Денежно-кредитная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 23:55, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является анализ денежно-кредитной политики в России.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
изучить теоретические основы денежно-кредитной политики,
рассмотреть ее цели, принципы и инструменты;
проанализировать действующую денежно-кредитную политику Российской Федерации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 5
1.1. Кредитная политика: её цели и принципы 5
1.2. Инструменты денежно-кредитной политики 10
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ РОССИИ И ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА В 2009 ГОДУ 15
ГЛАВА 3. СЦЕНАРИИ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА ПЕРИОД С 2010 ПО 2012 ГОДЫ 35
3.1. Прогноз платежного баланса и социально-экономического развития России на 2010 – 2012 годы 35
3.2 Политика Банка России в 2010 – 2012 годах и ожидаемые перспективы валютного курса 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 50

Работа состоит из  1 файл

денежно-кредитная политика государства.doc

— 256.50 Кб (Скачать документ)

      СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 5
1.1. Кредитная политика: её цели и принципы 5
1.2. Инструменты денежно-кредитной  политики 10
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ РОССИИ И ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА В 2009 ГОДУ 15
ГЛАВА 3. СЦЕНАРИИ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА ПЕРИОД С 2010 ПО 2012 ГОДЫ 35
3.1. Прогноз платежного баланса и социально-экономического развития России на 2010 – 2012 годы 35
3.2 Политика Банка  России в 2010 – 2012 годах и ожидаемые  перспективы валютного курса 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ   46
СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 50
   
 

 

       ВВЕДЕНИЕ 

     В развитых странах со смешанной экономикой роль государства в функционировании экономики далеко не одинакова. Она  различается по масштабам, формам и методам воздействия государства на экономику, по готовности общества принимать и поддерживать такое вмешательство государства в экономическую жизнь. Эти различия обусловлены многими факторами объективного материального порядка, а также влиянием традиций и представлений, характерных для данного общества, что сейчас определяется таким понятием, как менталитет.

     Экономическая роль государства предполагает его  деятельность по регулированию экономики  в целом, всех его секторов как  единой системы. Одну из основных ролей  в регулировании экономики играет денежно-кредитная политика.

      Во  всех странах Центральные Банки  формируют и осуществляют кредитно-денежную политику, контролируют и координируют деятельность коммерческих банков. Центральный Банк выпускает в обращение национальную валюту, хранит золотовалютные резервы страны, обязательные резервы коммерческих банков, выступает в качестве межбанковского расчетного центра. Он является обычно кредитором последней инстанции для коммерческих банков, а также финансовым агентом правительства. Центральный Банк может выступать как продавец и покупатель на международных денежных рынках и координировать зарубежную деятельность частных банков.

      От  того, насколько правильно выбирает государство инструменты денежно-кредитной  политики в тот или иной момент времени зависит уровень экономического развития страны.

      Глобальный  финансовый кризис, обрушившийся на мировой  рынок, не мог не оказать влияния  и на ситуацию в финансовом секторе  России, в том числе на ситуацию в сфере единой государственной  денежно-кредитной политики. И это заставило руководителей экономики страны, Центральный банк РФ всерьез пересмотреть как свои прогнозы на текущий год, так и сценарии макроэкономического развития на последующие три года, что делает изучаемую тему особенно актуальной в настоящее время.

      Целью данной работы является анализ денежно-кредитной  политики в России.

      Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:

    • изучить теоретические основы денежно-кредитной политики,
    • рассмотреть ее цели, принципы и инструменты;
    • проанализировать действующую денежно-кредитную политику Российской Федерации.

      Объектом  исследования является денежно-кредитная  политика РФ.

      Предметом служат основные инструменты денежно-кредитной  политики.

      Субъектом выступает Федеральная служба государственной статистики.

      Курсовая  работа состоит из трех глав.

      В первой главе раскрываются теоретические модели проведения, а так же инструменты денежно-кредитной политики.

      Вторая  глава посвящена денежно-кредитной политике и экономике России в 2009 году.

      В третьей главе проводится прогнозирование и анализ перспектив денежно-кредитной политики на 2010 - 2012 годы.

 

      ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИНОЙ ПОЛИТИКИ

      1.1. Кредитная политика: её цели и принципы

 

      В процессе экономического регулирования  государство широко использует денежно-кредитные меры. Как и финансовый механизм, они рассматриваются двояко. С одной стороны, эти меры являются составной частью всего комплекса экономической политики, с другой — кредитное регулирование выступает своего рода инструментом государственного вмешательства в экономику.

      По  своему содержанию кредитная политика — совокупность мероприятий центрального банка в области денежного  обращения и кредита по воздействию  на макроэкономический процесс. Цель данных мер – частное преломление общей государственной линии на обеспечение равновесного и устойчивого развития экономики.

      Денежно-кредитная  политика - совокупность мероприятий  в области денежного обращения  и кредита, направленных на регулирование  экономического роста, сдерживание  инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса; служит одним из важнейших методов вмешательства государства в процесс воспроизводства.

      Выделяют  следующие цели [10, 6]:

  1. Экономические цели. После длительного периода экономического роста и полной занятости цели государства в области экономики имеют скорее защитный характер и направлены на поддержание экономической активности и сокращение безработицы.

      Стремление  сохранить и по возможности увеличить  производство, а также поддержать достигнутый уровень жизни соответствует современным задачам. Это предполагает крупные капиталовложения на переоборудование промышленных и сельскохозяйственных предприятий и создание производственных структур, чтобы уменьшить зависимость страны в сфере энергетики, повысить производительность труда на предприятиях, удовлетворить нужды населения в целом, а также обеспечить подготовку специалистов (инженеров, техников) и наладить разработки научно-технических исследований. Для этого также требуются значительные оборотные капиталы, необходимые, например, для выдачи заработной платы, для закупок сырья и энергии.

