Денежно-кредитная политика государства и ее основные инструменты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 16:28, курсовая работа

Описание

В современных условиях в денежном обороте используются не только наличные деньги, но и безналичные средства на банковских счетах, чеки, развивается хождение банковских пластиковых карточек и т.д. Экономисты в макроэкономическом анализе вместо термина «деньги» используют понятие «денежная масса». Денежная масса – это совокупность всех денежных средств, находящихся в обороте в наличной и безналичной форме, обслуживающих движение товара и капитала в экономике.

Содержание

Введение ………………………………………………………………….. 3
1. Теоретические основы денежно-кредитной политики государства .. 4
2. Инструменты и виды денежно-кредитной политики ……………….. 10
2.1. Установление и изменение норм резервирования ……………… 10
2.2. Операции с ценными бумагами на открытом рынке …………… 12
2.3. Регулирование учетной ставки …………………………………... 15
2.4. Разновидности денежно-кредитной политики ………………….. 19
3. Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь на современном этапе ………………………………………………………..
21
Заключение ……………………………………………………………….. 26
Литература ………

Работа состоит из  1 файл

Денежно-кредитная политика государства.doc

— 128.50 Кб (Скачать документ)

    Вместе  с тем здесь возникает проблема с содержанием такого экономического сигнала. Суть проблемы «эффективности сигнала» связана с тем, что сам  сигнал такого рода может быть неверно воспринят и хозяйствующими субъектами, и населением страны. Например, если на межбанковском рынке денежного капитала уровень процентной ставки непрерывно повышается, ее уровень заметно превышает официальную учетную ставку, то центральный банк страны, восстанавливая свои утраченные позиции на денежном рынке, может повысить собственную (учетную) ставку. Формально такие действия могут быть восприняты как мероприятия денежных властей, направленные на ограничение экономического роста. На самом же деле центральный банк лишь стремится ограничить объем сделок на слабо контролируемом межбанковском рынке денежных средств.

    Надо  признать, что эффективность мероприятий, связанных с манипулированием учетной  ставкой, может быть снижена:

    1)  из-за внутренней противоречивости  денежных мероприятий. Например, стимулирование инвестиций в  период экономического кризиса  требует понижения процентной  ставки, а рост темпов инфляции  и ухудшение состояния платежного  баланса страны — ее повышения.

    2) из-за того, что в роли своеобразного волнореза для учетной политики центрального банка страны в состоянии выступить крупные коммерческие банки, диктующие свои условия кредитной политики.

    3) из-за того, что в современных  условиях функционирует рынок  межбанковских кредитов, где складывается своя норма ссудного процента.

    Так, важным ориентиром сегодня выступает  процентная ставка по среднесрочным  кредитам ЛИБОР, которые первоклассный  банк может получить на межбанковском  рынке денежных средств.

    Данная  коммерческая «цена денег» служит не только чутким барометром на межбанковском рынке денежных средств, но одновременно выступает и как самостоятельный индикатор для денежно-кредитной политики. Если такая ставка высока, значит, многие коммерческие банки испытывают проблемы с ликвидностью, стеснены в платежных средствах. Низкая ставка по межбанковским кредитам указывает на то, что банки не испытывают особой нужды в дополнительных денежных средствах.

    Устанавливая  учетную ставку, ломбардную ставку или ставку рефинансирования, ЦБ страны определяет коммерческим банкам лишь общие экономические условия доступа к централизованным кредитам, стремится повлиять на степень доходности и прибыльности банковских операций. На практике, чтобы повысить эффективность воздействия ЦБ страны на денежно-кредитную сферу, процентная политика дополняется специальными условиями и административными мерами воздействия. В итоге формируется «порядок рефинансирования» национальной банковской системы.

    

    

      

      

    

      

      

      

    

    

      
 

    Рис. 2. Основные элементы современной системы

    рефинансирования  коммерческих банков 

    На  рис. 1. в обобщенной форме представлены основные итоги анализа выполнения центральным банком страны функции  «кредитора последней инстанции». Видно, что сочетание конкретной процентной политики и условий проведения соответствующей операции формирует разновидность политики центрального банка страны.

    Рассмотренные выше инструменты не исчерпывают  арсенал денежно-кредитного регулирования  экономики. В некоторых странах  центральные банки прибегают к таким методам, как установление кредитных ограничений, лимитирование уровня процентных ставок по депозитам и кредитам коммерческих банков, портфельные ограничения и др. 

