АвтоВаз и его производственная и организационная структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 16:09, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучить производственные и организационные структуры предприятия, его инфраструктуру, а также рассмотреть их характерные особенности.
Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:
1. Изучить теоретическую сторону производственной и организационной структур.

Работа состоит из  1 файл

КуРсОвИчччОк=).docx

— 137.18 Кб (Скачать документ)

Изменение имиджа производителя  продукции среднего качества с низкими  потребительскими свойствами за счёт освоения выпуска автомобилей иностранных  производителей и проведения агрессивной  рекламной кампании.

Укрепление финансового  состояния путём создания совместного  предприятия с иностранными партнёрами, технического перевооружения завода, освоения ресурсосберегающих технологий. Во всем многообразии факторов внешней и внутренней среды, можно заметить их разделение на две группы: те, которые поддаются управлению со стороны руководства фирмы, и те, которые такому управлению не поддаются. Это разделение важно с точки зрения прогнозирования, конъюнктурных исследований, стратегического и иного планирования.

Для компании ОАО «АвтоВАЗ» после проведенного анализа наиболее значимыми и вероятными оказались возможности расширения доли рынка, расширение ассортимента и разработка нового направления по продаже сопутствующих товаров.

После позиционирования угроз  было выявлено, что:

- к критическому состоянию  фирму могут привести либо  выход в отрасль большого числа  конкурентов и коренное изменение  вкусов потребителей;

- к разрушению компании  или ее выходу из отрасли  может привести ограничительная  политика государственных органов,  например, уменьшение таможенных  сборов и пошлин, на импортные  автомобили.

Так как компания работает на рынке с сильной конкуренцией, то для нее наилучшей будет  комбинированная стратегия, нацеленная на решение своих конкурентных преимуществ  и предусматривающая более глубокое проникновение и географическое развитие рынка, с последующей вертикальной интеграцией вверх. Это можно  сформулировать следующим образом:

В первую очередь необходимо усилить контроль качества и произвести всевозможные изменения и усовершенствования тюнинга, минимизировать издержки. Тем самым укрепить свою конкурентную позицию, при этом освоить продажу в уже имеющихся салонах сопутствующих товаров (запасные части инструменты), затем выйти на новые мировые рынки, заключить договора, закрепиться, путем покупки существующих автомобильных предприятий, а в дальнейшем стремиться к приобретению доли акций производящих предприятий.

Ситуация характеризуется  изменением предпочтений российских потребителей автомобилей в сторону импортных  машин. Хотя рынок в целом растет, спрос на машины упал на 6%, что напрямую отразилось на прибыли завода. Все  большей популярностью пользуются иномарки российской сборки. Чтобы  успешно с ними конкурировать  необходимо предложить более низкую цену при очень приличном качестве.

Кроме того, для увеличения спроса на свои машины «АвтоВАЗу» необходимо повысить международные стандарты качества производства, улучшив при этом такие потребительские характеристики, как надежность, экономичность, безопасность и комфорт.

Необходимо выбрать такой  вариант решения данной проблемы, который отвечал бы требованиям  по времени, потребовал бы минимальных  затрат, т.к. «АвтоВАЗ» не располагает  дополнительными финансовыми средствами и пока не готов к глобальным проектам. И по параметрам эффективности удовлетворил бы поставленной цели - повышение качество производства и как следствие  рост объемов продаж на 5-7%. Для повышения  международных стандартов качества производства может быть разработан следующий вариант решения проблемы. «АвтоВАЗу» следует внедрить в использовании более совершенные сборочные линии, т.к. те линии, на которых сейчас производятся автомобили, устарели и нуждаются в замене, иногда происходят сбои, это нарушает работу завода. Данный вариант решения проблемы является наиболее приемлемым, т. к. для его осуществления имеются необходимые ресурсы. Государство готово выделить из инвестиционного фонда финансовые средства для строительства новых сборочных линий, так же имеется свободная площадь под строительство этих линий и трудовые ресурсы в лице персонала, который «АвтоВАЗ» может привлечь для решения данной цели.

