Денежно-кредитная политика государства и ее основные инструменты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 16:28, курсовая работа

Описание

В современных условиях в денежном обороте используются не только наличные деньги, но и безналичные средства на банковских счетах, чеки, развивается хождение банковских пластиковых карточек и т.д. Экономисты в макроэкономическом анализе вместо термина «деньги» используют понятие «денежная масса». Денежная масса – это совокупность всех денежных средств, находящихся в обороте в наличной и безналичной форме, обслуживающих движение товара и капитала в экономике.

Содержание

Введение ………………………………………………………………….. 3
1. Теоретические основы денежно-кредитной политики государства .. 4
2. Инструменты и виды денежно-кредитной политики ……………….. 10
2.1. Установление и изменение норм резервирования ……………… 10
2.2. Операции с ценными бумагами на открытом рынке …………… 12
2.3. Регулирование учетной ставки …………………………………... 15
2.4. Разновидности денежно-кредитной политики ………………….. 19
3. Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь на современном этапе ………………………………………………………..
21
Заключение ……………………………………………………………….. 26
Литература ………

Работа состоит из  1 файл

Денежно-кредитная политика государства.doc

— 128.50 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования Республики Беларусь

Частное учреждение образования «БИП – институт правоведения»

Кафедра экономики 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине: Макроэкономика

на тему: «Денежно-кредитная политика государства 

и ее основные инструменты» 
 
 

Студентки 3 курса, гр. № 3

экономико-правового  факультета

специальности: 

обучающейся на базе среднего специального образования 

Руководитель: 
 
 
 
 
 
 

Минск 2006 
Содержание
 

Введение  ………………………………………………………………….. 3
1. Теоретические  основы денежно-кредитной политики государства .. 4
2. Инструменты  и виды денежно-кредитной политики  ……………….. 10
2.1. Установление  и изменение норм резервирования  ……………… 10
2.2. Операции  с ценными бумагами на открытом  рынке …………… 12
2.3. Регулирование  учетной ставки …………………………………... 15
2.4. Разновидности  денежно-кредитной политики ………………….. 19
3. Денежно-кредитная  политика в Республике Беларусь  на современном этапе ………………………………………………………..  
21
Заключение  ……………………………………………………………….. 26
Литература  ………………………………………………………………... 27
   
 

 

Введение 

    Деньги  – важнейший элемент любой  развитой экономической системы. В  современном обществе они играют настолько важную роль, что без  них трудно представить нашу жизнь. Деньги в истории человечества появились  на стадии зрелого производства, когда возникли излишки продукции и стал возможен обмен. Когда обмен стал массовым и регулярным, возникла необходимость в средстве обмена, каковым и стали деньги. Первоначально деньгами служили различные товары, позже человечество пришло к благородным металлам (золоту и серебру) как универсальному средству обмена. С течением времени товарная природа денег отошла на второй план и в настоящее время природа денег полностью является кредитной.

    В современных условиях в денежном обороте используются не только наличные деньги, но и безналичные средства на банковских счетах, чеки, развивается хождение банковских пластиковых карточек и т.д. Экономисты в макроэкономическом анализе вместо термина «деньги» используют понятие «денежная масса». Денежная масса – это совокупность всех денежных средств, находящихся в обороте в наличной и безналичной форме, обслуживающих движение товара и капитала в экономике.

    Сущность  денег раскрывается в их функциях. Обычно выделяют три основных функции  денег: средство обмена; мера стоимости; средство сбережения, накопления богатства. В современной экономике роль денег не исчерпывается выполнением ими названных функций. Практически все экономисты согласны с тем, что изменения денежной массы оказывают огромное влияние на объем национального производства, занятость ресурсов и уровень цен. Оказывая влияние на параметры денежной массы посредством проведения денежно-кредитной политики, правительство оказывает влияние на экономику в целом. О денежно-кредитной политике и ее инструментах пойдет речь в данной работе. 

 

1. Теоретические  основы денежно-кредитной политики  государства 

    Денежно-кредитная  политика традиционно выступает  в качестве важнейшего компонента экономической  политики государства. Это — важнейшая  часть современной модели государственного регулирования национальной экономики.

