Инновационное развитие предприятия ОАО «Автоприцеп-КАМАЗ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 09:58, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – рассмотреть и изучить инновации, как средство эффективного использования потенциала развития фирмы.
В соответствии с поставленной целью, в работе, последовательно решены следующие задачи:
1) изучение теоретических подходов, развития инновационного процесса, методов внедрения развития организации;
2)комплексный анализ этапов перехода на инновационно-производственный путь на примере конкретной организации;

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы инновационного развития предприятия 5
1.1 Инновация: понятие, виды, цели внедрения 5
1.2 Методы и этапы внедрения инновации 10
2.Анализ инновационной деятельности ОАО «Автоприцеп-КАМАЗ» 17
2.1 Экономическая характеристика предприятия 17
2.2 Использование инновационных технологий и их расчет
экономической эффективности 27
3. Пути повышения экономической эффективности
инновационных предложений 30
Заключение 33
Список использованной литературы 35
Приложения

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 354.00 Кб (Скачать документ)

Данный классификатор позволяет  различным образом группировать инновации по тем или иным признакам  в зависимости от потребностей пользователя банка данных.

Отраслевая инновация определяет адресность управленческих воздействий. Степень радикальности инноваций определяет параметры этих воздействий. То, что инновация имеет в качестве источника идеи изобретение, позволяет оценить возможности ее коммерческой реализации. Масштаб распространения инновации зависит от вида новшества. [2,С.13]

Таблица 1.1.2

Классификатор инноваций

Признаки классификации

Значение признаков

Широта воздействия  и масштабность

Глобальное

Отраслевое

Локальное

Степень радикальности инноваций

Базисная 

Улучшающая

Псевдо-инновация

Источник идеи

Открытие

Изобретение

Рационализаторское предложение

Прочие

Вид новшества

Конструкция и устройство

Технология

Материал, вещество

Живые организмы

Способ замещения существующих аналогов

Свободное замещение

Системное замещение


 

Таким образом, комплексный характер инноваций, многосторонность и разнообразие областей и способов использования требуют разработки их классификации.

 

1.2 Методы и этапы внедрения инновации

Одно из существенных ограничений, которое должен учитывать современный руководитель, — невозможность существования организации (длительно и эффективно) без изменений. Реформирование может проводиться двумя способами:

1) медленные эволюционные изменения;

2) динамичные, резкие и за короткое время революционные изменения.

К процессам совершенствования  управления возможны различные подходы. И один из них — инновационный. В связи с возрастающим значением  инновационной деятельности актуализируется  необходимость исследования проблематики управления совершенствованием систем управления (метауправления) в качестве самостоятельной задачи развития управления. Объектом управления при этом является прежде всего организационная структура управления совершенствованием, планирование совершенствования. Методологической основой метауправления становятся знания уже не столько закономерностей развития объекта управления, сколько теории и методологии управления развитием, их обогащение и творческое применение.

В своих трудах Бездудный Ф.Ф. пишет , что в процессе управления развитием используются разнообразные модели. Среди них особое значение имеют модели процессов решения проблем (как общей методологической основы проблемно-ориентированного подхода к управлению развитием), а также модели внесения изменений в систему управления.

Выявление и описание проблемной ситуации дает исходную информацию для постановки задачи принятия решений. Наиболее значимые элементы описания проблемной ситуации следующие:

  • основные симптомы и условия ситуации (например, прогулы, текучесть, невыполнение приказов — это симптомы более глубоких проблем);
  • сущность проблемы;
  • возникновение и развитие проблемой ситуации;
  • актуальность и срочность решения проблемы;
  • степень полноты и достоверности информации.

Проблемы могут быть квалифицированны по следующим признакам:

  • по характеру достигаемых целей — экономические, социальные, организационные, технические;
  • по степени влияния на производственную систему (глубине) – стратегические, текущие, оперативные;
  • по степени новизны — стандартные, нестандартные;
  • по степени определенности процесса решения — программируемые (алгоритмически разрешимые), не программируемые (алгоритмически неразрешимые);
  • по степени структуризации — с четко определенной структурой, с плохо очерченной. [4,С.19]

Состав проблем и их характеристики в значительной мере определяются общей постановкой задачи развития системы. Постановка задачи осуществляется на основе системного анализа и определяется ролью и местом (целевым назначением) системы и ее взаимосвязью с окружающей средой.

