Фондовые биржи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 17:24, реферат

Описание

Основной целью данной работы является рассмотрение истории возникновения рынка ценных бумаг в Украине, анализ формирова- ния фондового рынка и реализации его функций, ознакомление с его инструментами, с особенностями, проблемами и перспектива- ми становления фондового рынка Украины.

Содержание

РАЗДЕЛ 1. Возникновение фондового рынка в Украине.
ГЛАВА 1. Законодательная база. ...........................4
ГЛАВА 2. Концепция функционирования и развития фондового рынка в Украине:
2.1. Требования современных мировых стандартов........6
2.2. Принципы формирования фондового рынка в Украине..6
2.3. Ценные бумаги и операции с ними на фондовой бирже................................8
2.4. Принципы реализации функций национального фондового рынка..................................9
ГЛАВА 3. Инструменты и институты фондового рынка.
3.1. Понятие ценных бумаг.............................9
3.1.1. Инвестиционные качества ценных бумаг............16
3.2. Правовая характеристика эмитентов ценных бумаг..17
3.3. Институты фондового рынка. .....................19
3.3.1. Типы финансовых посредников и виды их деятель- ности на фондовом рынке.........................20
3.3.1.1. Характеристика доверительных обществ............22
3.3.1.2. Характеристика инвестиционных фондов и инвестиционных компаний.........................23
3.3.1.3. Деятельность, осуществляемая инвестиционными фондами и инвестиционными компаниями............24
3.3.1.4. Особенности действия пенсионных фондов и страхо- вых компаний как институциональных инвесторов...25
3.3.1.5. Сравнительные черты рынков услуг с ценными бумагами, предоставляемых финансовыми посредниками....................................25
РАЗДЕЛ 2. Анализ и статистика рынка ценных бумаг в Украине.......................................28
РАЗДЕЛ 3. Государственное регулирование рынка ценных бумаг....................................38
РАЗДЕЛ 4. Особенности, проблемы и перспективы становления рынка ценных бумаг в Украине....................44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ...........................................50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ......................................56

Работа состоит из  1 файл

Фондовые биржи реферат.doc

— 425.00 Кб (Скачать документ)

Аналогом трастовых компаний в Украине являются довери- тельные общества. В соответствии с Декретом "О доверительных обществах" доверительное общество может быть создано только как общество с дополнительной ответственностью, т.е. общес- тво, уставный фонд которого поделен на доли, определенные уч- редительными документами. Участники такого общества отвечают по его обязательствам своими вкладами в уставной фонд, а при недостаточности этих сумм - дополнительно принадлежащим им имуществом в одинаковом для всех участников кратном размере к взносу каждого участника. Для участников доверительных об- ществ предусмотрена дополнительная ответственность в пятик- ратном размере к вкладу участника.

Отметим, что величина уставного фонда доверительного об- щества играет важную роль при осуществлении его деятельности, т.к. стоимость имущества, которое доверенное лицо от имени доверительного общества берет на обслуживание у клиентов, не должна суммарно превышать долю доверенного лица в уставном фонде доверительного общества и соответственно его личную до- полнительную ответственность. Так что каждый участник довери- тельного общества может привлечь в доверительное управление имущество, не превышающее 6-кратного размера внесенного им вклада в уставный фонд, и в целом доверительное общество мо- жет привлечь в доверительное управление имущество не более, чем 6-кратный размер его уставного фонда.

Уставный фонд доверительного общества должен быть сформиро- ван исключительно за счет денежных средств и ценных бумаг участников.

Предмет деятельности доверительного общества определен как представительная деятельность с денежными средствами, ценны- ми бумагами и иными документами, которые переданы довери- тельному обществу доверителем, которым может стать и гражда- нин, и юридическое лицо.

Для граждан доверительное общество осуществляет сохран- ность и представительские услуги для обслуживания имущества граждан.

Для юридических лиц доверительное общество может осущес- твлять агентские услуги, ведение счетов ценных бумаг, управ- ление голосующими акциями. Декрет предусматривает возмож- ность распоряжения доверительным обществом имуществом довери- теля, однако не установлены пределы такого распоряжения.

Доверительное общество может также осуществлять операции с приватизационными бумагами на основании лицензии Фонда госи- мущества Украины.

