Анализ и пути повышения эффективности хозяйтсвенной деятельности на примере АП ООО «Янычар-строй»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 10:06, дипломная работа

Описание

Целью дипломной работы – проанализировать хозяйственную деятельность предприятия и разработать мероприятия по совершенствованию его деятельности.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы работы автотранспортных предприятий;
оценить технико-экономических показатели работы автотранспортного предприятия;
провести анализ по труду и заработной плате, себестоимости транспортных услуг, а также исследовать рентабельность предприятия;
разработать на основе полученных результатов деятельности предприятия мероприятия по повышению эффективности его работы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АВТОТРАСНПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ…..
8
1.1 Содержание, цель и задачи анализа хозяйственной деятельности предприятия………………………………………………………….
8
1.2 Роль, задачи, информационное обеспечение и организация проведения анализа в управлении АТО…………………………...
12
1.3 Анализ деятельности автотранспортных предприятий……….….. 23
1.4 Методика увеличения резервов грузооборота…………………….. 28
2 АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ЯНЫЧАР-СТРОЙ»………………………………………………………
32
2.1 Общая характеристика предприятия……………………………… 32
2.2 Основные технико-эксплуатационные показатели подвижного состава фирмы………………………………………………………
39
2.3 Оценка показателей по труду и заработной плате……………….. 45
2.4 Анализ себестоимости………………………………..……………... 47
2.5 Анализ прибыли и рентабельности………………………………… 52
3 ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………………………..

56
3.1 Факторный анализ грузооборота и выявление резервов…………. 56
3.2 Оценка эффективности предлагаемых мероприятий на основе выявленных резервов роста…………………………………………
61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А……………………………………………………………... 72
ПРИЛОЖЕНИЕ Б……………………………………………………………... 73

Работа состоит из  1 файл

Халилов_дипл(хозяйтсвненая деятепльность).doc

— 1.20 Мб (Скачать документ)
 

      Видно, что при росте грузооборота на 8%, увеличение расходов произошло фактически по всем  статьям. Для более наглядного сравнительного анализа построим гистограмму  распределения затрат постатейно (рисунок 2.7).

      

Рисунок 2.7 – Структура распределения затрат на 1 т/км. 

      Максимальное  увеличение произошло по статье «Топливо для автомобилей» - на 61,8%, это связано с тем, что за 2004-2005 гг. произошел значительный рост затрат на ГСМ, с этим же связан значительный рост по статье «Восстановление износа и ремонт автомобильных шин» - 36,5%. Также значительное увеличение произошло по статье «Заработная плата работников» - на 21,4%. А вот по статьям «Амортизация», 2Общехозяйственные расходы», «Техническое обслуживание и текущий ремонт автомобилей и подвижного состава». В целом за 2004-2005 год не произошло снижения ни по одной статье затрат. Это объясняется прежде всего ростом объема выполненных работ, а также ростом цен у поставщиком на горюче-смазочные материалы.

      Рассмотрим  структуру постоянных и переменных затрат. В ООО «Янычар-строй» к постоянным (общефирменным) затратам относятся:

      1. заработная плата основного состава работников (4 чел.);
      2. начисления на оплату труда;
      3. амортизация (оргтехника);
      4. прочие расходы (телефонные переговоры, канцелярские и почтовые расходы).

    К переменным затратам относятся:

  1. заработная плата водителей (3 чел.);
  2. начисления на заработную плату водителей (3 чел.);
  3. затраты на топливо для автомобилей;
  4. расходы на смазочные и прочие эксплуатационные материалы;
  5. расходы на техническое обслуживание и текущий ремонт подвижного состава;
  6. расходы на восстановление износа и ремонт автомобильных шин;
  7. амортизация подвижного состава.

      Очевидно, что для большинства автотранспортных предприятий доля переменных затрат – наибольшая, для ООО «Янычар-строй» доля переменных затрат – 84%, постоянных – 16%.

      Структура общих затрат, постоянных и переменных приведена на рис. 2.6.

      

      

      

Рисунок 2.7 - Анализ структуры затрат: а) общих; б) постоянных; в) переменных.

      Структура постоянных и переменных затрат на предприятии позволяет констатировать, что предприятию необходимо контролировать расход  по переменным затратам, доля которых в составе себестоимости наибольшая  и стремиться не допускать перерасхода по ГСМ и смазочным материалам.  

      2.5 Анализ прибыли и рентабельности 

     Различные стороны производственной, сбытовой, снабженческой и финансовой деятельности предприятия получают законченную  денежную оценку в системе показателей финансовых результатов. Наиболее важные показатели финансовых результатов деятельности: прибыль (убыток) от реализации продукции; прибыль (убыток) от прочей реализации; доходы и расходы от внереализационных операций; балансовая прибыль; налогооблагаемая прибыль; чистая прибыль и др.

     Показатели  финансовых результатов характеризуют  абсолютную эффективность хозяйствования предприятия. Важнейшими среди них являются показатели прибыли, которая в условиях перехода к рыночной экономике составляет основу экономического развития предприятия. Рост прибыли создаёт финансовую базу для самофинансирования, расширенного производства, решение проблем социальных и материальных потребности трудового коллектива. За счёт прибыли выполняются также часть обязательств предприятия перед бюджетом, банками и другими предприятиями и организациями.

     Конечный  финансовый результат деятельности предприятия - это балансовая прибыль или убыток, который представляет собой сумму результата от реализации продукции (работ, услуг); результата от прочей реализации; сальдо доходов и расходов от внереализационных операций.

