Денежно-кредитная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 23:55, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является анализ денежно-кредитной политики в России.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
изучить теоретические основы денежно-кредитной политики,
рассмотреть ее цели, принципы и инструменты;
проанализировать действующую денежно-кредитную политику Российской Федерации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 5
1.1. Кредитная политика: её цели и принципы 5
1.2. Инструменты денежно-кредитной политики 10
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ РОССИИ И ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА В 2009 ГОДУ 15
ГЛАВА 3. СЦЕНАРИИ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА ПЕРИОД С 2010 ПО 2012 ГОДЫ 35
3.1. Прогноз платежного баланса и социально-экономического развития России на 2010 – 2012 годы 35
3.2 Политика Банка России в 2010 – 2012 годах и ожидаемые перспективы валютного курса 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 50

Работа состоит из  1 файл

денежно-кредитная политика государства.doc

— 256.50 Кб (Скачать документ)

    Цена  на нефть на мировых энергетических рынках является важнейшим фактором, оказывающим влияние на состояние  российской экономики. В связи с  этим Банк России рассмотрел четыре варианта условий проведения денежно-кредитной политики в 2010 - 2012 годах, два из которых соответствуют прогнозам Правительства Российской Федерации.

    В рамках первого варианта, который  Банк России рассмотрел дополнительно  к прогнозам Правительства Российской Федерации, предполагается снижение в 2010 году среднегодовой цены на российскую нефть на мировом рынке до 45 долларов США за баррель. В этих условиях реальные располагаемые денежные доходы населения могут снизиться на 0,6%, инвестиции в основной капитал - на 2,5%. Объем ВВП увеличится на 0,2%.

    В качестве второго варианта рассматривается  прогноз, положенный в основу проекта  федерального бюджета. Предполагается, что в 2010 году цена на российскую нефть  может составить 58 долларов США за баррель.

    Согласно  этому варианту прогнозируется оживление  в экономике вследствие реализации инвестиционных программ естественных монополий и государственной  поддержки приоритетных направлений  социально-экономического развития. Прирост  реальных располагаемых денежных доходов населения и инвестиций в основной капитал может составить 0,4 и 1,0% соответственно. Экономический рост в этих условиях ожидается на уровне 1,6%.

    В рамках третьего варианта в 2010 году предусматривается  повышение цены на российскую нефть до 68 долларов США за баррель. В этих условиях реальные располагаемые денежные доходы населения могут увеличиться на 1,4%. Инвестиции в основной капитал ожидаются выше уровня 2009 года на 4,5%. Объем ВВП в этом случае может возрасти на 3,0%.

    Банк  России не исключает возможности более высокого роста цен на нефть на мировом рынке. Согласно четвертому варианту прогноза предполагается, что цена на российскую нефть в 2010 году возрастет до 80 долларов США за баррель. На фоне значительного улучшения внешних условий темпы роста основных экономических показателей прогнозируются выше, чем в третьем варианте. Прирост реальных располагаемых денежных доходов населения может составить 2,4%, инвестиций в основной капитал - 8,0%. Прирост ВВП в этом случае ожидается на уровне 4,4%.

    В первом варианте прогноза, предусматривающем  ухудшение конъюнктуры рынка  энергоносителей, в 2010 году экспорт  товаров и услуг может сократиться  до 305,9 млрд. долларов США, а положительное  сальдо баланса торговли товарами и услугами - до 53,0 млрд. долларов США.

    Сценарные условия второго и третьего вариантов  предусматривают рост объемов экспорта товаров и услуг до 348,5 - 384,0 млрд. долларов США, положительное сальдо торговли товарами и услугами в 2010 году составит в этом случае 77,2 - 98,3 млрд. долларов США. В сценарии с наиболее благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой сырьевых рынков (четвертый вариант) экспорт товаров и услуг оценивается в 425,5 млрд. долларов США, а активное сальдо торговли товарами и услугами - в 128,5 млрд. долларов США.

    Дефицит баланса доходов и текущих  трансфертов в 2010 году ожидается  в диапазоне 31,4 - 44,3 млрд. долларов США.

    Отрицательное сальдо счета операций с капиталом  и финансовыми инструментами  в 2010 году снизится по всем вариантам  прогноза. Согласно четвертому варианту оно составит 14,5 млрд. долларов США, что в 2,2 раза меньше показателя 2009 года. Наращивание внешних обязательств экономики в больших объемах, чем в 2009 году, предполагается во всех, кроме первого, вариантах прогноза. На фоне относительно меньших темпов прироста иностранных активов это обусловит снижение чистого вывоза частного капитала за рубеж до уровня от 25 до 10 млрд. долларов США в зависимости от варианта прогноза.

