Фондовые биржи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 17:24, реферат

Описание

Основной целью данной работы является рассмотрение истории возникновения рынка ценных бумаг в Украине, анализ формирова- ния фондового рынка и реализации его функций, ознакомление с его инструментами, с особенностями, проблемами и перспектива- ми становления фондового рынка Украины.

Содержание

РАЗДЕЛ 1. Возникновение фондового рынка в Украине.
ГЛАВА 1. Законодательная база. ...........................4
ГЛАВА 2. Концепция функционирования и развития фондового рынка в Украине:
2.1. Требования современных мировых стандартов........6
2.2. Принципы формирования фондового рынка в Украине..6
2.3. Ценные бумаги и операции с ними на фондовой бирже................................8
2.4. Принципы реализации функций национального фондового рынка..................................9
ГЛАВА 3. Инструменты и институты фондового рынка.
3.1. Понятие ценных бумаг.............................9
3.1.1. Инвестиционные качества ценных бумаг............16
3.2. Правовая характеристика эмитентов ценных бумаг..17
3.3. Институты фондового рынка. .....................19
3.3.1. Типы финансовых посредников и виды их деятель- ности на фондовом рынке.........................20
3.3.1.1. Характеристика доверительных обществ............22
3.3.1.2. Характеристика инвестиционных фондов и инвестиционных компаний.........................23
3.3.1.3. Деятельность, осуществляемая инвестиционными фондами и инвестиционными компаниями............24
3.3.1.4. Особенности действия пенсионных фондов и страхо- вых компаний как институциональных инвесторов...25
3.3.1.5. Сравнительные черты рынков услуг с ценными бумагами, предоставляемых финансовыми посредниками....................................25
РАЗДЕЛ 2. Анализ и статистика рынка ценных бумаг в Украине.......................................28
РАЗДЕЛ 3. Государственное регулирование рынка ценных бумаг....................................38
РАЗДЕЛ 4. Особенности, проблемы и перспективы становления рынка ценных бумаг в Украине....................44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ...........................................50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ......................................56

Работа состоит из  1 файл

Фондовые биржи реферат.doc

— 425.00 Кб (Скачать документ)

Но даже те акции госпредприятий,которые выйдут на внебирже- вой рынок, ожидает сложная судьба, т.к. они не принесут ин- вестору высокие дивиденты потому, что рассчитаны только на долговременные капиталовложения с отдачей минимум через 2-3 года. Но кто все же сумеет проявить терпение, в конечном сче- те сможет стать владельцем надежных ЦБ.

Однако, главным тормозом в становлении фондового рыкка стал тяжелейший кризис, который поразил все отрасли экономики

Украины.

В таких условиях рыночные механизмы не срабатывают. Пред- приниматели и хозяйственники предпочитают "день простоять да ночь продержаться", чем рисковать организовывая производство и осуществляя инвестиции.

Что надо делать? Учитывая проиобретенный опыт формирования национального РЦБ, требования мировых стандартов фондовой торговли, в частности, рекомендаций "Группы Тридцати" и Ди- рективы ЕС по регулированию обращения ценных бумаг с целью усовершенствования механизмов фондового рынка, в настоящее время следует считать главными принципами формирования, фун- кционирования и дальнейшего развития украинского фондового рынка централизованное государственное регулирование и кон- троль обращения ценных бумаг и операций, связанных с ними, целостность и прозрачность биржевого и внебиржевого фондово- го рынка.

Необходимо привести действующее законодательство Украины в части фондового рынка в сооветствие с требованиями его совре- менного функционирования на уровне международных стандартов и дальнейшего развития, предусматривающих разработку и приня- тие законов Украины о государственном регулировании фондово- го рынка, о государственной Комиссии по ценным бумагам, об обращении государственных ЦБ, об электронном обращении ЦБ и

Национальном депозитарии.

Необходимо создать двухуровневую систему депозитарного уче- та, которая состоит из Национального депозитария ЦБ и регио- нальных депозитариев, осуществляющих свою деятельность на ос- нове лицензий Комиссии по ЦБ.

Это позволит осуществить переход от материального обраще- ния бумажных акций и облигаций к их дематериальному обраще- нию в форме записей на счетах, и постепенно внедрять и ис- пользовать стандарты международной кодификации ценных бумаг

(ISIN) Международной организации стандартизации (ISO).

