Инновационная деятельность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 10:19, курсовая работа

Описание

Рассмотрим инновационную деятельность на примере предприятия ОАО «СУЭК»
ОАО « Сибирская Угольная Энергетическая Компания» - крупнейшее в России угольное объединение и единственная отечественная компания, входящая в десятку лидеров мирового угольного рынка по объемам добычи угля. Компания обеспечивает 31% поставок энергетического угля на внутреннем рынке и более 25% российского угольного экспорта. .

Содержание

Введение
Теоретическая часть
Что такое инновационная деятельность? Понятие и значение деятельности
Инновационный процесс как объект управления
Структура инновационного процесса
Классификация инноваций
Роль инноваций в развитии предприятия
Практическая часть

Работа состоит из  1 файл

курсовик.docx

— 39.16 Кб (Скачать документ)

План:

  1. Введение
  2. Теоретическая часть
    1. Что такое инновационная деятельность? Понятие и значение деятельности
    2. Инновационный процесс как объект управления
    3. Структура инновационного процесса
    4. Классификация инноваций
    5. Роль инноваций в развитии предприятия
  3. Практическая часть
  4. Инновационная деятельность предприятия ОАО «СУЭК»

 

Тенденция развития ведущих  индустриальных стран последнего десятилетия  всё нагляднее демонстрирует  непосредственное влияние научно-технического процесса на экономический рост и  повышение благосостояния населения. Достижения науки и техники выступают  ключевым фактором улучшения качества продукции и услуг, экономии трудовых и материальных затрат, роста производительности труда, совершенствования организации  производства и повышение его  эффективности. Всё это, в конечном счёте, определяет конкурентоспособность  предприятий и выпускаемой ими  продукции на внутреннем и внешнем  рынке.

Основоположником учения об инновациях считается Й. Шумпетер, его подход к определению инноваций считается классическим. По мнению Шумпетера, инновации - это технологически новые или усовершенствованные технологические процессы или способы производства (передачи) услуг, использованные в практической деятельности.

Следует отметить, что в  настоящее время отсутствует  общепринятое понимание и терминология инноваций. Так, например, Р.А. Фатхутдинов считает целесообразно разграничить понятия «нововведения и «инновации». Инновации более широкое понятие, чем нововведение.

Инновация - это развивающийся комплексный  процесс создания, распространения  и использования новой идеи, которая  способствует повышению эффективности  работы предприятия. При этом инновация - это не просто объект, внедренный в  производство, а объект, успешно  внедренный и приносящий прибыль  в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего  аналога.

Научно-техническое нововведение необходимо рассматривать как процесс  преобразования научного знания в научно-техническую  идею и далее - в производство продукции  для удовлетворения потребности  пользователя. В этом контексте можно выделить два подхода к научно-техническому нововведению.

Первый подход отражает в основном продуктовую ориентацию нововведения. Инновация определяется как процесс  преобразования ради выпуска готовой  продукции. Это направление распространяется в период, когда позиции потребителя  по отношению к производителю  достаточно слабы. Однако сами по себе продукты - не конечная цель, а лишь средство удовлетворения потребностей. Поэтому, согласно второму подходу, процесс научно-технического нововведения рассматривается как передача научного или технического знания непосредственно в сферу удовлетворения нужд потребителя. Продукт при этом превращается в носителя технологии, а форма, которую он принимает, определяется после увязки технологии и удовлетворяемой потребности.

Таким образом, инновации, во-первых, должны носить рыночную структуру для удовлетворения нужд потребителей. Во-вторых, любая инновация всегда рассматривается как сложный процесс, предполагающий изменение как научно-технического, так и экономического, социального и структурного характера. В-третьих, в инновации акцент делается на быстром внедрении новшества в практическое использование. В-четвертых, инновации должны обеспечивать экономический, социальный, технический или экологический эффект.

