Инновационная деятельность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 12:20, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является демонстрация необходимости внедрения различных видов инновационных технологий . Конечно при внедрение конкретных видов инноваций существуют определенные риски , которые при планирование инновационной политики просто необходимо учесть , ведь в противном случае возникаю риски более серьезные чем потеря денежных средств в результате неоправданного применения инноваций : снижение конкурентоспособности продукции это влечет за собой целый ряд потерь таких как не востребованность продукции и как следствие полная потеря спроса на производимую продукцию .

Работа состоит из  1 файл

Роль инноваций в формирование экономических результатова деятелькости предриятия.doc

— 119.50 Кб (Скачать документ)

    Введение . 

    В условиях постоянно  развивающегося рынка : появление новых конкурентов , научно-технического прогресса , появления новых технология и материалов , любому предприятию рано или поздно приходится задуматься о необходимости применения различных видов нововведений , и о разработки собственных дабы поддерживать и укреплять свои позиции на рынке . Целью данной курсовой работы является демонстрация необходимости внедрения различных видов инновационных технологий . Конечно при внедрение конкретных видов инноваций существуют определенные риски , которые при планирование инновационной политики просто необходимо учесть , ведь в противном случае возникаю риски более серьезные чем потеря денежных средств в результате неоправданного применения инноваций : снижение конкурентоспособности  продукции это влечет за собой целый ряд потерь таких как не востребованность продукции и как следствие полная потеря спроса на производимую продукцию . Так же я попытался доказать что между инновациями и конечными результатами деятельности предприятия существует связь : чем эффективней политика компании (организации ) в области инноваций тем лучше их конечные результаты деятельности такие как : конкурентоспособность ( ценовая и неценовая ), экономические показатели ( Прибыль , рентабельности продукции , себестоимость  . 
     
     
     
     

    1.1 Понятие ” Инновация ” .

Под инновацией (англ. "innovation" - нововведение, новшество, новаторство) понимается использование  новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, новых  форм организации производства и труда, обслуживания и управления. Понятия "новшество", "нововведение", "инновация" нередко отождествляются, хотя между ними есть и различия.

Под новшеством понимается новый порядок, новый  метод, изобретение, новое явление. Словосочетание "нововведение" в буквальном смысле означает процесс использования новшества. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится нововведением (инновацией). Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом.

Понятие "инновации" как экономической категории  ввел в научный оборот австрийский  экономист И. Шумпетер. Он впервые  рассмотрел вопросы новых комбинаций производственных факторов и выделил  пять изменений в развитии, т.е. вопросов инноваций:

  • использование новой техники, технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства;
  • внедрение продукции с новыми свойствами;
  • использование нового сырья;
  • изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;
  • появление новых рынков сбыта.

В соответствии с международными стандартами инновация  определяется как конечный результат  инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам '.

Девиз инновации - "новое и иное" - характеризует  многоликость этого понятия. Так, инновация в сфере услуг - это новшество в самой услуге, в ее производстве, предоставлении и потреблении, поведении работников. Нововведения далеко не всегда базируются на изобретениях и открытиях. Есть нововведения, которые основываются на идеях. Примерами здесь могут служить появление застежек типа "молния", шариковых авторучек, баллончиков с аэрозолями, колец-открывалок на банках с прохладительными напитками и многое другое.

Инновация не обязательно  должна быть технической и вообще чем-то вещественным. Мало технических инноваций могут соперничать в своем влиянии с такой идеей, как продажа в рассрочку. Использование этой идеи буквально преображает экономику. Инновация - это новая ценность для потребителя, она должна отвечать нуждам и желаниям потребителей.

Таким образом, непременными свойствами инновации являются их новизна, производственная применимость (экономическая обоснованность) и она обязательно должна отвечать запросам потребителей.

Систематическая инновация состоит в целенаправленном организованном поиске изменений и в систематическом анализе тех возможностей, которые эти изменения могут дать для успешной деятельности предприятия.

Все разнообразие инноваций можно классифицировать по ряду признаков.

1. По степени  новизны:

  • радикальные (базисные) инновации, которые реализуют открытия, крупные изобретения и становятся основой формирования новых поколений и направлений развития техники и технологии;
  • улучшающие инновации, реализующие средние изобретения;
  • модификационные инновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологии, организации производства.

2. По объекту  применения:

  • продуктовые инновации, ориентированные на производство и использование новых продуктов (услуг) или новых материалов, полуфабрикатов, комплектующих;
  • технологические инновации, нацеленные на создание и применение новой технологии;
  • процессные инновации, ориентированные на создание и функционирование новых организационных структур, как внутри фирмы, так и на межфирменном уровне;
  • комплексные инновации, представляющие собой сочетание различных инноваций.

3. По масштабам  применения:

  • отраслевые;
  • межотраслевые;
  • региональные;
  • в рамках предприятия (фирмы).

4. По причинам  возникновения:

  • реактивные (адаптивные) инновации, обеспечивающие выживание фирмы, как реакция на нововведения, осуществляемые конкурентами;
  • стратегические инновации - это инновации, реализация которых носит упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе.

5. По эффективности:

  • экономическая;
  • социальная;
  • экологическая;
  • интегральная.

Внедрение новшеств всегда имело большое значение в  развитии производства. В современной  экономике роль инноваций значительно  возрастает. Они все более становятся основополагающими факторами экономического роста.

Опыт развитых стран свидетельствует о том, что коренные преобразования в области производительных сил в эпоху НТР, быстрая сменяемость ее волн, а, следовательно, новых комбинаций факторов производства, широкое внедрение нововведений стали нормой современной экономической жизни. И если инновационный подход играет возрастающую роль в развитых странах, то в современной России, в условиях перехода к рыночной экономике и необходимости выхода из глубокого кризиса эта роль особенно велика.