Схема анализа ситуации в целях  общей постановки задач развития системы приведена на рисунке 1.1.1.

 






 








  


                                        



 

Рис.1.1.1 Схема анализа ситуации

Изменения в системе управления производятся с помощью трех типов моделей: планов, программ, проектов. Наиболее детальная и всесторонняя проработка системы управления возможна при использовании проектного метода. По своей сути проектирование — это процесс, упреждающий развитие, и в этом смысле оно может быть средством его ускорения. [12,С.116]

Существует несколько методов, которые применяются при внедрении  инноваций:

1. Принудительный метод. Предусматривает  использование силы для преодоления  сопротивления со стороны персонала.  Это дорогостоящий и нежелательный процесс в социальном плане, но дающий преимущества во времени стратегического планирования. Используется в условиях резкого дефицита времени и только в тех случаях, когда природа сопротивления ясна и откровенного проявления силы не требуется.

2. Метод адаптивных отклонений. В рамках этого подхода стратегические изменения происходят путем постепенных незначительных перемен в течение длительного периода. Процессом руководит не высшее начальство, а специально созданная проектная группа. В любой конкретный момент сопротивление, хотя и слабое все же будет. Конфликты разрешаются путем компромиссов, сделок и перемещений в руководстве. Данный метод полезен при том состоянии внешней среды, когда опасность или благоприятные возможности легко предвидеть, и поэтому особой срочности в принятии мер нет. В случае чрезвычайных событий во внешней среде метод может быть неэффективен.

3. Управление кризисной ситуацией. Метод может быть использован в ситуации, когда администрация находится в кризисной ситуации, например, изменения во внешней среде угрожают ее совершенствованию и она оказалась в жестоком цейтноте.

4. Управление сопротивлением. Если  принудительный и адаптивный  методы являются крайними мерами  проведения изменений, то этот  метод промежуточный и может быть реализован в сроки, диктуемые развитием событий во внешней среде. Продолжительность процесса изменений должна учитывать имеющееся время. С нарастанием срочности этот метод приближается к принудительному, с уменьшением срочности — у адаптивному методу осуществления изменений. [17,С.451]

В таблице 1.2.1 можно наглядно сравнить методов, которые применяются при внедрении инноваций:

 

Таблица 1.2.1

Сравнение методов внедрения инноваций

Метод

Условия применения

Преимущества

Недостатки

Принудительный

Большая срочность

Быстрота изменений

Большое сопротивление

Адаптивный

Небольшая срочность

Слабое сопротивление

Медленность

Кризисный

Угроза существования

Слабое сопротивление

Жесткий дефицит времени. Риск неудачи

Управление сопротивлением

Средняя срочность

Подгонка к моменту

Сложность


 

Инновационный процесс состоит  из нескольких этапов:

1. Фундаментальные исследования. Фундаментальные  исследования, сбор и систематизация  информации по соответствующей  проблеме о потребностях и  тенденциях развития. Целью этого этапа является осознание потребности и возможности изменений, познание явлений окружающего мира и открытие новых закономерностей его развития, генерирование перспективных идей, их отбор и разработка, определение возможности реализации. Он делится на теоретический и поисковый; в результате первого формируются новые научные подходы к проблеме и теории; в результате второго – новые принципы создания изделий и технологий.

2. Прикладные исследования. Прикладные  исследования, направленные на определение  способов применения результатов предыдущего этапа и их уточнение. Они могут быть теоретическими и экспериментальными, связанными с созданием моделей. Здесь происходит разработка лабораторных технологий и методов испытаний, изготовление и испытание макетов и образцов новых изделий, нестандартного оборудования. Затем производятся специальные расчеты для оценки и последующей корректировки исследований, второй отсев неперспективных идей. Конечным результатом этого этапа является техническое задание, рекомендация, образец.

