Экономическая мысль Древнего Мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 20:16, реферат

Описание

Становление экономической мысли совпадает со становлением человеческого общества. Но до нас, к сожалению, дошли только те фрагменты, которые были отражены в письменных источниках. Следовательно, мы можем судить об эк. мысли древности только после возникновения первых цивилизаций.
Особенностью экономической мысли древнего мира была ее неделимость от политико-правовой, религиозной идеологии. Поэтому собственно экономических трактатов найти практически невозможно.

Содержание

Введение………………………………………………………………...1
II. Древняя Греция………………………………………………………....2
III. Древний Рим…………………………………………………………....3
IV. Экономическая мысль Древнего Востока…………………………….4
V. Заключение……………………………………………………………...5
VI. Список используемой литературы…………………………………….6

Работа состоит из  1 файл

Долг 1.doc

— 70.50 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

   Московский Государственный Открытый Университет имени

                                     В. С. Черномырдина

 

 

                                       Реферат на тему:

                  “Экономическая мысль Древнего Мира”

                                        По дисциплине:

                       «История Экономических Учений»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент 1-ого курса

Факультет: «Прикладная  Математика и Информатика»

Специальность: «080101»

Экономическая Безопасность

Бабановский Н.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             Москва 2013

 

Содержание

 

 

 

I.       Введение………………………………………………………………...1

II.       Древняя Греция………………………………………………………....2

III.       Древний Рим…………………………………………………………....3

  1. Экономическая мысль Древнего Востока…………………………….4
  2. Заключение……………………………………………………………...5
  3. Список используемой литературы…………………………………….6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Становление экономической мысли  совпадает со становлением человеческого  общества. Но до нас, к сожалению, дошли только те фрагменты, которые были отражены в письменных источниках. Следовательно, мы можем судить об эк. мысли древности только после возникновения первых цивилизаций.

Особенностью экономической мысли  древнего мира была ее неделимость от политико-правовой, религиозной идеологии. Поэтому собственно экономических трактатов найти практически невозможно.

Это объясняется в первую очередь  тем, что господствующие классы –  носители письменной культуры – производители в небольшой степени вмешивались в традиционный ход натурального производства. Их экономические интересы заключались лишь в устойчивом поступлении прибавочного продукта. Поэтому и зафиксированная в письменных источниках экономическая мысль господствующих классов вращается в основном вокруг создания нормальных условий для функционирования общин непосредственных производителей. 
Несмотря на незрелость своих положений, экономическая мысль древности добилась ряда ценных теоретических результатов, вошедших сокровищницу экономического наследий человечества. [1]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                   1

 

 

 

Древняя Греция

 

Для данного общества характерно развитие рыночной экономики и частной собственности. Отсюда интерес философов к проблемам микроэкономики, но не теоретическим, а прикладным. Одним из таких философов был Ксенофонт, написавший работу “Экономика” , т. е. “Закон домашнего хозяйства”, а также Платон( “Государство”, “Законы”) и Аристотель(Никомахова этика”), поднимавшие в своих трудах экономические проблемы. Проблемы поднимаемые ими в своих трудах были следующими:

  

 1) Проблема разделения труда

1. Зависимость степени разделения  труда от размеров спроса - У Ксенофонта.

2. Зависимость качества продукта  от степени разделения труда  - У Платона.

Разделение труда лежит в  основе человеческого общества. Он писал, что у каждого человека множество потребностей, но одна способность  и, следовательно, человек должен жить в обществе для удовлетворения своих потребностей и в обществе должно быть разделение труда.

 

1. Он, как и Платон, подчеркивает  естественность разделения труда. - У Аристотеля.

2. Товар - Ксенофонт : различал товар и продукт (товар - продукт, способный к обмену) - Платон и Аристотель : поднимали теоретические проблемы. Например, проблему соразмерности товаров, из которой они сделали вывод, что, хотя существует равенство пропорций, людей занимающихся обменом, т. е. обмен справедлив, но в самом товаре это равенство не заложено. Равенство обеспечивается деньгами, т. е искусственным инструментом, созданным людьми.

