АвтоВаз и его производственная и организационная структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 16:09, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучить производственные и организационные структуры предприятия, его инфраструктуру, а также рассмотреть их характерные особенности.
Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:
1. Изучить теоретическую сторону производственной и организационной структур.

Работа состоит из  1 файл

КуРсОвИчччОк=).docx

— 137.18 Кб (Скачать документ)

По состоянию на 31.12.2010, акционерный капитал общества составляет    9 250 270 100 руб. Он разделен на 1 850 054 020 акций следующих категорий одинаковой номинальной стоимости: 
- обыкновенные акции: 1 388 289 720 шт., что составляет 75,04% уставного капитала; 
- привилегированные акции типа ''А'': 461 764 300 шт., что составляет 24,96% уставного капитала. 
Номинальная стоимость одной акции 5 рублей.

Все акции Общества являются именными бездокументарными.

Общее количество акционеров Общества на 31.12.2009 – 142 779.[26]

Название организации

в  % от уставного капитала

в % от обыкновенных акций

Рено с.а.с., акционерное общество упрощенного типа/ Renault s.a.s

25,00

25,00

Тройка Диалог Инвестментс Лимитед/ Troika Dialog Investments Limited

24,28

25,00

Государственная корпорация «Ростехнологии»

18,83

25,10


 

Рис.3. «Крупнейшие акционеры ОАО «АВТОВАЗ» на 31.12.2009»

 

Объем торгов за 2009 год на ММВБ в денежном выражении по обыкновенным акциям ОАО «АВТОВАЗ» составил 7 364 млн. руб., по привилегированным акциям ОАО «АВТОВАЗ» –2 037 млн. руб.

В поставке комплектующих  и материалов на ОАО "АВТОВАЗ задействовано  более 1000 предприятий по всей России, обладающего сегодня всем необходимым для проектных, исследовательских, испытательных работ, также опытно-промышленного производства для выпуска до 30 000 автомобилей в год. Стандарт качества ИСО-9000 внедряется в практику работы заводов-поставщиков ОАО "АВТОВАЗ". Он стал единственным критерием при отборе предприятий, с которыми сотрудничает ОАО "АВТОВАЗ".

Отношения с поставщиками значительно отражаются на себестоимости, качестве продукции, сроках изготовления, тем самым оказывая влияние на эффективность. Поставщиков у ОАО «АвтоВАЗа» множество. Помимо своих производственных центров, поставляющих «АвтоВАЗу» различные запчасти, оборудование и прочее, у него имеются поставщики стекла химической продукции, текстиля, пластика и другой продукции не только из России, но и из других стран, с которыми сотрудничает «Автоваз». Оборудование поставляется ведущими западными фирмами КАВАСАКИ (Япония), КУКА (Германия), СИАКИ (Франция), КОМАУ (Италия) и др., а также Россией и странами ближнего зарубежья.

Главным заказчиком для ОАО "АВТОВАЗ" был и остается потребитель.

Потребителями «АвтоВАЗа» выступают как физические лица, заинтересованные в приобретении автомобиля для личного или иного пользования, так и юридические лица, покупающие автомобили для использования их внутри организации для различных целей. Продукция поставляется в страны Ближнего Востока, Латинской Америки. Во всем мире парк автомобилей "Лада" составляет более 12 млн. штук, в том числе в России - 8 млн.

Основными потребителями  продукции ОАО "АВТОBАЗ" на внутреннем рынке являются Восточный, Московский, Поволжский и Северо-Западный регионы. На внешних рынках являются: в странах СНГ - Украина, Казахстан, в странах Европы - Франция, Греция. Стабильная реализация в 35 стран.

В любой отрасли существует конкурентная среда, позволяющая организации развиваться. Одним из главных конкурентов ОАО «АвтоВАЗа» является «Рено», а также другие иностранные производители машин.

В настоящее время  многие предпочитают купить подержанную  иномарку, нежели новую машину отечественного производства. Наибольшую конкуренцию «АвтоВАЗу» составляют корейские и японские бренды. Лидерами по динамике и объему продаж среди новых автомобилей иностранных марок за 2005 год стали: Hyundai, Toyota, Ford, Nissan.

 

 

       

 

2.2. Анализ производственной и организационной структур ОАО «АвтоВАЗ»

Волжский автомобильный  завод (Волжский автозавод) (сокращенное название - ВАЗ и АвтоВАЗ)– крупнейший автомобилестроительный российский завод по производству легковых автомобилей. Именно поэтому рассмотрение его производственной и организационной структур представляет интерес.

