Экономическая природа монополий в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 15:51, курсовая работа

Описание

антимнопольная политика

Содержание

ВВЕДЕНИЕ .................................................................................................................3

Глава 1 Экономическая природа и роль монополий в рыночной экономике ……………………………………………………….5

1.1. Сущность монополий, цели и механизмы функционирования .....................5
1.2. Виды монополий ……………………………………………………………….8

1.3. Предпосылки формирования и развитие современных российских монополий……………………………………………..……………………………14

Глава 2. Основные направления антимонопольной политики в современных условиях ……………………………...16

2.1. Антимонопольная политика в отношении различных видов монополий…..………………………………………………………………………16

2.2. Становление антимонопольной политики в России ……………………….26

2.3. Методы антимонопольной политики в России …………………………….30

Заключение …………………………………………………………………….34

Список литературы …………………………………………………………36

Работа состоит из  1 файл

Курсовая для Насти Эконом. природа и роль монополий в рыночной экономике.docx

— 184.01 Кб (Скачать документ)

     - принятие мер по совершенствованию нормативно-методического, информационного и правового обеспечения:

     а) антимонопольный контроль на товарных и финансовых рынках;

     б) развитие конкуренции и предпринимательства;

     в) госрегулирование деятельности естественных монополий на транспорте, в области связи;

     г) работа госорганов по защите прав потребителей;

     - создание необходимых правовых условий для:

     а) предотвращения монополизации экономики  и развития конкуренции на монополизированных товарных рынках;

     6) снижения барьеров входа на  рынки новых хозяйствующих субъектов  и обеспечения равных возможностей  хозяйствования для всех участников  рынка;

     в) развития малых и средних предприятий;

     - разработка предложений по оптимизации налоговой нагрузки на субъектов малого предпринимательства и упрощение соответствующих звеньев налоговой системы;

     - разработка и принятие законодательного акта о ценообразовании и ценовой политике, регламентирующего конкретные формы и механизмы государственного регулирования цен, и устанавливающего ответственность за ценовую дискриминацию потребителей, фальсификацию качества товаров и за другие формы недобросовестной ценовой конкуренции;

     - принятие законов, усиливающих ответственность хозяйствующих субъектов за соблюдение регулируемых цен и законодательно установленных

     норм  ценообразования;

     - разработка проектов федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ», «О кредитной кооперации», «О взаимном страховании», «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности»;

     - рассмотрение и принятие проектов федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О рекламе», а также «О биржах и биржевой деятельности»;

     - в целях совершенствования антимонопольного регулирования внесение изменений в Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» по вопросам:

     а) привлечения к ответственности  за нарушение антимонопольного законодательства глав органов местного самоуправления (в статью 7);

     б) установления правовых норм определения  монопольно высокой цены, а также  расширения ответственности хозяйствующих  субъектов за действия по ограничению  конкуренции (в статью 5);

     в) ужесточения ответственности за повторное неисполнение в срок руководителями коммерческих и некоммерческих организаций  и должностными лицами органе исполнительной власти субъектов Федерации предписаний  антимонопольного органа, а так же за воспрепятствование выполнению сотрудниками антимонопольных органов возложенных  на них обязательств (в статью 24), включающее непредставление затребованных  антимонопольными органами документов и информации;

     г) дополнения перечня лиц, заявления  которых должны рассматриваться  федеральными и территориальными органами, гражданами и индивидуальными предпринимателями (в статью 27).

     Российская  практика антимонопольного регулирования  тяготеет больше к европейской модели. Это находит выражение в содержании российского антимонопольного законодательства, а также в полномочиях и  практической деятельности федеральных  антимонопольных органов. Последние  включены в России в систему исполнительной власти и используют административно-организационные  методы осуществления антимонопольной  политики. В целом же антимонопольное законодательство России состоит из Конституции РФ, закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», издаваемых в соответствии с ним федеральных законов, указов Президента, постановлений Правительства.

     Система антимонопольного регулирования экономики  включает:

     - понятие монополиста, его качественные/количественные характеристики и виды монополистической деятельности, подлежащей государственному регулированию;

     - перечень форм недобросовестной конкуренции, подлежащей запрещению;

     - определение системы антимонопольных органов, их задач и функций;

     - меры ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.

   Важнейший элемент в системе антимонопольного регулирования — определение монополистической деятельности, представляющей злоупотребление доминирующим положением на рынке. К ним относятся все действия, которые имеют своим результатом ограничение конкуренции:

         - изъятие товаров для создания дефицита и повышения цен;

         - навязывание контрагенту неприемлемых для него условий договора;

         - нарушение установленного порядка ценообразования;

         - создание препятствий доступу на рынок другим субъектам;

         - установление монопольно высоких (низких) цен; 
     

     Заключение 

     Таким образом, в российском антимонопольном законодательстве содержание и количественные критерии монополиста определяются через понятие "доминирующее положение''.  Согласно Закону о конкуренции доминирующее положение — это исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем рынке или затруднять доступ па него другим хозяйствующим субъектам.

