Экономические учения Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 19:43, реферат

Описание

Почему мы начинаем изучение курса "История экономических учений" с рассмотрения взглядов мыслителей Древней Греции? Неужели до них человечество не имело никакого представления об экономике? По всей видимости, это не так, если учесть, что экономика так же стара, как и человеческое общество. Но поскольку экономическая мысль первоначально не отделяется от других форм мышления об обществе, точно определить ее первые проявления невозможно.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………3
1.Социально-экономическое развитие древнегреческого полиса……...……...4
2. Экономическая мысль в трудах Ксенофонта……………………..................7
3. Экономическая мысль в трудах Платона………………………..................12
4. Экономическая мысль в трудах Аристотеля………………...........…….…16
Заключение ……………………………………………………………….20
Список использованных источников …………………………………...21

Работа состоит из  1 файл

Реферат Эк. уч.Др.Греции1.docx

— 50.44 Кб (Скачать документ)

важных  экономических  проблем, позже оказавшихся в  центре внимания многих экономистов.

Ксенофонт (430–25–355  гг.  до  н.э.) –  современник  Платона, ученик Сократа, родился в  Афинах. Воспитывался в аристократической  среде,  враждебно  относившейся  к  афинской  рабовладельческой демократии. Ксенофонт  был  сторонником  аристократической Спарты. Не удовлетворенный политической жизнью Афин, он принимал участие в военных походах против Афин и союзных с ними городов, за что в 394 г. до н.э. был приговорен к изгнанию из Афин. За военные  заслуги  спартанцы  наградили  его  имением  недалеко  от  г. Скилла вблизи Олимпии, куда он и переселился. В своем имении Ксенофонт  занимался  организацией  и  совершенствованием управления  рабовладельческого  хозяйства,  что  и  послужило  основанием  для  создания  его  основного  экономического  труда «Экономикос»,  синонима  русских  понятий «домострой», «домостроительство». В 370  г.  до  н.э.,  после  захвата  г. Скилла  элейцами Ксенофонт был вынужден покинуть свое имение и бежать в Коринф, где и провел остаток своей жизни. Ксенофонт  автор многих произведений, посвященных  государственному устройству Афин, Спарты, истории Греции,  воспоминаниям о своем учителе Сократе. Сочинения Ксенофонта отличаются художественной простотой, ясностью и живостью изложения. Экономическим  вопросам  посвящены  два  его  труда: «О  доходах»  и

«Экономикос», содержащий советы по рациональному  ведению хозяйства. Свой труд «О доходах» Ксенофонт посвятил исследованию способов улучшения финансовой и налоговой  систем в Афинах. Он полагал,  что  государственные  доходы  Афин  могут  быть  увеличены двумя  способами: за счет введения налога на иностранцев и за счет расширения добычи серебра. Для этого необходимо увеличить приток иностранцев  в  Афины и увеличить количество рабов на  серебряных рудниках, купив  их у других государств. На рудниках должны работать только рабы под руководством греков. 

Данные суждения Ксенофонта отражали интересы не только государства,  но  и  рабовладельцев,  стремящихся  к  обогащению  посредством  накопления денег. Ксенофонт знал, что  в Древней Греции растет  число  серебряных  рудников.  Добыча  серебра  приносит  огромные  доходы  рабовладельцам,  занимающихся  их  разработкой. Многие  рабовладельцы  имеют  значительные  накопления  серебра, некоторые из них большую  часть своего состояния хранят в  серебре. Стремление  к  накоплению  денег  было  характерно  для  всех  слоев господствующего класса.  В этой связи, заключал Ксенофонт, никто  не имеет денег столько, чтобы  не желать иметь их еще больше, а  если возникает излишек денег,  то  человек,  закапывая  его,  получает  не меньшее  удовольствие, чем, если бы он им воспользовался. Таким  образом, Ксенофонт признавал  за  деньгами  только  две функции:  средства  обращения и накопления  сокровищ.  Значение  последней  он  понимал,  как  возможность превратить сокровища в любые предметы потребления. А наибольшую  возможность  подобного  превращения  дает  именно деятельность по добыче  серебра. В  этом и  заключается  ее преимущество перед каким-либо другим видом ремесла. В этих рассуждениях Ксенофонт выходит за рамки натурального хозяйства, положительно оценивая обращение денег  в  качестве  капитала, подмечая  в деньгах  эквивалентную  форму  товара,  признавая  необходимость

торговли  и накопления денежного богатства.

