Экономические учения Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 19:43, реферат

Описание

Почему мы начинаем изучение курса "История экономических учений" с рассмотрения взглядов мыслителей Древней Греции? Неужели до них человечество не имело никакого представления об экономике? По всей видимости, это не так, если учесть, что экономика так же стара, как и человеческое общество. Но поскольку экономическая мысль первоначально не отделяется от других форм мышления об обществе, точно определить ее первые проявления невозможно.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………3
1.Социально-экономическое развитие древнегреческого полиса……...……...4
2. Экономическая мысль в трудах Ксенофонта……………………..................7
3. Экономическая мысль в трудах Платона………………………..................12
4. Экономическая мысль в трудах Аристотеля………………...........…….…16
Заключение ……………………………………………………………….20
Список использованных источников …………………………………...21

Работа состоит из  1 файл

Реферат Эк. уч.Др.Греции1.docx

— 50.44 Кб (Скачать документ)

Федеральное государственное  
образовательное учреждение 
высшего профессионального образования

«СИБИРСКИЙ  ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Институт  Экономики, управления и природопользования

Кафедра: Экономической теории

 

 

 

 

 

ДИСЦИПЛИНА «История экономических учений»

 

РЕФЕРАТ

На тему: Экономические учения Древней Греции.

 

          

 

 

 

 

Преподаватель                                     _________                       Л.В.Каячева

                                подпись, дата                инициалы, фамилия

 

 

 

 

 

 

Красноярск 2010

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение ……………………………………………………………………3

1.Социально-экономическое развитие древнегреческого полиса……...……...4

 2. Экономическая мысль в трудах Ксенофонта……………………..................7

 3. Экономическая мысль в трудах Платона………………………..................12

 4. Экономическая мысль в трудах Аристотеля………………...........…….…16  

Заключение  ……………………………………………………………….20

Список использованных источников …………………………………...21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Почему мы начинаем изучение курса "История экономических  учений" с рассмотрения взглядов мыслителей Древней Греции? Неужели  до них человечество не имело никакого представления об экономике? По всей видимости, это не так, если учесть, что экономика так же стара, как и человеческое общество. Но поскольку экономическая мысль первоначально не отделяется от других форм мышления об обществе, точно определить ее первые проявления невозможно.

Итак, почему же все-таки с  экономической мысли Древней  Греции начинается наш курс? Во-первых, мы отдаем дань уважения людям, которые  дали науке имя. "Экономика" - слово  древнегреческого происхождения, дословно означает "домоводство".

Экономическая мысль это  не просто сумма наблюдений и сведений о хозяйственной жизни. Она предполагает известное обобщение, абстракцию, т.е. определенный экономический анализ. В процессе исторического развития общества неизбежно появляются экономические идеи - представления о том, что такое экономика, что есть богатство общества, как его увеличить, как рационально использовать. По мере накопления эти знания обобщались, систематизировались и принимали форму экономических учении, впоследствии преобразовавшись в экономическую теорию.

История экономических учений неразрывно связана с историей общества, развитием  общественного производства и общественного  сознания. Экономическая мысль зарождается  в глубокой древности. Уже первобытные  люди обладали зачатками хозяйственных  знаний. Постепенно возникали определенные представления об отношениях, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления, материальных благ. Первоначально экономические  взгляды не выделялись в специальную  область знании, тем более в  самостоятельную ветвь общественной мысли. Они были вкраплены в нерасчлененное сознание, основу которого составляли региональные верования: мифы, различные  легенды и сказания. В них пытались описать хозяйственный опыт, дать советы или рекомендовать правила  ведения учета, организации труда. Исподволь появляются элементы экономического мышления с попытками анализа  и обобщения хозяйственных явлений. Это были уже предвестники формирования научного знания, которое дало начало развитию науки.

Одну из таких стадии развития экономической мысли, а  именно об экономических учениях  Древней Греции я рассмотрю в  своей работе.

Наибольшую роль в истории  экономических учений Древней Греции сыграли произведения известных  мыслителей Ксенофонта, Платона и  Аристотеля

1.Социально-экономическое развитие древнегреческого полиса

 

Первый  период древней греческой истории  носит название микенского, по названию микенской цивилизации,  основанной  греками-ахейцами,  вторгшимися  на  Балканский  полуостров  на  границе III–II тысячелетий до н.э. Микенская цивилизация просуществовала до  конца  ХIII  в.  до  н.э.  и  пала  под  ударами  северных  варварских племен  греческого (дорийцы)  и  негреческого  происхождения.  От этой  цивилизации  остались  многочисленные  глиняные  таблички  с письмом,  которое  удалось  прочесть  в 1952  г.  Эти  таблички  представляют собой «бухгалтерские» счетные  записи, которые велись в микенских дворцах-цитаделях в течение длительного времени. В это время  в  Греции,  по  данным  дворцовых  архивов  на  глиняных  табличках, уже существовало рабство, труд рабов широко применялся в различных отраслях. В этих документах дворцовое хозяйство микенской  эпохи  предстает  как мощная  экономическая  система,  пронизывающая  все общество. В монополии  государства были  все отрасли  ремесленного  производства.  Существовала  разветвленная система учета, руководства работами и взимания податей в виде металла, в том числе золота и бронзы, и различной сельскохозяйственной  продукции  в  каждом  из  податных  округов,  на  которые  была разделена  территория.  В  государствах  ахейской  Греции  сложился тип экономики, аналогичной ближневосточному.

