Анализ валового дохода и пути его увеличения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2011 в 18:12, курсовая работа

Описание

Целью написания курсовой работы является изучение теоретических основ повышения эффективности деятельности предприятии общественного питания, анализ валового дохода и пути его увеличения на примере ООО «Лилия». Достижение поставленной цели курсовой работы определило необходимость решения следующих задач:

Исследование валового дохода, его значения, источников, методов планирования;
Характеристика кафе «Лилия» по основным технико-экономическим показателям, анализ состава и динамики доходов
Изучить направления оптимизации доходов в ООО «Лилия»

Содержание

Введение ………………………………………………...……………………....4

Валовой доход и определяющие его факторы……………………………6
Валовой доход как экономическая категория и особенности его формирования……………………………………………………..………6
Значение, источники и методика анализа валового дохода……………10
Планирование валового дохода предприятия…………………………15
Анализ валового дохода ООО «Лилия»………………………………….22
Характеристика кафе «Лилия» по основным технико-экономическим показателям…………………………………………………………….…22
Анализ состава и динамики доходов ООО "Лилия"………….………24
Направления оптимизации доходов на примере кафе «Лилия»………….29
Меры по увеличению доходов организации общественного питания………………………………………………………………….…29
3.2 Расчёт экономической эффективности……………………………………31

Заключение……………………………………………………………….…….33

Библиографический список…………………………………………..….…….35

Работа состоит из  1 файл

Валовой доход как экономическая категория и особенности его формирования.docx

— 65.75 Кб (Скачать документ)

     Для анализа валового дохода используются традиционные и математические методы анализа. К числу основных способов и приемов экономического анализа  относятся: оценка абсолютных, относительных  и средних величин, метод сравнения, группировки, индексный, графический, метод цепных подстановок, балансовый. К математическим методам относятся: математическое программирование, моделирование, корреляция, регрессия и т.д.

     К основным факторам, оказывающим воздействие  на размер валового дохода, относятся: объем и ассортиментная структура  товарооборота, уровень торговых надбавок и цен, звенность товародвижения, состав товарооборота и др.[3, c. 120].

     Анализ  валовых доходов, как и других результативных показателей, предполагает:

     а) изучение исследуемого показателя в  его взаимосвязях;

     б) оценку воздействия объективных  экономических законов и факторов субъективного характера;

     в) использование результатов анализа  при разработке бизнес-планов;

     г) выявление и количественное измерение  действия факторов на исследуемое явление;

     д) определение тенденции и пропорций в развитии изучаемого показателя с определением неиспользуемых внутрихозяйственных резервов;

     е) изучение и обобщение передового, в том числе зарубежного, опыта  и использование его при принятии управленческих решений.

     С изучения валового дохода начинают обычно анализ финансовых результатов. От величины валового дохода зависит финансовое положение предприятия, оплата труда  работников, поскольку источником образования  прибыли является валовой доход.

     Достоверность результатов анализа валовых  доходов находится в прямой зависимости  от качества его информационного  обеспечения. Источники экономической  информации подразделяются на учетные, внеучетные и нормативные. К учетным относятся бухгалтерский учет и отчетность; статистический учет и отчетность; оперативный учет и отчетность; выборочные учетные данные; к внеучетным - материалы внутриведомственной и вневедомственной ревизии, внешнего и внутреннего аудита, проверок налоговой службы, протоколы собраний трудового коллектива, материалы печати; объяснительные и докладные записки; переписка с вышестоящими организациями, финансовыми органами, банками; материалы, получаемые в результате личных контактов с исполнителями. Нормативные источники - рекомендации вышестоящих органов управления, утвержденные тарифы, ставки, размеры среднего уровня валового дохода, достигнутые конкурентами, и т. п.

     Анализ  валового дохода начинается с оценки абсолютных величин. Относительные  величины более наглядны и лучше  демонстрируют тенденции в изменении  исследуемых показателей. Не менее  важное значение в процессе анализа имеют средние величины. Они позволяют переходить от единичного к общему, от случайного к закономерному. Без них почти невозможно сравнить изучаемые признаки по разным совокупностям, охарактеризовать изменение варьирующего показателя во времени. Они позволяют абстрагироваться от случайности отдельных значений и колебаний. В анализе применяют следующие формы средних: среднюю арифметическую, среднюю гармоническую, взвешенную, среднюю хронологическую моментного ряда.