     В России главным антимонопольным органом является Федеральная антимонопольная служба (ФАС), который создает в регионах территориальные отделения. К основным его задачам относятся:

         - содействие формированию рыночных отношений на основе конкуренции и предпринимательства;

         - предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

         - государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.

     Этот  орган вправе давать хозяйствующим  субъектам обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений  антимонопольного законодательства и  об устранении их последствий, об их принудительном разделении или выделении структурных  подразделений из их состава, о расторжении  или об изменении договоров, противоречащих антимонопольному законодательству, о  заключении договора с другим хозяйствующим  субъектом, перечислении в федеральный  бюджет прибыли, полученной в результате нарушения антимонопольного законодательства.

     Система антимонопольного регулирования включает меры ответственности за нарушения  антимонопольного законодательства. В России это в основном меры административно-организационного воздействия, хотя в некоторых случаях предусматриваются и более строгие меры.

     В экономике современных государств всегда существуют такие сферы, в  которых сохранение и поддержание  рыночной конкуренции не целесообразно по причине ее экономической неэффективности или по иным причинам, среди которых — обеспечение системы национальной безопасности страны. Антимонопольная политика не означает ликвидации монополизма вообще. Она должна опираться на основательную инвентаризацию рынков, на их разграничение на конкурентные и неконкурентные, т. е. такие, где сохранение монополии экономически оправданно. Сферы экономики, исключенные из рыночной конкуренции, — это так называемые естественные и государственные монополии.

     Естественная  монополия — такое состояние  товарного рынка, при котором  удовлетворение спроса эффективнее  в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства. Согласно Федеральному закону РФ "О  естественных монополиях" от 17 августа 1995 г., к ним отнесены:

         - транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

         - транспортировка газа по трубопроводам;

         - уедут по передаче электрической и тепловой энергии;

         - железнодорожные перевозки;

         - услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;

         - услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

   Наряду  с естественными монополиями  из сферы рыночной конкуренции могут  быть исключены и иные сферы деятельности, называемые государственными монополиями. Сохранение конкуренции в этих отраслях нецелесообразно не только в силу ее экономической неэффективности, но и по причине особой роли этих отраслей в формировании общих условий  экономического и социального развития страны, обеспечения национальной безопасности, а также особой социальной значимости производимых товаров.

     Список  литературы 

  1. Гайдар  Е.Т. Кризисная экономика современной  России: тенденции и перспективы. М.:  Проспект,  2010.
  2. Галушина. А. Модернизация экономики России: кардинальное улучшение инвестиционного климата // Вопросы экономики. 2010. №5.
  3. Груничев.  А. Монополии, монополизм и развитие конкуренции // РИСК:

     ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2010. № 4.

  1. Основы экономической теории / под ред. Камаева. В. Д. М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2007. 284 с.???
  2. Камаев. В.Д. Основы экономики. М.: Владос, 2007. 640 с.???
  3. Экономическая и социальная политика: учебник  / под общ. ред. Волгина Н.А., Кушлина. В. И.  М.:РАГС, 2010.
  4. Качалин. В. В. Культура конкуренции // Мировая экономика и международные отношения. 2011. № 7.
  5. Князева И.В. Антимонопольная политика в России: учебное пособие.

       М.: Омега-Л, 2011. 505 с.

  1. Липсиц И.В. Экономика: учебник, 6-е изд.стер. М.: Омега-Л, 2011.
  2. Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика.

М.: ИНФРА-М, 2009. 919с. 

  1. Пиндайк Р. С., Рубинфельд Д. Л. Микроэкономика. М.: Дело, 2010. 808 с. 
  2. Шаститко. А. «Сопоставимые рынки»  как инструмент антимонопольной политики // Вопросы экономики. 2010. № 5.
  3. Якович. И.С. Становление антимонопольных органов в Российской Федерации //  Законодательство. 2011. № 5.
 
 
 
 

 

     

     Приложение 1

     Система антимонопольного регулирования

     

 
 Глоссарий
 

     Естественная  монополия – ситуация, при которой отрасль, производящая (реализующая) товары и услуги, эффективно удовлетворяет спрос в условиях отсутствия конкуренции в силу технологических особенностей производства. Ее товары (услуги) имеют устойчивый спрос независимо от значительного изменения цены, поскольку их оказывается невозможным заменить другими товарами (пример: система электроснабжения города).

Информация о работе Экономическая природа монополий в рыночной экономике