Схема отношений между доверителем и доверительным общес- твом выглядит следующим образом. Доверитель передает в управ- ление доверительному обществу определенное имущество (это мо- гут быть денежные средства, акции, облигации, приватизацион- ные ценные бумаги и т.д.). От имени доверительного общества доверенное лицо заключает с доверителем договор на управле- ние этим имуществом. Доверительное общество обязуется в тече- ние обусловленного времени обеспечивать сохранность этого имущества, управлять им так, чтобы извлечь какую-то прибыль.

По окончании срока действия этого договора доверительное об- щество возвращает доверителю переданное имущество, а также доход, полученный в результате управления этим имуществом. За осуществление управления имуществом доверительное общество получает определенное вознаграждение, размер которого обус- ловливается в договоре. Следует также отметить, что все опе- рации по управлению имуществом проводит именно доверенное ли- цо, принявшее это имущество в управление.

Банковский учет операций с имуществом, переданным в довери- тельное управление, осуществляет специальное лицо-депозита- рий. В соответствии с требованиями действующего законода- тельства Украины депозитарием может быть только банк, имею- щий специальную лицензию. В обязанности депозитария входит отслеживание движения средств, переданных каждым доверителем, а также осуществление контроля за тем, чтобы доверительное общество не приняло в управление средства, размер которых превышал бы описанные выше пределы.

3.3.1.2 ХАРАКТЕРИСТИКА ИНВЕСТИЦИОННЫХ ФОНДОВ И

ИНВЕСТИЦИОННЫХ КОМПАНИЙ.

Инвестиционные фонды (ИФ) и инвестиционные компании (ИК) - это посредники, деятельность которых строится гораздо слож- нее, чем деятельность доверительных обществ.

ИФ - это юридическое лицо, основанное в форме закрытого ак- ционерного общества, исключительным видом деятельности кото- рого является совместное инвестирование.

ИФ бывают двух видов - открытые, которые создаются на неоп- ределенный срок и выполняют обязательства по выпуску своих инвестиционных сертификатов в установленные самим фондом сро- ки, и закрытые, которые выкупают свои сертификаты по истече- нии срока, на который они создаются.

Учредителями ИФ могут быть физические и юридические лица, за исключением тех, доля государственного имущества в кото- рых превышает 25%.

Устав ИФ должен содержать требования относительно запрета создания каких-либо специальных или резерных фондов, а также содержать положения о полном распределении прибыли между уч- редителями и собственниками инвестиционных сертификатов.

Уставный фонд ИФ должен быть не менее 2 тысяч минимальных зарплат, установленных на момент регистрации.

ИК - это Торговец ЦБ, который помимо проведения операций с

ЦБ привлекает средства для осуществления совместного инвести- рования путем выпуска своих ценных бумаг. ИК учреждается и функционирует как Торговец ЦБ, для проведения же инвестицион- ной деятельности ИК учреждает специальный филиал без права юридического лица - взаимный фонд, который осуществляет вы- пуск своих ценных бумаг.

Инвестиционный фонд и взаимный фонд осуществляют выпуск своих ценных бумаг - инвестиционных сертификатов. Это особые ценные бумаги. Они не дают их владельцу статус совладельца ИФ или ИК, они порождают право на получение прибыли, полученной в результате деятельности фондов.

3.3.1.3 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМАЯ ИНВЕСТИЦИОННЫМИ

ФОНДАМИ И ИНВЕСТИЦИОННЫМИ КОМПАНИЯМИ.

Общая схема проведения этой деятельности следующая: инвес- тиционный фонд либо инвестиционная компания производят регис- трацию выпуска инвестиционных сертификатов в Министерстве фи- нансов Украины. После проведения такой регистрации информа- ция о выпуске сертификатов обязательно публикуется в периоди- ческих изданиях. Кроме того, законодательство обязывает ИФ и

ИК опубликовать специальный документ - инвестиционную декла- рацию (которая также включается в Устав ИФ и ИК).

После размещения указанных публикаций осуществляется разме- щение (продажа) инвестиционных сертификатов. От имени ИФ та- кое размещение проводит специальная фирма - инвестиционный управляющий. Инвестиционным управляющим может быть только

Торговец ЦБ. Законодательством предусмотрено, что от имени ИФ только инвестиционный управляющий осуществляет управление ак- тивами ИФ, готовит проекты публикуемых документов, органи- зует продажу инвестиционных сертификатов.