 

3. Деньги

Все три философа сходились на том, что деньги - это результат созидательных  действий людей. И выделяли три функции  денег: ср-во обращения, измерения товаров и накопления.

Метод, которым пользовались эти  философы сочетал в себе нормативный (подразумевал естественный порядок  явлений, т. е. такой общественный порядок, который, по мнению автора, заложен  в естестве человека) и позитивный( включал в себя элементы анализа и первые попытки систематизации).

 

Теперь рассмотрим подробнее учение Аристотеля о хрематистике. Этот трактат  важен тем, что он является первой попыткой систематизации экономических  явлений. Аристотель делил все явления  на 2-е части, и критерием являлась цель деятельности:

1. Если целью являлось удовлетворение  потребностей, то он относил данное  явление к экономике, т. к.  данная цель является конечной  и, следовательно, естественной. К таким явлениям он относил  земледелие, ремесло и непрофессиональную торговлю.

2. Если целью являлась нажива, то Аристотель относил данное  явление к разряду хрематистики, т. к. данная цель является  бесконечной и, следовательно,  неестественной. К данному разряду  Аристотель относил профессиональную  торговлю и ростовщичество.

Но не смотря на такой подход(естественное/ неестественное), у Аристотеля существует положение о развитии экономических  отношений (меновая торговля, появление  денег, профессиональная торговля).

 

 

 

 

                                                                                                  

                                                                                                                                                   2

 

 

Древний Рим

 

В этом государстве  рабство было более развито, чем в Греции и имело иную точку приложения (сельское хозяйство).

Успехи Древнего Рима в умножении материального  богатства основывались на рабском  труде. Главной сферой применения рабского труда в Древнем Риме было земледелие, что и наложило отпечаток на характер экономической мысли, которая в основном решала аграрные проблемы.

Для римских  патрициев занятия коммерцией, ремеслом, производством, кроме занятий, связанных  с землей, земледелием, считались  делом недостойным. Основное внимание привлекали вопросы практики хозяйственной деятельности, организации управления земельной латифундией.

Мыслители Древнего Рима:

Катон. В III в. до н. э. возвысилось Римское государство, в котором наряду с крупными латифундиями существовали рабовладельческие хозяйства, тесно связанные с рынком. Защитником последних выступал Катон. Основной его труд – «Земледелие» . Катон – военачальник, квестор, консул в Испании, талантливый оратор и наблюдательный историк; он досконально знал сельское хозяйство.

Взгляды Катона:

1)из всех видов хозяйственной деятельности выше всего ставил занятие, связанное с сельским хозяйством;

2) рассматривал  прибыль как избыток над стоимо-стью, которую он ошибочно сводил  к издержкам производства;

3) был против  применения наемного труда, он  стремился обеспечить доход за счет рабов и уделял много внимания организации их труда;

4) требовал предельной  загрузки и регламентации рабочего  дня рабов. Опасаясь согласия  в их среде, Катон требовал  поддерживать между ними ссоры  и изнурять их трудом.

" Однако рабский труд в земледелии был малопроизводителен, и Катон выступил впоследствии за пастбищное хозяйство, а затем стал оправдывать торговлю и ростовщичество.

Гракхи (Тиберий и Гай). Во вв. до н. э. в Римском государстве начал  развиваться экономический и  политический кризис. Попытку приостановить  его предприняли братья Гракхи, выдвинувшие  проект аграрной реформы.

Они требовали:

1) ограничить крупное землевладение;

2) упрочить положение разорявшихся  крестьян.

Но в своей борьбе против крупных  рабовладельцев Гракхи погибли.

 

Варрон. Укрепить латифундии стремился Варрон – ученый, агроном, археолог и историк. Учитывая рост товарного сельского хозяйства, Варрон поставил своей задачей обосновать получение в стране устойчивых урожаев и доказывал необходимость союза между земледелием и животноводством.

Варрон высказывался за максимальную эксплуатацию рабов (основной его труд – трактат «О сельском хозяйстве»).

 

Колумелла. В связи с усилением кризиса рабовладельческих латифундий возникает критика жестокого обращения с рабами.

