Цели и задачи менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 17:07, контрольная работа

Описание

Менеджмент - это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в рыночных условиях, намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.

Содержание

Введение 3
1. Цели и задачи менеджмента 4
2. Основные функции менеджмента 5
3. Принятие решений в менеджменте 10
4. Методы менеджмента 11

Работа состоит из  1 файл

менеджмент - копия.doc

— 111.00 Кб (Скачать документ)

Введение        3

    1. Цели и задачи менеджмента     4
    2. Основные функции менеджмента    5
    3. Принятие решений в менеджменте    10
    4. Методы менеджмента      11 
       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Менеджмент - это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в рыночных условиях, намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.

Менеджмент - управление в условиях рынка, рыночной экономики означает:

• ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей и  организацию производства тех видов  продукции, которые пользуются спросом  и могут принести фирме намечаемую прибыль;

• постоянное стремление к повышению эффективности производства, к получению оптимальных результатов с меньшими затратами;

• хозяйственную самостоятельность, обеспечивающую свободу принятия решений  тем, кто несет ответственность  за конечные результаты деятельности фирмы или ее подразделений;

• постоянную корректировку  целей и программ в зависимости  от состояния рынка;

• выявление конечного  результата деятельности фирмы или  ее хозяйственно самостоятельных подразделений  на рынке в процессе обмена;

• необходимость использования современной информационной базы с компьютерной техникой для многовариантных расчетов при принятии обоснованных и оптимальных решений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Цели и  задачи менеджмента

Хозяйственные цели формулируются  и устанавливаются в рамках миссии и в ее развитии. При этом цели будут значительной, задающей частью процесса стратегического планирования лишь в том случае, если они четко сформулированы и организация информирована о них. Цель – это конечное состояние, желаемый результат, которого стремиться добиться любая организация. Поставленные менеджментом цели фирмы используют для установления стандартов, для оценки эффективности организации, дают общий ориентир для деятельности. Целью может быть либо приобретение, либо сохранение определенных факторов. Цели всегда основаны на гипотезах развития в будущем, поэтому их обоснованность зависит от точности этих гипотез. Чем более отдаленный период рассматривается, тем выше неопределенность будущего, тем в более общей форме должны ставиться цели.

Различаются цели общие и глобальные, разрабатываемые для фирмы в целом, и цели специфические, разрабатываемые по основным видам и направлениям деятельности производственно-хозяйственных подразделений на основе общих целей или ориентиров.

Цели обладают рядом характеристик:

конкретные и измеримые  цели. Выражая цели в конкретных измеримых формах, руководство создает  четкую базу отсчета для последующих  решений и оценки хода работы. Также  будет легче определить, насколько  хорошо работает организация в направлении осуществления целей;

ориентация целей во времени. В первую очередь формулируют  долгосрочные цели, затем вырабатываются средне- и краткосрочные цели для  обеспечения долгосрочных;достижимые цели. Цели устанавливают так, чтобы  они не превышали возможности  организации;взаимно поддерживающие цели. Действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других.

Установленные цели должны иметь статус закона для организации, для всех ее подразделений и для  всех членов. Однако из требования обязательности целей никак не следует их вечность и неизменность. В силу динамизма среды цели могут меняться.

Установление целей  анализ тенденций, наблюдаемых в  окружении; установление предполагает прохождение трех обязательных фаз: 1) выявление и общих для организации целей; 2) построение иерархии целей; 3) установление индивидуальных целей.

Конечная цель менеджмента  состоит в обеспечении прибыльности, или доходности, а деятельности фирмы  путем рациональной организации  производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника.

Классификация целей  может осуществляться :

- по охватываемой сфере  (общая, частная цели);

- значению (главная, промежуточная,  второстепенная);

- количеству переменных (одно- и многоальтернативная);

- предмету цели (рассчитан  на общий или частный результат).

Типичные результативно-хозяйственные цели:

- стремление к доходу;

- стремление к имущественному  состоянию (например, доведение фирмы  до состояния, обеспечивающего  возможность ее выгодной продажи);

- стремление к увеличению  оборота;

- стремление к снижению  расходов.

Понятие «задача» отличается от понятия «цель» следующим образом: задачи – это цели, достижение которых желательно к определенному моменту времени в пределах периода, на которых рассчитано управленческое решение. Задача указывает на непосредственные цели организации, поддающиеся количественной характеристике.

Задачу часто определяют как предписанную работу, серию работ, которая должна быть выполнена в  оговоренные сроки. С технической  точки зрения, задачи предписываются не работнику, а его должности. Каждая должность включает ряд задач, которые рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации.

