Экономическая природа монополий в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 15:51, курсовая работа

Описание

антимнопольная политика

Содержание

ВВЕДЕНИЕ .................................................................................................................3

Глава 1 Экономическая природа и роль монополий в рыночной экономике ……………………………………………………….5

1.1. Сущность монополий, цели и механизмы функционирования .....................5
1.2. Виды монополий ……………………………………………………………….8

1.3. Предпосылки формирования и развитие современных российских монополий……………………………………………..……………………………14

Глава 2. Основные направления антимонопольной политики в современных условиях ……………………………...16

2.1. Антимонопольная политика в отношении различных видов монополий…..………………………………………………………………………16

2.2. Становление антимонопольной политики в России ……………………….26

2.3. Методы антимонопольной политики в России …………………………….30

Заключение …………………………………………………………………….34

Список литературы …………………………………………………………36

Работа состоит из  1 файл

Курсовая для Насти Эконом. природа и роль монополий в рыночной экономике.docx

— 184.01 Кб (Скачать документ)

 проявлений  монополизма негативно повлияло на общий ход реформ в стране.

 

     

     Глава 2. Основные направления  антимонопольной  политики в современных  условиях 

     2.1 Антимонопольная политика в отношении естественных монополий. 

     Плохая и дорогая продукция может появиться и в немонополизированной отрасли, но там конкуренция быстро расставит все по местам. Недобросовестный производитель вытесняется с рынка конкурентами.

     Всевластию  монополиста в силу непреодолимости  барьеров на пути в отрасль ничто  не грозит даже в длительном плане. В этих условиях улучшить ситуацию может лишь государство, проводящее антимонопольную политику. В наше время нет развитых стран (включая Россию), где бы отсутствовало антимонопольное законодательство и не было бы специального органа власти для надзора за его исполнением. Для отраслей, в которых возможно установление монополистической структуры, характерен большой оптимальный размер предприятия, т.е. минимум средних долгосрочных издержек, достигается при очень больших объемах производства (Q0) (Рис.2.1).

       
 
 
 
 
 
 
 

     Рисунок 2.1 - Кривая средних долгосрочных издержек монополистической отрасли.

     Проведение антимонопольной политики сопряжено с рядом трудностей. Чтобы понять их происхождение обратимся к рис.2.1, на котором изображена типичная кривая долгосрочных издержек монополистической отрасли (LATC).

     Обозначим точку минимума на кривой LATC буквой О, а соответствующий ей уровень издержек Р0. Фирма-монополист максимизируя свои прибыли, сильно ограничит объем производства – до Qм. При этом в силу х - неэффектиности издержки монополиста будут лежать не на кривой LATC, а заметно выше (см. точку М и соответствующий ей уровень издержек Рм). Эта ситуация как по объему выпуска, так и по ценам (издержкам) далека от оптимальной и требует государственного вмешательства. Государственные органы пытаются решить проблему демонополизации путем принудительного раздробления монополиста на множество мелких фирм. Это будет означать снижение объема выпуска продукции каждой из таких фирм до уровня Qc. Но в соответствии с кривой LATC столь малый объем выпуска приведет к резкому возрастанию издержек (до Рс): малое производство в потенциально монополистических отраслях крайне неэффективно. Невозможно превратить монополизированную отрасль в отрасль совершенной конкуренции, т.к. этому препятствует положительный эффект масштаба. Если государство вопреки росту издержек будет принудительно насаждать мелкое производство, сформированные карликовые предприятия окажутся не конкурентоспособными в международном плане и их задавят иностранные гиганты.

       Обычная цель антимонопольной политики – борьба с монополистами и ограничение монополистических злоупотреблений. На рис. 2.1 желаемый результат антимонопольной политики изображен в точке R, приближенной к оптимуму О по объему выпуска продукции и по ценам.

     Любая монополия отрицательно влияет на экономику страны:

     - недопроизводство, завышенные цены, неэффективное производство;

     - плохое качество продукции, ее устарелостью (замедлением технического прогресса);

     - отсутствие сервиса и пренебрежение интересами потребителя;

     - блокировка механизмов саморегуляции рынка.

     Высокая экономическая эффективность естественных монополий делает

недопустимым  их дробление. Это не означает, что государство не должно регулировать естественные монополии т.к. их бесконтрольная деятельность способна принести значительный вред. Монополисты пытаются решать свои проблемы за счет повышения тарифов и цен. Последствия этого для экономики страны разрушающие - увеличиваются издержки производства в других отраслях, разрастаются неплатежи, парализуются межрегиональные связи.