Взгляды Колумеллы: 1)указывал на отсутствие разумной твердости к рабам;

2) высказывал необходимость стремления  к ведению интенсивного хозяйства  путем использования научных достижений своего времени;

3) призывал производить товары  для рынка, а не довольствоваться  потреблением товаров, произведенных  в собственном хозяйстве;

4) отстаивал необходимость повышения  производительности труда рабов и разделения труда между ними. [2]                                                                                                                                                               3

 

 

 

Экономическая мысль Древнего Востока

 

Экономическая жизнь древневосточных  обществ имеет практически полностью натурально-хозяйственную основу, а экономическое знание носит догматический, априорный характер, носит форму закона.

Первым дошедшим до нас памятником экономической мысли является “Поучение  гераклеопольского царя своему сыну” Древний Египет, где особое внимание уделяется эффективности функционирования аппарата управления, стоявшего между фараоном и населением. Отражением незавершенности классового деления в этом законе является то, что царь советует подбирать людей в гос. Аппарат “по их делам”. Далее такое уже недопустимо.

В отличие от Др. Египта для первых государств Месопотамии характерно быстрое развитие частнособственнических начал и денежных отношений. Но у  условиях отсутствия гарантии свободы  личности это вело к разорению массы производителей, развитию долгового рабства и кабальничества. Из кодекса Хаммурапи видно, что государство пыталось остановить размывание слоя самостоятельных производителей. Основная тема этих законов, создание условий, при которых“сильный не притеснял бы слабого”. Эти законы являются первой попыткой управлять экономической жизнью страны при помощи правовых норм.

В Др. Индии крупнейшим памятником общественной мысли является “Артхашастра” - трактат об искусстве политики управления государством. Этот трактат показывает, какую большую роль играло государство в хозяйственной жизни страны. Государство контролировало все области хозяйства, вело четкую финансовую политику.

В Др. Китае было несколько направлений  течения общественной мысли, но основным было конфуцианство, которое при Конфуции защищало позиции родовой знати. Следующий идеолог Мэн-цзы выступал за четкое деление общества на “управляемых и управляющих”, а сюнь-цзы выступал уже за четкое разделение труда. По его мнению государство должно было строиться на трех главных принципах: экономии в расходах, обеспечении достатка народу и необходимости сохранять излишки. В VI-III вв. до н. э. у конфуцианства появился серьезный оппонент легисты, которые отражали новые тенденции в развитии Др. Китая (усиление роли государства и формированием гос. -бюрократической системы управления). Их главным идеологом являлся Шан Яна. В своей концепции он отводил огромную роль сельскому хозяйству, т. к. считал, что государство добивается процветания с помощью двух средств: земледелия и войны. Так же он выступает против превращения свободных крестьян в рабов, для чего предлагает запретить выход из общины бедным крестьянам, введя систему круговой поруки.

Особое место в древнекитайской  идеологии занимает даосизм. Его  основоположник Лао-цзы призывал вернуться к первобытным временам.

Особое место в истории экономической  мысли Китая занимает трактат  “Гуань-цзы”, в котором достаточно глубоко разработаны принципы управления хозяйством. Они ратовали за защиту народного хозяйства от рыночной стихии, считая, что рынок привносит беспорядок в сельское хозяйство. Так же они были за “усиление земледелия”, создание государством постоянных зернохранилищ, увеличение гибкости податной системы, выдвинули принцип “уравновешивания хозяйства”. Этот трактат сыграл огромную роль в становлении экономической мысли Китая. Были выдвинуты идеи о возможности количественного анализа экономических явлений. [3]

 

 

 

 

 

 

                                                                                     

                                                                                                                                                                            4

 

 

 

Заключение.

Итак, зарождение экономических идей происходит в древности. В основном, экономические учения этого периода находили отражение в рукописях мыслителей и законах правителей крупных государств. Учения древнего мира рассматривают проблемы натурального рабовладельческого хозяйства, товарно-денежные отношения.

Информация о работе Экономическая мысль Древнего Мира