      Рассмотрим  основные показатели прибыли ООО  «Янычар-строй» 2004-2005 гг. (таблица 2.11). Из данных таблицы 2.11 видно, что выручка  в 2005 г. увеличилась по сравнению с 2004 г. на 844 тыс. руб. или на 24%. В 2005 г. прибыль до налогообложения по сравнению с 2004 г. выросла на 257 тыс. руб. или на 87%. Увеличение прибыли до налогообложения способствовало росту чистой прибыли на 206 тыс. руб. или в 2,4 раза.

Таблица 2.11 - Отчет о хозяйственной деятельности

      Тыс. руб.

ПОКАЗАТЕЛИ 2004 г.  2005 г.  Отклонение
тыс. руб. %
1. Объем  реализованной продукции 4 368 5391 1 023 23,4
2. Переменные  затраты 3 167 3 978 811 25,6
3. Валовый  доход (маржинальная прибыль) 1 201 1 413 212 17,7
4. Постоянные (общефирменные затраты) 649 758 109 16,8
5. Прибыль  до налогообложения 552 656 104 18,8
6. Налог  на доход (6%) 131 161,7 31 23,4
7. Чистая  прибыль 290 494 204 70,3
8. Постоянный  состав работников 7 7 - -
 

     В условиях рыночных отношений велика роль показателей рентабельности продукции, характеризующих уровень прибыльности (убыточности) её производства. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они характеризуют относительную доходность предприятия, измеряемую в процентах к затратам средств или капитала с различных позиций.

     Показатели  рентабельности - это важнейшие характеристики фактической среды формирования прибыли и дохода предприятий. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования. Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы:

  1. рентабельность общая (отношение чистой прибыли к затратам);
  2. рентабельность продукции, продаж (показатели оценки эффективности

    управления, отношение чистой прибыли к выручке  от реализации).

     Общая рентабельность отражает, сколько прибыли  приходится на единицу затрат, а  рентабельность продукции показывает, сколько прибыли приходится на единицу  реализованных работ, услуг. Рост данного  показателя является следствием роста  цен при постоянных затратах на производство реализованной продукции (работ, услуг) или снижения затрат на производство при постоянных ценах, то есть о снижении спроса на продукцию предприятия, а также более быстрым ростом цен чем затрат.

     Расчёт  данных показателей по ООО «Янычар-строй» представлен в таблице 2.12 и рисунке 2.7.

Таблица 2.11 - Показатели рентабельности продукции ООО «Янычар-строй»

 
Показатели
Расчет

Стр.

2004 г. 2005 г. Отклонения 
абс. отн.
1. Выручка от реализации работ, услуг (без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей), тыс. руб. 010 4 368 5 391 1 023 23,4
2. Себестоимость оказываемых услуг,  тыс. руб.  020 3 816 4 735 919 24,1
3. Балансовая прибыль, тыс. руб. 140 552 656 104 18,8
4. Чистая прибыль, тыс. руб. 190 290 494 204 70,3
      Расчетные показатели (%)
1. Общая рентабельность. 190

020

7,5 10 2,5 33,33
2. Рентабельность продаж по балансовой  прибыли. 140

010

13 12 -1 -7,69
2. Рентабельность продаж по чистой  прибыли. 190

010

7 9 2 28,57
 

Рисунок 2.7 -  Изменение показателей рентабельности продукции.

      На  основе расчётов можно сделать следующие  выводы.

     Показатель  общей рентабельности за отчетный период вырос с 7,5% в 2004 г. до 10% в 2005 г., то есть увеличился на 33%. Это говорит о  том, что в 2004 г. каждый рубль реализации приносил в среднем 10 копеек чистой прибыли.

     Показатель  рентабельности продаж по чистой прибыли  также вырос в 2005 г. на 29% и составил 9%. Это говорит о том, что спрос на продукцию несколько возрос. Таким образом, в 2005 г. на 1 руб. реализованной продукции  предприятие имело лишь 9 копеек чистой прибыли, а вот рентабельность продаж по балансовой прибыли уменьшилась за отчетный период на 7,7%  и составила к концу 2005 года 12%. Как видно из выше сказанного, все показатели рентабельности продукции находятся на среднем уровне.

 

     3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ  ЭФФЕКТИВНОСТИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «Янычар-строй» 

     3.1 Факторный анализ грузооборота  и выявление резервов 

     Основным  видом деятельности ООО «Янычар-строй» являются грузовые перевозки. Для этих целей исследуемым предприятием используется три грузовых автомобиля.

      Проведенный анализ показал, что автомашины используются не на полную мощность. Кроме того, за исследуемый период произошло снижение грузооборота по перевозкам промышленных товаров. Отчасти, это можно объяснить общим слабым экономическим потенциалом района. Как правило, наибольшим спросом пользуются  продовольственные товары, по которым объем перевозок увеличился только на 20%. Необходимо пересмотреть производственную программу с целью поиска резерва увеличения выработки.

      Воспользуемся методикой факторного анализа грузооборота, приведенного в п. 1.3. Сравнение буде производить не по плану и факту, а будем сравнивать фактические  данные выполнения грузоперевозок за 2004 г. и 2005 г. Для обоснования данного предложения произведем расчет производственной программы по данным автомобилям, что оформим в таблице 3.1.

Таблица 3.1 – Показатели использования грузового  автотранспорта

№ строки Показатели 2004 г. 2005 г. Откл. от 2005,

(+, -)

План по предл. мер-ям.
1 2 3 4 5 6
1. Среднегодовое количество машин 3 3 - 3
2. Средняя грузоподъемность машин, т 8,8 8,8 - 8,8
3. Общий тоннаж, т (стр. 1Хстр. 2) 26,4 26,4 - 26,4

Информация о работе Анализ и пути повышения эффективности хозяйтсвенной деятельности на примере АП ООО «Янычар-строй»