Экономическая мысль Древнего Востока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 16:35, контрольная работа

Описание

Систематизация экономической мысли в экономическую теорию, принимаемую обществом в качестве руководства к действию в осуществлении хозяйственной политики, началась еще в Древнем мире с появлением первых государственных образований и становлением государственных форм управления экономикой.
Она тесно связана с периодом рабовладения, зародившегося на Востоке в IV тысячелетии до н.э. Уже тогда нарастание в недрах натурального хозяйства товарно-денежных отношений обусловило возникновение проблем, связанных с осмыслением границ и соотношения государственной, общинной и чистой собственности, толкованием сути экономических категорий и законов.

Содержание

1.Экономическая мысль Древнего Востока
1.1.Древний Вавилон
1.2.Древний Китай
1.3.Древний Египет
1.4.Древняя Индия

Работа состоит из  1 файл

ист эконом учен.doc

— 94.00 Кб (Скачать документ)


Санкт-Петербургский  институт внешнеэкономических связей, экономики и права

 

 

 

 

 

Экономический факультет

 

 

Предмет           История экономических учений

 

Контрольная работа

 

Экономическая мысль Древнего Востока

 

 

                                                                     Студентки 3 курса

                                                            заочной формы обучения

                                                                 По специальности

                                                       «менеджмент организации»

                                                       Калачевой Виктории

                                                        Дмитриевны

Проверил преподаватель

Павенков В.Г.

 к.э.н., доцент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2010 год

Содержание

Введение                                                                                        3

1.Экономическая мысль Древнего Востока                               4

1.1.Древний Вавилон                                                                    5

1.2.Древний Китай                                                                        6

1.3.Древний Египет                                                                     11

1.4.Древняя Индия                                                                       12

Заключение                                                                                   15

Литература                                                                                    16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Систематизация экономической  мысли в экономическую теорию, принимаемую обществом в качестве руководства к действию в осуществлении хозяйственной политики, началась еще в Древнем мире с появлением первых государственных образований и становлением государственных форм управления экономикой.

Она тесно связана  с периодом рабовладения, зародившегося  на Востоке в IV тысячелетии до н.э. Уже тогда нарастание в недрах натурального хозяйства товарно-денежных отношений обусловило возникновение проблем, связанных с осмыслением границ и соотношения государственной, общинной и чистой собственности, толкованием сути экономических категорий и законов.

Восточное рабство, которому были присущи масштабное участие  государства в хозяйственной жизни (контроль над ирригационной системой и регламентация ростовщичества, долговой кабалы, торговых сделок и правовых мер, направленных на сохранение идеализируемых натурально-хозяйственных отношений), способствовало, как известно, формированию специфического, так называемого азиатского способа производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Экономическая мысль Древнего Востока

Первые цивилизации, появившиеся  около 3 тыс. лет до н.э., сформировали определенный тип общества, который получил затем преимущественное распространение в странах Азии, хотя к нему можно отнести и некоторые древние государства Европы, Америки и Африки. Основные средства производства принадлежали здесь государству, существовавшему в виде абсолютной монархии. Основными производителями были свободные крестьяне и ремесленники, объединенные в общины. Они платили налоги и выполняли трудовые повинности. Рабы составляли незначительную долю трудящихся и использовались в основном либо для услуг, либо на самых тяжелых работах. Значительную долю в экономике составляло натуральное хозяйство, хотя присутствовали и товарно-денежные отношения. Высшие слои общества были представлены преимущественно чиновниками, так как социальные отношения в большой степени регламентировались и контролировались государством. В духовной жизни общества огромную роль играла религия.

