Инновационное развитие предприятия ОАО «Автоприцеп-КАМАЗ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 09:58, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – рассмотреть и изучить инновации, как средство эффективного использования потенциала развития фирмы.
В соответствии с поставленной целью, в работе, последовательно решены следующие задачи:
1) изучение теоретических подходов, развития инновационного процесса, методов внедрения развития организации;
2)комплексный анализ этапов перехода на инновационно-производственный путь на примере конкретной организации;

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы инновационного развития предприятия 5
1.1 Инновация: понятие, виды, цели внедрения 5
1.2 Методы и этапы внедрения инновации 10
2.Анализ инновационной деятельности ОАО «Автоприцеп-КАМАЗ» 17
2.1 Экономическая характеристика предприятия 17
2.2 Использование инновационных технологий и их расчет
экономической эффективности 27
3. Пути повышения экономической эффективности
инновационных предложений 30
Заключение 33
Список использованной литературы 35
Приложения

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 354.00 Кб (Скачать документ)

 

Содержание

 

Введение                                                                                                                     3

1. Теоретические основы инновационного развития предприятия                        5 

1.1 Инновация: понятие, виды, цели внедрения                                                     5

1.2 Методы и этапы внедрения инновации                                                          10

2.Анализ инновационной деятельности ОАО «Автоприцеп-КАМАЗ»               17

2.1 Экономическая характеристика предприятия                                                 17

2.2 Использование инновационных технологий и их расчет

экономической эффективности                                                                              27            

3. Пути повышения экономической эффективности

инновационных предложений                                                                             30

Заключение                                                                                                           33

Список использованной литературы                                                                      35

Приложения

 

Введение

 

Повышение экономической роли инноваций, изменение темпов, направлений и  механизмов развития инновационных  процессов являются одним из ключевых факторов, обусловивших радикальные структурные сдвиги в экономике промышленно развитых и многих развивающихся стран. Они проявляются в росте инвестиций в образование и науку, технологические и организационные нововведения; опережающей динамике высокотехнологичных секторов промышленности при повышении технологического уровня традиционных отраслей хозяйства; возникновении новых видов деятельности.

Внимание фокусируется на открытых инновациях, обеспечивающих не только быструю окупаемость научных и инновационных затрат, но и привлечение талантливых людей с разнообразными компетенциями, нарастающая потребность в которых также является приметой сегодняшнего времени. Способность быстро меняться, гибко реагировать на полученные извне знания, применять их становится ключом к успеху инноваций и получению выгоды от тех знаний, которые создаются внутри компании.

Необходимость адаптации инновационной  политики к комплексной, пространственно  распределенной, меняющейся природе  инноваций самым непосредственным образом затрагивает такие ее направления и инструменты, как налогообложение; поддержка развития человеческого и социального капитала; регулирование рынков труда и инвестиций; проведение исследований и разработок; демонстрация лучших практик в области стратегии развития предприятий, корпоративных финансов, управления и др.

Актуальность темы данной работы и её значимость связаны с постоянной   необходимостью проведения эффективной инновационной политики, с целью достижения более высоких результатов хозяйствования, в частности, повышения конкурентоспособности предприятия и продукции на внешних рынках.

Цель данной курсовой работы – рассмотреть и изучить инновации, как средство эффективного использования потенциала развития фирмы.

В соответствии с поставленной целью, в работе, последовательно решены следующие задачи:

1) изучение теоретических подходов, развития инновационного процесса, методов внедрения развития организации;

2)комплексный анализ этапов перехода на инновационно-производственный путь на примере конкретной организации;

3) пути повышения экономической эффективности инновационных предложений данной организации.

Эти задачи и определили структуру  и логику работы, которая состоит  из введения, трех глав и выводов.

В первой главе рассмотрена классификация инноваций, методы внедрения инноваций, этапы инновационного процесса, проблемы управления инновационным развитием.

Во второй главе дана общая характеристика ОАО «Автоприцеп-КАМАЗ», проанализирован инновационный потенциал организации. Рассмотрена инновационная политика организации и ее экономическая эффективность.

В третьей главе дана оценка инновационной  деятельности ОАО «Автоприцеп-КАМАЗ».

 

 

1. Теоретические основы инновационного развития предприятия

1.1 Инновация:  понятие, виды, цели внедрения

 

Инновация возникает в результате использования результатов научных  исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса производственной деятельности, экономических, правовых и социальных отношений в области  науки, культуры, образования, в других сферах деятельности общества. Этот термин может иметь различные значения в разных контекстах, их выбор зависит от конкретных целей измерения или анализа.

Инновация — это конечный результат  инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. Таким образом, конечным результатом инновации является коммерческий успех.

Инновация считается осуществленной в том случае, если она внедрена на рынке или в производственном процессе. Соответственно различаются два типа технологических инноваций: продуктовые и процессные.

Продуктовые инновации охватывают внедрение новых или усовершенствованных продуктов. [4,C.7]

Процессные инновации — это  освоение новой или значительно  усовершенствованной продукции, организации  производства. Выпуск такой продукции  невозможен при использовании имеющегося оборудования или применяемых методов  производства.

Инновации принято классифицировать по ряду признаков. Так, по степени радикальности, их значимости в экономическом развитии инновации можно подразделить на базисные, улучшающие и псевдоинновации (рационализирующие). За этим разделением стоят два различных инновационных процесса: пионерный и догоняющий. Пионерный тип означает линию на достижение мирового первенства (например, США). Догоняющий — дешевле и может дать быстрый результат (например, Япония). На этом пути создаются улучшающие (так называемые приростные) инновации, связанные с улучшением свойств существующих процессов производства и продуктов.