2.4. Разновидности  денежно-кредитной политики 

    На  практике встречаются два основных и во многом противоположных варианта проведения денежно-кредитной политики:

    1)  политика дешевых денег («кредитная  экспансия»);

    2) политика дорогих денег («политика  кредитной рестрикции»).

    В первом варианте снижение процентной ставки и норматива отчислений в фонд обязательного резерва автоматически приводит к тому, что у банковской системы расширяются возможности для кредитования. Наличие «дешевых денег» способствует заметному снижению издержек производства. Особенно это важно для тех предприятий, которые традиционно в широких объемах используют банковский кредит (торговля, сезонное производство и т. п.).

    Политика  «дешевых денег» в финансовой сфере  всегда дополняется проведением  курса «мягких бюджетных ограничений». Это означает, что кредитная эмиссия центрального банка страны достаточно вольготно используется для покрытия дефицита бюджета. Неизбежным спутником политики «дешевых денег» и мягких бюджетных ограничений выступают инфляция спроса и снижение обменного курса национальной денежной единицы.

    Во втором варианте — при реализации политики «дорогих денег» — мы имеем нечто противоположное. Такие мероприятия как повышение нормы отчислений в обязательные резервы и ставки рефинансирования, ограничение объема денежной эмиссии темпами прироста реального ВВП, заметно сдерживают объем денежного предложения. В итоге эффективно подавляются инфляционные тенденции, порожденные ранее монетарными факторами.

    Повышение ставки рефинансирования заставляет коммерческие банки вносить коррективы в проводимую процентную политику. Кредиты становятся более дорогими и, следовательно, менее доступными для клиентов. Одновременно повышение нормы ссудного процента стимулирует у населения склонность к сбережениям. Можно ожидать, что в страну начнет все более активно перетекать спекулятивный иностранный капитал. Повышаются требования при отборе инвестиционных проектов.

    Таким образом, денежно-кредитная политика ЦБ страны всегда имеет большие последствия, оказывает прямое воздействие на макроэкономические показатели развития.

    Вместе  с тем следует признать, что потенциал воздействия центрального банка на состояние денежно-кредитной сферы также ограничен.

    Снижение  уровня рентабельности предприятий  реального сектора экономики, появление  убыточных или малоприбыльных отраслей, бартеризация системы расчетов, «долларизация экономики» и импорт инфляции накладывают значительные ограничения на механизм денежно-кредитного регулирования. Такое же ограничивающее воздействие оказывают снижение доверия населения к государственной власти, наращивание дефицита торгового баланса, снижение на внешних рынках конкурентной способности отечественных производителей.

    Надо  учитывать и то, что передаточный механизм воздействия денежно-кредитной  политики на макроэкономические процессы всегда нуждается в определенном лаге времени, что также снижает ее эффективность. 
 

3. Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь

на современном  этапе 

    В формировании денежно-кредитной политики Беларуси как суверенного государства  есть основание выделять несколько  основных этапов. Начало первому этапу было положено принятием Верховным Советом Республики Беларусь XII созыва в октябре 1994 года стратегического решения о признании «белорусского расчетного билета» в качестве национальной валюты. Начало второго этапа пришлось на 1997 год, когда в денежно-кредитной политике стали преобладать идеи монетизации ВВП и целесообразности форсированной кредитной экспансии. Начало третьего этапа приходится на 2001 год, когда в стратегии и тактике Национального банка Республики Беларусь произошли некоторые позитивные изменения.

    К концу 1994 года в Беларуси функционировал валютный рынок, сформировался единый обменный курс. На весьма льготных условиях от МФВ были получены стабилизационные кредиты. Доминировало убеждение о  необходимости ограничения кредитной  экспансии. На основе установления положительной процентной ставки была обеспечена сохранность вкладов населения в белорусских рублях. Открытие для коммерческих банков специальных депозитных счетов в Национальном банке позволило уменьшить денежное предложение и подавить гиперинфляцию.

    Нарастание  кризиса неплатежей и обострение других проблем в условиях сдерживания  радикальных преобразований, отсутствие должной теоретической концепции  предопределили принятие курса на смягчение  проводимой денежно-кредитной политики. Стала преобладать идея позитивного значения высокой степени монетизации ВВП. В соответствии с таким подходом основная причина экономических проблем усматривалась в якобы необоснованном сжатии денежной массы и лишении реального сектора экономики весомой кредитной поддержки со стороны банковского сектора. Усилия печатного станка в этот период привели к тому, что каналы денежного обращения стали быстро заполняться новой денежной массой. Коммерческие банки побуждались направлять краткосрочные ресурсы в долгосрочные вложения под отрицательные процентные ставки. При инфляции в 200-380% годовых льготные кредиты на жилищное строительство выдавались под 5% годовых на срок до 40 лет. Тем самым узкому кругу льготников была предоставлена возможность присваивать инфляционный налог, собираемый со всего населения республики.