В Экономикосе,  предположительно  написанном  им  в  период  с 401 по 399  гг. до н.э., Ксенофонт дал подробные советы по рациональному ведению домашнего  хозяйства, которое он отождествлял с рабовладельческим  хозяйством,  понимая  под  ним «…все  без  исключения  имущество …  то,  что  полезно  в  жизни…,  чем  человек умеет пользоваться»

Хозяйственная  деятельность,  по  Ксенофонту,  заключалась  в производстве  потребительных  стоимостей,  создаваемых  посредством земледелия, так как  именно оно позволяет добывать людям  то, что им нужно для жизни. Если земля пустует или плохо обрабатывается, отмечал Ксенофонт, то и любая  другая деятельность человека угасает. На основе подобных рассуждений Ксенофонт  делал вывод, что земледелие –  это мать и кормилица всей жизни  и человеческой деятельности. Если земледелие процветает, то и все  другие отрасли деятельности развиваются  успешно.  Ксенофонт  считал,  что  организация  земледелия  может  быть только  рабовладельческой,  основанной  на  эффективной  эксплуатации труда рабов. В своем труде  он дал подробные советы, как нужно  обращаться  с  рабами,  чтобы  рабы  беспрекословно  выполняли  распоряжения  рабовладельца  и  навсегда  оставались  рабами.  Для этого к ним нужно относиться как к животным: кормить так, чтобы  они не заболели от голода, а за послушание поощрять их надбавкой. Подобное отношение, основанное на минимальном удовлетворении потребностей  рабов,  по  мнению  Ксенофонта,  является  необходимым  условием обогащения хозяйства. Под  обогащением Ксенофонт понимал  получение  излишка  как  следствие  превышения  величины производства продуктов над их потреблением, т. е. результата вычета  из  произведенного  продукта  всех  расходов,  связанных  с  производством  и,  прежде  всего,  с  содержанием  рабов.  Этот  излишек  и обеспечивает «  умножение  богатства»  хозяйства,  его  обогащение. На  величину  излишка,  считал  Ксенофонт,  влияет  производительность  труда. Он отмечал, что  та работа «прибыльнее»,  которая исполняется «скорее  и  легче»,  так  как  при  этом  условии  денежный приход будет значительно «перевешивать» расход.  Таким  образом,  обогащение  рабовладельческого  хозяйства,  по Ксенофонту,  происходило  не  только  за  счет  роста  прибавочного продукта,  потребность  в  котором  возрастала  по  мере  развития  товарно-денежных отношений и морской  торговли, но и  за счет присвоения знительной  части  необходимого  продукта,  создаваемого трудом рабов.  Подобные  рассуждения  в  отношении  умножения  богатства  рабовладельческого  хозяйства  позволили  Ксенофонту  определить предмет и  задачу науки  экономии. По его определению предметом экономии является домоводство и сельское хозяйство, а задача нау-ки экономии заключается в обогащении хозяйства.  Ксенофонт первым из древнегреческих мыслителей исследовал процесс разделения труда, рассматривая его преимущественно с позиции влияния разделения труда на потребительную стоимость, а не на  меновую.  Являясь  защитником  натурального  хозяйства,  Ксенофонт, прежде всего, интересовался процессом увеличения количества  и  качества  создаваемых  потребительных  стоимостей,  а  не  их удешевлением. Ксенофонт  советовал  разделять  процесс  изготовления  вещей между  большим  количеством  работников,  что  позволит им изготовить продукт «с  замечательным  совершенством». Однако по мнению Ксенофонта, разделение труда полезно и необходимо не