Следующий за микенской эпохой период греческой  истории называют  гомеровским (ХII–VIII  в.  до  н.э.).  Сами  поэмы  Гомера «Илиада» и «Одиссея» были созданы в VIII в. до н.э. и, хотя «Илиада» описывает события Троянской  войны, происходившей в микенскую  эпоху (ХIII  в.  до н.э.),  реалии  обеих поэм  относятся, по пре-имуществу, к намного более позднему периоду, близкому ко времени их создания. Материал гомеровского эпоса и данные археологических  раскопок свидетельствуют, что дорийское  завоевание отбросило Грецию на несколько  столетий назад, к состоянию начала II тысячелетия до н.э., в домикенскую  эпоху. Греки утрачивают письменность, ремесло  приходит  в  упадок,  на  развалинах микенской  бюрократической монархии возникает примитивная  территориальная община. Варвары-дорийцы не смогли ни в коей мере перенять у разрушенной ими цивилизации  ее высокую материальную и духовную культуру. Община  гомеровского  периода  ведет  обособленное  существование, редко вступая в общение даже с ближайшими к ней такими же общинами. Каждая  семья  ведет  чисто  натуральное  хозяйство,  производя практически все: продукты земледелия и скотоводства, утварь, одежду, орудия  труда и, возможно, даже оружие. Все  это  грубое и примитивное,  не  идущее  ни  в  какое  сравнение  с  качественными  и высокохудожественными продуктами микенской эпохи. Тем не менее, в гомеровский период происходит эпохальное, сточки  зрения  экономического  развития,  событие:  греки  осваивают технологию  выплавки  и  обработки  железа.  Однако  влияние  этого события  на  общественное  и  культурное  развитие  Древней  Греции скажется  гораздо позже,  за пределами  гомеровского периода. Этот период начинает греческую историю, по сути, заново. Вновь зарождается классовое общество и государство, но уже в иных масштабах и формах; наряду с распространением технологии железа, эти события  подготовили  переход  греческих  общин  на  новую  дорогу  исторического  развития,  обеспечившую  в  течение  ближайших  четырех столетий мощный рывок экономического, культурного и социального  прогресса. Об  экономической  мысли,  точнее  об  экономических психологии и настроениях этого периода, можно узнать из гомеровского эпоса и из поэмы «Труды и дни» более позднего поэта Гесиода (VIII–VII  в.  до н.э.). В  эпосе Гомера  развернуто  отражена натурально-хозяйственная  концепция  экономики,  что  вполне  закономерно для родового строя. Рабство носит патриархальный характер, в  основном,  упоминаются  рабыни-женщины,  рабов-мужчин  мало. Однако  некоторые  сцены «Одиссеи»  свидетельствуют  о  признаках надвигающегося  классового  рабовладения.  К  ним  можно  отнести дикую расправу Одиссея с неверными рабами – особенно казнь козопаса Мелантия и повешение служанок. Гомер сознает непродуктивность рабского труда: «Раб нерадив; не принудь господин повелением строгим К делу его, за работу он сам не возьмется охотой...»

Быт героев гомеровских поэм груб и примитивен. Если микенским владыкам нужен был целый штат писцов, чтобы вести учет и