Автомобильный комплекс включает в себя следующие основные производства:

- металлургическое производство;

- прессовое производство;

- производство преcформ и штампов;

- механосборочное производство;

- сборочно-кузовное производство;

- производство пластмассовых изделий;

- производство технологического  оборудования;

А так же вспомогательные:

- инструментальное производство;

- производство ремонта и обслуживания  оборудования.

Предприятие состоит из 185 цехов, из них основных - 55, вспомогательных - 96, станкостроительных - 19, научно-технических - 16, а также функциональных отделов. Работы по обеспечению и обслуживанию производства сконцентрированы в крупных  специализированных цехах. Общая численность  работающих на предприятии - около 160 тысяч  человек. Из них 97,5 тысяч человек - промышленно-производственный персонал. При этом, средний разряд рабочих составляет 3,71 (в т.ч. основных - 3,36, вспомогательных - 3,98). Коэффициент сменности работы металлорежущего оборудования в основном производстве - 1,78; во вспомогательном - 1,27. Фондоотдача - 0,884. [25]

Производственный процесс  изготовления автомобиля проходит при  тщательном контроле качества в несколько  этапов. Кузов — как самая ответственная часть изготавливается непосредственно в кузовном производстве ОПП ВАЗа. Сборка осуществляется в специально оборудованном цехе ЗАО "Супер-Авто" на комплексных постах, оснащенных всей необходимой оснасткой и инструментом. Про такие автомобили можно без натяжки сказать, что это машина ручной сборки — почти все технологические операции проводятся специалистами фирмы вручную, как, например, на знаменитом заводе «Роллс-Ройс». Далее производится полная стендовая диагностика готового автомобиля и его ходовые испытания с последующей регулировкой агрегатов. Каждый автомобиль попадает в дождевальную камеру, где проходит тест на влагопроницаемость салона. Потом машины испытывают на роликовом стенде. А затем каждый автомобиль проходит от 40 до 50 километров под управлением сотрудника ОТК фирмы. И если после столь серьезной проверки обнаруживаются какие-то неполадки, специалисты фирмы устраняют их до того, как авто попадет на стоянку готовой продукции.

Технологические потоки предприятия  выстроены с учетом полнокомплектного  изготовления автомобиля, обеспечения  его высокого качества.

Сварка и доводка кузова производится на специализированном участке  сварки, располагающимся на площадях СКП ОАО "АВТОВАЗ", оснащенном современным сварочным оборудованием, оснасткой и инструментом, позволяющим  получить высокое качество геометрии  кузова и его лицевых поверхностей. Изготовление кузова производится на основе комплекта серийных кузовных деталей, поставляемых ОАО "АВТОВАЗ" и комплекта оригинальных деталей  изготавливаемых сторонними Поставщиками.

Окраска кузова производится в окрасочной линии основного  производства ОАО "АВТОВАЗ" в строгом  соответствии с заводской технологией  подготовки и окраски кузовов. Окрашенный кузов после завершения всех операций транспортируется в цех сборки автомобилей  ЗАО "Супер-Авто".

Сборочное производство цеха сборки автомобилей организовано на основе ручной постовой сборки с использованием современного универсального сборочного оборудования оснастки и инструмента. Процесс сборки автомобилей осуществляется на пяти линиях конвейера. Длина главного сборочного конвейера достигает 2 км. Каждые 22 секунды с конвейера сходит готовый автомобиль. Ручная сборка, плюс ответственность каждого поста за качество выполняемых работ, а также жесткий контроль со стороны ОТК обеспечивают высокое качество автомобиля.

«Автоваз» создало корпоративный центр, полностью реорганизовав структуру управления, которая в настоящее время позволяет оптимизировать и интегрировать основные функции бизнеса: маркетинг и сбыт, производство и контроль качества, финансы, персонал и инвестиции. ОАО "АВТОВАЗ" имеет линейно - функциональную структуру управления. ОАО «АВТОВАЗ» имеет иерархическую форму правления и коллегиальный стиль принятия решений. Так же ОАО «АВТОВАЗ» имеет перечень подразделений, например дирекция по качеству, управление оборудованием и др.

Организационная структура управления, принятая на АВТОВАЗе, складывается из двух ступеней: аппарата генеральной дирекции, направляющего и координирующего всю деятельность завода, и аппарата производств, осуществляющих руководство работой структурных производственных подразделений завода.

Высшим органом управления ОАО "АВТОВАЗ" является общее собрание акционеров.

Основные полномочия по управлению обществом делегируются акционерами  совету директоров (12 человек). Совет директоров в целях обеспечения оперативного управления обществом назначает президента - генерального директора и правление (12 человек).

Председателем правления  является президент - генеральный директор.

Рабочими органами общего собрания акционеров являются:

Президиум

Счетная комиссия

Секретариат

Регламентная группа

Их деятельность регулируется уставом Общества и положениями.

