Экономическая природа монополий в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 15:51, курсовая работа

Описание

антимнопольная политика

Содержание

ВВЕДЕНИЕ .................................................................................................................3

Глава 1 Экономическая природа и роль монополий в рыночной экономике ……………………………………………………….5

1.1. Сущность монополий, цели и механизмы функционирования .....................5
1.2. Виды монополий ……………………………………………………………….8

1.3. Предпосылки формирования и развитие современных российских монополий……………………………………………..……………………………14

Глава 2. Основные направления антимонопольной политики в современных условиях ……………………………...16

2.1. Антимонопольная политика в отношении различных видов монополий…..………………………………………………………………………16

2.2. Становление антимонопольной политики в России ……………………….26

2.3. Методы антимонопольной политики в России …………………………….30

Заключение …………………………………………………………………….34

Список литературы …………………………………………………………36

Работа состоит из  1 файл

Курсовая для Насти Эконом. природа и роль монополий в рыночной экономике.docx

— 184.01 Кб (Скачать документ)

     Административная монополияэто монополия, защищенная нормативно-правовыми актами, ее появлению способствовали не рыночные, а административные барьеры. Такие монополии существуют, когда государство закрепляет за собой монопольное право производить или продавать какую-либо продукцию (военная техника, электроэнергия, алкогольная и табачная продукция). К таким монополиям относят фирмы обладающие патентом на производство продукции, их положение защищает законодательство об авторских правах и предоставляет им исключительное право на выполнение определенной деятельности. Это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке как один хозяйственный субъект и между ними не существует конкуренции.

     Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые  сумели завоевать монопольное положение  на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его  масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на

 добровольном  объединении или поглощении победителями  банкротов. Тем или иным путем  или при помощи обеих, предприятие  достигает таких масштабов, когда  начинает доминировать на рынке. 

     Монополистическая власть не возникает случайно. Она является логическим завершением стратегии предприятий. Сформулированный А. Смитом принцип экономической выгоды заставляет предприятия постоянно искать возможности увеличения своих прибылей. Одной из них является создание или достижение монопольного положения. Можно сказать, что монополистические тенденции вытекают из закона максимизации прибыли.

     Иной  движущей силой действий предпринимателей в этом направлении является закон  концентрации производства и капитала. Как известно, действие этого закона наблюдается на всех этапах развития рыночных отношений. Его движителем является конкурентная борьба. Чтобы  выжить в такой борьбе, получить большие прибыли, предприниматели  вынуждены вводить новую технику, увеличивать масштабы производства. При этом из массы средних и  малых предприятий отделяется несколько  более крупных. Когда это происходит, у крупнейших предпринимателей возникает  альтернатива: или продолжать между  собой убыточную конкурентную борьбу, или прийти к соглашению относительно масштабов производства, цен, рынков сбыта и т.д. Они выбирают второй вариант, который приводит к появлению сговора между ними, что является одним из основных признаков монополизации экономики. Появление предприятий-монополистов обусловлено прогрессом производительных сил, преимуществом крупного предприятия над малым.

     Современная теория выделяет три типа монополий:

     1) монополия отдельного предприятия;

     2) монополия как соглашение;

     3) монополия, основывающаяся на  дифференциации продукта.

     Достичь монопольного положения первым путем  нелегко, о чем свидетельствует  сам факт исключительности этих образований. Кроме этого, этот путь к монополии  можно считать “порядочным”, поскольку  он предусматривает постоянное повышение эффективности деятельности, достижения преимущества над конкурентами.

     Более доступным является путь соглашения нескольких крупных фирм. Он дает возможность  быстро создать ситуацию, когда продавцы выступают на рынке “единым фронтом”, когда сводится на нет конкурентная борьба, прежде всего ценовая, покупатель оказывается в безальтернативных  условиях.

     Монополии существуют во всех сферах общественного  воспроизводства: непосредственно  производство, обмен, распределение  и потребление. На основе монополизации  сферы обращения возникли простейшие формы монополистических объединений картели и синдикаты.

     Картель это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, и договариваются о доле каждого в общем объеме производства, ценах, рынках сбыта. Создание картелей преследует цель полностью или частично уничтожить конкуренцию между фирмами и на этой основе максимизировать прибыль. Основная проблема, с которой сталкивается

 картель, - это проблема согласования решений между фирмами-членами и установления системы ограничений (квот) для этих фирм.

     Чтобы сформировать картель, необходимо следующее:

         - убедиться, что существует барьер для входа в отрасль, чтобы предотвратить возможность реализации продукции другими фирмами, после того как цена повысится;

         - организовать встречу всех производителей данного продукта, чтобы установить совместный ориентир по общему уровню выпуска;

         - установить квоты каждому члену картеля;

         - установить процедуру проведения утвержденных квот.

     Картели устанавливают штрафы для тех, кто  не выполняет соглашение, превышая свои квоты. Картели сталкиваются с  проблемой при принятии решений  о монопольной цене и уровне выпуска. Фирмы с более высокими средними издержками добиваются более высоких картельных цен. Существуют разногласия относительно дележа территории. Сегодня картели существуют в более гибких и достаточно разнообразных формах: патентные пулы, лицензионные соглашения, консорциумы по осуществлению научных разработок.

