Фирма – ее структура, цели и задачи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2011 в 22:09, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы - закрепление и углубление знаний в области экономики, а также изучение особенностей функционирования фирмы как основного субъекта рыночной экономики, объяснить существование фирмы и найти причины, предопределяющие масштабы её деятельности в условиях рыночных отношений.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 238.00 Кб (Скачать документ)

     К некоммерческим организациям относятся  потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, фонды.

     Потребительским  кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Обычно потребительский кооператив обеспечивает своих членов теми или иными потребительскими благами.

     Общественные  и религиозные  организации это добровольные объединения граждан, в установленном законом  порядке объединявшихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей.

     Организации вправе осуществлять предпринимательскую  деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующие  этим целям. Участники указанных  организаций не сохраняют прав на переданное ими  этим организациям в собственность имущество,  в том числе на членские взносы. Они не отвечают по обязательствам общественных и религиозных организаций, в которых участвуют в качестве их членов, а указанные организации не отвечают по обязательствам своих членов.

     Фондом признается не имеющая членства некоммерческая  организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные и иные общественно полезные цели. Имущество, переданное фонду его учредителями, является собственность фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного им фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей. Для  осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них. Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.

     Индивидуальный  предприниматель – это гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью, без образования юридического лица.

     Индивидуальный  предприниматель, не имеющий наемных работников, как правило, по законодательству работает по патенту, где сам определяет свой доход и платит определенную сумму по налогам ежемесячно.

     Если  индивидуальный предприниматель имеет одного или несколько наемных работников, то на основании законодательства он уже работает по упрощенной декларации,  либо по общеустановленным порядкам.

     Индивидуальные  предприниматели имеют следующее  преимущество: простота в организации, полная самостоятельность, свобода, оперативность действия, максимум побудительных мотивов, конфиденциальность деятельности, низкие организационные издержки, гибкость. К их недостаткам следует отнести трудности привлечения больших капиталов, неопределенность сроков деятельности, неограниченную ответственность за долги, недостаток специализированного менеджмента, функциональные недостатки. 

     1.8 Организационно – экономические формы 

     К основным организационно – экономическим  формам предпринимательства можно  отнести концерны, ассоциации, консорциумы, синдикаты, картели, финансово – промышленные группы.

     Концернэто многоотраслевое акционерное общество, контролирующее предприятия через систему участия. Концерн приобретает контрольный пакет акций различных компаний, являющихся по отношению к нему дочерними. В  свою очередь дочерние компании также могут владеть контрольными пакетами акций других акционерных компаний, нередко расположенных в других странах.

     Ассоциации  – это мягкая форма добровольного объединения экономически самостоятельных предприятий, организаций, которые одновременно могут входить в другие образования. В состав ассоциации, как правило, входят односпециализированные предприятия и организации, расположенные на определенной территории. Основная цель создания ассоциаций –  совместные решения научно – технических, производственных, экономических, социальных и других задач.

     Консорциум – представляет собой объединение предпринимателей с целью совместного проведения крупной финансовой операции (например, осуществление значительных инвестиций в крупный промышленный проект). Такое объединение предпринимателей имеет возможность вложить средства в крупный проект, при этом значительно уменьшается риск, возникающий при крупных вложениях, так как ответственность раскладывается на множество участников. В условиях научно – технической революции консорциумы возникают в новых отраслях и на стыке различных отраслей и предусматривают проведение совместных научных исследований.

     Синдикат – объединение сбыта продукции предпринимателями одной отрасли с целью устранения излишней конкуренции между ними.

     Картель – означает соглашение между предприятиями одной отрасли о ценах на продукцию, услуги, о разделе рынков сбыта, долях в общем, объеме производства и др.

     Финансово промышленные группы, являются новой организационно – экономической формой предпринимательства. Они представляют собой объединение промышленного, банковского, страхового и торгового капиталов, а также интеллектуального потенциала предприятий и организаций.

     Так как в условиях рыночной экономики мы не перестаем оглядываться на зарубежные страны, хочется отметить основные формы коммерческих предприятий в экономически развитых странах. Это частнопредпринимательская фирма, партнерство и корпорация.

     Частнопредпринимательская фирма это предприятие, владелец которого самостоятельно ведет дела в собственных интересах. Он управляет фирмой, получает всю прибыль, несет персональную ответственность по всем её обязательствам.

     Собственник фирмы обладает правом найма и  увольнения работников, заключает договоры, контракты. Преимущество частнопредпринимательской фирмы – в простоте её организации, управления, свободе действий,  в достаточно сильной экономической  мотивации (одно лицо получает всю прибыль). Недостатки такой фирмы – ограниченность финансовых и материальных ресурсов, отсутствие развитой системы внутренней специализации производства и управления, неограниченная ответственность.

     Партнерство – это предприятие, фирма, организованная несколькими лицами, совместно владеющими и  управляющими ею. Важнейшие права здесь принадлежат всем партнерам, однако может быть партнерство и с ограниченной ответственностью, когда наряду с основными участниками, полностью отвечающими за деятельность фирмы, имеются партнеры, ответственность которых ограничивается суммой их вклада в дело (так называемые партнеры с ограниченной ответственностью).

     В условиях партнерства относительно легче решить финансовые вопросы, связанные  с началом и продолжением деятельности предприятия, фирмы. Здесь в большей  мере, чем в частнопредпринимательской фирме, можно использовать разделение труда и специализацию в производстве и управлении. Недостаток партнерства – разделение функций, вследствие чего возможна несогласованность действий, и даже несовместимость интересов.   В результате возникающих противоречий или выхода из дела одного или нескольких партнеров возникает угроза потенциального распада партнерства.

