Денежно-кредитная политика государства и ее основные инструменты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 16:28, курсовая работа

Описание

В современных условиях в денежном обороте используются не только наличные деньги, но и безналичные средства на банковских счетах, чеки, развивается хождение банковских пластиковых карточек и т.д. Экономисты в макроэкономическом анализе вместо термина «деньги» используют понятие «денежная масса». Денежная масса – это совокупность всех денежных средств, находящихся в обороте в наличной и безналичной форме, обслуживающих движение товара и капитала в экономике.

Содержание

Введение ………………………………………………………………….. 3
1. Теоретические основы денежно-кредитной политики государства .. 4
2. Инструменты и виды денежно-кредитной политики ……………….. 10
2.1. Установление и изменение норм резервирования ……………… 10
2.2. Операции с ценными бумагами на открытом рынке …………… 12
2.3. Регулирование учетной ставки …………………………………... 15
2.4. Разновидности денежно-кредитной политики ………………….. 19
3. Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь на современном этапе ………………………………………………………..
21
Заключение ……………………………………………………………….. 26
Литература ………

Работа состоит из  1 файл

Денежно-кредитная политика государства.doc

— 128.50 Кб (Скачать документ)

    В течение 2005 года были снижены нормативы  обязательного резервирования. С 1 февраля 2005 года был снижен норматив обязательного  резервирования от привлеченных ресурсов физических лиц в белорусских  рублях с 6% до 5%; с 1 апреля 2005 года был снижен норматив резервирования от привлеченных ресурсов юридических лиц в белорусских рублях и средств в иностранной валюте с 10% до 9%. Следует отметить, что еще в 2001 году норматив обязательного резервирования от средств в национальной валюте составлял 16%, от средств в иностранной валюте – 12%.

    В результате проводимой политики в 2005 году широкая денежная масса выросла  на 42,2% при замедлении скорости ее обращения  на 10,7%. Снижение скорости обращения  денег говорит о замедлении инфляционных процессов. Рублевая денежная масса росла опережающими темпами и доля ее в широкой денежной массе составила на 1 января 2006 года 68,4% (на начало 2001 года она составляла 39,7%3), что говорит о продолжающемся снижении «долларизации» экономики страны.

    На 2006 год основными целями денежно-кредитной политики в Республике Беларусь является снижение инфляции до 7-9% годовых, стабильность обменного курса национальной валюты, укрепление и развитие банковской системы. В качестве контрольного параметра денежно-кредитной политики в 2006 году устанавливается обменный курс белорусского рубля к российскому рублю, который должен находиться в пределах ± 2% относительно базовой траектории.

    В 2006 году планируется продолжение  политики снижения ставки рефинансирования, которая к концу года должна составить 8–10% годовых. Как сообщил 13 апреля во время встречи с депутатами Национального собрания Республики Беларусь Председатель Правления Нацбанка П.П.Прокопович, вопрос о снижении ставки рефинансирования с нынешних 11% годовых до 10 ¸ 10,5% Национальный банк планирует рассмотреть уже в мае 2006 года4. Уровень процентных ставок по постоянно доступным инструментам (кредиты овернайт и ломбардные кредиты) будет изменяться по мере изменения ставки рефинансирования, что должно обеспечить большее влияние сигнала процентных ставок на банковскую систему и далее на экономику в целом. Также планируется сохранить тенденцию к снижению уровня нормативов отчислений в фонд обязательного резерва. При этом планируется выравнивание норм обязательного резервирования по различным категориям привлеченных средств. Эти действия должны привести к улучшению условий привлечения банками депозитов и повышению доступности кредитов.  
 

Заключение 

    В данной работе нами рассмотрены цели и задачи, выполняемые посредством проведения денежно-кредитной политики, основные инструменты такой политики, а также проведен обзор денежно-кредитной политики, проводимой в Республике Беларусь и ее текущих результатов.

    В последние годы в проведении денежно-кредитной  политики в Республике Беларусь определенные успехи, в частности значительно снизилась инфляция, произошло укрепление национальной валюты.  Вместе с тем следует признать, что процесс стабилизации денежно-кредитной сферы в нашей стране еще нельзя признать завершенным. Дальнейшее совершенствование денежно-кредитной политики в Беларуси во многом будет зависеть и от развития теории банковского дела. Жизнь свидетельствует о том, что простое заимствование чужих схем и рекомендаций без учета местной специфики далеко не всегда способно привести к успеху. 

 

     Литература 

    
  1. Об итогах выполнения основных направлений денежно-кредитной  политики Республики Беларусь за 2005 год  и задачах банковской системы  страны по их реализации в 2006 году. Постановление  Правления Национального банка  Республки Беларусь от 01 февраля 2006 года № 17.
  2. Об утверждении основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2006 год. Указ Президента Республики Беларусь от 21 декабря 2005 года № 608.
  3. Войтов А.Г. Экономика. М.: Маркетинг, 2000.
  4. Ивашковский С.Н. Макроэкономика: Учебник. – 3-е изд., испр. – М.: Дело, 2004.
  5. Лемешевский И.М. Макроэкономика. Мн.: ФУАинформ, 2004.
  6. Поляков В.П., Московкина Л.А. Структура и функции центральных банков: Зарубежный опыт. – М.: 1996.
  7. Экономическая теория / Н.И. Базылев, М.Н.Базылева, С.П.Гурко и др. Под ред. Н.И.Базылева, С.П. Гурко – Мн.: БГЭУ, 2002.
  8. Тарасов В. Девальвация не планируется. // Белорусы и рынок, 2006, № 5 – с. 2, 11.
  9. Тарасов В. Нацбанк успокаивает депутатов. // Белорусы и рынок, 2006, № 15 – с. 3, 18.
  10. Тенденции в денежно-кредитной сфере Республики Беларусь в 2005 году // Банковский вестник, 2006, № 8 – с. 5-12.

Информация о работе Денежно-кредитная политика государства и ее основные инструменты