Возрастающая  роль инноваций обусловлена, во-первых, самой природой рыночных отношений, во-вторых, необходимостью глубоких качественных преобразований в экономике России с целью преодоления кризиса и выхода на траекторию устойчивого роста.

Рассмотрим кратко эти положения.

В условиях рыночной экономики и конкуренции никто никого не заставляет совершенствовать производство, повышать качество продукции, кроме угрозы банкротства. Движущей силой конкуренции является стимул к нововведениям. Именно на основе нововведений удается использовать современную технологию и организацию производства, повышать качество продукции, обеспечивать успех и эффективность деятельности предприятия. Решение этих задач требует новаторского, предпринимательского подхода, сутью которого являются поиск и реализация инноваций.

В этой связи  важно отметить, что один из классиков экономической теории - А. Маршалл высказывался о предпринимательстве, как о коренном свойстве, главной черте рыночной экономики. Говоря о главном свойстве рыночной экономики, А. Маршалл обращает внимание не на конкуренцию, а на другое свойство рыночной экономики - "свободу производства и предпринимательство".

В самом деле, конкуренция лишь создает ситуацию необходимости поиска конкурентных преимуществ фирмы и конкурентоспособности  товара. Конкуренция побуждает совершенствовать весь процесс от производства до потребления. А сами конкурентные преимущества обеспечиваются на основе реализации тех или иных инноваций, т.е. через предпринимательство, так как именно оно является реальным двигателем прогресса.

Что же касается преодоления кризиса и выхода на траекторию роста, то эту задачу можно решить только на основе глубоких качественных преобразований во всех отраслях народного хозяйства, осуществления глубокой структурной перестройки экономики, решительного обновления форм и методов работы.

В стране наблюдается  гигантское перепотребление природных  ресурсов, что создает мнимые дефициты в энергетике, сельском и лесном хозяйствах и т.д. Так, по расчетам, энергетические затраты на единицу конечной продукции  в России в 3 раза больше, чем в  Японии и Германии, по сравнению с США превышают в 2 раза. По затратам лесных ресурсов на 1 т бумаги Россия превосходит развитые страны в 4-6 раз. Эти данные убедительно показывают гигантскую "прожорливость" и затратный характер экономики страны. В этих условиях, если осуществить подъем производства на основе ресурсоемких технологий, то экономика России вновь попадает в замкнутый порочный круг: рост производства в обрабатывающих отраслях требует перераспределения в их пользу инвестиций, которые нужны для увеличения производства сырья и энергоносителей.

Совершенно очевидно, что в решении этих непростых, но очень важных для нашей экономики  задач решающая роль принадлежит  предпринимательскому подходу, основанному  на поиске и реализации инноваций, ибо  все эти задачи требуют не рутинного, а новаторского, творческого подхода.

Особое значение для производства имеют инновации  с мощными преобразовательными  функциями. Эти инновации радикально изменят производственный аппарат, имеющий высокую степень морального и физического износа на российских предприятиях, его организацию, а, следовательно, и эффективность производства. К таким инновациям следует отнести, прежде всего, новую технику и технологии. Изменяя производство, переводя его на новый научно-технологический уровень, можно создавать главные предпосылки для перевода производства продукции в качественно новое состояние. Новый производственный аппарат требует, как правило, новой организации, управления, маркетинга, новой мотивации, т.е. нового типа инновационного менеджмента. Он предполагает, что будет производиться и новая продукция. 

     1.2 Место и роль инновационной деятельности в развитии и управлении предприятием 

     Некоторые крупные предприятия достигли выдающихся результатов в крупномасштабных инновациях.

     Сильная мотивация. При создании компьютера IBM360, аппарата Xerox 914, разработке синтетической резины и каталитического крекинга в нефтехимии, создании флоат-стекла фирмой Pilkington, а также в работе Bell Telephone Laboratories имела место сильная мотивация. Каждая компания рисковала суммами до миллиардов долларов. Однако, добившись успеха, IBM и Xerox завоевали прочные позиции в своих отраслях, нефтехимическая промышленность могла удовлетворить срочный спрос военного времени, а Bell At&T могла защитить свое монопольное положение, расширить базу доходов, предотвратить устаревание крупнейших в мире частных активов.

     Ясная потребность. В названных выше случаях  потребность была ясна и выражена в технико-экономических характеристиках  системы, каждой из важных подсистем  и взаимодействующих подсистем. С самого начала были приняты все меры к тому, чтобы не сформулировать потребности с точки зрения определенных технологий или решений.

     IBM и Bell сначала определили свои  потребности с точки зрения  “покупательских потребностей”,  “функций, подлежащих выполнению”, “архитектуры системы” или характеристики на входе и выходе из “черных ящиков”. Pilkington сразу решила, что его процесс флоат-стекла должен обесценить присутствующие на рынке традиционные технологии.[1, c.349]

     Многовариантный подход. Многовариантный подход использовался как на стадии фундаментальных, так и прикладных исследований. В научно-технических программах крупных корпораций этот метод служил другим целям:

     - формирует дух соревновательности  между членами каждой рабочей  группы программы;

  • стимулирует приверженность ученых и специалистов своим программам;
  • придает работе дух срочности;
  • дисциплинирует ученых, критикующих подходы друг друга;
  • поощряет изобретательность и использование в проекте базовых знаний;
  • предотвращает необоснованный выбор какого-либо варианта.

     Окончательный выбор варианта лучше делать как  можно позже на основе анализа  всей полученной информации. В итоге, многовариантный подход всегда более  эффективен. По этой причине почти  все крупные компании, реализующие крупномасштабные инновационные проекты, сознательно поощряют параллельные разработки.

Информация о работе Инновационная деятельность предприятия