Основными источниками, из которых мы знаем об экономической  мысли Древнего Востока, были юридические документы того времени и сочинения о государственном управлении, одной из сфер которого была экономика. Поэтому предметом экономической мысли в них была макроэкономика, т.е. хозяйственные отношения в масштабах государства. Метод этих сочинений был преимущественно нормативный, они были написаны в основном в форме рекомендаций о том, как лучше управлять государством. Нормы социально-экономических отношений в значительной степени обосновывались существующими традициями и религиозными представлениями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1.Древний Вавилон

Наиболее известным  ранним памятником древневосточной  экономической мысли является кодекс законов Вавилонии, принятый в XVIII в. До н.э. царем Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.). В соответствии с ним  во

избежание разрушения натурально-хозяйственных отношений и угрозы суверенитету страны из-за ослабления государственных структур и армии от сократившихся поступлений налогов в казну вводились чрезвычайно жесткие правовые нормы. Их нарушение влекло за собой самую суровую экономическую, административную и уголовную ответственность вплоть до смертной казни. Вот некоторые примеры законодательных установок в кодексе Хаммурапи:

- посягнувший на чужую (частную) собственность, в том числе на раба,

карается обращением в рабство либо смертной казнью;

- за несвоевременную уплату долгов ни царские воины, ни другие граждане-вавилоняне не лишаются своих земельных наделов, как ранее;

- срок долгового рабства кого бы то ни было (жены, сына,  дочери  либо  отца семейства) не должен превышать трех лет, а сам долг  отменяется  по  отбытии срока наказания;

- предел денежной ссуды не может превышать 20%,  натуральной — 33% от ее первоначальной суммы. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.Древний Китай

Основные течения общественной мысли Древнего Китая (конфуцианство, легизм, даосизм) оформились в VI—III вв. до н.э. Огромную роль в истории Китая сыграло конфуцианство. Его основоположником был Конфуций, или Кун-цзы (551—479 гг. до н.э.). Основной источник его учения — сборник «Лунь юй» (беседы и суждения), записанный его учениками. Свой социальный идеал Конфуций видел не в будущем, а в прошлом страны. Он защищал интересы родовой знати, позиции которой сильно пошатнулись.

В целях стабилизации социально-экономического строя тогдашнего Китая Конфуций предложил программу морального совершенствования человека. Уважение к старшим — одна из основных черт мужа, мыслителя. Такой человек никогда не будет «поступать против вышестоящих». Он полагал, что регламентация патриархальных отношений служит укреплению государственного строя. Хотя Конфуций считал необходимым облегчить бремя налогов, в то же время он ратовал за привлечение народа к исполнению трудовых повинностей, не нарушая цикла земледельческих работ.

Он впервые выдвинул теорию естественного права —  социальную, нравственную, юридическую. Согласно теории естественного права, бог является лишь первопричиной мира, но не вмешивается в явления общественной жизни, которые охраняются гражданскими законами. Конфуций первым призвал больше работать и меньше потреблять, что увеличит богатство страны.

Вторым представителем древнего конфуцианства был Мэн-цзы (372—289 гг. до н.э.). Мыслитель жил и творил в период «борющихся царств» (V—III вв. до н.э.). Усиление произвола деспотической власти, военный разбой подрывали хозяйственные устои Китая, обостряли классовый антагонизм.

Мэн-цзы считал, что  «народ является главным в государстве, за ним следуют духи земли и зерна, а государь занимает последнее место». Выступая за четкое деление китайского общества на «управляющих и управляемых», Мэн-цзы полагал, что небо предписало простым людям кормить господствующее сословие. В связи с этим мыслитель выдвинул своеобразный аграрный проект — размежевать общинную землю на девять равных долей. Девятый участок — «общественное поле» — должен обрабатываться крестьянами совместно, а урожай с него идти в распоряжение чиновников государства. Мудрый правитель должен быть умеренным при взимании налогов, не отнимать у земледельца время, необходимое для работы на своем поле.

Другим крупным представителем конфуцианской идеологии в Древнем  Китае был Сюнь-цзы (313—238 гг. до н.э.). В отличие от Конфуция и Мэн-цзы, Сюнь-цзы исходил из «злой природы» человека и считал, что лишь практическая деятельность порождает добродетель. Сюнь-цзы был сторонником обогащения государства. Он не осуждал стремления людей к богатству, если они действовали в рамках закона. Но человек «не может одновременно владеть искусством многих ремесел». Так Сюнь-цзы пришел к идее о необходимости разделения труда. Государство в лице правителя установило социальные ранги и, соответственно, различия в бедности и богатстве между людьми. Люди разных рангов носили разную одежду. Для управления господствующим сословием применялись ритуалы и музыка, а для простолюдинов — законы.