     В США, странах Европейского сообщества законодательно запрещены картели, связанные с фиксированием цен, делением рынка и ограничением объема выпуска и производственных мощностей3.

     Выделяют  два основных типа картелей: картели, преследующие цель максимизации совокупной, или отраслевой, прибыли, и картели, ставящие своей целью распределение  и фиксацию рыночных долей.

     Синдикат  это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют средства на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой.

     Более сложные формы монополистических  объединений возникают тогда, когда  процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного  производства. На этой основе появляется такая более высокая форма  монополистических объединений  как трест.

     Трест это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, то есть объединяют производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста. В России наиболее распространены строительные тресты4.

     Многоотраслевой концерн  это объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль.

     Естественной  монополией обладают собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки под виноградники). Сюда также относятся целые отрасли инфраструктуры, имеющие особо важное и стратегическое значение для всего общества (железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс). Существование естественных монополий оправдывается тем, что они дают огромный экономический выигрыш от больших масштабов производства. Легальные монополии, образующиеся на законном основании (их называют "защищенными" от конкуренции). К ним можно причислить такие формы монополистических организаций:

      1) патентная система – удостоверяет авторство изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и т.п. и обеспечивает приоритетное и исключительное право на их использование;

      2) авторские права – закрепляет исключительное право авторов на использование собственных произведений в любых формах и способах;

      3) торговые знаки - специальные рисунки, названия, символы, которые позволяют идентифицировать (отождествить) товар, услугу или фирму (конкурентам запрещается использовать зарегистрированные торговые знаки).

       Искусственные монополии – это  объединения предприятий, создаваемые ради получения монополистических выгод. Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка:

      1)  создают барьеры для вхождения на отраслевой рынок новых фирм;

      2) ограничивают аутсайдерам (предприятиям, не вошедшим в монополистическое объединение) доступ к сырью и энергоносителям;

      3) создают высокий по сравнению с новыми фирмами уровень технологии и применяют более крупный капитал;

      5) "забивают" новые фирмы хорошо поставленной рекламой. 

1.3.Предпосылки формирования и развития современных  российских монополий 

     Главная особенность монополизации российского  рынка состоит в том, что она  сложилась как «наследница» государственного монополизма социалистической экономики.

     Социалистическая  экономика представляла собой единый народнохозяйственный комплекс, в котором  каждое предприятие не было вполне автономно, а являлось составной  частью общегосударственной структуры. При этом удовлетворение потребности  всей страны в том или ином виде продукта часто поручалось всего  одному двум заводам.

     Причин  для такой концентрации выпуска  продукции было несколько. Большое  значение имело стремление использовать положительный эффект масштаба. Причем тяга к гигантизму была явно гипертрофированной, так как из-за искусственной заниженности цен на энергию, сырье и транспорт  вполне рентабельными выглядели  проекты даже нерационально крупных  заводов. Сырье для них нередко  привозилось за тысячи километров, а готовая продукция развозилась  по всему Союзу.

     Другая  причина была связана с удобством  централизованного управления крупными предприятиями. Когда все важнейшие  решения по развитию экономики страны принимаются общенациональными плановыми органами, управляемость хозяйства тем выше, чем меньше производственных единиц. В самом деле, проконтролировать выпуск определенного вида продукции на одном заводе гиганте много проще, чем решить ту же задачу, когда названное изделие выпускают две-три сотни мелких заводов.

   В итоге народное хозяйство страны в буквальном смысле напоминало единый организм. Подобно тому, как в  человеческом организме существуют специализированные органы обеспечения  жизнедеятельности всего организма, так и в социалистическом хозяйстве одни заводы удовлетворяли потребность всей страны в одной, другие – в другой продукции. При этом советские монополисты были узко специализированны: один завод выпускал только тяжелые вертолеты (Роствертол), другой – только автомобили высокой проходимости (УАЗ). По своим последствиям для хозяйства прекращение поставок любым из них было подобно отказу определенного органа (скажем, почек) в человеческом организме.

   Начало  рыночных реформ в нашей стране привело  к резкому усилению монополистических  тенденций. Отчасти это было связано  с распадом СССР и ослаблением  экономических связей между бывшими  союзными республиками. К прежним  монополистам добавились новые, а именно предприятия, не являвшиеся единственными  производителями в рамках всего  Союза, но ставшие таковыми на сократившейся  территории. Большое значение имело изменение условий хозяйствования. Благодаря им резко усилились последствия монополизации и ее влияние на экономику. Дело в том, что превращение российских заводов в частные предприятия создало мощный стимул для получения монопольных прибылей. А свобода установления цен и выбора объемов производства дали в руки фирм средства достижения этой цели. Все три важнейших последствия монополизации, сдерживавшиеся государством, вырвались наружу. При этом порок советских монопольных производителей – их неэффективность – сохранился везде, где осталась монополия. Усиление

Информация о работе Экономическая природа монополий в рыночной экономике