     В процессе анализа валового дохода устанавливается  степень соответствия фактических (ожидаемых) значений прогнозным (плановым), выполнения заданий по валовому доходу. В ходе анализа определяется динамика валового дохода, устанавливаются причины  его роста или снижения. В связи  с тем, что существуют определенные расхождения в формировании цен  на товары, закупаемые из различных  источников, целесообразно учет валовых  доходов организовать в зависимости  от того, но каким каналам поступает  товар на предприятие для его  последующей реализации конечному потребителю. При анализе особое внимание следует уделить расчету влияния основных факторов на сумму и уровень валового дохода.

     Сумма реализованных торговых надбавок (валовой  доход) зависит от изменения их среднего уровня в процентах к обороту  и объема розничного товарооборота, влияние которых изменяется методом  разницы.

     На  величину валового дохода также влияют изменение объема товарооборота, ценовой  фактор, изменение среднего уровня валового дохода, остающегося в распоряжении предприятия. Расчет этих факторов производится по той же методике. На величину чистого  валового дохода, кроме перечисленных  выше факторов, оказывают влияние  налоги и другие обязательные платежи, взимаемые за счет валового дохода.

     Далее изучаются факторы, влияющие на средний  уровень валового дохода. Он может  изменяться в результате изменения  структуры товарооборота (размер торговых надбавок на отдельные товары и товарные группы). Увеличение в товарообороте  доли товаров с более высокими торговыми надбавками ведет к  повышению среднего уровня валового дохода, и наоборот.

     Управление  валовым доходом - это:

     1. формирование ценовой политики  предприятия, т.е. обоснование  уровня торговых надбавок на  отдельные товары и разработка  мероприятий по оперативной корректировке  их размеров в зависимости  от ситуации на потребительском рынке;

     2. анализ и планирование доходов.

     Анализ  валового дохода предприятия проводится по их сумме и уровню. В процессе анализа изучают степень выполнения плана и динамику валового дохода, определяют причины роста или  снижения валового дохода от реализации отдельных товаров, при одновременном анализе ассортиментной структуры товарооборота. Также рассчитывают и оценивают влияние основных факторов на валовой доход от реализации товаров.

     Одновременно  определяют и анализируют валовой  доход, остающийся в распоряжении предприятия. Он рассчитывается вычитанием из общей  суммы валового дохода налогов и  других обязательных платежей, взимаемых  за счет реализованных торговых надбавок. Следовательно, сумма валового дохода, остающегося в распоряжении предприятия, находится в прямой зависимости от изменения общей суммы реализованных торговых надбавок и в обратной - от налогов и других обязательных платежей, взимаемых за счет валового дохода. Их влияние на сумму валового дохода, остающегося в распоряжении предприятия, определяется прямым счетом.

     Средний уровень валового дохода зависит  от изменения структуры товарооборота, изменения норм торговой надбавки и  изменения звенности товародвижения, наличия товарных потерь, уценки и прочего расхода товаров.

     Влияние структуры товарооборота на средний  уровень валового дохода определяется методом процентных чисел с применением  приема абсолютных разниц. Определяется процентное число следующим методом: отклонение удельного веса, каждой товарной группы, в общем товарообороте по сравнению с планом или прошлым периодом и умноженного на норму торговой надбавки на этот товар. Сумма процентных чисел по всем товарным группам с учетом знаков отклонения по отдельным группам делится на сто процентов, и результат показывает влияние изменения структуры товарооборота на средний уровень валового дохода.

     Влияние изменения звенности товародвижения на валовой доход изучают по данным договоров поставки товаров, счетам-фактурам, другим расчетным и товарным документам, данным учета поступления товаров, торговых и оптовых надбавок.

     Розничные торговые предприятия на уменьшение валового дохода полностью списывают  потери, возникшие в связи с  возвратом поставщикам на переработку  прокисшего молока, черствого хлеба, частично - нормируемые товарные потери, бой, лом и уценку товаров, принятые за счет торгового предприятия. Недобор  реализованных торговых надбавок за счет указанных выше списаний определяется по данным счетов «Реализация продукции» и «Торговая наценка».

     Анализ  валового дохода, как и других показателей  хозяйственной деятельности предприятия, должен проводиться не только сравнением данных отчетного года с показателями за прошлый период, но и в динамике за ряд лет. Также анализ валового дохода проводится по полугодиям, кварталам  и месяцам.

