Денежно-кредитная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 23:55, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является анализ денежно-кредитной политики в России.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
изучить теоретические основы денежно-кредитной политики,
рассмотреть ее цели, принципы и инструменты;
проанализировать действующую денежно-кредитную политику Российской Федерации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 5
1.1. Кредитная политика: её цели и принципы 5
1.2. Инструменты денежно-кредитной политики 10
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ РОССИИ И ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА В 2009 ГОДУ 15
ГЛАВА 3. СЦЕНАРИИ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА ПЕРИОД С 2010 ПО 2012 ГОДЫ 35
3.1. Прогноз платежного баланса и социально-экономического развития России на 2010 – 2012 годы 35
3.2 Политика Банка России в 2010 – 2012 годах и ожидаемые перспективы валютного курса 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 50

Работа состоит из  1 файл

денежно-кредитная политика государства.doc

— 256.50 Кб (Скачать документ)

    В качестве операционного ориентира  при проведении курсовой политики на стадии перехода к режиму плавающего валютного курса Банк России продолжит использование бивалютной корзины, состоящей из евро и доллара США. При этом сохранится действующий механизм ограничения волатильности валютного курса, включающий правило автоматического изменения границ плавающего интервала допустимых значений стоимости бивалютной корзины в зависимости от объема интервенций, осуществленных Банком России.

    В течение переходного периода  подобный подход позволит постепенно повышать степень зависимости курса  рубля от изменений рыночной конъюнктуры, что даст возможность участникам рынка адаптироваться к плавающему валютному курсу.

    На  протяжении переходного периода  порядок проведения интервенций  Банка России на внутреннем валютном рынке будет включать совершение операций как на границах, так и  внутри плавающего интервала значений стоимости бивалютной корзины. Направление и объем интервенций внутри плавающего интервала стоимости бивалютной корзины будут определяться с учетом факторов формирования платежного баланса, проводимой бюджетной политики и состояния внешних и внутренних финансовых рынков. Применение указанного механизма будет направлено на сглаживание воздействия внешних конъюнктурных шоков и возникающих диспропорций платежного баланса на динамику курса рубля.

    Таким образом, долгосрочные тенденции изменения курса рубля будут определяться балансом внешнеторговых операций, а также динамикой трансграничных потоков капитала. При этом в среднесрочной перспективе существенную роль в формировании указанных составляющих продолжит играть конъюнктура мировых рынков энергоносителей - основных товаров российского экспорта, изменение которой будет определять величину притока иностранной валюты от экспортных операций и ожидания внешних инвесторов. В то же время высокая волатильность потоков капитала и их зависимость от состояния внешних финансовых рынков будут обусловливать неопределенность курсовой динамики. В этих условиях тенденция к росту валютных рисков повысит эффективность использования процентной политики Банка России и ее вклада в достижение установленных целей денежно-кредитной политики.

    В среднесрочной перспективе система  инструментов денежно-кредитной политики Банка России будет ориентирована  на создание необходимых условий  для реализации эффективной процентной политики.

    По  мере снижения темпов инфляции и инфляционных ожиданий Банк России намерен продолжить линию на снижение уровня ставки рефинансирования и процентных ставок по операциям предоставления и абсорбирования ликвидности. Дальнейшие шаги Банка России по снижению (изменению) процентных ставок будут определяться развитием инфляционных тенденций, динамикой показателей производственной и кредитной активности, состоянием финансовых рынков.

    В случае образования существенного  дефицита ликвидности банковского  сектора Банк России продолжит использование всего спектра инструментов рефинансирования, что предполагает сочетание как операций по предоставлению ликвидности под обеспечение (прежде всего операции прямого РЕПО на аукционной основе и по фиксированной ставке), так и операций по предоставлению кредитов без обеспечения, которые были введены Банком России в рамках реализации антикризисных мер в октябре 2008 года. Расширение спектра сроков предоставления рефинансирования (от 1 дня до 1 года) позволит Банку России более гибко управлять текущей ликвидностью и оказывать стимулирующее воздействие на кредитную активность банковского сектора и формирование долгосрочных процентных ставок денежного рынка.

    При этом в среднесрочной перспективе  политика Банка России будет направлена на дальнейшее повышение потенциала обеспеченных залогами инструментов рефинансирования в рамках реализации перехода к механизму рефинансирования кредитных организаций с использованием единого пула обеспечения. Банк России продолжит работу, направленную на повышение доступности инструментов рефинансирования (кредитования) для кредитных организаций, в частности, за счет расширения перечня активов, используемых в качестве обеспечения по операциям рефинансирования.

    При формировании избыточного денежного  предложения Банк России будет использовать в качестве инструментов его стерилизации операции с ОБР и операции по продаже государственных облигаций из собственного портфеля. Банк России также продолжит проведение депозитных операций в качестве инструмента краткосрочного "связывания" свободной ликвидности кредитных организаций. При этом будут применяться рыночные инструменты изъятия свободной ликвидности - депозитные аукционы, а также инструменты постоянного действия - депозитные операции по фиксированным процентным ставкам.