Целесообразно установить законодательную норму, в соответ- ствии с которой эмитент, насчитывающий более ста акционеров

(участников), обязательно должен передать реестр акционеров в депозитарную национальную систему.

Назрела необходимость объединить усилия и материальные ре- сурсы государственных органов, хозяйственных обществ, субъек- тов фондового рынка, зарубежной технической помощи в созда- нии единой всеукраинской телекоммуникационной сети для обес- печения электронного обращения ценных бумаг.

Кроме того, уже сегодня необходимо:

- ускорить процессы массовой приватизации и корпоратизации государственных предприятий путем образования на их базе от- крытых акционерных обществ, акции которых могут свободно об- ращаться на всей территории страны в пределах целостного и прозрачного национального фондового биржевого и внебиржевого рынков;

- осуществить четкую и последовательную государственную программу приватизации с целью повышения эффективности управ- ления производством на основе равенства прав всех граждан

Украины, открытости и гласности;

- развернуть во всех средствах массовой информаци, периоди- ческих изданиях широкую разъяснительную работу среди населе- ния относительно его участия в процессах приватизации и осу- ществления операций с ценными бумагами;

- обеспечить государственную поддержку в расширении систе- мы подготовки и переподготовки профессиональных кадров фондо- вого рынка, проведении их стажировки в зарубежных финансовых структурах;

- разработать и принять четкие условия участия зарубежных инвесоров в приватизационных процессах в Украине с учетом го- сударственных приоритетов, национальных интересов и интере- сов большинства населения Украины.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Сегодня степень развития рынка ЦБ значительно ниже, чем других составных финансового рынка: денежного и рынка банков- ских кредитов. Положение, которое сложилось, требует основа- тельного анализа и систематизации.

Говоря о причинах слабого развития отечественного рынка ЦБ, его крайне медленном становлении необходимо остановиться на следующих вопросах.

Одним из основных условий построения и развития фондового рынка является расширение и совершенствование процессов при- ватизации государственных предприятий. Эти процессы неразрыв- но связаны с насыщением фондового рынка новыми финансовыми инструментами, формированием мнвестиционных портфелей вла- дельцев средств. В дальнейшем от результатов работы этих ак- ционерных предприятий зависит и возможность их дальнейшего инвестирования.

Небходимо выяснить в чем заключаются преимущества и недос- татки наличной и безналичной систем обращения ЦБ?

Начнем с наличной системы. Среди положительных ее качеств можно назвать психологический фактор, так как множество ин- весторов более комфортно себя чувствуют, когда держат в ру- ках конкретную "бумажную основу", а не имеют запись у ко- го-то в компьютере. Кроме этого, наличные ЦБ являются и до- полнительной рекламой для эмитента. А отрицательной же сторо- ной такой системы считается невозможность перевода некоторых

ЦБ на электронный вид (вексель, сберегательный сертификат).

Если же говорить о безналичных ЦБ, то необходимо отметить дороговизну использования большого количества компьютеров и программ, затруднение обеспечения ликвидности и свободной пе- репродажи. Но у безналичных ЦБ есть и свои положительные ка- чества: "не горят и не тонут", да и изготовление высококачес- твенных наличных ЦБ некоторым эмитентам попросту не по карма- ну.

Но когда говорят о недостатках и достоинствах физических и безналичных ЦБ, то забывают о главном - они не должны друг друга исключать, они должны работать параллельно.

Если говорить о перспективе, то развитие фондового рынка

Украины должно базироваться на мнении граждан, а они-то отно- сятся с недоверием к безналичным ЦБ. В то же время государ- ство вложило много денег именно в безналичную форму обраще- ния и приложит много усилий для того, чтобы окупить эти сред- ства.

Проблемы оборота ЦБ на фондовом рынке можно решать и ком- промиссным путем. В Германии, например, это делается следую- щим образом. В соответствии с законодательством все ЦБ выпус- каются в наличной, "бумажной" форме и хранятся в системе Цен- трального депозитария. А вот уже обращаются они в безналич- ной форме. Таким образом, происходит так называемый "симбиоз" двух форм обращения ЦБ, наличной и безналичной, при сохране- нии положительных черт обеих форм учтен и психологический фактор - при очень большом желании ЦБ все-таки можно потро- гать; и сохранена мобильность процесса работы с ЦБ (оформле- ние, купля-продажа и учет владельцев).