    Положительное сальдо счета текущих операций в  первом варианте прогноза будет недостаточным для компенсации отрицательного сальдо финансового счета, что вызовет превышение спроса на иностранную валюту над предложением на внутреннем рынке и необходимость корректирующего воздействия Банка России на курсовую динамику. Объем сокращения валютных резервов составит в этом случае 8,0 млрд. долларов США. При более благоприятном развитии ситуации на мировых рынках во втором - четвертом вариантах будет наблюдаться рост валютных резервов на 15,5 - 69,7 млрд. долларов США.

    Прогноз платежного баланса до 2012 года охватывает широкий спектр потенциальных изменений среднегодовых цен на нефть сорта "Юралс": в пределах 45 - 87 долларов США за баррель в 2011 году и 45 - 95 долларов США за баррель в 2012 году.

    В 2011 - 2012 годах во всех вариантах прогноза счет текущих операций будет сведен с положительным сальдо. В 2012 году в условиях низких цен на нефть в первом варианте оно составит 1,8 млрд. долларов США. Согласно второму варианту прогноза профицит счета текущих операций составит 16,9 млрд. долларов США. В третьем и четвертом вариантах прогноза при умеренном росте дефицита баланса доходов и текущих трансфертов в 2012 году ожидается положительное сальдо счета текущих операций в размере 48,0 - 83,2 млрд. долларов США.

    Отрицательное сальдо финансового счета в 2011 году в первых трех вариантах прогноза значительно сократится по сравнению с 2010 годом, а в четвертом варианте станет положительным. В 2012 году на фоне активизации привлечения капитала банковским сектором сальдо финансового счета будет положительным.

    В условиях первого варианта прогноза в 2011 году предполагается небольшое  увеличение валютных резервов - на 3,7 млрд. долларов США. Согласно второму и  третьему вариантам профицит текущего счета существенно превысит дефицит  финансового счета, что приведет к росту резервов на 21,6 - 51,2 млрд. долларов США. В четвертом варианте положительные сальдо счета текущих операций и финансового счета обеспечат рост резервов на 88,9 млрд. долларов США. В 2012 году кумулятивный эффект положительного сальдо счета текущих операций и финансового счета обусловит устойчивое превышение предложения иностранной валюты над спросом и соответствующее увеличение резервных активов на 10,2 - 106,7 млрд. долларов США.

    В зависимости от варианта прогноза увеличение объема ВВП в 2011 и 2012 годах ожидается в диапазоне 2,4 - 5,5%.

    В соответствии со сценарными условиями  функционирования российской экономики  и основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов Правительство Российской Федерации и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2010 году до 9 - 10%, в 2011 году - до 7 - 8%, в 2012 году - до 5 - 7% (из расчета декабрь к декабрю). Указанной цели по общему уровню инфляции на потребительском рынке соответствует базовая инфляция на уровне 8,5 - 9,5% в 2010 году, 6,5 - 7,5% в 2011 году и 4,5 - 6,5% в 2012 году.

    Согласно  прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации, положенному  в основу проекта федерального бюджета, в 2010 году ожидается восстановление положительных темпов экономического роста. Оживление экономики, а также возобновление роста цен на активы обусловят увеличение трансакционной составляющей спроса на деньги. Снижение инфляции и девальвационных ожиданий также будет способствовать росту спроса на национальную валюту как на средство сбережения. В связи с этим диапазон изменения темпов прироста денежного агрегата М2 в 2010 году в зависимости от вариантов развития экономики может составить 8 - 18%.

    Предполагаемое  постепенное улучшение макроэкономической ситуации будет способствовать стабилизации темпов прироста спроса на деньги в 2011 и 2012 годах. В зависимости от вариантов прогноза диапазон темпов прироста денежного агрегата М2 может составить 10 - 20 и 12 - 21% соответственно.

    Денежная  программа на 2010 - 2012 годы представлена в четырех вариантах, соответствующих  вариантам прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010 - 2012 годы.

    Расчеты по программе на 2010 - 2012 годы осуществлены исходя из показателей спроса на деньги, соответствующих целевым ориентирам по инфляции, прогнозируемым темпам роста ВВП и его составляющих, а также динамике валютного курса, заложенного в прогнозы изменения платежного баланса. В зависимости от сценарных вариантов развития темп прироста денежной базы в узком определении в 2010 году может составить 8 - 17%, в 2011 году - 11 - 19%, в 2012 году - 13 - 19%.

    Для первого варианта денежной программы  на протяжении всего прогнозного  периода увеличение чистых внутренних активов (ЧВА) является основным источником роста денежной базы. Второй - четвертый варианты программы разработаны в предположении о росте чистых международных резервов (ЧМР) в 2010 - 2012 годах, который по этим вариантам станет основным источником увеличения денежной базы.

    В рамках первого варианта денежной программы  в 2010 году ожидается снижение чистых международных резервов на 0,2 трлн. рублей и увеличение ЧВА на 0,7 трлн. рублей. Объем чистого кредита  расширенному правительству в этом варианте программы в 2010 году может вырасти на 2,3 трлн. рублей, а объем чистого кредита банкам - снизиться на 1,2 трлн. рублей.