      Необходимость подчинения эмиссии платежных средств  экономическим целям ставит проблему согласованности всех мер, принимаемых  государственными органами. Поэтому  кредитная политика должна быть составной частью общей экономической политики. В этом отношении особую важность представляют собой два явления, наблюдающиеся в настоящее время в развитых странах: во-первых, это значительное вмешательство государства в экономическую деятельность, во-вторых, реализация номиналистической концепции денег, которая позволила снять ограничения эмиссии платежных средств, свойственные золотому стандарту.

      Кредиты должны направляться, прежде всего, в те отрасли экономики, динамизм которых представляется наиболее необходимым для гармоничного развития экономики в целом.

      Политика  полной занятости соответствует, прежде всего, интересам человека, но ее объектом является также промышленное оборудование, технические ресурсы, потенциальные экономические возможности.

      Полная  занятость населения означает отсутствие массовой безработицы: она представляет собой такую ситуацию, в которой  трудоспособные члены общества могут  найти без особых трудностей и  за довольно короткий срок работу, соответствующую  их способностям. Тем не менее, отсутствие постоянной безработицы не исключает возможности временной безработицы, поскольку развитие экономики предполагает определенный минимум текучести кадров. Смена должности, переход из одной сферы экономики в другую или с одного предприятия на другое могут сопровождаться временной потерей работы, которая терпима, если длится недолго. Банковское кредитование должно способствовать такой мобильности.

      2. Монетарные цели контроля над  кредитом. Цель государственных органов в области денежной политики можно сформулировать кратко: экономический рост без инфляции. Важно, чтобы ресурсы, используемые для развития экономики, были застрахованы от потерь; в частности, кредитование с целью увеличения богатства не должно повлечь за собой повышение цен или истощение валютных ресурсов. Здесь проявляется сдерживающая роль внутреннего и внешнего аспектов кредитной политики.

      Стабильность  внутренних цен необходима для нормального  функционирования экономики. Общее  понижение цен повлекло бы за собой  замедление темпов производства и тем самым препятствовало бы экономическому развитию; однако эту возможность не стоит рассматривать, поскольку в настоящее время она не может реализоваться. Общее повышение цен таит в себе известные социальные и экономические опасности, оно не только подрывает или ослабляет стремление к накоплению денег и делает неэффективными предпринимаемые усилия, приводя к неоправданному обогащению некоторых слоев населения, оно также ухудшает условия капиталовложений и снижает их рентабельность.

      Тем не менее, стабилизация не может быть абсолютной и не исключает изменений в соотношении цен. В определенных случаях могут и должны допускаться изменения, чтобы, например, создать благоприятные условия для приспособления производства к спросу потребителей или к техническим новшествам. Эта гибкая политика, как бы желательна она ни была, может привести к понижению цен и даже заработной платы; поэтому она способна вызвать ожесточенное сопротивление, которое затрудняет выполнение государственными органами своих задач в этой области.

      Для нормального функционирования экономики  требуется также стабильность международных  финансовых отношений, которая позволяет  поддерживать валютные резервы на удовлетворительном уровне. Такая стабильность позволяет  бороться с безработицей и поддерживать высокий уровень жизни населения, поскольку именно от нее зависит регулярность импорта сырья и энергоносителей, необходимых для народного хозяйства. Эта проблема связана с проблемой цен; кредитная политика должна способствовать разрешению и той, и другой проблемы [7, 21].

      3. Согласование целей экономической  и денежной политики. Если проследить эволюцию денежной системы на протяжении последних сорока лет, то мы будем вынуждены констатировать, что энергичные меры, которые принимали некоторые правительства для стабилизации денежной системы, не всегда были эффективны. Иногда подобная денежная политика вызывала замедление экономического развития, в частности в Великобритании после двух мировых войн, неоднократно в Бельгии в 1948—1959 гг., во Франции в 1930—1936 гг., а в последние годы иногда в течение непродолжительного времени. В других случаях экономический рост сопровождался обесценением денег; в Великобритании и Франции это явление неоднократно наблюдалось после второй мировой войны.

      Тем не менее, в последние годы в этой сфере был достигнут заметный прогресс, и большинство стран Запада продемонстрировали в той или иной степени решение проблемы экономического роста без чрезмерного инфляционного напряжения. Трудности обусловлены тем, что факторы, вызывающие инфляцию, более мощные, чем факторы стабилизации денег. Опасность инфляции кажется абстрактной и далекой; необходимость ее предотвращения с трудом осознается из-за привязанности людей к номинальным доходам и их стремления избежать немедленных жертв. Глобальная и почти естественная тенденция экономических агентов вызывать инфляционные напряжения заставляет государственные и финансовые органы прибегать к принудительным мерам в интересах всего общества.

      При оценке эффективности мер, принимаемых в кредитной сфере, необходимо помнить, что они лишь дополняют экономическую, финансовую и социальную политику правительства. Хотя кредитная политика, даже хорошо продуманная и эффективно осуществляемая, не всегда позволяет предусмотреть и полностью избежать инфляционные напряжения, она должна по меньшей мере смягчать последствия инфляции, препятствовать злоупотреблениям, связанным с накоплением иностранной валюты, созданию товарных запасов в спекулятивных целях и в целом предотвращать опасность чрезмерного избытка денег.

Информация о работе Денежно-кредитная политика государства