По направленности результатов  инновации делятся на инновации  в качестве научного инструментария, инновации-процессы и инновации-продукты. Существуют и другие классификации инноваций в соответствии с той ролью, которую они играют в развитии экономической системы. Классификация инноваций по степени новизны — распределение совокупности инноваций на однородные по уровню новизны группы с целью оценки их значимости. Понятие новизны инновации может относиться к продукту или технологическому процессу в целом в случае его абсолютной новизны либо только к некоторым его элементам, изменяющим функции и характеристики существующего продукта или процесса. С этих позиций выделяются виды инноваций по первому признаку классификации:

  • базисные инновации, которые относятся к принципиально новым продуктам;
  • улучшающие инновации, касающиеся значительного усовершенствования существующих продуктов;
  • инновации, связанные с внедрением новых или в значительной степени усовершенствованных методов производства.

В своих трудах Друкер П.Ф. отмечает, следует различать инновации и несущественные видоизменения продуктов и технологических процессов (так называемые псевдоинновации) под которыми подразумеваются эстетические (в цвете, декоре), а также незначительные технические или внешние изменения в продукте, оставляющие неизменным его конструктивное исполнение и не оказывающие достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость любого изделия и входящих в него материалов и компонентов; расширение номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся ранее на данном ИП (инновационном предприятии), но уже известных на рынке продуктов с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов ИП.

Классификация инноваций по степени  новизны осуществляется как по технологическим параметрам, так и с рыночных позиций. С точки зрения технологических параметров инновации подразделяются на:

а) продуктовые — применение новых материалов и полуфабрикатов, а также комплектующих, получение принципиально новых функций (принципиально новые продукты);

б) процессные — новая технология производства, более высокий уровень автоматизации, новые методы организации производства (применительно к новым технологиям).

По типу новизны для рынка  в составе инноваций выделяются:

  • новые изделия для отрасли в мире;
  • новые изделия для отрасли в стране;
  • новые изделия для данного ИП (группы ИП).

Для каждой конкретной научной работы по созданию нового изделия или новой технологии можно использовать понятие жизненного цикла, определяющего последовательность прохождения инновационного проекта по отдельным стадиям и этапам. Они могут характеризоваться особенностями целей и задач, спецификой методов и средств их достижения, организационной формой и затратами на их проведение, степенью неопределенности ожидаемых результатов. [10,С.315]

НИОКР (научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы) — творческая деятельность, систематически осуществляемая с целью увеличения объема знаний, включая знания о человеке, природе и обществе, а также поиска новых областей применения этих знаний. НИОКР выступают как важнейший вид НТД (нормативно-технической документации) и основной объект наблюдения в статистике науки, а относящиеся к ним понятия и определения занимают центральное место в рекомендациях международных статистических организаций. Научные исследования и разработки охватывают три вида работ (деятельности): ФИ (фундаментальные исследования), ПИ и ОКР (опытно-конструкторские разработки).

Комплексный характер инноваций, их многосторонность и разнообразие областей и способов использования требуют разработки их классификации.

Следует остановиться на некоторых  видах инноваций, различающихся по областям применения и этапам НТП (научно-технического прогресса):

  • технические появляются обычно в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами;
  • технологические возникают при применении улучшенных, более совершенных способов изготовления продукции;
  • организационно-управленческие связаны прежде всего с процессами оптимальной организации производства, транспорта, сбыта и снабжения;
  • информационные решают задачи организации рациональных информационных потоков в сфере научно-технической и инновационной деятельности, повышения достоверности и оперативности получения информации;
  • социальные направлены на улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования, культуры. [10,С.320]

Различные виды инноваций находятся  в тесной взаимосвязи и предъявляют  специфические требования к инновационному механизму. Так, технические и технологические инновации, влияя на содержание производственных процессов, одновременно создают условия для управленческих инноваций, поскольку вносят изменения в организацию производства.

В таблице 1.1.1 предложен классификатор инноваций, использование которого позволит оценивать их конкретнее, полнее, объективнее, комплексно определять их результативность и направления инновационного процесса, требующие корректировки или поддержки, а также выявлять неоднородность инноваций и подбирать методы управления каждой из них, адекватные особенностям каждого инновационного процесса.

Таблица 1.1.1

Классификация инноваций

№ п/п

Классификационный признак

Классификационные группировки  инноваций

 

1

2

1

Области применения инноваций

Управленческие, организационные, социальные, промышленные

2

Этапы НТП, результатом  которых стали инновации

Научные, технические, технологические, конструкторские, производственные, информационные 

3

Степень интенсивности инноваций

«Бум», равномерная, слабая, массовая

4

Темпы осуществления  инноваций

Быстрые, замедленные, затухающие, нарастающие, равномерные, скачкообразные

5

Масштабы инноваций

Трансконтинентальные, транснациональные, региональные, крупные, средние, мелкие

6

Результативность инноваций

Высокая, низкая, стабильная

7

Эффективность инноваций

Экономическая, социальная, экологическая, интегральная


 

Приведенные классификации свидетельствуют  о том, что процессы нововведений многообразны и различны по своему характеру. Следовательно, формы организации нововведений, масштабы и способы воздействия на экономику, а также методы оценки их эффективности тоже должны отличаться многообразием. [6,С.13]

В таблице 1.1.2 приведены известные подходы к классификации инноваций, используя которых можно построить классификатор, имеющий практическое значение для создания системы управления инновациями.

Информация о работе Инновационное развитие предприятия ОАО «Автоприцеп-КАМАЗ»