Фирма – ее структура, цели и задачи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2011 в 22:09, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы - закрепление и углубление знаний в области экономики, а также изучение особенностей функционирования фирмы как основного субъекта рыночной экономики, объяснить существование фирмы и найти причины, предопределяющие масштабы её деятельности в условиях рыночных отношений.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 238.00 Кб (Скачать документ)

Введение

     В условиях рыночных отношений  центр  экономической деятельности перемещается  к основному звену всей экономики  – фирме.

     Именно  на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые  услуги. На фирме сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники и технологий. На фирме добиваются снижения до минимума издержек производства. Разрабатываются бизнес-планы, применяется маркетинг, осуществляется эффективное управление – менеджмент и так далее.

     Все это требует глубоких экономический  знаний. В условиях рыночных отношений  выживет лишь та фирма, которая наиболее грамотно и компетентно

определит требования рынка, создаст и организует производство продукции, пользующуюся  спросом, обеспечит высоким доходом высококвалифицированных работников.

     В России интенсивно идет процесс формирования рыночных отношений. Наилучшему их развитию способствует предпринимательская  деятельность. Рыночная экономика не возможна без фигуры предпринимателя - свободного и деятельного человека, умелого организатора и руководителя. Фирма является главным звеном рыночной экономики, т. к. только с помощью фирм происходит интенсивное функционирование и развитие рыночных отношений.

     Так как фирма является опорой предпринимательства  и продуктом рыночной экономики, то её необходимо изучать со всех сторон. Ведь поведение фирмы на рынке  имеет большое значение не только для предпринимателя и сотрудников  фирмы, но и для других групп субъектов: домашних хозяйств, государства и иностранцев. Изучение поведения фирм является необходимым условием выработки экономическими агентами адекватных решений как на микро-, так и на макроуровне. А совокупность фирм определяет эффективность национальной, региональной и мировой экономики в целом. Фирма всегда стоит в центре рыночной экономики, и её функционирование непосредственно сказывается на рыночных отношениях.

     Цель  курсовой работы - закрепление и  углубление знаний в области экономики, а также изучение особенностей функционирования фирмы как основного субъекта рыночной экономики, объяснить существование фирмы и найти причины, предопределяющие масштабы её деятельности в условиях рыночных отношений.

     Цель деятельности фирмы – удовлетворение общественных потребностей и получение прибыли. Ещё недавно основной целью фирмы называлось удовлетворение общественных потребностей. Можно ли сегодня, в условиях рыночных отношений, отбросить, исключить эту цель и ставить единственной целью получения максимально возможной прибыли? Это и предстоит выяснить в этой работе.

     Действительно, основная цель предпринимательства  – получения прибыли, но нелюбой  ценой. Цивилизованные рыночные отношения  требуют разумного сочетания  обеих целей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Фирма – ее структура, цели и задачи

     1.1 Цели и функции фирмы

На всех этапах рыночных отношений основным звеном является фирма. Фирма

- это  самостоятельный хозяйствующий  субъект, созданный предпринимателем  или объединением предпринимателей  для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Фирма самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, получаемой прибылью, оставшейся в распоряжении фирмы после уплаты налогов и других обязательных платежей.

     В условиях рыночных отношений ключевой фигурой выступает предприниматель. Предприниматель создает в рыночной экономики фирмы, представляющие собой  самостоятельные хозяйственные  единицы разных форм собственности, объединившие экономические ресурсы для осуществления коммерческой деятельности.

     Статус  предпринимателя приобретается  посредством государственной регистрации  фирмы. При этом субъектом предпринимательской  деятельности может быть как отдельный  гражданин, так и объединение граждан. Таким образом, фирма – это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

     Из  этого определения ясно, что цель деятельности фирмы получение прибыли, но при удовлетворении общественных потребностей. Цивилизованные рыночные отношения требуют разумного  сочетания обеих целей. Конечно, бизнес – это экономическая деятельность предпринимателей, их искусство и способность получать все большую прибыль, обеспечивать высокий уровень рентабельности. Вместе  с тем развитие бизнеса в условиях открытой экономики способствует насыщению потребительского рынка товарами и услугами, активизирует структурную перестройку экономики, стимулирует внедрение научно – технических достижений, повышению эффективности производства – все это и составляет  удовлетворение общественных потребностей.

     Приступая к созданию фирмы, предприниматели должны иметь перед собой четкую и ясную цель. Эта цель должна быть подкреплена системой постоянного получения заказов на их продукцию или услуги. Намечаемый выпуск продукции или оказание услуг должны быть обеспечены всеми нужными материальными ресурсами. Наконец, начиная новое дело, следует продумать возможность постоянного пополнения капитала.

     Важным  качеством  любого предпринимателя, современной фирмы является способность  гибко реагировать на изменение  ситуации. Для этого надо быть компетентным в  избранной сфере деятельности, обладать необходимыми чертами характера: целеустремленностью, упорством, готовностью к неудачам, способностью учится, и делать выводы из своих ошибок. Следует подобрать надежных партнеров и соратников. Надо быть готовым  к конкурентной борьбе. Необходимо четко организовать маркетинг, уметь поддерживать неформальные связи, а на более поздних этапах – официальные отношения  как с поставщиками сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, так и с потребителями продукции, с заказчиками.