   При этом естественный характер монопольного положения хотя и создает возможности  для эффективной работы, но не гарантирует, что эти возможности будут реализованы т.к. существует механизм х-неэффективности.

      

     Рисунок 2.2 – Вариант регулирования наивысшая допустимая цена закрепляется на уровне пересечения предельных издержек с кривой спроса 

       Основной путь борьбы с негативными сторонами естественных монополий состоит в государственном контроле над ценообразованием на

естественно-монопольные  товары и/или за объемом их производства (путем определения круга потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию).

     Ценовое регулирование деятельности естественных монополий предполагает принудительное закрепление максимальной величины цен на продукцию монополиста. Последствия данной регулирующей меры прямо зависят от конкретного уровня, на котором будут закреплены цены.

     На  рис. 2.2 показан распространенный вариант регулирования, при котором наивысшая допустимая цена закрепляется на уровне пересечения предельных издержек с кривой спроса (PM =МС=D). Последствием установления максимальной цены с точки зрения поведения фирмы-монополиста является изменение кривой предельного дохода. Монополист не может взвинтить цену выше названного уровня даже при тех объемах производства, где кривая спроса объективно позволяет сделать это, его кривая предельного дохода из положения MR смещается в положение MR1 (на графике выделено жирной линией), совпадающее с максимально дозволенной величиной цен PREG. Так, если максимальная цена электроэнергии зафиксирована на уровне 21 коп. за кВт/ч, то каждый дополнительно проданный киловатт будет приносить доход, равный этой сумме, а кривая предельного дохода выродится в горизонтальную прямую, проходящую на этом уровне.

     Далее вступает в силу правило MC=MR. Как и любая другая фирма, монополист сам, без государственного принуждения будет стремиться довести объем производства до QREG, соответствующего точке пересечения кривых предельного дохода и предельных издержек. На рис. 2 видны и другие достоинства такого способа ограничения монополистических цен: достигается значительный прирост производства (QREG>QM) и понижаются цены (PREG<PM).

     Недостатком метода регулирования является то, что устанавливаемый государством уровень цен не связан со средними издержками, т.е. он может закрепить и получение экономических прибылей, и несение убытков. Оба варианта нежелательны. Наличие у естественного монополиста постоянных экономических прибылей равносильно налогу на потребителей. Оплачивая завышенные цены они увеличивают свои издержки с вытекающими отрицательными последствиями (сокращением спроса на их продукцию, снижением конкурентоспособности и др.). Еще опаснее закрепление убытков. Покрывать их в долгосрочном периоде естественный монополист будет за счет государственных субсидий, иначе он разорится.

      Другим ориентиром установления максимальных цен может  быть точка пересечения кривой средних  издержек и линии спроса (PREG=ATC=D). Поскольку средние издержки в данном случае точно равны продажной цене, естественный монополист работает в этом случае без убытков и прибылей.  
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рисунок 2.3 – Регулирование цен продукции естественной монополии с целью обеспечения безубыточности производства 

     Таким образом, снимается основная проблема предыдущего метода регулирования. На рис.2.3 видно, что и этот подход к регулированию решает задачу прироста производства (QREG>QM) и понижения цены (PREG<PM).      Однако правило MC=MR на этот раз действует против регулирующих органов. До точки пересечения кривой предельных издержек и новой, обусловленной государственным фиксированием цен кривой предельного дохода MR1, увеличение производства выгодно монополисту. После прохождения точки N каждый лишний произведенный товар будет вызывать больше издержек, чем приносить доходов (MC>MR). Монополист будет стремиться остановить производство на уровне QN и не доводить его до  QREG. Поскольку спрос при цене PREG составит QREG, то на рынке возникнет дефицит (QREG>QN).

       Таким образом, второй подход к ценовому регулированию не идеален. В чистом виде он вызывает товарный дефицит и требует дополнительных принудительных мер по отношению к монополистам. Наиболее распространенной из этих мер в современной России является составление списков потребителей, прекращать снабжение которых монополист не имеет права. В России в рамках единой корпорации часто объединяется и производство естественно-монопольных благ, и производство таких благ, которые эффективней изготовлять в конкурентных условиях. Это объединение носит характер вертикальной интеграции и образует монополиста-гиганта, представляющего целую сферу национальной экономики.

     РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», Министерство путей сообщения, - три кита монополизма  в России. В состав РАО «Газпром» наряду с единой системой газоснабжения (т.е. естественно-монопольным элементом) входят геологоразведочные, добывающие, приборостроительные предприятия, проектно-технологические структуры, объекты социальной сферы (т.е. потенциально конкурентные элементы). В ведении МПС находится как инфраструктура – железные дороги, вокзалы, информационная система, - так и немонопольные виды деятельности – подрядно-строительные и ремонтные организации. На балансе министерства находятся целые поселки и города. РАО «ЕЭС России» объединяет и электросети, и электростанции.

     Суть  антимонопольной политики в отношении естественных монополий сводится к следующему:

     - предлагается развить конкуренцию в тех видах деятельности естественных монополий, где она может быть достигнута;

     - разделение естественно-монопольного и потенциально конкурентных секторов. Но в этом вопросе следует проявлять осторожность, т.к. не только конкуренция, но и производственная интеграция могут снижать издержки. Повысится ли эффективность энергетической отрасли, если вместо РАО «ЕЭС России» создать национальную компанию, распоряжающуюся линиями электропередач, и множество корпораций, владеющих электростанциями?

     Разукрупнение энергетической отрасли путем создания независимых региональных энергосистем не повысит уровень конкуренции, а обособленность регионов возрастет. К тому же единая энергосистема страны дает экономию, так как позволяет для покрытия суточного пика потребления в восточной части России использовать «спящие» в это время мощности западных регионов и наоборот (выгоды горизонтальной интеграции).

     Проводя реформирование российских монополистов, следует иметь в виду и их позиции  в международной конкурентной борьбе. Например, РАО  «Газпром» - крупнейшая международная корпорация. Его реструктуризация может подорвать позиции России на мировом газовом рынке. Таким образом, реформы структур, включающих естественно-монопольную сферу, должны осуществляться поэтапно, с большой осторожностью и анализом каждой стадии преобразований;

     - национализация естественных монополий.  На государственном предприятии легче проводить правительственную политику в отношении цен, тарифов, объемов производства (регулирование этих параметров неизбежно и при частной, и при государственной собственности). Государственная собственность исключает злоупотребления с целью обогащения владельцев.

     Аргументы против национализации связаны с  опасениями понижения эффективности  работы естественного монополиста. Не имея надобности ориентироваться  в первую очередь на коммерческий успех, директор такой фирмы превращается в государственного чиновника и выполняет самые нелепые указания, лишь бы они соответствовали желаниям начальства. Повышаются на государственном предприятии иждивенческие настроения, возрастает опасность коррупции: слишком большие объемы государственных денег проходит через кассы монополиста. При сложном характере коммерческой деятельности таких фирм, уследить за ними бывает трудно. На практике вопрос о праве собственности чаще всего решается в духе национальных традиций. Страны с государственническим менталитетом предпочитают национализацию естественных монополий. В странах с сильными индивидуалистическими традициями склоняются к частной собственности.5

     Искусственная (предпринимательская) монополия складывается в тех областях, где единственный производитель не обладает повышенной эффективностью по сравнению с несколькими конкурирующими фирмами. Установление монополистического типа рынка, поэтому не является неизбежным для такой отрасли, хотя на практике может и сложиться, если будущему монополисту удастся устранить конкурентов.

     Главной целью всякой антимонопольной политики является пресечение монополистических  злоупотреблений. В случае искусственного монополизма основным направлением регулирования является противодействие  формированию таких монополий, а  порой и разрушение уже сложившихся. Для этого государство использует широкий  спектр санкций:

     - предупредительные меры (запрет слияния крупных фирм);

     - разнообразные крупные штрафы за ненадлежащее поведение на рынке (за попытку сговора с конкурентами);

     - прямая демонополизация, т.е. принудительное раздробление монополиста на несколько независимых фирм.

     Основанием  для приведения в действие антимонопольной  политики является наличие любого из двух основных признаков монополизации  рынка:

     -  либо концентрации очень большой доли рынка в руках одной фирмы;

     - либо переплетения ведущей фирмы с конкурентами.

     При определении степени концентрации в отрасли государство ориентируется  на три показателя деятельности крупнейших компаний: размеры оборота, число  занятых и величину капитала. Наиболее важным из них является доля оборота фирмы на конкретном рынке, т.к. она показывает, какую часть общего предложения товара концентрирует данная фирма. Для измерения рыночной доли ведущих фирм экономистами предложен ряд индексов. Самым распространенным является индекс Херфиндаля-Хиршмана (IHH):

Информация о работе Экономическая природа монополий в рыночной экономике