контроль  состояния их имущества,  то  гомеровский  «царь»-басилей 

(по сути  племенной вождь) прекрасно помнил, сколько у него  земли,  скота   и  рабов.  Богатство  его   было  незамысловато:  бронзовые  котлы и треножники и слитки  железа. Для психологии гомеровского  аристократа  характерно  скопидомство,  умение  из  всего  извлекать  выгоду, расчетливость. Рабство   в  гомеровскую  эпоху   еще  не  получило широкого  распространения.  Труд  раба  и  свободного  мало  чем   отличался.  Даже аристократы   гомеровской  эпохи  трудятся  совместно  со  своими  рабами. Одиссей сам занимается пахотой,  умеет плотничать и столярничать, его отец не хуже своих рабов  трудится в саду и огороде.  Царевна Навсикая вместе со  служанками-рабынями прилежно стирает  одежду для всего семейства,  включая самого царя Алкиноя  и пятерых его сыновей с  женами. В VII–VI вв. до н.э. в Древней  Греции окончательно формируется  система государств-полисов. Широко  распространяется  рабство, частная собственность вытесняет родовую, развивается торговля и ростовщичество. После упоминавшихся реформ Солона (594 г. до н.э.) исчезает долговое рабство и рабовладение приобретает классические черты. Экономическая мысль Древней Греции периода расцвета  рабовладения  отразилась  в  мероприятиях,  проводившихся  в Афинах  Периклом (444/443–429  г.  до  н.э.).  При  нем  принимается ряд  законов,  резко  отделивших  граждан  полиса  от  неграждан (характерная черта античной полисной системы),  граждан, обеспечивших «подкармливание» низших  слоев  городского населения и  устройство  для них  различных  зрелищ  с целью  снижения  социальной напряженности. Было развернуто гражданское городское строительство, поощрялось развитие ремесел и торговля, уделялось серьезное внимание развитию колониальной экспансии, что позволяло решать проблему «лишнего»  населения  в  условиях  ограниченных  земельных  ресурсов  полиса.  Экономическая  политика  Перикла  в  целом была ориентирована на широкую эксплуатацию рабов при одновременном развитии торговли и денежного хозяйства. Начавшийся в IV в. до н. э. упадок рабовладельческого хозяйства  в Древней Греции  ориентирует  экономическую мысль  на  поиск устойчивого типа рабовладения и форм сочетания натурального хозяйства  с  товарным. В  этот  период  экономическая мысль Древней Греции достигла наибольшего расцвета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Экономическая  мысль в трудах Ксенофонта

 

Экономическая  мысль  Древней  Греции  представлена  в  трудах Ксенофонта, Платона и  Аристотеля. В  историю Древнего мира  эти мыслители вошли как величайшие философы. Однако в их трудах присутствуют и экономические суждения,  основанные  на  анализе  экономических  явлений (таких, как  домашнее  хозяйство,  торговля,  производство  товаров,  деньги, капитал, приносящий проценты и т. д.); хозяйственной и политической деятельности античных правителей, особенно в период расцвета афинской демократии, экономических идей более ранних культур (вавилонской, финикийской, египетской).

Ксенофонт, Платон и Аристотель принадлежали к  высшим слоям  греческой  аристократии,  их  раздражала  афинская  демократия. Они  защищали  рабовладельческий  способ  производства,  характерной  чертой  которого  являлась  собственность  рабовладельца  на средства  производства  и  на  рабов,  которых  принуждали  работать, могли  продавать,  покупать  и  даже  убивать.  Аристотель,  выражая взгляды своих современников, называл раба одушевленным орудием  труда,  или  говорящей  машиной.  Деление  общества  на  рабов  и рабовладельцев  античные  мыслители  считали  естественным  явлением.  Заинтересованные в сохранении рабовладельческого строя, греческие  мыслители  периода  его  разложения,  прежде  всего,  стремились  укрепить  его  основу –  рабовладельческое  хозяйство. В  своих трудах они много внимания уделяли определению принципов  и поиску  наилучшей  системы  управления  хозяйством  рабовладельца. Домашнее хозяйство рабовладельца, учение об его организации ими  определялось термином «экономия». Одновременно они решали и более масштабные задачи, связанные с организацией и управлением государства-города. По-гречески государство и  город  одинаково назывались «полис». От слова  «полис» произошло и название учения – «политика» («полития»), которое  включало в себя и хозяйственные  вопросы государства-города. Современному  читателю многие экономические  суждения  греческих  ученых,  в  частности,  высказанные  в  проектах  идеального государства, могут показаться деспотичными, жестокими и несправедливыми.  Нельзя  забывать,  что  эти  суждения  были  ограничены историческими  рамками  рабовладельческого  общества,  с  характерной  для  него  неразвитостью  товарно-денежных  отношений  в  сравнении с натуральными. Рабовладельческий строй объективно не мог

выдвинуть мыслителей,  стоявших  на  позициях,  отличных  от  рабовладельческих.  Экономические  явления  рассматривались  ими  сквозь  призму  защиты  интересов  рабовладельцев  и  натурального характера  хозяйства,  основанного  на  рабском  труде.  Закономерно, что  древнегреческие  мыслители  стремились  поддержать  лишь  те элементы товарно-денежных отношений, которые были совместимы с натуральным  хозяйством и необходимы для него. Все выходящее за эти рамки, как  правило, осуждалось.  Тем  не  менее,  несмотря  на  отмеченную  односторонность  экономических  суждений  античных  мыслителей,  история  экономической  мысли  рассматривает  их  высказывания  как  первоначальные элементы зарождения экономической науки, поскольку  они отразили  некоторые  сущностные  характеристики  рабовладельческой  экономики.  Кроме  того,  античные  мыслители  сумели  выделить  ряд

Информация о работе Экономические учения Древней Греции