    В 2010 - 2012 годах Банк России продолжит осуществлять взаимодействие с Правительством Российской Федерации как в области развития финансового рынка, так и в области реализации курсовой политики. В частности, введенный в 2008 году Минфином России совместно с Банком России механизм размещения временно свободных бюджетных средств на депозиты в кредитных организациях может быть использован в качестве дополнительного канала предоставления ликвидности. В то же время потенциал данного инструмента существенно ограничивается параметрами федерального бюджета.

    Кроме того, Банком России совместно с  Минфином России будет осуществляться разработка мер по совершенствованию  рынка государственных облигаций, что должно способствовать повышению  эффективности использования операций Банка России с государственными ценными бумагами в целях регулирования денежного предложения.

    Банк  России в 2010 году и в период 2011 и 2012 годов продолжит использование  обязательных резервных требований в качестве инструмента регулирования  ликвидности банковского сектора.

    В зависимости от изменения макроэкономической ситуации, ресурсной базы российских кредитных организаций и с  учетом других факторов Банк России при  необходимости может принять  решение относительно изменения  нормативов обязательных резервов и  их дифференциации. Вместе с тем Банк России не исключает дальнейшего повышения коэффициента усреднения обязательных резервов, позволяющего компенсировать ликвидность кредитным организациям при выполнении ими обязательных резервных требований.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Проделанная работа позволяет нам сделать вывод, что первоочередной задачей государственного сектора является  стабилизация экономики.

     Государственное регулирование есть система, включающая разнородные элементы: цели, методы, инструменты, мультипликаторы и  т. п. Чем удачнее сочетание разнородных элементов системы, а также чем больше она и ее структура соответствуют сложившейся экономической среде, тем эффективнее решаются социально-экономические проблемы, неподвластные рынку.

     В то же время активное государственное вмешательство сопровождается побочными негативными эффектами. Появляются так называемые изъяны или "провалы" государства. Изъян государства это его неспособность обеспечить эффективное распределение ресурсов и соответствие социально-экономической политики принятым в обществе представлениям о справедливости.

     Одним из ключевых элементов государственного регулирования экономики является денежно-кредитная политика. Кредитно-денежная политика есть регулирование денежной массы и денежного обращения  в стране путем непосредственного  государственного воздействия или  воздействия через центральный банк страны. Кредитно-денежная политика обеспечивает надлежащее функционирование денежной системы и денежного оборота, распространяя свое влияние как на деньги, так и на цены.

     Целью денежно-кредитной политики является контроль над денежной массой или уровнем ссудного процента - делается это для регулирования денежного предложения в стране.

     В качестве составных частей и одновременно инструментов государственной кредитно-денежной политики выступает политика рефинансирования, политика операций на открытом рынке, политика резервирования, политика обеспечения ликвидности. Все эти инструменты вместе взятые позволяют регулировать денежную массу в обращении и отдельные денежные агрегаты и тем самым оказывать косвенное влияние на динамику рыночных цен, уровни инфляции, товарно-денежные отношения между производителями и потребителями, рыночный обмен, доходы и расходы субъектов рынка.

     Центральным звеном денежной политики государства  является  центральный банк (ФРС - в США,  ЦБ - в РФ). Именно он своими действиями и проводит денежную политику. В мировой практике основными инструментами ЦБ  являются:  операции на открытом рынке ценных бумаг,  уровень процентной ставки по займам коммерческим банкам и  величина обязательных резервов.  Центральный банк разрабатывает требования к коммерческим банкам, выполнение которых обеспечивает ликвидность банков.

     Банк  России сохраняет преемственность  в определяющих принципах формирования денежно-кредитной политики, соподчиняя ее цели главным задачам экономической политики государства.

     При проведении денежно-кредитной политики Банк России предполагает использовать не только все имеющиеся в настоящее  время в его распоряжении инструменты, но и расширить их состав, сделав набор располагаемых методов  контроля и управления денежным предложением полностью адекватным складывающимся общеэкономическим условиям. Однако возможность и эффективность применения конкретных инструментов денежно-кредитного регулирования в значительной степени будут связаны с восстановлением и развитием сегментов финансового рынка и укреплением банковской системы. Достижение поставленных целей также будет зависеть от наличия соответствующих условий, создаваемых функционированием всех секторов экономики и проведением необходимых институциональных преобразований.