     Таким образом, анализ валовых доходов, как  и других результативных показателей, предполагает: изучение исследуемого показателя в его взаимосвязях; оценку воздействия объективных экономических  законов и факторов субъективного  характера; выявление и количественное измерение действия факторов на исследуемое  явление; определение тенденции  и пропорций в развитии изучаемого показателя с определением неиспользуемых внутрихозяйственных резервов. 

     
    1. Планирование  валового дохода предприятия
 

     Прогноз представляет собой вероятностное  научно обоснованное суждение о перспективах возможного состояния анализируемого явления (объекта) в будущем [7 с.13].

     На  планировании валового дохода предприятия  базируется все финансовое планирование, так как, зная сумму валового дохода на год, квартал, месяц, декаду, день, предприятие  может владеть ситуацией относительно управления своими финансовыми ресурсами.

     В зависимости от целей планирования доход от продажи продукции (работ, услуг) можно планировать на предстоящий  год, на квартал, месяц и оперативно. Годовое планирование дохода, так  же как и затрат на продаваемую  продукцию (оказываемые работы, услуги), в настоящее время затруднено из-за нестабильных экономических условий  хозяйствования. Квартальное (месячное) планирование дохода возможно и необходимо для определения прибыли, оперативное  — в целях контроля за поступлением фактического дохода на расчетный счет предприятия.

     В зависимости от целей планирования доход от продажи продукции (работ, услуг) можно планировать на предстоящий  год, на квартал, месяц и оперативно. Годовое планирование дохода, так  же как и затрат на продаваемую  продукцию (оказываемые работы, услуги), в настоящее время затруднено из-за нестабильных экономических условий  хозяйствования. Квартальное (месячное) планирование дохода возможно и необходимо для определения прибыли, оперативное  — в целях контроля за поступлением фактического дохода на расчетный счет предприятия.

     Доход от продажи продукции рассчитывается на основе объема проданной продукции, исходя из действующих цен без  налога на добавленную стоимость, акцизов, торговых и сбытовых скидок.

     Налог на добавленную стоимость и акцизы, хотя и включены в цену товара, не принадлежат предприятию и как  косвенные налоги поступают в  государственный бюджет. Также торговые и сбытовые скидки не являются доходом  предприятия-производителя, они поступают  посредническим организациям, реализующим  продукцию предприятия-производителя.

     Величина  дохода от выполненных работ и  оказанных услуг зависит от объема работ и услуг и соответствующих  расценок и тарифов по каждому  направлению предоставляемых работ, услуг.

     Денежные  поступления, связанные с другими  хозяйственными и финансовыми операциями (выбытие основных средств, материальных оборотных и нематериальных активов, продажа валютных ценностей, ценных бумаг и прочие) также включаются в состав валового дохода предприятия, но, как правило, не планируются, так  как носят нерегулярный характер.

     В современных условиях хозяйствования для планирования валового дохода предприятия  применяют понятие налогового периода. Можно выделить:

  • отчетный (налоговый) период, т. е. период, который начинается 1 января текущего года и заканчивается 31 декабря текущего года;
  • отчетный (налоговый) квартал.

     В действующем налоговом законодательстве валовой доход на предприятии  исчисляется нарастающим итогом за отчетный период. Поэтому при  планировании валового дохода необходимо учитывать, что в соответствии с порядком налогообложения прибыли предприятия валовой доход формируется не только в момент поступления средств от покупателя (заказчика) на расчетный счет предприятия или в кассу для оплаты продукции (товаров, работ, услуг), но и в момент отгрузки продукции (товаров), а для работ (услуг) в момент фактического предоставления результатов работ (услуг) предприятием.

     Так, датой увеличения валового дохода считается  дата, которая приходится на налоговый  период, в течение которого происходит какое-либо из событий, случившихся  ранее:

       дата зачисления средств от  покупателя (заказчика) на расчетный  счет предприятия или в кассу  для оплаты продукции (товаров,  работ, услуг), подлежащих продаже,  в случае продажи продукции  (товаров, работ, услуг) за наличные  средства — дата их оприходования в кассу предприятия, а при отсутствии таковой — дата инкассации наличных средств в банковском учреждении, обслуживающем предприятие;

Информация о работе Анализ валового дохода и пути его увеличения