    Денежно-кредитная  политика есть совокупность мероприятий, регламентирующих функционирование национальной денежно-кредитной системы с целью  регулирования хозяйственной конъюнктуры  и достижения стратегических целей  экономического развития страны. Стратегической целью денежно-кредитной политики государства выступает обеспечение стабильности национальных денег на внутреннем (подавление инфляции), а также на внешнем рынке (стабильность обменного курса национальных денег). В качестве стратегических задач денежно-кредитной политики современная макроэкономика выделяет:

    а) поддержание долговременного и  устойчивого экономического роста  цивилизованными средствами;

    б) достижение и сохранение на должном  уровне склонности населения к сбережениям в национальной банковской системе;

    в)  сохранение доверия населения к  национальной банковской системе;

    г) поддержание на высоком уровне надежности национальной банковской системы;

    д)  обеспечение устойчивого платежного баланса страны, накопление должных валютных резервов.

    Выделение главной цели и перечня стратегических задач связано с тем непосредственным воздействием, которое денежно-кредитная  сфера оказывает на основные макроэкономические показатели.

    Тактические задачи (промежуточные цели) денежно-кредитной политики обычно связываются с состоянием самой денежно-кредитной сферы, с использованием конкретных денежно-кредитных рычагов воздействия на экономические процессы. Конкретные задачи тактического плана вытекают из состояния торгового и платежного баланса страны.

    Объектами денежно-кредитной политики в самом  общем виде выступают спрос и  предложение денег.

    Спрос на деньги – это потребность в  определенном запасе денег.  Он определяется как количество платежных средств, которые население и фирмы  хотят держать в ликвидной форме. Существуют два подхода к объяснению спроса на деньги – монетаристский (в своей основе классический) и кейнсианский. Классики определяют спрос на деньги на основе уравнения обмена количественной теории денег:

    M * V = P * Y       (1),

    где М – количество денег в обращении;

                V – скорость обращения денег;

                P – уровень цен (индекс цен);

                Y – объем выпуска (в реальном выражении).

    При этом предполагается, что скорость обращения – величина постоянная, так как связана с устойчивой структурой сделок в экономике. Она с течением времени может меняться, но при постоянстве V из уравнения обмена следует, что спрос на деньги определяется динамикой ВВП (P * Y):

    Md = (P * Y) / V      (2),

    Что касается предложения денег, то оно, по мнению монетаристов, нестабильно, так как зависит от субъективных решений правительства. При этом согласно классической экономической теории, реальный ВВП изменяется медленно и только при изменении числа вовлекаемых в экономику факторов производства. Поэтому изменение предложения денег вызовет в долгосрочном периоде лишь изменение уровня цен и не окажет влияния на величины производства и занятости. Поэтому государство должно поддерживать темп роста денежной массы на уровне средних темпов роста реального ВВП. В этом случае предложение денег будет соответствовать спросу, а значит, уровень цен в экономике будет стабилен.

    В рамках количественной (кейнсианской) теории денег сформулировано два  мотива спроса на деньги. Первый мотив  состоит в том, что люди и фирмы  нуждаются в деньгах как в средстве платежа. Это называется спросом на деньги со стороны сделок или операционным спросом. Количество денег, необходимых для заключения сделок, зависит от объема товарной массы, находящейся на рынке; от уровня цен; от совокупного (национального) дохода; от скорости обращения денег, но главным фактором здесь выступает уровень дохода.

    Второй  мотив спроса на деньги получил название спроса по мотиву предосторожности. Он возникает потому, что людям приходится сталкиваться с непредвиденными  платежами, для чего необходим некоторый запас денег. Его объем зависит от объема непредвиденных расходов, который прямо пропорционален национальному доходу.

    Дж. М. Кейнс выделил третий мотив  хранения денег – спекулятивный. Держание кассы (наличности) домашними хозяйствами и фирмами для приобретения в удобный момент иных финансовых активов с целью сохранения или преумножения богатства получило название спроса на деньги со стороны активов или спекулятивного спроса. Если процентная ставка низка, нет большого смысла менять наличные деньги на другие финансовые активы – срочные депозиты, облигации и т.п. При низкой процентной ставке курс облигаций высокий и рыночные агенты будут воздерживаться от покупки ценных бумаг. Таким образом, спрос на деньги со стороны активов зависит от уровня процентной ставки и эта зависимость обратная: при понижении процентной ставки спекулятивный спрос на деньги возрастает, при повышении – сокращается.

