Экономическая природа монополий в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 15:51, курсовая работа

Описание

антимнопольная политика

Содержание

ВВЕДЕНИЕ .................................................................................................................3

Глава 1 Экономическая природа и роль монополий в рыночной экономике ……………………………………………………….5

1.1. Сущность монополий, цели и механизмы функционирования .....................5
1.2. Виды монополий ……………………………………………………………….8

1.3. Предпосылки формирования и развитие современных российских монополий……………………………………………..……………………………14

Глава 2. Основные направления антимонопольной политики в современных условиях ……………………………...16

2.1. Антимонопольная политика в отношении различных видов монополий…..………………………………………………………………………16

2.2. Становление антимонопольной политики в России ……………………….26

2.3. Методы антимонопольной политики в России …………………………….30

Заключение …………………………………………………………………….34

Список литературы …………………………………………………………36

Работа состоит из  1 файл

Курсовая для Насти Эконом. природа и роль монополий в рыночной экономике.docx

— 184.01 Кб (Скачать документ)

     IHH=(X1)2+(X2)2+…+(XN)2                            (1)

     где XN – доля каждой из фирм отрасли, выраженная в процентах.

     Чем выше степень концентрации в отрасли, тем больше будет и значение индекса. При чистой монополии, когда сто процентов рынка контролируются одной фирмой, он достигнет своего максимума 10000 (1002=10000). Если же в отрасли действует более десяти тысяч фирм равного размера (т.е. фактически сложились условия совершенной конкуренции), индекс упадет ниже единицы.

     Обычно  рынок считается безопасным с  точки зрения монополизации, когда  IHH<1000 (в США – при IHH<1400). По формуле 1 можно подсчитать, что это условие выполняется, если доля крупнейшей из фирм меньше 31%, двух крупнейших – 44%, трех – 54%.

     Переплетение  ведущей фирмы с конкурентами чаще всего реализуется в трех формах: создании картеля, системе участий, личной унии.

     - картель – это объединение фирм, согласующих свои решения по поводу

     цен и объемов продукции так, как  если бы они слились в чистую монополию;

     - система участий проявляется в том, что ведущая фирма владеет частью капитала фирм-конкурентов или в том, что все конкуренты перекрестно владеют частями капитала друг друга. Являясь совладельцами единого капитала, подобные фирмы выступают на рынке как одно предприятие;

     - личная уния состоит в том, что одни и те же лица управляют разными компаниями-конкурентами. Все формы переплетения фирм-конкурентов имеют характер сговора, когда внешне соперничающие друг с другом компании в действительности действуют заодно, нанося этим ущерб потребителю. За ряд нарушений, связанных с созданием картелей, во многих странах предусмотрена уголовная ответственность. Высокая концентрация доли рынка в руках одной фирмы, способствует его монополизации. Государство стремиться не допускать концентрации и препятствовать формированию фирм-гигантов. Но только крупные предприятия могут полноценно использовать положительные стороны экономии в масштабах производства. Крупные размеры национальных компаний способствуют их высокой эффективности и потому должны поддерживаться государством. Это противоречие приводит к сосуществованию двух подходов, имеющих достоинства недостатки:

     - поведенческий критерий применения санкций. Государство применяет антимонопольные меры только в случае наличия доказанных монополистических злоупотреблений. Поведенческий подход точнее соответствует целям антимонопольной политики, поскольку направлен против реальных, а не потенциально возможных монополистических злоупотреблений. При его применении понижаются шансы необоснованного наказания крупного предприятия, не допускающего в своей практике нарушений. Недостатком этого подхода является трудность его осуществления на практике. Доказать необоснованное монополистическое завышение цен сложно, т.к. надо установить, что цена сильно превышает издержки, которые у монополиста могут быть исходно весьма велики в силу х-неэффективности или искусственно показаны выше фактического уровня с помощью труднопроверяемых бухгалтерских ухищрений, поэтому юридически монопольная цена не будет выглядеть как завышенная по сравнению с затратами. Невозможно отделить повышение цен в силу благоприятной рыночной конъюнктуры от их искусственного вздувания самим монополистом;

     - структурный критерий применения санкций – государство автоматически вмешивается в случае превышения фирмой определенной законом доли рынка. Структурный подход прост в применении: следует установить долю рынка, приходящуюся на фирму, и становиться ясно, следует ли против нее применять антимонопольные меры.  Недостатком структурного подхода является неопределенность последствий его применения - легко разрушить не только компании, злоупотребляющие своим монопольным положением, но и эффективно действующие фирмы, являющиеся ядром экономики6. 