3. Опытно - конструкторские разработки. Опытно - конструкторские разработки  направлены на создание новых  образцов, прошедших испытание и  пригодных для производственного  и коммерческого использования.  Их стадиями являются:

  • разработка заказчиком технического задания, определяющего основные требования к изделию, - принципы работы, конструктивные особенности, габариты, вес, цену;
  • формулировка предложений, содержащих техническое и технико-экономическое обоснование целесообразности создания изделия;
  • изготовление эскизного проекта, содержащего чертежи общего вида, принципиальные схемы, расчет основных эксплуатационных показателей, который позволяет решать вопросы о целесообразности дальнейшей работы над изделием;
  • подготовка на основе эскизного проекта общего вида конструкции в целом и всех узлов, наиболее сложных деталей, пояснительной записки с технико-экономическим обоснованием, расчет эксплуатационных издержек;
  • создание рабочего проекта, содержащего полное описание конструкции объекта и включающего всю документацию, необходимую для его изготовления, монтажа и эксплуатации;
  • изготовление, испытание, доводка опытного образца.

4. Освоение производства нового  изделия. Освоение производства  нового изделия. Этот этап предполагает  оценку рыночных перспектив, финансовых возможностей, соответствия стандартам, обеспеченности патентной защиты, еще один отсев неперспективных вариантов, разработку и проектирование технологических и организационных процессов, подготовку производственных мощностей, сбытовой сети, и наконец, освоение выпуска новой техники, ее массовый выпуск и сбыт, содействие в монтаже, вводе в эксплуатацию, распространение нововведения, тиражирование и многократное повторение на других объектах. Одновременно с производством инновационный процесс включает потребление.

Таким образом, инновационный процесс  охватывает цикл от разработки идеи до ее реализации на коммерческой основе. [9,С.112]

Понятие, виды и результат инновационной  деятельности. Основу инновационного процесса составляет инновационная  деятельность, связанная с трансформацией идей, результатов научных исследований и разработок в новый или усовершенствованный продукт, внедряемый на рынок или в производство. Она предполагает осуществления целого комплекса научных, технологических, организационных, финансовых, коммерческих мероприятий, направленных на создания и внедрение новшества.

Выделяют следующие виды инновационной  деятельности: подготовка и реализация производства, его освоение, маркетинг  и реклама новых продуктов, приобретение вещественных и невещественных технологий, патентов, лицензий, торговых марок, ноу-хау; производственной проектирование.

Результатом инновационной деятельности на этапах фундаментальных, поисковых, прикладных исследований и разработок является интеллектуальный продукт, становящийся объектом интеллектуальной собственности и товаром.

На этапе фундаментальных исследований это – научные знания, теории и открытия; на этапе прикладных исследований – результаты НИР; на этапах проектных, конструкторских, технологических  работ – научно-технические проекты в области создания наукоемких, инжиниринговых систем с кадровым сопровождением; опытные образцы и установочные партии новой техники и новых материалов, изготовленные по результатам выполненных научно-исследовательских, опытно-конструкторских и работ. [16,С.211]

 

2. Анализ инновационной деятельности ОАО «Автоприцеп-КАМАЗ»

2.1 Экономическая характеристика предприятия

 

ОАО «Автоприцеп - КАМАЗ» является специализированным предприятием по производству прицепной  автомобильной техники. Эта специализация была определена проектом завода, и на протяжении 39 лет шло развитие производства, сформировался коллектив специалистов, способный решать задачи, начиная от разработки новой конструкции изделия, отвечающего требованиям рынка, подготовки производства и до выпуска малых и крупных партий широкого ассортимента прицепной техники.

ОАО «Автоприцеп – КАМАЗ» входит в число лидеров российского  машиностроения и является надежным партнером организаций самых  разных сфер деятельности.

Основными рынками, на которых эмитент осуществляет свою деятельность, являются все субъекты Российской Федерации. Основными потребителями реализуемой ОАО «Автоприцеп – КАМАЗ» прицепной техники являются:

        • предприятия агропромышленного комплекса;
        • автотранспортные предприятия (АТП), частные перевозчики;
        • строительные организации и предприятия;
        • торговые организации;
        • предприятия, использующие продукцию ОАО «Автоприцеп -КАМАЗ» в собственном производстве;
        • официальные представители ОАО «Автоприцеп - КАМАЗ» (дилеры);
        • прочие потребители.

Информация о работе Инновационное развитие предприятия ОАО «Автоприцеп-КАМАЗ»