Организационная структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2011 в 21:21, реферат

Описание

1 Организационная структура предприятия
1 Основные этапы процесса создания организационных структур.
2 Виды структур, характеристика, преимущества и недостатки организационных структур.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 21.40 Кб (Скачать документ)

1 Организационная  структура предприятия

1 Основные этапы  процесса создания организационных  структур.

2 Виды структур, характеристика, преимущества и недостатки организационных  структур.

Одна из задач  менеджера состоит в том, чтобы  выбрать ту структура управления, которая лучшим образом отвечает целям и задачам организации, а также воздействующим на организацию  внутренним и внешним факторам.

Основой любой организации  является структура. Она представляет собой упорядоченную совокупность подразделений организации, образующейся в результате разделения функций, в  процессе работы в их взаимосвязи  и взаимоподчинении.

Процесс создания организационной  структуры включает 3 этапа:

1 Определение типа  организационной структуры (функциональная, матричная и т.д.);

2 Выделение структурных  подразделений;

3 Делегирование и  передача на нижестоящие уровни  управления полномочий, ответственности.

Различают следующие  виды организационных структур:

1 Линейная - сущность  линейной структуры управления  состоит в том, что управляющие  воздействия на объект могут  передаваться только одним доминантным  лицом – руководителем, который  получает официальную информацию  только от своих, непосредственно  ему подчиненных лиц. И принимает  решения по всем вопросам, относящимся  к руководимой им части объекта,  и несет ответственность за  его работу перед вышестоящим  руководителем.

Данный тип организационной  структуры управления применяется  в условиях функционирования мелких предприятий с несложным производством при отсутствии у них разветвленных кооперированных связей с поставщиками, потребителями, научными и проектными организациями и т.д. В настоящее время такая структура используется в системе управления производственными участками, отдельными небольшими цехами, а также небольшими фирмами одно родной и несложной технологии. 

Рисунок 1 - Линейная структура управления

Преимущества данной структуры:

а) отсутствие противоречивых указаний;

б) ответственность  одним лицом;

в) стимулирование развития коммуникации.

Недостатки данной структуры:

а) потребность в  высокой квалификации руководителя;

б) увеличенное время  прохождения информации.

2 Функциональная  структура управления - особенность  функциональной структуры заключается  в том, что хотя и сохраняется  единоначалие, но по отдельным  функциям управления формируются  специальные подразделения, работники  которых обладают знаниями и  навыками работы в данной области  управления.

В принципе создание функциональной структуры сводится к группировке персонала по тем  широким задачам, которые он выполняет. 

 Рисунок 2 - Функциональная  структура управления

Преимущества данной структуры:

а) уменьшение времени  прохождения информации;

б) специализация  деятельности руководителя;

в) высшее руководство  менее загружено чем в линейной системе.

Недостатки данной структуры управления:

а) возможность противоречивых указаний;

б) сложность разделения взаимосвязанных функций;

в) сложность контроля;

г) недостаточная  гибкость в управлении.

3 Линейно – штабная  структура управления. Такой вид  организационной структуры является  развитием линейной и призван  ликвидировать ее важнейший недостаток, связанный с отсутствием звеньев  стратегического планирования. Линейно  - штабная структура включает  в себя специализированные подразделения  (штабы), которые не обладают правами  принятия решений и руководства  какими - либо нижестоящими подразделениями,  а лишь помогают соответствующему  руководителю в выполнении отдельных  функций, прежде всего, функций  стратегического планирования и  анализа. В остальном эта структура  соответствует линейной. 

Рисунок 3 - Линейно  – штабная структура управления

Достоинства линейно - штабной структуры:

а) более глубокая, чем в линейной, проработка стратегических вопросов;

б) некоторая разгрузка  высших руководителей;

в) возможность привлечения  внешних консультантов и экспертов;

г) при наделении  штабных подразделений правами  функционального руководства такая  структура - хороший первый шаг к  более эффективным органич

2 Организационно – правовые формы организации. Порядок их создания, осуществление деятельности

Знать:

1 Основные организационно  – правовые формы и их характеристику;

2 Содержание учредительных  документов.

Выполнить:

1 Провести анализ действующих нормативов;

2 Подготовить документацию для регистрации предприятия.

В настоящее время  на территории РФ действуют основные законы, нормативные акты, такие  как:

1 Гражданский кодекс  РФ;

2 ФЗ «об ОАО»;

3 ФЗ «об ООО».

Переход к рыночной экономике повлиял на возникновение  в России фирм по типу западных организаций.

Собственность делится  на частную и общую.

Частная собственность  включает в себя:

1 Собственность граждан  и образованных ими юридических  лиц.

Общественная собственность (государственная):

2 Государственная  собственность РФ и собственность  субъектов РФ;

3 Муниципальная (собственность  городских, районных и др. муниципальных  образований).

