Фирма – ее структура, цели и задачи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2011 в 22:09, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы - закрепление и углубление знаний в области экономики, а также изучение особенностей функционирования фирмы как основного субъекта рыночной экономики, объяснить существование фирмы и найти причины, предопределяющие масштабы её деятельности в условиях рыночных отношений.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 238.00 Кб (Скачать документ)
  • необходимость защитить фирмы друг от друга.

     «Предприниматели в один голос превозносят конкуренцию, но, когда затрагиваются их собственные интересы, пытаются нейтрализовать её».

     Отсюда  принятие законов, предотвращающих  проявления                недобросовестной конкуренции.

  • необходимость защитить потребителей от недобросовестной практики.

     Отсюда  направленность законов против тех  фирм, которые, оставшись без присмотра, могут начать выпускать плохие товары, лгать в рекламе, вводить в заблуждение посредством упаковки и уровня цен.

  • необходимость защиты высших интересов общества от разнузданности

     предпринимателей.

     Рыночная  экономика, несмотря на её многие положительные  черты, неспособна автоматически регулировать все экономические и социальные процессы в интересах всего общества и каждого гражданина. Она не обеспечивает социально справедливое распределение дохода, не  гарантирует право на труд, не поддерживает социально незащищенные слои населения. Рыночная экономика не решает и многие другие актуальные проблемы. Обо всем этом  должно позаботиться государство путем создания механизма государственного воздействия на предпринимательскую деятельность.  

     1.3 Жизненный цикл фирмы 

     Цикл  жизни фирмы – это определение периода времени, в течение которого она обладает жизнеспособностью на рынке. Типичная модель жизненного цикла предприятия представлена четырьмя стадиями:

  • выход на рынок;
  • становление;
  • развитие;
  • упадок.

     На  этапе возникновения фирмы очень важно определить стратегию 
конкурентной борьбы.

     Существует  четыре основных типа стратегий конкурентной борьбы.  
Первая стратегия - силовая, действующая в сфере крупного производства 
товаров и услуг. Вы занялись крупномасштабным бизнесом. Это автоматически 
означает, что у вас должны быть сравнительно доступные цены и невысокие 
издержки. Если вы ориентированы на массового покупателя, цены должны быть для него приемлемыми. При этом вы обеспечиваете средний уровень качества.

     Если  качество вашего товара низкое, бизнес становится ненадежным. 
Потребитель сразу же отворачивается от низкокачественного продукта, если у 
него либо возросли доходы, либо появилась лучшая альтернатива. Очень 
высокое качество продукции требует увеличения издержек и как следствие - 
продажной цены. Круг потенциальных потребителей в этом случае сужается. 
Таким образом, вы сосредотачиваетесь на производстве продукции среднего 
качества и средних (и даже немного ниже) ценовых параметров. В результате 
вы попали в ситуацию очень высокой конкуренции с фирмами, занимающими эту же позицию, так как обслуживаете один и тот же массовый сегмент рынка.

     Вторая  стратегия. Если вы сосредоточились  в сфере мелкого бизнеса 
(маленькие мастерские, кафе и т. д.), то вам необходимо придерживаться 
приспособительной стратегии. Достоинства вашей фирмы будут принципиально иные, чем у крупных предприятий. Задачи таких фирм: удовлетворять индивидуальные потребности конкретного человека. Преимущества такой формы бизнеса - гибкость. Если товар или услуги такой фирмы не совпадают с серийным, тиражным производством, то крупные фирмы никогда не будут заниматься такими пустяками и, соответственно, никогда не будут вашими конкурентами.

     Третья  стратегия нишевая. Есть два принципиальных пути вырваться за 
пределы локального бизнеса. Первый путь - глубокая специализация 
производства. Ваша фирма обслуживает редкие специальные запросы 
потребителя, которые есть только у одного слоя, но зато вы умеете это 
делать лучше всех. Узкий слой потребителей определяет средние размеры 
фирмы. При этом клиент заинтересован именно в данных характеристиках 
продукта, что дает возможность свободного отношения к ценам. Вы 
пожертвовали массовостью продукции, ушли в какую - то специфику, но это 
ваша специфика, и конкуренту проникнуть в нее очень сложно. Вы относительно защищены от конкуренции.