    Исходя  из прогноза платежного баланса в  условиях этого варианта ЧМР увеличиваются  в 2011 году на 0,1 трлн. рублей, в 2012 году - на 0,3 трлн. рублей. При этом чистые внутренние активы увеличиваются ежегодно на 0,5 трлн. рублей. В 2011 - 2012 годах для обеспечения такой динамики предусматривается ежегодное повышение объема чистого кредита расширенному правительству примерно на 0,6 трлн. рублей при незначительном увеличении чистого кредита банкам.

    По  второму варианту программы, параметры  которого соответствуют проекту  федерального бюджета на соответствующий  период, в 2010 году прогнозируется рост ЧМР на 0,5 трлн. рублей. С учетом оценки денежной базы это потребует увеличения ЧВА на 0,2 трлн. рублей. Ожидается, что в структуре ЧВА чистый кредит расширенному правительству возрастет на 1,8 трлн. рублей, а чистый кредит банкам снизится на 1,3 трлн. рублей.

    В 2011 году по данному сценарию предполагается увеличение ЧМР на 0,6 трлн. рублей, что потребует увеличения чистых внутренних активов на 0,2 трлн. рублей. Исходя из оценки прироста чистого кредита расширенному правительству на 0,8 трлн. рублей чистый кредит банкам может сократиться на 0,3 трлн. рублей. В 2012 году предусматривается, что рост денежной базы будет обеспечен за счет увеличения ЧМР на 0,9 трлн. рублей и ЧВА - на 0,2 трлн. рублей. При этом в структуре прироста чистых внутренних активов изменение чистого кредита расширенному правительству и чистого кредита банкам ожидается примерно таким же, как в 2011 году.

    По  третьему и четвертому вариантам  денежной программы прогнозируемое увеличение ЧМР в 2010 - 2012 годах превышает  объем, требуемый для обеспечения  прироста денежной базы, что предопределяет абсолютное снижение чистых внутренних активов.

    Согласно  третьему варианту в 2010 году прогнозируется увеличение ЧМР на 1,2 трлн. рублей при  снижении ЧВА на 0,4 трлн. рублей. В  этих условиях чистый кредит расширенному правительству увеличится на 1,5 трлн. рублей, а чистый кредит банкам снизится на 1,7 трлн. рублей. В 2011 и 2012 годах данный вариант денежной программы предусматривает увеличение ЧМР на 1,5 и 2,0 трлн. рублей при снижении ЧВА на 0,5 и 0,8 трлн. рублей соответственно. При параметрах, соответствующих данному варианту, чистый кредит расширенному правительству в 2011 - 2012 годах практически не изменится. Для обеспечения прогнозируемой динамики потребуется снижение чистого кредита банкам примерно на 0,3 трлн. рублей в 2011 году и на 0,2 трлн. рублей в 2012 году.

    Четвертый вариант программы предполагает в 2010 году рост ЧМР почти на 2 трлн. рублей и снижение ЧВА на 1,2 трлн. рублей. При этом чистый кредит расширенному правительству увеличится на 0,9 трлн. рублей, а чистый кредит банкам сократится на 1,9 трлн. рублей. В 2011 и 2012 годах рост ЧМР составит 2,6 и 3,1 трлн. рублей, что повлечет за собой сокращение ЧВА на 1,5 и 1,8 трлн. рублей соответственно. Условия данного варианта предполагают возможность значительного роста бюджетных доходов по сравнению с другими вариантами программы. Поэтому ожидается, что чистый кредит расширенному правительству снизится в 2011 году на 0,8 трлн. рублей и в 2012 году - на 0,7 трлн. рублей. Снижение чистого кредита банкам составит 0,4 трлн. рублей в 2011 году и 0,3 трлн. рублей в 2012 году.

    Параметры денежной программы не являются жестко заданными и могут быть уточнены в соответствии со складывающейся макроэкономической ситуацией, изменением влияния на состояние  денежно-кредитной сферы ключевых внутренних и внешних факторов. В целях адекватного реагирования на изменение состояния денежно-кредитной сферы и учета возможных рисков при реализации денежно-кредитной политики Банк России будет применять весь спектр инструментов, имеющихся в его распоряжении.

      3.2. Политика Банка России в 2010 - 2012 годах и ожидаемые перспективы валютного курса

    Политика  валютного курса Банка России в 2010 - 2012 годах будет направлена на сглаживание существенных колебаний  курса рубля к корзине основных мировых валют. В этот период Банк России видит своей задачей создание условий для реализации модели денежно-кредитной политики на основе инфляционного таргетирования при постепенном сокращении прямого вмешательства в процессы курсообразования. При этом параметры курсообразования при переходе к новой модели денежно-кредитной политики будут определяться с учетом задач по сдерживанию инфляции и обеспечению условий для диверсификации экономики.

Информация о работе Денежно-кредитная политика государства