Теперь рассмотрим некоторые причины кризиса трастов в

Украине.

При полном отсутствии коммерческого законодательства, зако- нодательства о доверительной собственности,которые в других странах охватывают сотни страниц законодательных текстов,у нас был принят декрет о доверительных обществах, которым фак- тически был санкционирован на государственном уровне беспре- цедентный доверительный обман. Поддержка этого декрета други- ми, крайне необходимыми законодательными актами, даже и не предусматривалась. Любой законодательный акт, санкционирую- щий проведение какой-либо деятельности, прежде всего должен содержать четкое ограничение в деятельности и квалифицирован- ные требования к лицам, которые этой деятельностью будут за- ниматься. Это также полностью отсутствует в данном декрете.

Поэтому не удивительно, что этим документом была произведена замена трастовых операций очень узким направлением - опера- циями с приватизационными бумагами и отождествление разреше- ния на последние с разрешением на проведение трастовых опера- ций в целом.

Трастовые операции во всем мире рассматриваются как наибо- лее сложные, требующие самой высокой квалификации в области права, инвестиционного и финансового менеджмента, страхова- ния, знания макро- и микроэкономики.

Траст, вообще, условно можно разделить на два направления: финансовый и юридический. При этом к первому относится бан- ковский и инвестиционный траст, ко второму - все другие, включая операции с недвижимостью.

Исторически сложилось так, что именно инвестиционный траст имеют в виду, когда говорят о трасте вообще. По крайней мере, когда говорят о траст-фондах, трастовых компаниях, подразуме- вают именно инвестиционные трасты, которые охватывают не только инвестиционные компании различных видов, но и пенсион- ные фонды и некоторые виды страховой деятельности.

Не понимание этого и привело к логическому абсурду. Трасто- выми операциями начали заниматься даже те, кто не имел лицен- зии Министерства финансов на осуществление операций с ЦБ.

Одной из основных причин кризиса трастов явилось то, что регулирование данной деятельности было отдано Фонду государ- ственного имущества-органу, очень далекому от рынка капитала, от инвестиционной деятельности. Лишь принятие Указа об инвес- тиционных компаниях и фондах несколько оживило этот процесс.

Вместо ожидаемого мы получили глубочайший кризис трастов и широкомасштабный обман населения.

Неопределенность понятия траста как такового, а также тот факт, что рынком ЦБ, т.е. инвестиционным трастом, у нас зани- маются и Министерство финансов, и Министерство экономики, и

Национальный банк, и Фонд госимущества, т.е. никто определен- но, и явились еще одной причиной мошенничесва в этой сфере.

Следующей причиной кризиса являлась полная невозможность для общественности получать необходимую информацию по дея- тельности тех финансовых институтов, которым они хотели дове- рить свои активы. Соответствующая служба и должна быть созда- на при едином органе государственного регулирования рынка ка- питалов.

Кризис трастов был бы невозможен, если бы с самого начала было проведено жесткое разграничение банковских и инвести- ционных трастов, и, соответственно, области компетенции орга- нов, занимающихся лицензированием и регулированием их дея- тельности. Должно быть установлено, что:

- ни одно лицо, как физическое, так и юридическое, не имеет права привлекать денежные средства и финансовые инстру- менты граждан и юридических лиц, а также проводить любые опе- рации с ними в качестве финансового посредника без соответ- ствующей лицензии;

- операции на денежно-кредитном рынке лицензируется ис- ключительно Национальным банком Украины;

- операции на рынке ЦБ лицензируются исключительно Комис- сией по ценным бумагам и фондовым биржам - единым государ- ственным органом, созданным для регулирования всех видов дея- тельности, касающихся финансовых инструментов, вовлеченных в торговлю на публичных рынках ЦБ.

Однако становление рынка ЦБ происходит в крайне непростых условиях смены общественного строя и всеобъемлющего со- циально-экономического кризиса. И все-таки реформы идут. Ры- нок ЦБ, основные его инструменты созданы, он развивается, ук- репляется.

Несмотря на свою молодость, фондовый рынок нашей страны по своей структуре все больше начинает приближаться к тем, кото- рые сложились за многие десятилетия в странах с развитой ры- ночной экономикой.

Таблица 9.