         3.2 Становление антимонопольной политики в России 

     Суть антимонопольной политики заключается в использовании выгод крупномасштабной экономики и в нейтрализации её побочных последствий, связанных с ослаблением конкуренции на товарных и иных рынках. Специфика российских монополий сказалась на особенностях законодательного регулирования их деятельности.Законодательство РФ о конкуренции разрабатывалось при сильных монополиях и формирующихся рыночных отношениях.

     Первый  закон, касающийся антимонопольного регулирования экономики появился в России в 1991 году – закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 года.

     С 1991 года по 1999 год было введено большое  количество законов, составивших организационно-правовую базу для  регулирования монополий: "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ" от 3 июля 1991 г., "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" от 13 декабря 1994 г., "О финансово-промышленных группах" от 30 ноября 1995 г., "О естественных монополиях" от 17 августа 1995 г., "Об акционерных обществах" от 26 декабря 1995 г., "О некоммерческих организациях" от 12 января 1996 г., "О рекламе" от 18 июля 1996 г., "О мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли" от 14 апреля 1998 г. и другие, а также нормативно-правовые акты Президента РФ и Правительства РФ7.

     Но  в 1999 году, через восемь лет после  начала реформ, антимонопольное законодательство остро нуждалось в совершенствовании, преимущественно на основе обобщения  правоприменительной практики. Появилась  необходимость в обновлении всей правовой базы, чтобы она позволила  надежнее пресекать злоупотребления  рыночной властью, ущемление интересов  хозяйствующих субъектов, применять  штрафные санкции к юридическим  и физическим лицам, включая должностных  лиц федеральных и региональных органов исполнительной власти и  местного самоуправления, лучше регулировать безопасность и качество товаров  и услуг.

     Российским правительством в 1999 году было создано Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП). Создано оно было на основе уже существовавшего к тому времени Государственного комитета по антимонопольной политике. МАП состояло из нескольких органов – в него входили Федеральная служба России по регулированию естественных монополий на транспорте (ФСЕМТ), Федеральная служба России по регулированию естественных монополий в области связи (ФСЕМС), Государственный комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства (ГКРП). 9 марта 2004 года Министерство было упразднено, а его полномочия переданы другим ведомствам. Принадлежавшие МАП России функции федерального антимонопольного органа, контроля над деятельностью естественных монополий и над соблюдением законодательства о рекламе перешли к вновь образованной Федеральной антимонопольной службе, являющейся сегодня главным антимонопольным органом.

     Несмотря на все предпринятые меры,  уровень развития конкуренции в нашей стране оставался явно недостаточным. Специалисты называют причины невысокого уровня развития конкуренции в РФ:

     - приватизация не привела, как ожидалось, к появлению эффективных собственников, которые заботились бы о развитии предприятия;

     - принудительная реорганизация (реструктуризация) предприятий не была использована должным образом, хотя могла бы облегчить массовое образование новых конкурентоспособных хозяйствующих субъектов;

     - малый бизнес так и не получил должного развития.

     Во  многих странах именно малый бизнес является естественной основой формирования конкурентной среды, полигоном для  испытания венчурных технологических  и экономических проектов. У него больше возможностей маневрировать  капиталом, переключаясь с одного вида деятельности на другой, ниже операционные расходы, у работников выше чувство  причастности к делам фирмы и  заинтересованность в ее успехе.

