Экономическая мысль в Христианстве и Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 17:28, реферат

Описание

Христианство возникло в Палестине в середине I в. н.э. Первые христиане по национальности были евреями, по прошлому религиозному мировоззрению - иудеями. Но уже во второй половине I века христианство стало интернациональной религией. Языком интернационального общения у первоначальных христиан стал греческий язык (как и в государстве того времени). Причиной возникновения христианства была проповедническая деятельность Иисуса Христа, который был одновременно и Богом, и человеком

Содержание

История христианства ……………………………………………………….. 3
Экономисты-христиане ……………………………………………………......3
Экономическая мысль в христианстве ………………………………….….4
Богословы об экономике ……………………………………………………...8
Климент Александрийский………………………………………………….... 8
Блаженный Августин …………………………………………………………..8
Василий Великий ……………………………………………………………….9
Григорий Нисский ……………………………………………………………..10
Иоанн Златоуст ………………………………………………………………..10
Фома Аквинский ……………………………………………………………….11
Сравнение экономической мыль Д.Греции и христианства …………..

Работа состоит из  1 файл

эк и Х.doc

— 115.50 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 

Экономическая мысль

в христианстве 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила студентка У4-711

Бурнаева Ольга

НИЯУ МИФИ

2011 
 
 
 
 
 
 

Содержание: 

История христианства  ……………………………………………………….. 3

Экономисты-христиане ……………………………………………………......3

Экономическая мысль в христианстве ………………………………….….4

Богословы об экономике ……………………………………………………...8

Климент Александрийский………………………………………………….... 8

Блаженный Августин …………………………………………………………..8

Василий Великий ……………………………………………………………….9

Григорий Нисский ……………………………………………………………..10

Иоанн Златоуст ………………………………………………………………..10

Фома Аквинский ……………………………………………………………….11

Сравнение экономической мыль Д.Греции и христианства …………...12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

«Корень всех зол есть сребролюбие,

которому предавшись,

некоторые уклонились от веры

и сами себя подвергли многим скорбям» 
 

История христианства.

Христианство возникло в Палестине в середине I в. н.э. Первые христиане по национальности были евреями, по прошлому религиозному мировоззрению - иудеями. Но уже во второй половине I века христианство стало интернациональной религией. Языком интернационального общения у первоначальных христиан стал греческий язык (как и в государстве того времени). Причиной возникновения христианства была проповедническая деятельность Иисуса Христа, который был одновременно и Богом, и человеком. Иисус Христос в образе человека пришёл на землю и принёс людям истину. О его пришествии на землю (это состоявшееся пришествие называют первым, в отличие от второго, будущего) рассказывается в четырёх священных книгах, которые называются Евангелиями. Священное Писание – это книги, содержащие в себе Божественное Откровение и написанные по вдохновению Святого Духа святыми мужами, пророками и апостолами. Христиане признают Священным Писанием Библию - Ветхий и Новый Заветы, считая их единым целым. Слово «Библия» происходит от греческого «τα βιβλια», что означает «книги».  Термин «Завет» означает – союз, договор, т.е. это союз Бога со Своим народом. Сущность этого договора в том, что Бог ведет человека ко спасению, а человек исполняет заповеди Божии. Христианство – религия спасения, и спасение происходит через Иисуса Христа. Смысл христианской жизни заключается в обожении, т.е. богоуподоблении.Главные заповеди: возлюбить Бога всем сердцем, разумом и волей, а также возлюбить ближнего как самого себя.   

Экономисты-христиане.

Казалось бы, что  Библия- книга о духовном, нематериальном, возвышенном, так что для многих станет  откровением словосочетание «христианская экономика».

Согласно величайшему  экономисту Альфреду Маршаллу экономика  зародилась именно благодаря христианству. По его мнению, после распространения христианской веры стали возможными доверительные отношения между людьми, не связанными семейными узами. Вследствие этого и возникли фирмы, где хозяин и работник не являются родственниками. С этого момента и начинает свое развитее экономика.

Глубоко верующими христианами были Адам Смит, Жан-Батист Сэй, Фредерик Бастиа, Альфред Маршалл, Уильям Джевонс, Йозеф Шумпетер и многие другие. Крупнейшего экономиста XIX века – Давида Риккардо – отец проклял и лишил наследства за переход из иудаизма в христианство. Англиканским священником был экономист Томас Мальтус. Православным священником стал экономист Сергей Булгаков. По его выражению, экономическая наука родилась как «плод поисков правды и совести современного сознания»;экономика есть прикладная этика, она никогда не строилась на антирелигиозных посылках. 

Экономическая мысль в христианстве.

  «…Уповайте не на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам всё обильно для наслаждения» (1 Тим. 6:17).

Мы видим в Библии многочисленные примеры того, как великие святые занимаются производством и сбытом материальных благ.

