Экономическая природа монополий в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 15:51, курсовая работа

Описание

антимнопольная политика

Содержание

ВВЕДЕНИЕ .................................................................................................................3

Глава 1 Экономическая природа и роль монополий в рыночной экономике ……………………………………………………….5

1.1. Сущность монополий, цели и механизмы функционирования .....................5
1.2. Виды монополий ……………………………………………………………….8

1.3. Предпосылки формирования и развитие современных российских монополий……………………………………………..……………………………14

Глава 2. Основные направления антимонопольной политики в современных условиях ……………………………...16

2.1. Антимонопольная политика в отношении различных видов монополий…..………………………………………………………………………16

2.2. Становление антимонопольной политики в России ……………………….26

2.3. Методы антимонопольной политики в России …………………………….30

Заключение …………………………………………………………………….34

Список литературы …………………………………………………………36

Работа состоит из  1 файл

Курсовая для Насти Эконом. природа и роль монополий в рыночной экономике.docx

— 184.01 Кб (Скачать документ)

     Картель – форма сговора группы фирм, действующих совместно и согласующих  решения по поводу объемов выпуска  продукции и цен так, как если бы они были единой монополией.

     Конгломерат – концерн особого типа, объединяющий технологически не связанные между  собой предприятия различных  отраслей.

     Конкуренция — определяющий признак рынка – это ситуация, когда участники рынка стремятся к своим целям (прежде всего, продать товар с максимальной прибылью или купить товар с минимальными затратами) в ущерб другим, тоже стремящимся к подобным целям, т. е. в некотором смысле участники рынка преследуют взаимоисключающие цели.

     Концерн – многоотраслевое акционерное  общество; форма объединения предприятий  различных отраслей промышленности, торговли, транспорта, сферы услуг  и финансовых учреждений, находящихся  под единым финансовым контролем.

     Монополия – ситуация на рынке, которая характеризуется наличием небольшого числа продавцов (редко единственного), каждый из которых способен повлиять на общий объем предложения и на цену товара или услуги. При этом осуществляется определенный контроль над вхождением в данную отрасль др. фирм как потенциальных конкурентов.

     Монопсония – ситуация на рынке, когда единственный покупатель взаимодействует с множеством продавцов, диктуя им цену и объём продаж.

     Патент – охранный документ, удостоверяющий исключительное право, авторство и приоритет изобретения, полезной модели либо промышленного образца. Срок действия патента зависит от объекта патентования и составляет от 10 до 25 лет.

     Предложение – количество некоторого блага, которое может быть представлено для продажи на рынке по определенной цене.

     Прибыль – разница между доходом экономического субъекта (например, фирмы) и полными издержками.

     Рынок – 1. совокупность условий, благодаря которым покупатели и продавцы товара или услуги вступают в контакт друг с другом с целью покупки или продажи этого товара  или услуги;  2. абстрактное или реальное пространство, в котором взаимодействуют предложение и спрос на те или иные блага (товары и услуги, включая такие специфические товары, как рабочая сила, капиталы и т. п.), а также способ этого взаимодействия.

     Синдикат  – объединение предприятий, выпускающих  однородную продукцию, созданное в  интересах организации коллективного  сбыта такой продукции через  единую торговую сеть. Синдикат учреждает  общее торговое товарищество, заключающее договор о продаже с каждым из членов синдиката.

     Спрос – представленная на рынке потребность в товарах и услугах, ограниченная действующими ценами и платежеспособностью потребителей

     Трест – объединение предприятий, фирм, в котором его участники, вошедшие в состав треста, теряют свою производственно-торговую самостоятельность, руководствуются  в этих областях своей деятельности решениями управляющего центра.

     Фирма – основной экономический субъект в рыночной экономике, элемент экономической системы, в котором происходит преобразование затрат (входов) в результаты экономической деятельности (выходы), причем стоимость затраченных фирмой ресурсов (факторов производства) возрастает на величину добавленной стоимости.

Информация о работе Экономическая природа монополий в рыночной экономике