальных адресатов  норм.

Институт –  совокупность правил и механизмов принуждения. Рассматриваемая цепочка событий м.б. отнесена:

1.к адресатам 

2.к гарантам

3.к механизмам  принуждения

Виды институц. Изменений:

А) дискретные и ?????????

Дискретные –  радикальные изменения в формальных правилах( в результате завоеваний или революцией)

???????- малыми  приращениями ????????соглашений, локальных(групповых)  неформальных правил.

Б) спонтанные и  целенаправленные

Спонтанные –  возникают и распространяются без ??????? предварительного замысла или  плана.

Целенаправленные  – в соответствии с осознанно разработанным планом.

Формирование  институц. изменений – институц-е  проектирование.

Смешанный тип  – новое правило появляется незапланированно, а его распространяют осознанно  и целенаправленно.

Традиционный (старый) институционализм: американская институциональная школа.

Начало 20 века. Американская и иенституциональная школа (Веблен, Команс, Митчелл). Черты:

1)неоднородность;

2) критико-решение  экономических проблем с позиции  невмешательства: рынок не является  совершенным механизмом, допускает  так называемые «провалы» к кот относ дипрессия, безработица, дискриминация, информационное несовершенство. Все это связано с несовершенством институтов;

Информация о работе Институциональные теории