    Денежная  масса постоянно обесценивалась, поэтому не удивительно, что денег  в обращении (в долларовом эквиваленте) становилось все меньше и меньше. В результате инфляционного обесценения  денежной массы возросли неплатежи в национальной экономике, а столь желанный коэффициент монетизации ВВП даже снизился: с имевшихся 10-12% до 5-6%. Зато скорость движения денег, косвенно отражающая факт «бегства от денег», возросла до 10-12 оборотов в год.

    В условиях нарастающей кредитной эмиссии стало невозможным удерживать единый обменный курс белорусского рубля, стал увеличиваться разрыв между официальным и теневыми (наличным и безналичным) обменными курсами. Кризис национального валютного рынка пришелся на середину марта 1998 года. Был закрыт внебиржевой валютный рынок, а белорусский рубль был срочно выведен из международного оборота и перестал выполнять на территории СНГ функцию резервного средства. Быстрыми темпами нарастала дебиторско-кредиторская задолженность, возрос бартер и обострился кризис неплатежей. Денежное обращение стало наполняться всевозможными суррогатами. Резко возросла «долларизация» экономики. Белорусский рубль утратил функцию сбережений и накоплений. Чистые иностранные активы Национального банка приобрели отрицательные значения. Оборотные средства предприятий непрерывно обесценивались. Из-за отрицательных процентных ставок население республики ежегодно теряло значительную часть рублевых вкладов. Таким образом, концепция «форсирования монетизации ВВП и канализации кредитной эмиссии» с учетом заявленных стратегических приоритетов (экспорт, жилье и продовольствие), активно внедряемая с начала 1997 года в условиях нереформированной экономики, закончилась дестабилизацией денежно-кредитной сферы.

    Необходимость формирования приемлемых условий функционирования белорусской экономики заставили внести некоторые неотложные коррективы в проводимую денежно-кредитную политику. В первую очередь с учетом интересов предприятий-экспортеров и российских партнеров была ликвидирована множественность валютных курсов и восстановлена валютная биржа. Сняты административные ограничения по объему приобретения наличной иностранной валюты физическими лицами, по максимальному объему сделок купли-продажи иностранной валюты на внебиржевом рынке для юридических лиц; обеспечен доступ нерезидентам на валютный рынок республики. Сократились объемы кредитной эмиссии, а позднее она перестала использоваться в качестве инструмента финансирования бюджетного дефицита. Национальный банк Беларуси стал обеспечивать положительный уровень официальной ставки рефинансирования (то есть выше уровня инфляции). Процентная политика стала учитывать элементарные требования по недопущению обесценения депозитов населения в национальной валюте, а также по обеспечению более высокой доходности активов в белорусских рублях над активами в иностранной валюте.

    В настоящее время основными целями денежно-кредитной политики, являются обеспечение устойчивости белорусского рубля по отношению к иностранным  валютам, замедление инфляционных процессов, поддержание процентных ставок на уровнях, способствующих увеличению сбережений в банковской системе и расширению кредитной поддержки банками экономики, развитие банковской системы Республики Беларусь, надежное и безопасное функционирование платежной системы. Эти цели и задачи, а также применяемые инструменты денежно-кредитной политики отражаются в принимаемых ежегодно Основных направлениях денежно-кредитной политики Республики Беларусь, разрабатываемых совместно Национальным банком Республики Беларусь совместно с Правительством.

    В 2005 году в проведении денежно-кредитной  политики использовались такие инструменты, как изменение ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь и ставок по постоянно доступным  инструментам поддержания ликвидности банков. Ставка рефинансирования снизилась в течение года с 17% до 11% годовых. При этом она в течение всего года была положительной относительно инфляции. Ставки по кредиту овернайт и ломбардному кредиту по фиксированной ставке  также были снижены с 24% на начало 2005 года до 16%2. Поскольку в нашей стране ставки по кредитам банков в национальной валюте законодательно ограничены и не могут превышать ставку рефинансирования более чем на 3 процента, эти ставки также снизились в течение года с 20% годовых до 13,4% (в среднем).

Информация о работе Денежно-кредитная политика государства и ее основные инструменты