ФОНДОВЫЙ РЫНОК УКРАИНЫ.

---------------------------T--¬ ---T--------------------------T-
¬

¦Корпоратизируемые и прива-¦ ¦ ¦ ¦ Граждане ¦ ¦

¦тизируемые предприятия ¦ ¦ ¦ ¦ Государства ¦ ¦

+--T-----------------------¦ ¦ ¦ +--T-----------------------+
¦

¦ ¦Юридические лица - су- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Институциональные ¦
¦

¦ ¦бъекты предприниматель-¦ ¦ ¦ ¦ ¦инвесторы: ¦ ¦

¦ ¦ской деятельности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - страховые компании ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - пенсионные фонды ¦ ¦

¦ ¦Государство: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - инвестиционные фонды¦ ¦

¦ ¦Национальный банк ¦ ¦ ¦ ¦ ¦-----------------------+ ¦

¦ ¦Министерство финансов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦Местные органы власти ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Обычные инвесторы ¦
¦

L--+-----------------------+--- L--+--+-----------------------+-
-

------------------------------¬ --------------------------------
¬

¦Специализированные организа- ¦ ¦Государственные органы, регули-
¦

¦ции по учету, хранению и рас-¦ ¦рующие рынок ценных бумаг
¦

¦четам за ценные бумаги ¦ +-------------------------------
+

¦-----------------------------+ ¦Комиссия по ценным бумагам
¦

¦ Национальный депозитарий ¦ ¦Министерство финансов ¦

¦ Клиринговый банк ¦ ¦Национальный банк ¦

L------------------------------ ¦Министерство экономики
¦

------------------------------¬ ¦Фонд госимущества ¦

¦ Финансовые посредники ¦ ¦Антимонопольный комитет
¦

+-----------------------------+ L-------------------------------
-

¦Торговцы ценными бумагами ¦ --------------------------------
¬

¦Инвестиционные фонды ¦ ¦Инфраструктура рынка ЦБ ¦

¦Банки ¦ +-------------------------------+

¦Доверительные общества ¦ ¦Семинары и курсы профессиональ-
¦

¦Фондовые биржи ¦ ¦ного образования ¦

¦Страховые компании ¦ ¦Аудиторские и консультационные ¦

L------------------------------ ¦фирмы ¦

------------------------------¬ ¦Специализированные производства¦

¦ Ценные бумаги ¦ ¦бланков ценных бумаг ¦

+--T--------------------------+ ¦Специализированная пресса
¦

¦ ¦Акции ¦ L--------------------------------

¦ ¦Облигации: ¦ --------------------------------¬

¦ ¦ - предприятий ¦ ¦Саморегулирующиеся организации ¦

¦ ¦ - республиканских и ¦ ¦участников рынка ЦБ ¦

¦ ¦ местных займов ¦ +-----------------------------
--+

¦ ¦Казначейские обязательства¦ ¦Украинская Ассоциация торговцев¦

¦ ¦Сберегательные сертификаты¦ ¦ценными бумагами ¦

¦ ¦Векселя ¦ ¦Украинская Ассоциация доверите-¦

¦ ¦Инвестиционные сертификаты¦ ¦льных обществ, инвестиционных
¦

¦ ¦Сертификаты на компенсацию¦ ¦фондов и компаний ¦

¦ ¦вкладов населения ¦ ¦ ¦

¦ ¦Земельные сертификаты ¦ ¦ ¦

L--+--------------------------- L-------------------------------
-

Его главные действующие лица те же - эмитенты, инвесторы и финансовые посредники. Финансовые инструменты, обращающиеся на рынке, тоже однотипны.

Одной из особенностей украинского фондового рынка является то, что между его участниками еще не успели сложиться устой- чивые отношения, позволяющие говорить об их постоянном вос- производстве. Для многих предприятий выход на рынок ЦБ закан- чивается с первой же эмиссией. Связано это с тем, что руково- дители предприятий-эмитентов часто не довольны результатами продажи своих акций. Многие из них рассматривали этот рынок в качестве своеобразного и более дешевого заменителя банков- ских кредитов, не задумываясь над тем, что акционеры стано- вятся совладельцами компании и с их мнением также придется считаться. В дальнейшем руководство компаний уже предпочи- тает обходиться без новых эмиссий.

Информация о работе Фондовые биржи