     Четвертая стратегия - инновационная. Не вы приспосабливаетесь к рынку, а рынок становится совсем иным после вашего прихода. У вас большие 
потенциальные возможности расширения. Основная трудность на этом пути: как ее сделать, эту прорывную инновацию. Плата за осуществление прорыва - 
высокая степень риска.

     Возможны  переходные стратегии, и возможны смеси  стратегий разных по 
принципу: если вы в рамках своей фирмы выделяете структурное подразделение, обладающее значительной самостоятельностью, оно вполне может подчиняться другим принципам, чем фирма в целом. Но самой фирме быть и крупной и специализированной, и еще какой - либо невозможно. Фирмы могут сочетать в себе признаки разных стратегий.
 

                               Становление и развитие фирмы 

     Для становления крупной фирмы нужны  три направления инвестиций - в 
крупное производство, в сбытовую сеть и в дееспособный менеджмент. 
Отношение к сбыту - очень важный вопрос для развития фирмы. Функции 
сбыта - подведение реального питания к фирме. Задача: собрать как можно 
больший спрос с территории и направить его в данную фирму. Контролируемая 
сеть сбыта у российских предприятий развита плохо. Стандартная цепочка: 
производитель, оптовик, розница. Мотивы производителя - продвинуть свой 
собственный товар, мотивы оптовика - продвинуть тот товар, который окажется 
более выгодным. Для крупного производителя контролируемая сбытовая сеть - 
составляющая успеха.

     Главная проблема в области менеджмента на крупном предприятии состоит в том, что теряется единство рискующего и принимающего решение. Часто конкретное решение принимает специалист, не являющийся владельцем фирмы.

     В ряде случаев фирма не может принимать рискованные быстрые решения. У хозяина главный мотив - интересы компании, у менеджера - его собственная репутация, он может скрывать свои ошибки. 
Главный риск крупного предприятия - решиться вложить крупный капитал в 
рассмотренные нами три сферы.

     Фирмы не только воюют. Сотрудничество фирм плодотворно в сфере сбыта, если они выпускают стандартную или смежную продукцию.

     Питер Друкер в своей последней книге "Задачи менеджмента в XXI веке" 
подразделил  фирмы  на  несколько  групп:  
          1)Фирма -  лев

     В чем проблемы фирмы льва? К сожалению, счастье не вечно. Даже, если 
вы вышли на рынок с динамичным продуктом, у каждого продукта есть цикл 
жизни. Через некоторое время продукт перестает быть динамичным.

     Создание  технологической платформы позволяет 
продлить цикл жизни производства. До определенного момента вы выпускаете 
разные продукты в рамках единого направления. Направление будет жить 
дольше, чем конкретный товар, но не бесконечно. В результате в жизни фирмы 
– льва наступает момент, когда она начинает диверсифицироваться. Само по 
себе это не опасно. Лев просто превращается в слона, который обладает двумя 
видами диверсификации - в области выпуска продукта и географической. 
Диверсификация продуктовая (выпуск разных продуктов) позволяет 
застраховаться от полного провала, так одновременно все продукты в полосу 
спада попасть не могут. Крупное предприятие сильно тем, что раскладывает 
постоянные издержки по разным продуктам. Однако когда изделия совершенно 
разные, например выпуск таблеток и шампуней, то издержки на выпуск каждого товара будут разные. Диверсификация продуктовая хороша тем, что помогает избежать убытков, связанных с циклом жизни продукта, но плоха тем, что подрывает стратегические преимущества крупного предприятия. Диверсификация географическая подразумевает производство одного вида товаров или услуг на разных рынках. Конъюнктура на разных рынках отличается, тогда, как усилия направлены на продвижения одного и того же товара. Это выгодная позиция.

     2) Фирма - слон

     На  этапе зрелости, когда главная  задача - обеспечить 
устойчивость бизнеса, «хитрая лиса» превращается в «могучего слона» - 
широко диверсифицированную компанию, успешно занимающуюся несколькими видами бизнеса одновременно.

