Экономические учения Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 19:43, реферат

Описание

Почему мы начинаем изучение курса "История экономических учений" с рассмотрения взглядов мыслителей Древней Греции? Неужели до них человечество не имело никакого представления об экономике? По всей видимости, это не так, если учесть, что экономика так же стара, как и человеческое общество. Но поскольку экономическая мысль первоначально не отделяется от других форм мышления об обществе, точно определить ее первые проявления невозможно.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………3
1.Социально-экономическое развитие древнегреческого полиса……...……...4
2. Экономическая мысль в трудах Ксенофонта……………………..................7
3. Экономическая мысль в трудах Платона………………………..................12
4. Экономическая мысль в трудах Аристотеля………………...........…….…16
Заключение ……………………………………………………………….20
Список использованных источников …………………………………...21

Работа состоит из  1 файл

Реферат Эк. уч.Др.Греции1.docx

— 50.44 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Экономическая мысль в трудах Аристотеля

 

Аристотель (384–322 гг. до н.э.) жил в эпоху начавшегося  кризиса  рабовладельческого  строя,  в  период  завоевания  Македонией всех  греческих  городов. Аристотель  родился  в  греческой  колонии Стагир. Отец  его  был придворным  врачом македонского царя. Получив  хорошее  образование,  Аристотель  отправляется  в  Афины изучать  философию. В 17  лет  он  поступает  в Академию Платона, где провел 20  лет  сначала  в  роли  слушателя,  затем полноправного члена  сообщества философов-платоников. После  смерти Платона в 347  г.  до  н.э.  он  оставляет Афины  и  много  путешествует. В 344г. Аристотель  принимает  приглашение  македонского  царя  Филиппа стать воспитателем его сына Александра. Посвятив своему ученику 3 года, в 335 г. до н.э. Аристотель возвращается в Афины и основывает свое учебное заведение – философскую школу «Перипата» ( от греческого  слова, означавшего любителя прогулок), названную  так за необычную форму  занятий, которые происходили во время прогулок. 12  лет  он  неутомимо  трудится  на  поприще  науки,  пока смерть Александра Македонского и последующие за ней политические волнения ни вынуждают его покинуть Афины и перебраться в свое владение в Халкиде, где он вскоре и умер. Величайшая  заслуга  Аристотеля  заключается  в  том,  что  он  в своих  произведениях  систематизировал,  обобщил  и  значительно продвинул все известные современные ему знания, в том числе и по экономическим  вопросам.  Основное  произведение  Аристотеля – «Политика», посвящено государственному устройству, основанному на рабовладении. 

«Политика»  состоит из восьми книг: 1. Государство и его основы. 2. Критический обзор предложенных проектов идеального государства, главнейших конституций и законодательств. 3. Гражданство.  Формы  государственного  строя.  Монархия.  Аристократия.  4. Формы государственного строя (продолжение темы третьей книги). Демократия. Олигархия. 5. Государственные перевороты. 6. Организация демократических и олигархических государств. 7. Проект идеального государства. 8. Общественное воспитание.

В первой книге  Аристотель излагает свои принципы учения об экономии.

Аристотель,  так же как и Ксенофонт, и Платон, свои  экономические суждения основывал на рабовладении, рассматривая его как естественное  явление,  составляющее  основу  любого  производства. По  мнению  Аристотеля,  разделение  людей  на  рабов  и  свободных граждан – это закон природы, который и предопределяет разграничение между физическим и умственным трудом. Все варвары от рождения (  греки  называли  варварами  всех  иностранцев) –  рабы,  и должны исполнять  грубую работу,  заниматься физическим трудом. Греки  же  предназначены  быть  свободными,  и  только  греки  могут выполнять  умственную  работу,  заниматься  политикой.  Поэтому иностранные государства Аристотель рассматривал как своего рода природные  питомники  рабов,  откуда  Греция  по  мере  надобности могла брать рабов.