     Под корпорацией понимается предприятие, фирма, имеющая форму юридического лица, где ответственность каждого собственника ограничена его вкладом в данное предприятие. Это общество, основано на паях. Приобретая акции общества, отдельные лица становятся собственниками корпорации. Таким образом, привлекаются финансовые средства огромного числа людей. Держатели акций получают часть дохода в виде дивидендов. Они рискуют только той суммой, которую заплатили при покупке акций. Корпорация существует независимо от её владельцев-акционеров, что позволяет ей функционировать относительно стабильно.

     К недостаткам корпорации надо отнести  в первую очередь наличие определенных возможностей для различного рода злоупотреблений. Мелкие и средние владельцы акций не могут осуществлять сколько-нибудь действенный  контроль за деятельностью корпорации. 
 
 
 
 
 

Глава 2. Практическая часть

2.2 Характерные черты предпринимательского потенциала России 

     В России предпринимательство возникло и стало широко распространяться в XVII – XVIII вв. Наибольшее развитие оно получило в годы правления Петра I. В 90-е годы XIX века в России окончательно складывается индустриальная база предпринимательства, оно становится массовым явлением. После двух революций – Февральской и Октябрьской 1917г. был взят курс на ликвидацию рыночных экономических связей. И лишь в 1990-е годы началась реанимация предпринимательства в России.

     Характер предпринимательского потенциала России  обусловлен переходным состоянием российской экономики. С одной  стороны, Россия продемонстрировала способность к быстрому формированию предпринимательской  инфраструктуры и самого класса предпринимателей, тем более что сами эти понятия на протяжении многих предшествовавших десятилетий воспринимались в стране исключительно негативно. За 90-е гг. в России образовались тысячи рыночных институтов, возникли миллионы собственников.

     С другой стороны, многие рыночные структуры остаются крайне несовершенными и неэффективными, например рынок ценных бумаг (фондовый рынок).

     Сохраняется весьма заметной доля государства, как  в национальном богатстве, так и  в собственности акционерных  и частично приватизированных предприятий. Есть все основания полагать, что в силу многих исторических  и культурных традиций Россия сохранит значительный государственный сектор и в будущем. Весьма велика будет и роль государственного регулирования в экономике. При этом одной из характерных черт переходной экономики России является тесное переплетение частного и государственного капитала, заметная роль государственного аппарата, а значит, и государственного предпринимательства. Одновременно с этими продолжает оставаться сильная зависимость частных предпринимателей (как сохранивших свои позиции прежних директоров приватизированных государственных предприятий, так и новых менеджеров, возглавивших вновь созданные коммерческие структуры) от органов государственного управления и их многочисленных чиновников, имеющих огромные возможности для контроля за деятельностью частного бизнеса, его разрешения или запрещения, часто небескорыстно.

     В этой связи чрезвычайно важны  роль и усилия государства, а также  других общественных институтов (образования, средств массовой информации и др.), направленные на формирование цивилизованного класса предпринимателей в нашей стране, законодательное и организационное обеспечение этого процесса.

     В частности, одна из ключевых задач государства  – оказание финансово кредитной  поддержки предпринимательству, особенно малому и среднему, принятию стабильного законодательства, в том числе налогового, способствующего развитию бизнеса. Важным фактором становления отечественного  предпринимательства должно стать создание соответствующей институциональной структуры – развития бизнес – инкубаторов, информационно-консультативное обслуживание предприятий, в том числе подключение их к системе Интернет, более активная деятельность фондов и других организационных структур поддержки предпринимательства.

     Все еще слабое развитие получили малые  предприятия, являющиеся главным двигателем предпринимательства во всем мире. В России насчитывается лишь 840 тыс. таких предприятий с числом занятых  на них 6,3 млн. человек (9,5% от общего числа занятых), что несопоставимо со среднемировым уровнем (40— 50% занятых). При этом малые предприятия крайне неравномерно распространены по территории страны. Так, в 1997 г. на Москву приходилось 22% этих предприятий, на Санкт-Петербург — 10%, на них было занято 25% общей численности работающих на малых предприятиях. В то же время в 28 субъектах РФ было зарегистрировано менее чем по 0,5% от общего чиста таких предприятий.

     Нельзя  не отметить специфику состава формирующегося российского предпринимательского класса. Согласно проведенным исследованиям, около 60% российской бизнес-элиты являются выходцами из прежней советской номенклатуры со всеми присущими ей традициями клановой закрытости, специфической моралью и привычкой функционировать в контролируемой государством высокомонополизированной экономике. Одна часть этих кадров сумела адаптироваться к требованиям рынка, успешно осваивает новые знания и стиль поведения, другая — продолжает руководить предприятиями и фирмами во многом по старинке, полагаясь главным  образом на личные связи и покровительство государственных    чиновников. 

       Довольно пестрым является и  «неноменклатурный» сегмент российского  предпринимательства: здесь и  рядовые граждане, прежде всего  молодежь, активно работающая в  бизнесе (в основном в розничной  и «челночной» торговле, не требующей значительного первоначального капитала, в посреднических услугах), и высококвалифицированные специалисты, открывающие консультативные фирмы, например, в области управления, подготовки кадров, программного обеспечения. Расширяется малый бизнес в сфере ремонта, строительства и технического обслуживания. Значительных масштабов достиг в России туристический бизнес, ставший весьма привлекательным для предпринимательского капитала.

Информация о работе Фирма – ее структура, цели и задачи