Например, Авраам, названный  «отцом верующих» имел в подчинении 318 человек, которые заботились о его стадах, и женщины пряли шерсть, ткали холсты и делали из них палатки и одежды, которые затем продавались. Исаак, сын Авраам, «возвеличивался больше и больше до того, что стал весьма великим. У него были стада мелкого и стада крупного скота и множество пахотных полей» Иосиф, один из примеров истинно верующего человека, пройдя через страдания от несправедливой ненависти, стал управляющим всего египетского посевного хозяйства. Иов, названный праведником, имел 7.000 овец, 3.000 верблюдов, 500 пар волов, 500 ослов и много слуг Иисус до 30 лет был столяром. Он помогал Петру в рыбной ловле зная, что Петр ловит рыбу для продажи. Павел производил и продавал палатки.

Христианин на земле должен готовить себя к жизни вечной, он чает «жизни будущего века». В фундаментальном выборе между благами земной жизни и благами жизни вечной, между служением маммоне или Богу, последовательный ученик Христов делает выбор в пользу вторых - благо жить с Богом в земной жизни и жизни вечной несравненно больше всех благ жизни земной. Христианин, тем самым, отказывается от меньшего блага, становящегося для него благом мнимым, имеющим, по словам св. Иоанна Златоуста, только название блага, в пользу блага большего, делающимся для него реальной и великой ценностью. Христианин не имеет конечной целью умножение последних, которые могут быть для него лишь средством стяжания первых. В конечном счете, участвуя в обмене деятельностью и перераспределении жизненных благ, он стремится отдавать больше, чем брать.

Свое отношение к имуществу Иисус Христос высказывает словами «… и кто захочет судиться с тобою, и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.»Этим внушением Спаситель, по словам святителя Иоанна Златоуста, «обуздывает любовь к богатству» и призывает своих последователей и в этом проявлении отличаться от людей, живущих ради наживы. Св. апостол Павел в своем послании к римлянам пишет: «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви…» Для христианина должны быть исключены, запрещенные еще Моисеевым Законом, кражи и пожелание чужого. Кроме этого, он должен добросовестно выполнить свои обязанности налогоплательщика: «…отдавайте всякому должное: кому подать- подать; кому оброк - оброк…». Каждый трудоспособный христианин обязан трудиться, заниматься полезной обществу деятельностью. Лишь в этом случае он получает моральное право пользоваться плодами труда других людей. Труд - одновременно и энергия Божья и кара после грехопадения. Трудом мы показываем любовь к Господу. В Священном Писании не раз говорится о праве трудящегося пользоваться плодами своего труда или, через обмен, плодами труда других.[16] Однако, многие христианские подвижники уже при первичном распределении произведенных благ старались соблюсти принцип: брать меньше, чем давать. Таковы были Феодосий Печерский, Сергий Радонежский, Нил Сорский, Иоанн Кронштадтский. Они следовали примеру апостола Павла, который, имея право на содержание во время своих миссионерских странствий как апостол и проповедник, предпочитал добывать себе пропитание шитьем палаток, ремеслом, которому он был обучен с детства. 

«Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут. Но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». Сокровища не в кошельке, банке или кредитной карточке, они в наших душах. И что бы быть истинно богатым, нужно копить не деньги, а добродетель. Оставляйте в наследство детям не материальные ценности, которые временны и бренны, а небесное благословение.

В целом же наличие денег не является грехом, им является сребролюбие, стяжательство, зависть. Деньги сами по себе не являются добром или злом. Они нейтральны. Но деньги становятся показателем нашей жизни, как физической, так и духовной. Господа интересует отношение человека к деньгам и богатству, куда склоняется сердце человека к Богу или к деньгам. Но богатство искушает. Деньги являются причиной многих грехопадений, они вызывают алчность, чувство власти , гордыню. Библия не проклинает деньги, но осуждает сребролюбие: «ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям».Любовь к деньгам - это когда вы озабочены только ими, живете и работаете только ради наживы, надеетесь только на них. Они определяют ваши мысли, поступки, вашу радость и довольство.

Бог использует деньги с определенной целью:  
1. Чтобы удовлетворить наши насущные нужды и потребности .

2. Чтобы испытать нас и воспитать наш характер и личность

3. Чтобы наставить нас на истинный путь, через предоставление или удерживание средств.  
4. Чтобы помогать и благословлять окружающих через каждого из нас.  
 5. Чтобы проявить Свою силу и могущество в нашей жизни. 
 

Однажды Христос проходил мимо одной деревни и местный мытарь Закхей очень хотел Его увидеть, но на пути столпилось много людей и поэтому он залез на дерево. Господь обратил на него внимание и начал с ним беседу, навестив его дом. Когда Иисус обличил его грех мытарства и указал на его духовную нужду, то Закхей поверил в эту истину, раскаялся и обрел спасение. И сразу же он заявил, что отдаст половину своего состояния нищим, а тем, кого обидел, воздаст вчетверо. То, как Закхей стал относиться к деньгам, стало свидетельством его духовного рождения. Закхей обрел спасение не тогда, когда пожертвовал, но жертвовал из-за того изменения в его сердце, которое произошло после спасения. 
Так же в Библии рассказана история с точностью до наоборот - о богатом юноше. Он искренне стремился к обретению вечной жизни. Но когда Иисус обратился к идолу в его сердце: "все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною", он расстроился и ушел. Такой же идол был в сердце Закхея, и Закхей покаялся и раздал половину своего имения. Но юноша отвернулся и ушел, не пожертвовав ни копейки. Их отношение к деньгам показало, была ли в их сердце вечная жизнь.
 