Идеальное  хозяйство  по  Аристотелю –  это  натуральное  рабовладельческое хозяйство с мелкой торговлей, без купцов, кредита и ростовщичества. Однако Аристотель не мог игнорировать реальную

экономическую  действительность:  развитие  товарного  производства, основанного на труде рабов в сельском хозяйстве и в ремесленных мастерских, бурное развитие  торговли и  торгового мореплавания,  высокого  уровня  накопление  денежного  богатства  земельной, торговой и денежной аристократией.

Во  времена Аристотеля широкое  распространение имела «хрематистика» –  наука  об  умении  наживать  денежное  богатство. Термин «хрематистика»  происходит  от  слова «хрема» –  имущество,

владение.  Авторство  этого  термина  часто  приписывают  самому Аристотелю.  Однако  как  видно  из  его  произведений,  Аристотель ставил перед  собой более сложную  задачу –  определения предмета

изучения  науки экономии и разграничения между экономией и хрематистикой.

«На правильном пути исследования – писал Аристотель, – стоят те,  кто  определяет  богатство  и  искусство  наживать  состояние,  как нечто отличное одно от другого… искусство наживать состояние и богатство  по  природе,  суть  вещи  различные:  искусство  наживать состояние относится к области домохозяйства, богатство принадлежит  к  кругу  торговой  деятельности,  дающей  возможность  составлять состояние, не как попало, но исключительно путем обмена на деньги»

По  мнению Аристотеля,  экономия –  это  естественная  хозяйственная  деятельность,  связанная  с  производством  необходимых  для жизни  продуктов,  потребительных  стоимостей.  Она  основана  на сельском хозяйстве. Экономия включает в себя и обмен, но только для  удовлетворения  личных  потребностей  человека. Хрематистика занимается обращением товаров ради обогащения, т. е. это деятельность, направленная на извлечение прибыли, накопления богатства, или,  иначе,  это «искусство»  вложения  и  накопления  капитала. Основу хрематистики составляет торговля, кредит и ремесло.

Экономия  как наука, полагал Аристотель,  занимается исследованием вопросов, связанных не только с управлением и организацией домашнего хозяйства, но и с отношением к рабам, отношениями внутри семьи, т. е. всех проблем, возникающих в процессе с функционирования  и  развития  хозяйства,  организации  быта  рабовладельца.

Торговлю  Аристотель включал в исследование предмета экономии,  поскольку  она  удовлетворяла  натуральные  потребности  домашнего  хозяйства. В  то же  время  из  экономии  исключалась  торговля ради денежного обогащения.

По  словам  Аристотеля  хрематистика  отличается  от  экономии

тем,  что  для  нее  обращение  есть  источник  богатства. Она  вся  построена на  деньгах,  так  как  деньги  есть  суть начала и  конца  этого

рода обмена. Поэтому, по мнению Аристотеля, богатство, к которому стремится хрематистика, безгранично; погоня за деньгами является для хрематистики самоцелью.

К  хрематистике  Аристотель  относил  и  ростовщичество,  относясь к нему резко отрицательно, поскольку в движении ростовщического капитала совершенно отсутствует его связь с производством,

с  созданием  потребительных  стоимостей.  Таким  образом,  из  всех отраслей приобретения эта отрасль наиболее противоречит природе. 

Знаменитое  противопоставление Аристотелем  экономии и хрематистики скажется на идеях  средневековых экономистов. Они  также будут осуждать ростовщичество и отчасти торговлю, считать их противоестественными способами обогащения. 

Отделив торговлю, обслуживающую потребности натурального

рабовладельческого  хозяйства, от торговли в рамках товарного производства, Аристотель сделал ряд важных научных выводов: 

1) о различиях между простым  товарным обращением: меновой торговлей  (Т – Т) и товарной торговлей  посредством денег (Т – Д  – Т) и  обращением  капитала,  купеческой  торговлей  с целью  получения прибыли (Д – Т  – Д); 

2) о возникновении обмена не  на первой стадии развития  общины, т. е. в семье, а лишь  на границах общины;

3)  о  существовании  некой   общей  субстанции,  позволяющей  приравнивать и качественно соизмерять  товары друг с другом.