о  необходимости  разделения  физического  и  умственного  труда: труда  исполнителя –  раба  и  труда  руководителя –  рабовладельца. Земледелие,  отмечал  Ксенофонт, –  это  наиболее  почетная  отрасль хозяйства, но свободный  гражданин не должен заниматься физическим трудом, ему предназначен труд управления, надзора и контроля; физический же труд возлагается на рабов. Ксенофонт  выявил зависимость между ростом разделения труда и  развитием  рынка,  показал,  что  объем  рынка  влияет  на  степень разделения труда, количество профессий. В деревнях, отмечал Ксенофонт,  разделение  труда менее  развито,  чем  в  городах,  так  как  ородах  более  распространены  торговля  и  товарное  хозяйство.  В крупных  городах,  где на  каждого  работника  приходится много покупателей, ему, чтобы прокормиться, достаточно знать  только одно ремесло. Зачастую ему даже нет необходимости знать ремесло  в це-лом: один работник может делать только мужские сапоги, другой –  только женские, один может только сапоги шить, другой только их кроить и т. д.  Ксенофонт отрицательно относился к ремеслу, купеческой торговле,  ростовщичеству,  что  во  многом  объяснялось  своеобразием кономики  рабовладельческого  способа  производства,  ориентированной по преимуществу на потребительную  стоимость и  в  значительно меньшей степени на меновую. Тем не менее, в Древней Греции процветала  торговля, продавались и покупались имения, дома, излишки  сельскохозяйственных продуктов. Эти и подобные  сферы деятельности  считались  естественным  занятием,  но  право  покупки ради  перепродажи  предоставлялось  только  специально  занимающимся торговлей.  Натуральный  характер  экономики  рабовладельческого  общества также находит свое отражение в суждении Ксенофонта по поводу роли и значения денег. Он осуждает обращение денег как торгового и  ростовщического  капитала,  советует  копить  деньги  лишь  в  качестве сокровища, страхового фонда на случай неурожая или войны и для  расширения натурального  хозяйства. Вместе  с  тем, Ксенофонт одобрял хлебную торговлю земельной аристократии и мелкую торговлю, обслуживающую потребности сельского хозяйства. Эта особенность суждений Ксенофонта обусловлена ведущей ролью потребительной  стоимости  в  натуральном  рабовладельческом  хозяйстве, предопределившей  характер  его  экономических  исследований. Кроме  того, Ксенофонт,  создавая «Экономикос», преследовал цель помочь  рабовладельцам  эффективнее  организовать  свое  натуральное хозяйство.  «Экономикос»  был  весьма  популярен  в  Древней  Греции,  впоследствии  он  был  переведен  на  латинский  язык  и  имел  широкое распространение  в Древнем Риме. В ХVIII  в.  он  был переведен на французский язык, им увлекался Франсуа Кенэ – глава французских физиократов, поскольку физиократы также рассматривали земледелие как самую главную и выгодную сферу человеческой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Экономическая   мысль в трудах Платона

 