Еще есть притча о богатом глупце. Этот человек был преуспевающим бизнесменом. Он заботился о том, чтобы расширить свой бизнес. Но Бог назвал его безумцем. Почему? Потому что этот купец стремился лишь к тому, чтобы получать больше удовольствий с помощью земных богатств, и вовсе не думал о вечности. Бог сказал: "в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?". Другими словами, он так заботился о жизни здесь, но ничего не вложил в жизнь там, а именно туда он пойдет сегодня ночью. Поэтому Иисус сказал: «Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет». 
 
С другой стороны Иисус однажды повстречал бедную вдову. У нее было всего две монетки, и она отдала их. Она пришла в храм и положила их в коробку для приношений. Иисус не назвал ее глупой, не посмеялся, но поставил ее в пример ученикам. «ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела. »Она - пример щедрости и жертвенной любви к Богу. Ее духовное состояние проявилось в том, что она пожертвовала все свое пропитание.  
 
Некоторые люди критикуют установление процентов на заем, но Библия несколько раз упоминает об этом. В древнем Израиле закон запрещал устанавливать проценты на один заем бедным людям. Этот закон имел множество социальных, финансовых и духовных аспектов, но два из них имели особое значение. Во-первых, закон помогал и защищал бедных людей, пытаясь не усугубить их ситуацию. Уже сам факт бедности был достаточным, так для многих было унизительно просить о помощи. Но, если бы им, вдобавок, пришлось возвращать кроме долга еще и сокрушительные проценты, то в таком случае деньги стали бы пагубными, а не полезными. 
 
Во-вторых, закон обучал важнейшему духовному принципу. Когда заимодавец избавляет бедного человека от процентов – он совершает акт милосердия, несмотря на то, что, возможно, потеряет прибыль от этих денег, пока они будут в займах. Дело в том, что это является осязаемым выражением благодарности Господу за Его милость.

В целом же ростовщичество в христианстве запрещено. В каноническом тексте Библии, в книге Второзаконие сказано: «Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что можно отдавать в рост; Иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост, чтобы Господь Бог твой благословил тебя во всем, что делается руками твоими, на земле, в которую ты идешь, чтобы овладеть ею».

В Древней Руси и  позднее в Российской Империи ростовщичество считалось аморальным, законодательно преследовалось превышение ростовщиком определённой процентной ставки. Основанием этому служат представления, что земледелие или промышленное производство увеличиваются «справедливо» за счёт труда, а деньги растут «обманом», так как ростовщик труда не прилагает.

Богословы об экономике.

Климент Александрийский

Когда православные богословы хотят указать на святоотеческие источники учения Церкви о богатстве, бедности, собственности и милостыне, то прежде всего они говорят о сочинении учителя Церкви III в. Климента Александрийского «Кто из богатых спасется?».  

Собственность сама по себе не является препятствием для спасения, а потому отказ от собственности для христианина не обязателен. Неприемлимо трепетание над собственностью и богатством. Но обладание богатством для христианина не мешает спасению только  «если богатством, к коему он остается равнодушным, будет располагать он хорошо». Необходимо, чтобы человек распоряжался богатством, а не богатство владело бы человеком; спасется только тот богатый, «кто господином состоит над своей собственностью, а не рабом ее». В этом случае человек обладает собственностью как даром Божьим. Если же страсть любостяжания владеет собственником, то тогда богатство губительно, и от него надо отказаться. В то же время бедность не есть панацея от осуждения, ибо «не на внешнем чем-либо утверждается спасение, а на душевной добродетели». 

Блаженный Августин

«То истинное богатство, которое обладая им потерять не можем»

 Ярким выразителем экономических взглядов раннего христианства был известный христианский теолог Августин Блаженный. Он проповедовал необходимость труда для всех, говорил, что, создав мир, Бог велел человеку работать, и ссылался на слова апостола Павла: «Как кто не хочет работать, пусть и не ест». При этом очень важно, что физический труд Августин считал таким же почетным, как и труд умственный. Работу кузнеца, строителя, сапожника он называл «чистым и честным ремеслом». Но более всего Августин уважал работу на земле. Он называл земледелие «чистым среди всех искусств». К торговле в Августина отношение было совсем другое. По его мнению, цель купца - «дешево купить и дорого продать. Августин считал это очевидным изъяном и осуждал. Труд людей создает богатство в виде материальных благ, включая золото и серебро. Нетрудовое накопление последних («искусственного богатства») является грехом. Обмен осуществляется по принципу пропорциональности. Ценность товара должна устанавливаться в соответствии с трудовыми и материальными затратами в процессе его производства по принципу «справедливой цены». Деньги являются искусственным изобретением людей и необходимым для облегчения и ускорения меновых операций на рынке благодаря «внутренней ценности» монеты. Торговая прибыль и ростовщический процент, извлекаемые из торговых и ссудных операций, превращаются в самоцель и потому должны расцениваться как небогоугодные грешные явления.

Информация о работе Экономическая мысль в Христианстве и Древней Греции