  Аристотель  лишь  поставил  вопрос  о  содержании  этой  общей субстанции, лежащей в основе обмена, но не дал однозначного ответа. Согласно Аристотелю, ценность  товара  зависит  как  от  труда, создавшего товар, так и от его редкости. В основе обмена лежат потребности  обменивающихся  сторон.  Аристотель  отмечает,  что  обмен не может быть без равенства, а равенство – без соизмеримости. По Аристотелю, товары становятся соизмеримыми благодаря деньгам, которые являются продуктом соглашения между людьми, приняты для удобства обмена. Деньги – мера стоимости и средство обращения. Среди прочего, волновала Аристотеля и проблема установления справедливости в обмене. Обмен, по Аристотелю, есть особая форма уравнивающей справедливости, где проявляется принцип равенства, эквивалентности. Но равенство невозможно без соизмеримости. Однако трудно предположить, чтобы разнородные предметы были соизмеримы, т.е. качественно равны. Отсюда Аристотель делает вывод, что приравнивание может быть чем-то чуждым истинной природе вещей, искусственным приемом. И таким искусственным приемом становится их соизмерение посредством денег. Являясь сыном своего времени, Аристотель не мог принять мысль о равенстве труда социально неравных людей (рабов и граждан) и потому встал на позицию бесполезности поисков соизмеримости товаров трудом, его продолжительностью. С другой стороны, и в этом опять проявляется двойственность позиции Аристотеля, в составе издержек производства он придавал наибольшее значение именно труду. В конечном счете, Аристотель приходит к выводу, что обмен на принципах справедливости означает обмен "по достоинству". Он утверждает, что зная истинное достоинство обменивающихся лиц, можно установить пропорции обмена. И приводит следующий пример: если 100 пар обуви = 1 дому, а достоинство строителя вдвое больше достоинства сапожника, то строитель относится к сапожнику как 200 пар обуви к одному дому. И именно такое соотношение обмена должно считать справедливым. Как видим, в античном мире экономические и этические проблемы еще не рассматривались порознь.

К. Маркс  в «Капитале»  особо  отмечал  крупнейшую  роль Аристотеля, как исследователя, который за много  веков до становления экономической  науки,  смог  правильно  поставить  сложнейшие  экономические  вопросы  и  предпринял  попытки  исследования  законов хозяйственной  жизни,  тем  самым  открыв  перспективу  будущему развитию науки. 

 

Заключение

Подводя итог данной работы, можно сказать, что в целом, экономическая  мысль Древней Греции была своеобразной и довольно зрелой. Она развивалась  на первых этапах под влиянием разложения общины, в условиях обострения противоречий рабовладельческого строя в период расцвета и кризиса. Трактовка проблемы рабовладения занимала главное место, как в трудах Платона, Ксенофонта так и трудах Аристотеля.

На экономическую мысль  также оказывало большое влияние  развитие городов и связанный  с этим рост ремесла и торговли. Мыслители Древней Греции понимали значение разделения труда. В период расцвета экономической мысли её представители пытались анализировать  товарно-денежные отношения, условия  обмена, деньги. Они не только давали советы о том, как вести хозяйство, но и пытались теоретически осмыслить  экономические процессы. Как у  Аристотеля, так и у Платона  существовал натурально-хозяйственный  подход к экономическим проблемам, тогда как Ксенофонт обращал  внимание лишь на качество и обилие потребительской стоимости, не интегрируясь природой меновой стоимости.

В истории экономических  учений древнегреческие мыслители  обнаруживают такую же гениальность и оригинальность как и во всех других областях. Исторически их воззрения  образуют поэтому теоретические  исходные пункты современной науки.

В дальнейшем историческом развитии учения Аристотеля, Платона  и Ксенофонта стали источниками  многочисленных школ и направлений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы:

 

1. История экономических учений/ В. Р. Былынь, Н. П. Целыковская - ГОУ ВПО СПбГУАП, 2006 г.                                                                                           2. Интернет ресурс/ Википедия                                                                                           3. http:// market-pages.ru

.

 

 


Информация о работе Экономические учения Древней Греции