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

      
  1. Абрамова  М.А., Александрова Л.С. Финансы, денежное обращение и кредит. – М.: ИМПЭ, 2006. – 458 с.
  2. Албегова И.М., Емцов Р.Г., Холопов А.В. Государственная экономическая политика: опыт перехода к рынку. / Под ред. А.В. Сидоровича. – М.: Дело и сервис, 2005. – 264 с.
  3. Вольский А. Условия совершенствования управления экономикой // Экономист. – 2001. - № 9. – С. 3-8.
  4. Геращенко В.В. О денежно-кредитной политике и ходе реструктуризации банковской системы. // Деньги и кредит. – 2000. - № 6. – С. 5-13.
  5. Государственное регулирование экономики: Учебное пособие. – М.: Дело, 2008. – 280 с.
  6. Дробозина В.Н. Финансы, денежное обращение и кредит. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 362 с.
  7. Иванова Е., Терешко Ю. Будущее экономики // ЭЖ-Юрист. - 2009, N 34. – c.21
  8. Илларионов А. Мифы и уроки августовского кризиса. // Вопросы экономики. – 1999. - № 11. – С. 24-48.
  9. Косой А.М. Денежная эмиссия: сущность, свойства и оптимальность. // Деньги и кредит. – 2009. - № 5. – С. 34-45.
  10. Магомедов Ш., Петросян Д., Шульга В. Государственное регулирование рыночной экономики. // Экономист. – 2007. - № 8. – С. 3-11.
  11. Мирзоян Р.Э. Денежно-кредитная политика Российской Федерации // Финансовое право. – 2010. - N 1.
  12. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 год и период 2011 и 2012 годов (утв. ЦБ РФ) // Вестник Банка России. - N 68. - 26.11.2009
  13. Петрикова Е.М. Макроэкономический анализ внешних и внутренних показателей страны // Финансы. – 2009. - N 6.
  14. Полесова И.В. Развитие банковской системы России в современных условиях // Банковское кредитование. – 2009. - N 3.
  15. Рогова О. Макроустановки регулирования и реальность банковской деятельности //  Бюллетень финансовой информации. – 2008. - № 1. – С. 32-34.
  16. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики. – М.: ИЭ РАН, 2005. – 147 с.
  17. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Основы экономической теории. – М.: ДИС, 2006. – 366 с.
  18. Синельников С. и др. Денежно-кредитная политика в посткризисный период // http://www.iet.ru/usaid/denegpostcrisis/denegpostcrisis.html
  19. Смирнов Е.Е. Единая денежно-кредитная политика в рф: тенденции и перспективы // Управление в кредитной организации. – 2008. - N 6
  20. Танци В. Роль государства в экономике: эволюция концепций. // Мировая экономика и международные отношения. –2007. - № 10. – С. 51-62.
  21. Экономическая теория. / Под ред. Камаева В.Д. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 640 с.
  22. Щеголева Н. Проблема валютного регулирования и контроля. // Экономист. – 2008. - № 11. – С. 48-54.
 

 

    ПРИЛОЖЕНИЕ

Прогноз платежного баланса Российской Федерации

на 2010 - 2012 годы (млрд. долларов США)

  2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.
59,5 долл. США за баррель I вариант (45 долл. США за баррель) II вариант (58 долл. США за баррель) III вариант (68 долл. США за баррель) IV вариант (80 долл. США за баррель) I вариант (45 долл. США за баррель) II вариант (59 долл. США за баррель) III вариант (74 долл. США за баррель) IV вариант (87 долл. США за баррель) I вариант (45 долл. США за баррель) II вариант (60 долл. США за баррель) III вариант (81 долл. США за баррель) IV вариант (95 долл. США за баррель)
Счет  текущих операций 34,2 21,6 40,1 58,7 84,2 13,8 26,6 51,3 83,9 1,8 16,9 48,0 83,2
Баланс  товаров и услуг 71,8 53,0 77,2 98,3 128,5 46,4 67,4 95,5 131,6 35,6 57,9 92,8 131,8
Экспорт товаров и услуг 332,9 305,9 348,5 384,0 425,5 308,5 359,6 418,3 470,3 313,8 374,2 461,0 524,5
Импорт  товаров и услуг -261,1 -252,9 -271,3 -285,7 -297,0 -262,0 -292,3 -322,8 -338,7 -278,1 -316,3 -368,2 -392,7
Баланс  доходов и текущих трансфертов -37,6 -31,4 -37,1 -39,6 -44,3 -32,6 -40,8 -44,2 -47,7 -33,8 -41,1 -44,7 -48,6
Счет  операций с капиталом и финансовыми  инструментами -32,0 -29,6 -24,6 -19,6 -14,5 -10,0 -5,0 -0,1 5,0 8,4 13,4 18,4 23,5
Финансовый счет (кроме резервных активов) -32,6 -29,9 -24,9 -19,9 -14,8 -10,3 -5,3 -0,4 4,7 8,1 13,1 18,1 23,2
Сектор  государственного управления и органы денежно-кредитного регулирования 7,3 -4,9 -4,9 -4,9 -4,9 -5,3 -5,3 -5,3 -5,3 -1,9 -1,9 -1,9 -1,9
Частный сектор (включая чистые ошибки и пропуски) -40,0 -25,0 -20,0 -15,0 -10,0 -5,0 0,0 5,0 10,0 10,0 15,0 20,0 25,0
Изменение валютных резервов ( “+” – снижение, “-” – рост) -2,2 8,0 -15,5 -39,2 -69,7 -3,7 -21,6 -51,2 -88,9 -10,2 -30,3 -66,5 -106,7

Информация о работе Денежно-кредитная политика государства