Инновационная деятельность - это  деятельность, направлена на использование  и коммерциализацию результатов  научных исследоваемой и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции, совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективном реализацией на внутреннем и зарубежном рынках.

Инновация может быть рассмотрена  как:

- процесс;

- система;

- изменение;

- результат.

Инновация имеет четкую ориентацию на конечный результат прикладного  характера, она всегда должна рассматриваться  как сложный процесс, который  обеспечивает определенный технический  и социально-экономический эффект.

Инновация в своем развитии (жизненном  цикле) меняет формы, продвигаясь от идеи до внедрения. Протекание инновационного процесса, как и любого другого, обусловлено  сложным взаимодействием многих факторов. Использование в предпринимательской  практике того или иного варианта форм организации инновационных  процессов определяют три фактора:

- состояние внешней среды (политическая  и экономическая ситуация, тип  рынка, характер конкурентной  борьбы, практика государственно-монополистического  регулирования и т.д.);

- состояние внутренней среды  данной хозяйственной системы  (наличие лидера-предпринимателя  и команды поддержки, финансовые  и материально-технические ресурсы,  применяемые технологии, размеры,  сложившаяся организационная структура,  внутренняя культура организации,  связи с внешней средой и  т.д.);

- специфика самого инновационного  процесса как объекта управления.

Инновационные процессы рассматриваются  как процессы, пронизывающие всю  научно-техническую, производственную, маркетинговую деятельность производителей и, в конечном счете, ориентированные  на удовлетворение потребностей рынка. Важнейшим условием успеха инновации  является наличие новатора-энтузиаста, захваченного новой идеей и готового приложить максимум усилий, чтобы  воплотить ее в жизнь, и лидера-предпринимателя, который нашел инвестиции, организовал  производство, продвинул новый товар  на рынок, взял на себя основной риск и  реализовал свой коммерческий интерес.

Новшества формируют рынок новаций, инвестиции - рынок капитала, инновации - рынок конкуренции инноваций. Инновационный  процесс обеспечивает внедрение  научно-технического результата и интеллектуального  потенциала для получения новой  или улучшенной продукции (услуг) и  максимальный прирост добавленной  стоимости.

 

 

 

 

  1.  

  Инновационный процесс может рассматриваться как относительно обособленный, имеющий свой конечный продукт и использующий традиционные процессы и структуры в качестве средств своей реализации без какого-либо их существенного изменения (пример - выпуск некоторого технического изделия, не заменяющего производства уже существующих изделий, а дополняющего их). Управление таким простейшим типом инновационного процесса сводится к выделению ресурсов для обеспечения данного процесса и созданию дополнительных стимулов к участию в этом процессе обеспечивающих систем и служб.

    Признание полезности  новой концепции или идеи конечным  потребителем вызывает изменение  внешней среды. Польза, полезная  функция - это отличие инновации  от открытия и изобретения.  Открытия и изобретения не  имеют социальной и экономической  ценности, если не становятся  основой инновации. Вторичное  внедрение относится уже к  обновлению.

    Целесообразно  ввести разделение: к инновациям  первого рода относятся новые  открытия, изобретения, идеи, впервые  внедряемые в производство инноваторами, получающие первичное превосходство и нередко финансируемые из централизованных источников; к инновациям второго рода относятся изобретения, ноу-хау, идеи и открытия, внедряемые повторно имитаторами, т.е. такие новинки уже не являются новыми в мире. Если инновации первого рода не обязательны для всех предприятий, то инновации второго рода обязательны для всех, и они уже чаще финансируются за счет кредитных источников в венчурной и других формах.

    Создатель новой  технологии, т.е. инноватор, исходит из таких критериев, как уникальность и новизна; а имитатор - из таких критериев, как жизненный цикл изделия и его экономическая эффективность.

   Уникальность может  быть достигнута лишь в том  случае, если персонал предприятия  обладает собственными, оригинальными  знаниями и навыками в данной  промышленной сфере. Инновации  крайне важны для таких организаций,  которые продают лицензии.