Так же необходима реструктуризация органов управления ОАО "АвтоВАЗ». Она дает определенные преимущества. Можно отметить, что у ОАО «АВТОВАЗ есть возможность увеличить эффективность производства, конкурентоспособность, а соответственно и повысить прибыль.

Этого можно достичь в первую очередь, повысив трудовую мотивацию персонала, а этому поспособствует привлечение персонала к решению управленческих задач повышению в должности активных рабочих, более уважительное отношение руководителей к своим подчиненным, высокого научного потенциала, высококвалифицированных рабочих, внедрения новых технологий. Необходимо больше внедрять различные инновационные технологии, для того чтобы снизить издержки производства, себестоимость продукции и тем самым не дать опередить себя конкурентам.

Организационная структура ОАО «АВТОВАЗ достаточно сложная и относится к линейно-функциональному типу организационных структур.

В основе формирования функциональной структуры управления лежит принцип  полноправного распорядительства: каждый руководитель имеет право  давать указания по вопросам, входящим в его компетенцию. Это создает  условия для формирования аппаратов  специалистов, которые в силу своей  компетенции отвечают только за определенный участок работы. Такая децентрализация  работ между подразделениями  позволяет ликвидировать дублирование в решении задач управления отдельными службами и создает возможность  для специализации подразделений  по выполнению работ, единых по содержанию и технологии, что значительно  повышает эффективность функционирования аппарата управления.

Проанализировав организационную  структуру ОАО «АВТОВАЗ, можно сделать следующие выводы. Несомненно, данная структура построена очень грамотно и действует как хорошо отлаженный механизм, но не целесообразно то, что финансовый отдел находится в подчинении у главного бухгалтера, а отдел по работе с ценными бумагами находится в подчинении у главного инженера. Так как в данных отделах сосредоточены все финансово-экономические документы, расчеты, экономические планы на будущее. И самое главное все эти отделы находятся в постоянном тесном взаимодействии и должны подчиняться специалисту по данному виду деятельности, а именно зам начальника по экономике и финансам. Поэтому можно предположить, что финансовый отдел и отдел по работе с ценными бумагами должен находиться в подчинение зам. начальника по экономике и финансам.

Таким образом, в целом производственные изменения в ОАО «АВТОВАЗ способствуют росту эффективности управления. Их можно достичь в первую очередь, повысив трудовую мотивацию персонала, а этому поспособствует привлечение персонала к решению управленческих задач (это также сократит недостаточный контроль исполнения приказов и распоряжений), повышению в должности активных рабочих, более уважительное отношение руководителей к своим подчиненным, высокого научного потенциала, высококвалифицированных рабочих, внедрения новых технологий. Необходимо больше внедрять различные инновационные технологии, для того чтобы снизить издержки производства, себестоимость продукции и тем самым не дать опередить себя конкурентам.

Также руководство должно иметь углубленное представление как о внутренней среде организации, ее потенциале и тенденциях развития, так и о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организацией. Решающим фактором, способствующим стабильному и эффективному функционированию организации, является, несомненно, эффективное и правильное управление организацией.

 

 

 

 

 

Заключение

Главной проблемой руководителя любой организации является овладение  искусством измерения и управления согласованностью элементов организационной  системы. Это значит, что все решения  и действия, касающиеся финансов, производства, административного порядка, кадров, стимулирования, целеполагания и т.п. должны быть взаимообусловлены и увязаны с представлениями о целевых результатах. Именно поэтому предприятию столь необходимо выбрать правильную производственную и организационную структуры.

Производственная структура  предприятия отражает характер разделения труда между отдельными подразделениями, а также их кооперированные связи  в едином производственном процессе по созданию продукции. Она оказывает  существенное влияние на эффективность  и конкурентоспособность предприятия.

Первичным элементом производственной структуры является рабочее место. Рабочие места бывают простыми, многостаночными  и комплексными; стационарными и подвижными; специализированными и универсальными.

Совокупность рабочих мест, на которых  выполняются технологически однородные операции или различные операции по изготовлению одного-двух видов  продукции, составляет производственный участок.