  Платон (427–347  гг.  до  н.э.) –   один  из  выдающихся  греческих  мыслителей,  происходил  из  старинного  афинского  аристократического  рода.  Получил  прекрасное  образование,  обладал  литературным  и  поэтическим  талантами.  Он  много  путешествовал,  посетил Египет, Южную  Италию.  Знакомство  с  Сократом (470–399  гг.  до н.э.) направило его на путь серьезного изучения философии. Начало творческой деятельности Платона пришлось на кризисный период афинского общества, обусловленный поражением Афин в Пелопоннесской войне (431–404 гг. до н.э.), борьбой аристократов с демократами,  восстаниями рабов, непрерывными  войнами между греческими  городами-государствами  за политическое и  экономическое господство. В творческой среде аристократических кругов это было  время  поиска  новых  социально-экономических  и  политических  форм  и  идеалов  организации  Афинского  общества  с  целью возрождения его былого могущества. В 399 г. до н.э. трагически погибает Сократ. Платон, потрясенный казнью и смертью своего учителя, с этого момента все свои помыслы  направляет  на  разработку  проекта идеального  государства, основанного на идее справедливости.  В 388–387 гг. до н.э. Платон основывает собственную школу – Академию, ученики которой в основном занимались математикой и основанной на ней своеобразной диалектикой. Основываясь на идеях добра и истины, они обсуждали различные проекты реформирования Афин. Свой проект идеального государства и экономические суждения по поводу его функционирования Платон изложил в трактатах «Полития» (государство) и «Законы». В отличие от подобного рода современных ему сочинений он первым создал законченную и философски обоснованную модель идеального государства. Идеальное  государство,  по  мнению  Платона,  должно  основываться на  справедливости,  так как  только она  способна обеспечить человеку и обществу возможный максимум счастья. Поэтому государством должны управлять  справедливые и разумные люди – философы. Их задача заключается в созерцании образа жизни граждан и проведении в жизнь справедливого и разумного. Философы – правители государства, обязаны жить коммуной, они не должны иметь ни детей, ни семей, чтобы не ослаблять свой разум и волю заботами материальной жизни. Следующим социальным слоем политии являются воины, охраняющие  государство.  Воины,  как  и  философы,  также  не  должны иметь ни детей, ни семей. Браки и деторождение в этих верхних социальных слоях общества регулируются государством. Дети у всех общие, ни родители не знают детей, ни дети родителей. Слабые дети уничтожаются  при  рождении,  здоровые –  передаются  в  воспитательные дома. Третий  слой  идеального  государства  составляют  остальные граждане –  земледельцы,  купцы,  ремесленники  и  т.  д.,  объединенные  термином «ремесленники» (демиурги).  Их  деятельность  контролируется  специальными  чиновниками (агораномами). Основная задача ремесленников – обеспечить государство необходимыми материальными  благами. Мысли и желания  граждан  также  регулируются  законами.  В  отличие  от  философов  и  воинов  ремесленники имеют право на частную собственность и семью. Рабы не входят в третье сословие, так как не считаются гражданами  политии. По  мнению Платона,  рабы –  это «вьючные  животные». Платон  полагал,  что  подобное  деление  общества  на  сословия является естественным, природным явлением, оно позволяет обществу  в  целом  более  качественно  и  в  большем  количестве  производить потребительные стоимости. А чтобы в идеальном государстве граждане жили  как «братья»,  им  необходимо,  считал Платон,  внушать, что одни люди от рождения «способны начальствовать», другие – быть «земледельцами и прочими мастеровыми», что « каждый из нас рождается … отличным по своей природе и назначается для совершения  известной  работы»,  которую  должен  выполнять  всю жизнь При этом физический труд является занятием низших слоев общества, а умственную и военную деятельность природа закрепила за аристократией.

     Основные  экономические  принципы  функционирования  идеального государства заключались в следующих положениях.

1. Идеальное  государство  должно  основываться на  земледелии и  функционировать по принципу  автаркии – экономической замкнутости от остального мира.

2. Государство должно производить  больше благ, чем требуется для   удовлетворения  потребностей  городов,  чтобы  в  случае  нужды  отдельных городов оказывать  им помощь.

3. Государству необходимы  обмен  и  торговля,  так  как  они  обслуживают разделение труда внутри города и между городами.

4.  Для  совершения  сделок  купли  –  продажи  необходим   класс купцов. Но  государство  должно  законодательно устанавливать размеры излишка в соотношении «прихода – расхода » купцов, чтобы обеспечить им получение «соразмерной прибыли».

5. Торговля должна осуществляться посредством денег, выступающих  только  в  роли функции меры  стоимости  и  средства  обращения,  в  целях  обслуживания  разделения  труда  и  удовлетворения потребностей граждан.

6.  На  ростовщичество  вводился  запрет.  Запрещалось закладывать имущество и отдавать деньги в рост.

7.  Доходы  государству  должно  приносить  только  земледелие, поскольку  оно  является  единственным  честным  источником  добывания  средств.  В  этой  связи  Платон  предлагал  регламентировать промышленность  и  торговлю  путем  организации  новых форм  производства и нормирования цен.