Инвестиционный управляющий открытого инвестиционного фонда обязан принимать меры для выкупа инвестиционных сертификатов по требованию их собственников от имени и за счет средств ин- вестиционного фонда, а в случае отсутствия таких средств - за счет собственных средств.

Договор с инвестиционным управляющим может быть составной частью учредительного договора, если инвестиционный управляю- щий является учредителем инвестиционного фонда.

При выполнении своих обязанностей инвестиционный управляю- щий должен действовать исключительно в интересах учредителей и участников инвестиционного фонда.

Как видим, по сути, ИФ выполняет две важные функции - прив- лекает средства и осуществляет затем их распределение среди акционеров и владельцев инвестиционных сертификатов.

Инвестиционная компания не обращается к услугам инвести- ционного управляющего, поскольку она сама, будучи Торговцем

ЦБ, выполняет его функции для учрежденного ею взаимного фонда.

ИФ и ИК реализуют свои инвестиционные сертификаты за денеж- ные средства, либо приватизационные ЦБ.

Фонды имеют право осуществлять общую эмиссию инвестицион- ных сертификатов на сумму, размер которой не должен превы- шать 15-кратного размера их уставных фондов.

Открытые фонды выпускают инвестиционные сертификаты, не подлежащие свободной перепродаже, а закрытые - подлежащие свободной перепродаже.

Инвестиционные сертификаты закрытых фондов могут обмени- ваться на приватизационные ценные бумаги, если эти фонды в установленном Фондом государственного имущества Украины по- рядке получили разрешение на осуществление коммерческой дея- тельности с приватизационными бумагами.

Фонд имеет право осуществлять дополнительную эмиссию инвес- тиционных сертификатов в 50-кратном размере к объему приня- тых для размещения приватизационных бумаг в порядке, утвер- жденном Фондом государственного имущества Украины и Министер- ством финансов Украины.

После того как инвестиционные сертификаты размещены, не ме- нее 70% от полученных средств фонды должны вложить в ЦБ дру- гих эмитентов (т.е. происходит либо покупка этих ЦБ, либо об- мен приватизационных ЦБ на акции этих приватизированных пред- приятий), при этом фонды не могут приобретать более 5% ЦБ од- ного эмитента и инвестировать свыше 10% своих средств в ЦБ одного эмитента, кроме инвестирования в облигации внутренних государственных займов, казначейские обязательства и другие

ЦБ, получение доходов от которых гарантировано Прави- тельством Украины. Доходы фонда состоят из дивидендов и дру- гих поступлений от ЦБ, находящихся в собственности фонда, и доходов от операций с ЦБ и другими активами. Прибыль фонда подлежит распределению между учредителями и участниками в ви- де дивидендов.

Помимо взаимодействия с инвестиционными управляющими, ИФ и

ИК обязательно заключают договоры с депозитарием, который ве- дет хранение активов, обслуживает операции фондов и ведет все расчеты.

Такая сложная система взаимодействия фондов, инвестицион- ных управляющих, депозитариев предусмотрена законода- тельством для того, чтобы разделить обязательства по сбору, использованию и распределению средств инвесторов между неза- висимыми организациями.

3.3.1.4 ОСОБЕННОСТИ ДЕЙСТВИЯ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ И

СТРАХОВЫХ КОМПАНИЙ КАК ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ИНВЕСТОРОВ.

Одной из особенностей фондового рынка является тот факт, что основными инвесторами на нем выступают страховые компа- нии и пенсионные фонды. В Украине рынок страховых услуг дос- таточно развит и можно говорить о наличии системы страховых институтов. Пенсионные фонды, хотя и не запрещены действую- щим законодательством, однако в силу разных объективных и субъективных причин только начинают утверждаться. Характер- ной чертой страховых компаний и пенсионных фондов является осуществление приема денежных средств от инвесторов (лицо, страхующее какой-то риск, осуществляет страховой платеж, а участник пенсионного фонда осуществляет накопительные плате- жи), а через определенное время у этих институтов возникает необходимость проведения выплат (страховая компания выплачи- вает страховую премию, а пенсионный фонд - пенсию).