Несколько производственных участков объединяются в цеха. Цехи подразделяются на: основные, обеспечивающие, обслуживающие, опытно-экспериментальные, подсобные и побочные, вспомогательные.

Производственные структуры предприятий  отличаются большим разнообразием. Однако, существует комплекс факторов, влияющих на характер и особенности той или иной структуры. Этот комплекс составляют такие факторы как: отраслевая принадлежность предприятия, характер производственного процесса, конструкторско-технологические особенности продукции, масштаб производства, характер специализации  и  научно-технический прогресс.

Организационная структура управления - это система управления, которая  определяет состав, взаимодействие и  подчиненность ее элементов.

Существую различные организационные  структуры и  необходимо отметить, что каждая из них имеет свои преимущества и свои недостатки, поэтому предприятиям следует выбирать организационную  структуру, наиболее отвечающую их требованиям.

Линейная структура управления используется мелкими и средними фирмами, осуществляющими несложное  производство, при отсутствии широких  кооперационных связей между предприятиями. Руководитель данного вида структурного управления имеет несколько подчинённых. В современных условиях недостатки структуры перевешивают ее достоинства.

Функциональная структура  управления обычно применяется на крупных  предприятиях. Она базируется на горизонтальном разделении управленческого труда. Указания функционального органа в  пределах его компетенции обязательны  для производственных подразделений. Для малых предприятий данная организационная структура не приносит особой эффективности.

Линейно-функциональные структуры  управления используются  в большинстве  предприятий. Так как сочетает в  себе преимущества линейной и функциональной структур управления и сокращает  их недостатки.

Главные достоинства дивизионных  структур перевешивают их недостатки только в периоды достаточно стабильного  существования, при нестабильном окружении  они рискуют повторить судьбу динозавров. Они наиболее характерны для промышленных предприятий.

Преимущества программной  организационной структуры перевешивают недостатки на предприятиях с небольшим  числом одновременно выполняемых проектов. Возможности воплощения принципов  современной философии качества определяются формой управления проектами.

Внедрение матричной структуры  дает хороший эффект в организациях с достаточно высоким уровнем  корпоративной культуры и квалификации сотрудников, в противном случае возможна дезорганизация управления. Главный недостаток  данной структуры - ее сложность. Тем не менее, она  используется в ряде отраслей промышленности, в частности, в химической электронной, в производстве вычислительной техники, а также в банках, системе страхования, в правительственных учреждениях.

Производственная структура на предприятии ОАО «АвтоВАЗ» состоит  из металлургического производства, сварочного производства, прессового производства, производства пластмассовых изделий, цеха окраски кузовов. Данное разделение на цехи позволяет обеспечить эффективную технологию изготовления  качественных и недорогих автомобилей. Процесс сборки автомобилей осуществляется на пяти линиях конвейера. Каждый автомобиль, выпущенный на автозаводе, проходит обкатку на автомобильном треке, представляющем собой две кольцевые трассы и отдельные участки с испытательным покрытием.

Что касается организационной структуры  ОАО «АвтоВАЗ», то в процессе моего научного исследования было выявлено, что большинство структурных подразделений ОАО «АвтоВАЗ» строится на основе линейно-функциональной структуры управления, что в определенной степени способствуют ликвидации недостатков линейной и функциональной организационных структур и является наиболее приемлемым вариантом организации производства для ОАО «АвтоВАЗ».

В данной работе вопрос рассмотрела поставленный вопрос с разных точек зрения. Так же рассмотрела производственную и организационную структуру на конкретном примере предприятия ОАО «АвтоВАЗ».