    Таким образом, обобщая два подхода  – классический и кейнсианский, можно выделить два фактора спроса на деньги: уровень дохода Y и процентную ставку i

    Предложение денег в экономике Ms осуществляет государство. В целом предложение денег включает наличность C и депозиты D:

    Ms = C + D      (3),

    Наличность (банкноты и монеты) создает центральный (национальный) банк страны. Наличность, покинувшая центральный банк, распределяется в дальнейшем по двум направлениям:

    а) часть оседает в кассе фирм и домашних хозяйств;

    б) часть поступает в коммерческие банки в виде депозитов.

    Следовательно, если центральный банк создает наличность, то депозиты создают коммерческие банки. Деньги, поступающие в коммерческие банки, могут использоваться ими для предоставления кредита, и тогда количество денег в экономике возрастает. При возврате кредитов объем денежной массы на руках хозяйствующих субъектов уменьшается. В отличие от центрального банка, возможности которого по увеличению денег теоретически бесконечны, коммерческие банки имеют пределы кредитования. Открывая у себя счета, коммерческие банки должны считаться с тем, что вкладчики в любое время могут потребовать свои деньги в объеме вклада. Поэтому для поддержания ликвидности коммерческим банкам всегда необходимы резервы наличных денег. Такие резервы создаются центральным банком в виде обязательных беспроцентных вкладов коммерческих банков в центральном банке. Их размер определяется в виде процента от принятых депозитов – нормы резервирования.

    Таким образом, центральный банк создает  не только наличность, но и обязательные резервы. Наличность и резервы  образуют денежную базу H:

    H = C + R       (4).

    Оставшиеся  в распоряжении коммерческих банков после формирования обязательных резервов средства получили название избыточных резервов.

    Рассмотрим  условный пример, показывающий процесс  создания денег коммерческими банками. Пусть норма резервирования составляет 10%. Допустим, в коммерческий банк А  поступил депозит в размере 1 млрд. руб. Из них 100 млн. руб. (10% от суммы депозита) банк обязан перечислить в резервный фонд. При этом банк может выдать кредит в размере 900 млн. руб. Получив эти деньги, фирмы и граждане используют их на покупку товаров и услуг, закупку сырья и т.д. Получатели денег переведут их на свои банковские счета, например, в банке Б. Банк Б, перечислив 10% (90 млн. руб.) в обязательные резервы, может выдать в качестве кредитов оставшиеся 810 млн. руб., которые через некоторое время поступят на депозит в банке В.  Процесс расширения банковских депозитов математически будет выглядеть как геометрическая прогрессия:

1 млрд. + 900 млн. + 810 млн. + … = 1 млрд. *

(1 + 0,9 + 0,92 + 0,93+…) =

=

    Таким образом, при норме резервирования r, равной 10%, первоначальный депозит в 1 млрд. руб. обернулся мультипликационным эффектом расширения денежной массы на 10 млрд. руб. Это значит, что предел создания кредитных денег определяется нормой резервирования. В общем виде денежный мультипликатор m может быть записан в виде следующей формулы:

            (5),

    где r – норма резервирования, исчисляемая как отношение резервов R к депозитам D.

    Денежный  мультипликатор означает возможность  создания максимального количества новых денег. Часть полученных денег  со счетов утекает в текущее обращение  и не идет на счета в другие банки. Кто-то может держать деньги дома, кто-то – вывезти их за границу. В этом случае процесс пойдет в обратном направлении: каждый рубль, изъятый из банковской системы, приведет к сокращению количества денег в хозяйственной системе на 10 рублей (при норме резервирования 10%). Таким образом, предложение денег зависит от величины денежной массы и денежного мультипликатора. Выделяют три основных инструмента монетарной политики, с помощью которых центральный банк осуществляет регулирование денежно-кредитной сферы:

Информация о работе Денежно-кредитная политика государства и ее основные инструменты