     Современная фирма – сложная организационная  структура и в условиях рыночных отношений возрастает значение трёх основных направлений:

  • научной организации производства;
  • научной организации труда;
  • научной организации управления.

     Цель  научной организации производства – создание оптимальной технико-технологической системы на предприятии. Это надежное и эффективное функционирующие производственное оборудование и технология, упорядоченные технико-организационные взаимосвязи работников.

     Задача  научной организации труда (НОТ) – построение здоровых нормальных отношений в коллективе. НОТ включает систему мер по созданию условий для высокопроизводственного, эффективного творческого труда. Но возможности НОТ ограничены технико-технологическим состоянием фирмы, его финансовыми и экономическими активами.

     Научная организация управления – это система технических, экономических и гуманитарных средств, обеспечивающих целенаправленность воздействия на материальную и человеческую подсистемы предприятия. Она способствует их взаимодействию в целях достижения наилучшего морально-технологического и экономического эффекта.

     Существуют  два подхода к внутрифирменной эффективности:

  • деятельность фирмы описывается ее производственной 
    функцией, так что при всех возможных комбинациях факторов 
    производства (главным образом, труда и капитала) 
    обеспечивается максимальный выпуск продукции;
  • фирма выбирает комбинацию факторов с наименьшими издержками 
    для каждого возможного объема выпуска продукции. Это дает 
    возможность вывести кривые средних и предельных издержек.

     Многообразием возможных положений отдельных  фирм в конкретной 
экономической ситуации на рынке определяется различная нацеленность их функционирования. Это может быть желание выжить при определенном конкретном условии, предполагающем получение минимума прибыли; увеличение  доли участия на рынке или захват нового рынка; повышение качества продукции и т.п.

     Существуют  подходы, при которых используется тезис максимизации тех 
или иных параметров

     Предполагается, что фирма стремится функционировать на каком-то 
удовлетворительном уровне эффективности, поскольку не располагает 
возможностями максимизации. При характеристике целевой нормы эффективности предусматривается механизм, обеспечивающий достижение желательного уровня.

     В этом случае осуществляется поиск решения проблем в трех формах: 
локальной, исследовательской и стратегической.

     Локальный поиск – реакция на невыполнение тех или иных целевых 
установок для внутрифирменных подразделений. Исследовательский поиск – 
ведется, когда обнаруживаются новые возможности в сфере взаимодействия 
фирмы с «окружающей средой». Стратегический поиск – связан с прилагаемыми фирмой усилиями, наилучшим образом подготовиться к использованию новых стратегических возможностей. 
Конкретно сформулированная цель деятельности фирмы может включать 
разнообразные аспекты (хотя основным останется получение прибыли).
 

     1.2 Предпринимательская способность 

     Вплотную  к понятию «предприниматель»  примыкает и понятие «предпринимательство». Под предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями или организациями по производству, оказанию услуг или приобретению и продаже товаров в обмен на другие товары или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц или фирм.

     К важнейшим чертам предпринимательства следует отнести:

  • самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов. Любой предприниматель свободен в принятии решения по тому или иному вопросу, естественно, в рамках правовых норм;
  • экономическую заинтересованность. Главная цель предпринимательства – получение максимально возможной прибыли. Вместе с тем, преследуя свои сугубо личные интересы получения высокого дохода, предприниматель способствует и достижению  общественного интереса;
  • хозяйственный  риск и ответственность. При любых самых выверенных расчетах неопределенность и риск остаются.

     Перечисленные важнейшие признаки предпринимательства  взаимосвязаны и действуют одновременно.

     Субъектами  предпринимательства могут быть как отдельные частные лица, так  и объединения партнеров. Частные лица выступают в качестве субъектов предпринимательства, как правило, путем организации единоличного или семейного предприятия. Такие предприниматели могут ограничиваться  затратами собственного труда или использовать наемный труд.

     Объединения партнёров как субъекты предпринимательства могут выступать в форме хозяйственных различных ассоциаций: арендных коллективов, акционерных обществ открытого и закрытого типов, различных товариществ,  кооперативов и производственных кооперативов и др.

     Любая предпринимательская деятельность  функционирует в рамках соответствующей правовой среды. Поэтому большое значение имеет создание необходимых правовых условий. Это в первую очередь наличие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность, создающих наиболее благоприятные условия для её развития: упрощенная и ускоренная процедура открытия и регистрации предприятий; защита предпринимателя от государственного бюрократизма; совершенствование налогового законодательства в направлении мотивации производственной предпринимательской деятельности. Сюда входит и создание региональных центров поддержки малого предпринимательства, усовершенствование методов учета и форм статистической отчетности. Большое значение также имеет подготовка законодательных инициатив по вопросам правовой гарантии предпринимательской деятельности, включая в первую очередь право на собственность и соблюдения договорных обязательств.

     Обосновывая необходимость государственного регулирования  предпринимательской деятельности, Ф.Котлер указывает три основные причины, в силу которых появились соответствующие законодательные акты:

Информация о работе Фирма – ее структура, цели и задачи