По мнению Сюнь-цзы, экономическая  политика государства должна была основываться на трех главных принципах: экономия в расходах, обеспечение достатка народу и необходимость сохранять излишки. Считалось, что «достаток» — это удовлетворение того уровня потребностей, который соответствует социальному рангу человека. Сюнь-цзы выступил с неприкрытой апологией эксплуатации, призывая деспотическое государство к регламентации не только производства и распределения общественного продукта, но и его потребления. Последнее становилось важным стабилизирующим фактором экономики.

В VI—III вв. до н.э. у конфуцианских  идеологов появились серьезные  оппоненты-легисты. Легизм по-своему отражал новые тенденции хозяйственного развития Древнего Китая, связанные с усилением экономической роли государства и формированием императорско-бюрократической системы управления. Легисты выступали за управление страной посредством законов, а не ритуалов, осуществляли реформы, направленные на подрыв патриархально-общинных отношений и родовой аристократии. «Законники» были сторонниками политической централизации и объединения страны.

Возникновение школы  легистов относится к VI в. до н. э. и  связано с именем крупного политического деятеля того периода Ли Куя.

Взгляды Ли Куя о главной  роли земледелия в укреплении государств развил крупнейший представитель школы  легистов Гуньсунь Ян (390—338 гг. до н.э.), известный в истории Китая под именем Шан Яна — правителя области Шан в царстве Цинь. Экономические взгляды Шан Яна изложены в «Книге правителя области Шан», составленной его учениками в конце IV — первой половине III в. до н.э.

В концепции Шан Яна  сельскому хозяйству, а точнее хлебопашеству, отводилась невиданная доселе роль. Его проект перестройки всего государства был поставлен в зависимость от решения зерновой проблемы. Перед правителем ставилась задача накопления больших запасов продовольствия для подкармливания чиновников и ведения экспансионистской войны. Шан Ян подчеркивал, что государство добивается процветания с помощью двух средств: земледелия и войны. В этой связи Шан Ян предлагал провести в стране всеобщую подворную перепись крестьянства и законодательно оформить введение единого налога с количества собранного зерна.

Кроме того, государство  с помощью законов должно проводить  активную политику «возвращения к земле», привлекать к земледелию и «хлебников», и «кутил» и «бродячих бездельников». Шан Ян выступал против крестьянской торговли сельскохозяйственными продуктами и деятельности крупных хлеботорговцев, за стабилизацию цен, против скупки зерна по низкой цене и спекуляции в неурожайные годы. Он предлагал резко повысить пошлины на заставах и рынках, что привело бы к падению доходов купечества. Торговцы утратили бы предприимчивость и занялись земледелием.

Шан Ян предлагал разными  способами запретить выход из общины бедных и малоземельных крестьян. Вместо традиционных патриархально-общинных связей в деревне он предложил ввести систему взаимной ответственности. Подобная система круговой поруки была введена Шан Миом в царстве Цинь в 351 г. до н.э.

Особое место в истории  экономической мысли Древнего Китая  занимает трактат «Гуань-цзы» (IV в. до н.э.). В нем достаточно глубоко для своего времени разработана целая система государственного регулирования хозяйства.

В отличие от легистов, авторы трактата не стремились лимитировать действие товарно-денежных отношений, а, изучив их, предлагали использовать при создании достаточно интересного механизма стабилизации хозяйства. В трактате остро ставилась проблема о защите народного хозяйства от рыночной стихии выравниванием товарных цен.

Важнейшим условием стабилизации экономики является усиление роли земледелия, а также создание государством постоянных хлебохранилищ (однако ни ремесло, ни торговля не считались «бесплодными», как полагали легисты).

Информация о работе Экономическая мысль Древнего Востока