     Фирмы - слоны очень стабильны, они долгоживущие. Часто они предлагают комплексное решение. Диверсификация тогда выгодна, когда она разумна. Фирма предлагает не просто отдельные, ставшие популярными нововведения, а логически взаимосвязанный комплекс. Системное решение в этой области порой лучше любых других успехов. Слон в принципе вечен. Современная наука не знает объективных причин 
гибели слонов. Переход таких фирм в худшее состояние обусловлено, как 
правило, субъективными ошибками. При выпуске множества различных продуктов вы не можете во всех областях быть первым. Появляются отсталые сектора. Появляется проблема избыточной диверсификации. Любые инвестиции в новое направление сразу не показывают, успешно это вложение или нет. Должно пройти определенное время, более того, нормально, чтобы сначала были неудачи. Часто опасность потерять авторитет заставляет скрывать 
провалы нового направления. В итоге, фирма - слон превращается в неповоротливого бегемота. Его главные признаки: утрата динамизма, падение прибыли либо убыточность и излишняя диверсификация. Фирма уже не определяет ситуацию на рынке, а пассивно реагирует на происходящие изменения. Фирма перестает двигаться вперед, а занимается спасением то одного, то другого убыточного направления. Чтобы ситуацию исправить, нужны меры. Специальная культура дезинвестиций - избавление от неприбыльных  производств.

     3) Фирма – лиса

     Теперь  рассмотрим развитие фирмы, которая двинулась по пути 
специализации. Здесь и появляется фирма - лиса. Фирма эта средних размеров. 
Слишком большие фирмы работают на массового потребителя, а у слишком 
маленьких не хватит сил, чтобы стать специалистом в какой - то области. 
Преимущества фирмы – лисы: во - первых, более высокие цены и удельные 
прибыли. Специализированное производство ориентировано на два типа 
клиентов. Либо если речь идет о каких - то особых условиях, либо если вы 
работаете на особо богатых людей.

     Второе  преимущество фирмы - лисы - лояльность потребителя. Придав 
своей продукции запоминающиеся, а лучше неповторимые черты, фирма 
привязывает клиента к своей марке.

     Третье  преимущество заключается в том, что вы выходите на особую 
группу потребителя, которая для стандартного продукта вообще недоступна. 
 
                              Умирание фирмы (или переход в новое качество)
 

     Необходимо  сказать, что в жизненном цикле  фирмы очень важное место 
принадлежит четвертой (последней) фазе. Появляющаяся “вилка” или дает фирме возможность развиваться в будущем, или приводит к умиранию экономической   организации.

     Возможности развития в организационном плане  предоставляются самые 
разнообразные. Это – слияния и поглощения компаний, создание финансово- 
монополистических и финансово-промышленных групп. В результате появляется новая внутрифирменная структура, отличная от предыдущей. Она может быть как более высокой иерархией (увеличивается количество «этажей» управления и, соответственно, затрат на координацию), так и более плоской (создание финансово-промышленных групп, переход к сетевым структурам и прочее).

     Не  следует думать, что стадия отмирания  организации является 
необратимой. Это связано в первую очередь с тем, что в данной фазе имеется 
организационный прием (организационная технология), спасающий фирму от 
банкротства и гибели. Вероятно, это тоже переход в иное качество, но не 
сопровождаемый увеличением размеров фирмы и ее бизнеса (этот тезис очень 
важен, когда мы рассматриваем жизненный цикл фирмы в его четвертой фазе, 
которая связана либо с позитивным развитием фирмы, либо - с негативным). 
Речь идет о реструктуризации компаний, оказавшихся в кризисном 
состоянии. В результате сильных и направленных действий фирмы могут 
пережить кризис и остаться в качестве реальных экономических субъектов, но 
достигается это большой ценой (уменьшение размеров бизнеса компаний, 
болезненная структурная перестройка, сокращение персонала, жесткая экономия на управленческих расходах, возможна и частичная потеря самостоятельности и суверенитета и прочее). Если реструктуризация потерпит неудачу, то уже ничто не может спасти фирму. Она прекращает свое существование, по крайней мере, в качестве самостоятельного участника рынка.

     Таким образом, если фирма работает успешно, то происходит переход в 
новое качество (укрупнение бизнеса различными способами), если деятельность неуспешна - то переход в фазу отмирания. В финансовом цикле успешная деятельность – это реализация нового инвестиционного проекта (укрупнение масштабов бизнеса), неудачная деятельность - прямой путь в направлении банкротства компании.
 
 
 
 

Информация о работе Фирма – ее структура, цели и задачи