В низовых производственных звеньях (в группах, бригадах и т. п.), а также на малых предприятиях в начальный период становления применима линейная организационная структура управления.

Рис.4. «Пример линейной организационной  структуры (цех алюминиевого литья  металлургического производства ОАО  «АВТОВАЗ»)»

На высших производственных звеньях в АвтоВАЗе применима, как правило, функциональная структура.

Для функциональной структуры  управления характерно создание структурных  подразделений, каждое из которых имеет  свою четко определенную, конкретную задачу и обязанности. В данной структуре  каждый орган управления, а также  исполнитель специализирован на выполнении отдельных видов управленческой деятельности (функций). Создается аппарат  специалистов, отвечающих только за определенный участок работы.

В основе функциональной структуры  управления лежит принцип полного  распорядительства: выполнение указаний функционального органа в пределах его компетенции обязательно  для подразделений.

ОАО «АВТОВАЗ» функциональная структура управления применяется  в обобщенной структуре, вспомогательных  производствах, станкостроении.

 

Рис.5. «Пример функциональной организационной структуры»

 

 

Данный способ организации  производства в определенной степени способствуют ликвидации недостатков линейной и функциональной организационных структур и образует так называемую линейно-функциональная структуры управления, предусматривающую функциональное разделение управленческого труда в подразделениях разных уровней при сочетании линейного и функционального принципов управления. В этом случае функциональные подразделения могут проводить свои решения через линейных руководителей (в условиях линейно-штабной структуры) либо в пределах делегированных специальных полномочий доводить до специализированных служб или отдельных исполнителей на нижестоящем уровне (в условиях линейно-функциональной структуры управления).

Для условий эффективного функционирования организации с  линейно-функциональной структурой управления важно иметь нормативные и  регламентирующие документы, определяющие соответствие между ответственностью и полномочиями руководителей разных уровней и подразделений; соблюдение норм управляемости, особенно у первых руководителей и их заместителей, формирующих рациональные информационные потоки, децентрализующих оперативное  управление производством, учитывающих  специфику работы различных подразделений.

В ОАО «АВТОВАЗ» большинство  структурных подразделений организованно  именно по этому типу. Исторически и логически значение линейно-функциональных структур в развитии экономической системы трудно переоценить. Именно в этом случае предприятие испытывает свои возможности в налаживании массового производства, а отношения «начальник—подчиненный» выводятся на адекватный требованиям внешней среды уровень.

Рис.6. «Пример линейно-функциональной структуры управления»

 

Фирменная сеть продолжает развиваться и это прослеживается на всех четырех направлениях работы внутреннего рынка.

Во-первых, оптимально выстроилась  организация торговли автомобилями. Это

произошло путем максимального  приближения товара к покупателям. ОАО «АВТОBАЗ» внедрил единые отпускные цены и бесплатную доставку продукции в регионы.

Во-вторых, ОАО «АВТОBАЗ» повысил требования к предприятиям сервисно-сбытовой сети. Сегодня эти нормы приближаются к современным мировым стандартам. Уже действуют точки европейского уровня в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Тольятти, Перми, Тюмени, Воронеже, Ставрополе, Иркутске, Альметьевске.

В-третьих, совершенствуется работа с клиентами в области  предоставления полного спектра услуг. Развиваются новые формы продаж, в том числе в кредит, расширяется гамма услуг, в частности, внедряется предоставление автомобилей в прокат, оформление страховки непосредственно во время покупки автомобиля.

В-четвертых, решается задача на оптимальное насыщение рынка  запасными частями - качественными, сертифицированными ОАО «АВТОBАЗ».[7]

 

 

 

2.3. Разработка рекомендаций по  совершенствованию производственной  и организационной структур ОАО  «АвтоВаз»

 
 
 

Проведенный SWOT-анализ ОАО «АвтоВаз» выявляет сильные и слабые стороны данного предприятия. (Приложение 8)

В результате получаем наглядное  представление о положении предприятия. Фактически на данном этапе уже можно  сделать предварительную оценку конкурентоспособности предприятия  по рассмотренным параметрам. Четко  видны слабые стороны организации  и недостатки, требующие пристального внимания.

Второй этап.

Группировка сильных и  слабых сторон в разрезе функций  предприятия позволяет системно рассмотреть ситуацию и перейти  к известному «вопросу кто виноват?» (безусловно, в первом приближении), с целью принятия обоснованного  управленческого решения с привязкой  к конкретным функциональным подразделениям. Но в любом случае, сложно выделить непересекающиеся функции. Например, большая  задолженность прошлых лет возникла потому, что были сняты госзаказы и предприятие было вынуждено взять банковский кредит с высокой процентной ставкой

Информация о работе АвтоВаз и его производственная и организационная структура