Чтобы полученные денежные средства не подвергались влиянию инфляционных процессов, страховые компании и пенсионные фон- ды активно участвуют в сделках с ценными бумагами. Это дает им возможность за счет полученной курсовой разницы от куп- ли-продажи ЦБ, а также дивидендов, полученных по ЦБ, осущес- твлять необходимые выплаты.

3.3.1.5 СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ РЫНКОВ УСЛУГ С ЦБ,

ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ФИНАНСОВЫМИ ПОСРЕДНИКАМИ.

Сформировавшийся в нашей экономике рынок услуг, предостав- ляемых финансовыми посредниками, можно в зависимости от ви- дов их деятельности с ценными бумагами разделить на два ти- па (см. таблицу 4.).

Таблица 4.

--------------------T-------------------T-------------------¬

¦ ¦Операции с "класси-¦Операции с привати-¦

¦ ¦ческими ЦБ" ¦зационными ЦБ ¦

+-------------------+-------------------+-------------------+

¦Отличительные черты¦Чистая конкуренция ¦Монополист. конкур.¦

+-------------------+-------------------+-------------------+

¦Число компаний ¦Очень большое (фир-¦Большое (лицензиро-¦

¦ ¦мы-торговцы ЦБ, ба-¦ванные в ФГИ инвес-¦

¦ ¦нки, доверительные ¦тиционные фонды и ¦

¦ ¦общества), больше ¦взаимные фонды ин- ¦

¦ ¦ 1000 ¦вестиционных компа-¦

¦ ¦ ¦ний, доверительные ¦

¦ ¦ ¦общества, страховые¦

¦ ¦ ¦компании), больше ¦

¦ ¦ ¦ 300 ¦

+-------------------+-------------------¦-------------------¦

¦ Тип услуг ¦Стандартизированный¦Дифференцированный ¦

+-------------------+-------------------+-------------------+

¦ Контроль над ценой¦ ¦Существует в очень ¦

¦предоставляемых ¦ Отсутствует ¦ограниченной ¦

¦услуг ¦ ¦степени ¦

+-------------------+-------------------+-------------------+

¦Условия вступления ¦Весьма легкие с ¦Сравнительно ¦

¦в данную сферу ¦минимумом препятст-¦ легкие ¦

¦ бизнеса ¦вий. ¦ ¦

L-------------------+-------------------+--------------------

Первый тип по своим основным чертам приближается к модели чистой конкуренции. Операции на нем производятся большим чис- лом независимых фирм, которые предлагают идентичные ценные бумаги одних и тех же эмитентов. Поэтому неценовая конкурен- ция, делающая упор в различие качества услуг, рекламу или стимулирование сбыта, в данном сегменте фондового рынка от- сутствует. У финансового посредника нет возможности контроли- ровать цены и продавать ценные бумаги по завышенным ценам, так как его конкуренты в состоянии оказать те же самые услуги дешевле.

Еще одна особенность данной модели связана с тем, что но- вые фирмы могут относительно свободно входить в эту сферу бизнеса, а уже существующие - покидать ее. Как показывает практика, условия для получения соответствующих лицензий Мин- фина не являются серьезным препятствием. По крайней мере, все, кто намеревался заняться этим видом деятельнотси, нас- колько известно, свои желания осуществили без каких-либо проблем. Технология финансового посредничества не требует и специализированного оборудования, которое было бы трудно приобрести или продать, если фирма намерена прекратить опера- ции.

Второй тип рынка услуг финпосредников достаточно удачно вписывается в рамки модели монополистической конкуренции, в которую они вступают в ходе привлечения приватизационных средств населения. Именно в этой сфере услуги по совместному инвестированию привлекаемых приватсредств во многих случаях приобретают реальные (или мнимые) отличия. Отсюда - разверты- вание не только ценовой, но и неценовой конкуренции, включаю- щей агрессивную рекламу с акцентом на известность и ста- бильность учредителей, удобства в оформлении "ваучеров" и т.п. Существенно более жесткими, чем в Минфине, являются и условия получения лицензий Фонда госимущества, что является еще доним признаком рынка монополистической конкуренции.

Информация о работе Фондовые биржи