     Для развития малого бизнеса необходимы доступные кредиты и льготное налогообложение, создание лизинговых компаний, информационных, консалтинговых и учебно-деловых центров, а также  вовлечение малых предприятий в  новые сферы деятельности, международные  программы сотрудничества. Для улучшения настоящего положения в соответствии с Указом Президента России № 314 от 9 марта 2004 была создана Федеральная антимонопольная служба. ФАС осуществляет функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы. Помимо этого, ФАС России осуществляет контроль за соблюдением законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, выполняет функции по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ. В настоящее время антимонопольный контроль в регионах РФ осуществляют 82 территориальных подразделения Федеральной антимонопольной службы. Целями ФАС являются:

     1. Благоприятная конкурентная среда  в сферах деятельности хозяйствующих  субъектов, не являющихся естественными  монополиями;

     2. Равный доступ к товарам (работам,  услугам) естественных монополий,  и развитие конкуренции в потенциально  конкурентных видах их деятельности;

     3. Прекращение антиконкурентного  вмешательства органов власти  в функционирование рынков, высокая  эффективность бюджетных расходов  при размещении государственного  и муниципального заказа;

     4. Эффективная реализация государственной  политики в области контроля  иностранных инвестиций в хозяйственные  общества, имеющие стратегическое  значение для обеспечения обороны  страны и безопасности РФ.

     Основными функциями Федеральной антимонопольной  службы, исходя из Сводного плана контрольной деятельности территориальных органов  и структурных подразделений Федеральной антимонопольной службы на 2010 год являются следующие Позиции контроля:

     - соблюдение антимонопольного законодательства – Федеральный закон от 26.07.2006  №135-ФЗ «О защите конкуренции»;

     - соблюдение законодательства о размещении заказов – Федеральный закон от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, услуг для государственных и муниципальных нужд»;

     - соблюдение законодательства о рекламе – Федеральный закон от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе»;

     - соблюдение законодательства о естественных монополиях – Федеральный закон от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях»;

     - соблюдение законодательства об электроэнергетике – Федеральный закон от 26.03.2003 №36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ и признании утратившими силу законодательных актов РФ в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике»;

     - соблюдение законодательства о контроле за порядком осуществления иностранных инвестиций – Федеральный закон от 29.04.2008 № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны». 

           2.3 Методы антимонопольной  политики в России 

     Антимонопольная политика имеет несколько основных направлений:

     1. Стимулирование предпринимательства

     2. Развитие конкурентных начал

     3. Организационно-правовое обеспечение  антимонопольной политики

     Выделяют  два метода антимонопольного регулирования: прямой и косвенный. Прямой метод  регулирования включает меры, устраняющие  или предупреждающие монопольное  положение отдельных субъектов  на рынке. А к мерам косвенного регулирования относятся преимущественно  финансово-кредитные методы предупреждения и преодоления монополистических  явлений в экономике.

     Немало  проблем при проведении современной  антимонопольной политики в России возникает в связи с недостаточной  проработанностью широкого круга законодательных  материалов и других официальных  нормативных актов, связанных с  монополиями и монополизмом. В условиях современной России большую роль при проведении антимонопольной политики играют содержание и направленность нормативно-правовых актов по многим другим вопросам, особенно по вопросам, связанным с процессами разгосударствления и приватизации, развитием малого бизнеса, организацией налоговой системы страны. До сих пор в законодательстве России нет достаточно развёрнутого и действенного закона о системе мер государственной поддержки малых предприятий, системе гарантий достаточно полной реализации намеченных государством мероприятий по поддержке и стимулированию развития малого бизнеса. В современных законодательных материалах не выделено достаточно чётко само явление “малый бизнес” и не отражено его место в обновлении экономической системы страны. До сих пор есть только один официальный документ, в котором особо выделяется понятие малых предприятий и разъясняются критерии такого выделения – это Постановление Совета Министров РСФСР №406 от 18 июля 1991 г. “О мерах

по поддержке  и развитию малых предприятий  в РСФСР”.

     Федеральный закон от 26.07.2006  №135-ФЗ «О защите конкуренции» предусматривает следующие методы антимонопольной политики в России:

     - активизация работы по развитию антимонопольного законодательства, законодательства о защите прав потребителей, о рекламе и естественных монополиях, биржевого законодательства и законодательства, обеспечивающего поддержку предпринимательства;

Информация о работе Экономическая природа монополий в рыночной экономике