 

 

Список литературы:

  1. Абрютина М. С.. Экономика предприятия. – М.: Дело и сервис, Москва, 2006. — 256 с;
  2. Авдашева С.Б., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков. - М.: ООО Фирма «Инфограф», 2000. - 311 с.;
  3. Акулов В. Б., Рудаков М. Н. Теория организации. Петрозаводск, 2001. - 286с;
  4. Васильева Е.С. Понятие производственной структуры и ее составные элементы // Справочник экономиста - №1. – 2004;
  5. Волкова К.А. и др. Государственное предприятие: структура, положение об отделах и службах, должностные инструкции: Справ, пособие/ К.А. Волкова, Ф.К. Казакова, А.С. Симонов. - 2-ое изд., доп. - М.: Экономика, 1990. - 448 с.;
  6. Герасимов Б.И., Иода Ю.В. Введение в экономику. Основы экономического анализа: Учебное пособие. –М.: ТГТУ, 2004, 140с.;
  7. Годовой отчет ОАО «АвтоВаз» за 2009 год;
  8. Горфинкель В.Я., Швандар В.А. Экономика предприятия: Учебник.- 4-е изд., 2006 г. -440с.;
  9. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник/ Под ред. Кушлина В.И. -2-е изд.,2005 г.- 834с;
  10. Грибов В.Д., Грузинов В.П. Экономика предприятия: Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 336с;
  11. Григорьев В., Юн Г., Гусев В. Направления, виды и типы реструктуризации // Вестник ФСФО России. М., 2001. №2;
  12. Зайцев Н. Экономика промышленного предприятия: Учебное пособие. – М.: Инфра, 1996;
  13. Ивлев В.А., Попова Т.В. Реорганизация деятельности предприятий: от структурной к процессной организации. М.: Научтехлимиздат 2000;
  14. Керашев М.А. Экономика промышленного производства: Учебник. –М.: «Печатный двор Кубани», Краснодар, 1998;
  15. Масленникова Н. Цели развития организации через призму управленческих теорий// Теория и практика управления, №6, 2002;
  16. Орлов А. Малое предпринимательство: старые и новые проблемы «Вопросы экономики», - М.: Приор, 1997, №4;
  17. Основы экономической деятельности промышленного предприятия: Учебное пособие /Под ред. проф. Г.Е. Баженова. - Новосибирск: НГТУ, 1995.-161с;
  18. Скляренко В.К., Прудников В.М. Экономика предприятия: Учебник. -М.: ИНФРА-М, 2006;
  19. Экономика предприятия (в схемах, таблицах, расчетах): Учебное пособие - (серия «Высшее образование»), 2006 г.;
  20. Экономика предприятия: Словарь, - М.: "Юристъ", Москва, 2000;
  21. Экономическая теория: Учебник /Под. общ. ред. проф. Чепурина. Изд-во: «Аса». Киров, 1995;
  22. Экономика предприятий: Учебник /Под.ред. Горфинкеля В.Я.  и Швандара В.А.  - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998 - 742 с.;
  23. Экономика предприятия: Учебник/Под ред. проф. Сафронова Н.А.  - М.: "Юристъ", 1998. - 584 с.;
  24. Экономика фирмы: Словарь справочник, изд.ИНФРА - М, Москва, 2000;
  25. Российский бизнес-портал [Электронный ресурс] / Центр информ. Технологий ООО «Юнайтед Пресс»; ред. Корчаченко Т.В.; Web-мастер Климов Н.В. –режим доступа: http://www.rb.ru/, свободный;
  26. Официальный сайт ОАО «АВТОВАЗ» [Электронный ресурс] / Центр информ. Технологий АВТОВАЗ; ред. Власенко Т.В.; Web-мастер Козлова Н.В. –режим доступа: http://www.lada-auto.ru/, свободный;
  27. Официальный сайт Группа «АВТОВАЗ» [Электронный ресурс] / Центр информ. Технологий АВТОВАЗ; ред. Алексеев Н.В.; Web-мастер Петренко Н.П. –режим доступа: http://group.avtovaz.ru/, свободный;
  28. Портал Quote [Электронный ресурс] / Центр информ. Технологий РосБизнесКонсалтинг; ред. Петров Р.Н.; Web-мастер Малашина Н.Н. –режим доступа: http:// quote.rbc.ru/, свободный.

Информация о работе АвтоВаз и его производственная и организационная структура