8.  Государство  не  должно  развивать   внешнюю  торговлю  и должно  воспрепятствовать накоплению денежного  богатства. Таким образом, главный  принцип построения идеального государства  Платона  основан  на  идее  разделения  труда.  Платон  относился  к  разделению  труда  как  к  естественному  явлению,  основан-ному на разносторонности потребностей людей и односторонности их дарований. Поэтому, считал он, каждый работник может хорошо выполнять только одну работу. Работник должен приспосабливаться к делу, а не дело к работнику. Подобными рассуждения он и обосновывает  необходимость  разделения граждан на  сословия,  закрепляя за каждым из них определенную функцию. Как упоминалось, доходы государству должно приносить только  земледелие.  Платон  предлагает  регламентировать  промышленность  и  ограничить  торговлю  путем  нормирования  цен  и  строгого их  соблюдения.  В  законодательной  практике  наиболее  полно  это требование  было  осуществлено  не  в  Древней  Греции,  а  в  Риме  в эдикте римского императора Диоклетиана (284 – 305гг. до н.э.), установившего максимальные цены во всем государстве, за несоблюдение которых виновный подлежал смертной казни. В  идеальном  государстве  имеют  место  обмен,  торговля  и деньги, но их  задача, по мнению Платона,  заключается  только  в том,  чтобы  обслуживать  разделение  труда, иначе:  удовлетворять естественные потребности  людей. В  этой  связи Платон признает только  две  функции  денег:  меру стоимости и средство  обращения. Если же  деньги использовать  в функции накопления  сокровищ, то их излишек может привести к вражде и возмущению, что не  совместимо  с  идеальным  государством. Деньги  в  роли  функции накопления  сокровищ Платон  отождествлял  с денежным  капиталом и называл «грязными» тех людей, которые из всего «выковывают сокровища».  В своем идеальном государстве Платон противопоставлял внутренний рынок, внешнему, полагая, что для расчетов с иностранцами должна быть принята единая общая монета, выполняющая роль всеобщей меры  стоимости,  но  использоваться  она  должна  только  для оплаты военных расходов и путешествий в другие страны. Этим положением объяснялось его требование сдачи частными лицами вознаграждений, полученных ими из-за границы и иностранных денег в обмен на местные по существующему курсу. Несмотря  на  отрицательное  отношение  к  торговле,  считая  ее постыдным  занятием, поскольку большинство торговцев предпочитают «умеренной прибыли» «ненасытную прибыль», Платон в идеальном  государстве  сохраняет  класс  купцов.  Однако  их  деятельность  должна  регулироваться  законом,  обеспечивающим  им  получение «соразмерной  прибыли». Тем  самым, Платон допускает обращение денег в качестве капитала, хотя и с известным ограничением. Основные положения идеального государства преследуют цель защиты  натурального  рабовладельческого  хозяйства,  поэтому Платон был против накопления денежного богатства и внешней торговли, стремился воспрепятствовать ввозу и вывозу товаров из страны, для чего предлагал обеспечить определенный уровень производства, соответствующий потребностям государства. Платон стремился увековечить рабовладельческое  государство, защищающее интересы высших слоев общества, навечно закрепить за  рабами  и  низшими  слоями  физический  труд,  направленный  на неограниченное  удовлетворение  потребностей  первых  двух  сословий. Платон пытался реализовать свой проект идеального государства,  вступив  в  переговоры  с  правителями  г.  Сиракузы,  но  реально ничего предпринято не было. «Законы» Платон  написал  в  конце  своей жизни. В  этом  труде многие положения «Политии» смягчены, но рабовладельческий характер государства, идеи государственной централизации и общности сохранены,  так как  только рабовладельческое  государство способно было защитить интересы и обеспечить безопасность рабовладельца и его семьи. В этом и заключалась, по мнению Платона, основная социальная функция «идеального» греческого государства. В  обоих  случаях «идеальное  государство»  являлось  аграрным. Основной  сферой  деятельности  признавалось  земледелие  и  натуральное  хозяйство.  Все  физические  работы  должны  выполняться рабами. Торговля и денежное обращение практически отсутствуют, кредитные  операции  запрещены.  Те,  кто  занимается  торговлей  и промышленностью, являются неполноправными гражданами. Земля в «Законах»  является  государственной  собственностью,  но  передается  во  владение  и  наследственное  пользование  рабовладельцам, которые управляют государством. В  сущности, «идеальное  государство»  Платона  имело  много общего с организационным строем древнеспартанской общины, что для Греции классического периода развития было уже пройденным этапом.

Информация о работе Экономические учения Древней Греции