  Под воздействием  современных изменений, тенденций  и процессов как в технике, так и в экономике формируются новые потребности, которые не могут быть удовлетворены за счет имеющихся результатов деятельности людей. Возникают проблемы, решение которых возможно лишь путем конструирования новых средств и изделий, новых организационных форм, т.е. благодаря инновационной деятельности людей, которая и составляет содержание любой инновации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    В динамическом  плане, т.е. во времени, структуру  инновационного процесса можно  представить в следующем виде:

   1) выявление проблемной  ситуации (имитация инновации);

   2) формулировка целей  инновации;

   3) анализ существующего  положения (диагностика проблемы  организации или отдельного ее  элемента);

4) принятие решения о  целесообразности разработки инновации  определенного вида;

5) разработка (проектирование) инновации;

6) согласование и утверждение  проекта инновации;

7) подготовка объекта  к инновации;

8) внедрение инновации;

9) оценка фактической  эффективности инновации;

10) устаревание.

      Контроль  перехода от одной операции  инновационного процесса к другой  является действенным инструментом  управления процессом внедрения инновации. Успешность внедрения инновации в значительной мере определяется степенью беспрепятственности прохождения по логической цепочке операций, особенно на их стыках, а это зависит в первую очередь от согласованности смежных подразделений при переходе от одной операции к другой и, конечно, от заинтересованности организаций, выполняющих соответствующие операции.

      Вслед за  экономическим освоением инновации  сначала на первом, а затем  и на остальных предприятиях  следует фаза ее эффективного  использования, которая характеризуется  постепенной стабилизацией затрат  и возрастанием эффекта в основном  за счет наращивания объемов  использования новшества. Именно  здесь реализуется основная часть  фактического экономического эффекта  инновации.

      Заключительная  фаза жизненного цикла инновации  - ее устаревание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Для получения  более высокой отдачи от инновационной  деятельности осуществляется классификация  нововведений. Необходимость классификации,  т.е. разделения всей совокупности  нововведений по тем или иным  признакам на соответствующие  группы, объясняется тем, что выбор  объекта инновации является очень  важной процедурой, поскольку она  предопределяет всю последующую  инновационную деятельность, результатом  которой станут повышение эффективности  производства, расширение номенклатуры  наукоемкой продукции и рост  ее объемов.

    Классификация  инноваций на соответствующие  группы осуществляется с помощью  следующих признаков.

   По признаку возникновения  инноваций выделяются две группы: защитные и стратегические.

   Защитная группа  инноваций обеспечивает необходимый  уровень конкурентоспособности  производства и продукции на  основе внедрения соответствующих  нововведений как способа защиты  от конкурентов. 

    Стратегическая формирует перспективные преимущества в конкурентной борьбе.

     По предмету  и сфере приложения инноваций  происходит деление нововведений  на продуктовые (новые продукты  и материалы), рыночные (новые сферы  использования товара, возможность  реализации инноваций на новых  ранках), процессные (технологии, новые  методы организации и управления  производством).

    По степени  новизны инноваций выделяют:

-нестандартные группы  инноваций, включающие новый товар,  произведенный на основе впервые  разработанного технического решения,  не имеющего аналога;

-улучшающие - новые товары  или технологические процессы, разработанные  на основе использования достижений  научно-технического процесса и  обеспечивающие совершенные технико-эксплуатационные  характеристики в сравнении с  действующими аналогами;

-модификационные - нововведения, расширяющие эксплуатационные возможности товара или технологического процесса.

   По характеру удовлетворения  потребностей инновационные группы  определяются нововведениями, которые  удовлетворяют сложившиеся на  рынке новые потребности.

   По масштабам распространения  инновации могут быть базовыми  для молодых отраслей, производящих  однородный продукт, или используемыми  во всех отраслях промышленного  производства.

Информация о работе Инновационная деятельность предприятия