Государственная собственность  необходима, а таких сферах - как наука, образование, здравоохранение, культура.

Преимущества частной  собственности над государственной заключается в заинтересованности в труде и улучшение благосостояния.

Физические лица имеют право заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью, не принимая статуса юридических  лиц.

Юридические лица (организации) могут быть двух типов:

1 Коммерческие;

2 Некоммерческие.

Коммерческими являются организации, - главная цель которых  получение прибыли.

Коммерческие организации  создаются в форме хозяйственных  товариществ, хозяйственных обществ, производственных кооперативов, государственных  и муниципальных унитарных предприятий.

Некоммерческими являются организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве главной цели своей деятельности.

Некоммерческие организации  создаются в форме потребительских  кооперативов, общественных и религиозных  организаций, фондов, учреждений.

Правовым документом, определяющим правила управления в  рыночной экономике, относятся:

1 Учредительный договор;

2 Устав;

3 Коллективный договор;

4 Положение о работе  подразделений и отделов;

5 Трудовые договора;

6 Приказы, распоряжения. 

Структура организационно – правовой формы предприятия. 

Коммерческие организации  бывают 3 типов:

1) хозяйствующие  товарищества и общества;

2) производственные  кооперативы;

3) унитарные предприятия.

Хозяйствующие товарищества представлены на рисунке 6 акционерными обществами (открытыми и закрытыми), обществом с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью.

Акционерным обществом  признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделён на определённое число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению  к обществу.

ОАО – акционерное  общество, в котором акции распределяются среди неопределенного круга  лиц.

ЗАО ¬– общество, в  котором акции распределяются среди  учредителей.

ООО – коммерческая организация уставный капитал, который  распределен на заранее распределенные доли:

а) участки, полностью внесшие свой вклад в уставный капитал и несут ответственность по долгам общества;

б) участники не полностью  внесшие свой вклад отвечают по долгам общества в пределах неоплаченной суммы  вкладов.

Согласно ст.51 ГКРФ юридическое лицо считается созданным  с момента его государственной  регистрации. Данный процесс включает в себя следующие этапы:

1 Подготовка документов  к регистрации;

2 Правовая экспертиза  документов;

3 Регистрация в  органах статистики;

4 Открытие расчетного  счета в банке с внесением  на него не менее 50% уставного  капитала;

5 Изготовление печати;

6 Постановка на  учет в налоговом органе;

7 Постановка на  учет в государственных внебюджетных  фондах.

 Физическое лицо, имеет право заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью не принимая, статуса юридического лица.

Юридическое лицо (организация) бывает двух видов: Коммерческие и некоммерческие.

Для государственной  регистрации необходимо предоставить определе

3 Внешняя среда  организации

Знать:

а) Влияние факторов и характер внешней среды на деятельность организации;

б) Уметь анализировать  конкурентную ситуацию, деятельность фирм конкурентов и поведения  потребителей.

Выполнить:

а) Описать внешнюю  среду для предприятия;

б) определить сложность, подвижность внешней среды;

в) Создать рекламу  предприятия.

Среда – совокупность объективных условий в которых осуществляется деятельность фирмы.

Различают внешнюю  и внутреннюю среду для организации.

Поскольку предприятие  является открытой системой и зависит  от внешнего мира необходимо постоянно  учитывать влияние внешней среды  на предприятие. 

Рисунок 7 – Факторы  внешней среды

Среда прямого воздействия: включает факторы, которые непосредственно  влияют на операцию и испытывают на себе прямое влияние операции организации.

Потребители - являются важнейшими факторами определяющими какую продукцию производить и по какой цене ее продавать.

Поставщики - осуществляют поставки материалов, оборудования, энергии, капитала и рабочей силы. Без поставщиков  организация не может приобретать  материалы, трудовые ресурсы для  того, чтобы организация успешно  функционировала, она должна быть оснащена всем необходимым. В Противном случае появится сбой в ее работе, способной  продавать продукции во взаимодействии с конкурентами.

Конкуренты - это  важнейший фактор, определяющий стратегию, цели и задачи предприятия. Руководство  каждой организации четко понимает, что если не удовлетворять нужды  потребителей так же эффективно, как  это делают конкуренты, то долго  на рынке товаров или услуг  не просуществуешь.

Законы и государственные  органы - формируют нормативную базу создания и функционирования предприятий, фискальную политику.

Профсоюзные организации - могут оказывать радикальное  влияние на деятельность не только определенного предприятия, но и  цели всей отрасли.

Среда косвенного воздействия:

Факторы внешней  среды косвенного воздействия внешней  среды организации обычно не влияют на деятельность организаций так  же заметно, как факторы внешней  среды прямого воздействия. Однако руководству организаций необходимо учитывать и их.

Информация о работе Организационная структура