Задачи организации  делятся на три категории. Это  работа с людьми (например, задача мастера), предметами (например, задача рабочего в цехе), информацией (например, задача казначея).

Важнейшей задачей менеджмента  является организация производства товаров и услуг с учетом потребителей на основе имеющихся материальных и  людских ресурсов и обеспечение  рентабельности деятельности предприятия  и его стабильного положения  на рынке.

Цели и ограничения  выполняют следующие задачи:

- функция инициативы (сопоставление существующего состояния  с желаемым);

- инструмент управления (руководящие требования);

- критерий принятия  решения (критерии оценки информации  и выбор альтернатив);

- инструмент координации;

- инструмент контроля;

2 Функции менеджмента

Функция менеджмента  как возможная область формирования управляющего воздействия предполагает осуществление непрерывных взаимосвязанных  между собой действий по выработке  средств и методов воздействия и их реализации применительно к решению конкретной проблемы. Поэтому функция рассматривается как объективно необходимая область процесса управления, имеющего временную и пространственную определенность и конечную результативность.

Деление единого процесса управления на относительно обособленные, но в то же время неразрывно связанные функции необходимо при описании системы управления как интегрированного процесса, направленного на достижение четко определенной цели.

Функции управляющей  системы, т.е. менеджмента как такового, определяет всего несколько видов функций. Самый принципиальный подход - подход американской школы:

1.     Планирование;

2.     Организация;

3.     Стимулирование;

4.     Контроль.

Функция планирования. Она предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать ее члены, чтобы достичь этих целей. По сути это подготовка сегодня к завтрашнему дню, определение того, что требуется и как этого добиться.

План представляет собой  сложную социально-экономическую модель будущего состояния организации. Стадии процесса планирования в основном универсальны. Что же касается конкретных методов и стратегии, то они существенно различаются. Обычно организация формирует единый план для управления ее общей деятельностью, но в ее рамках отдельными менеджерами применяются для достижения конкретных целей и задач организации различные методы. Таким образом составлена карта пути, по которому должна пройти организация за конкретный период времени.

Единого метода планирования, который бы соответствовал каждой ситуации, не существует. Тип планирования и акцент, который делает менеджер в процессе планирования, зависит от его положения в организационной иерархии фирмы, т.е. процесс планирования осуществляется соответственно уровням организации. Так, стратегическое планирование (высший уровень) - это попытка взглянуть в долгосрочной перспективе на основополагающие составляющие организации.

На среднем уровне управления занимаются тактическим  планированием, т.е. определяются промежуточные  цели на пути достижения стратегических целей и задач. Тактическое планирование по своей сути сходно со стратегическим.

Планирование осуществляется и на нижнем уровне организации. Оно  называется оперативным планированием. Это - основа основ планирования.

Все три типа планов составляют общую систему, которая называется генеральным, или общим, планом, или бизнес-планом функционирования организации.

Планирование предполагает использование всех методов, тактик и процедур, которые менеджеры  используют для планирования, прогнозирования и контроля будущих событий.  Все виды техники планирования варьируются от таких традиционных методов, как бюджетные методы, до более сложных - моделирование, разработка планов или отдельных его разделов на основе теории игр и проектов сценариев. Использование такой техники планирования позволяет уменьшать неопределенность, повышает точность прогноза, помогает менеджерам отслеживать или анализировать факторы, влияние на план.

С помощью функции  планирования в определенной мере решается проблема неопределенности в организации. Планирование помогает менеджерам лучше справиться с неопределенностью и более эффективно на нее реагировать. Поэтому следует помнить, что неопределенность - это одна из основных причин, по которой планирование может помочь организации лучше управлять в условиях неопределенности, более эффективно реагировать на изменения внешней среды.

Функция организации.  Она состоит в установлении  постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями организации, определение порядка и условии ее функционирования. Это - процесс объединения людей и средств для достижения поставленных организацией целей.

 

Цель планирования - это  разрешить неопределенность. Тем  не менее сколь бы важным ни было планирование - это только начало. Организация, имеющая большое количество разных планов и не имеющая цельной схемы структуры претворения их в жизнь, обречена на неуспех. Дело в том, что функции планирования и организации тесно связаны между собой. В некотором смысле планирование и организация объединяются. Планирование готовит сцену для того, чтобы реализовать  цели  организации, а организация как функция управления создает рабочую структуру, главным компонентом  которой  выступают люди.

Поскольку концепция  организации  состоит  в сведении воедино всех специалистов  фирмы, задача состоит в том, чтобы определить миссию, роль, ответственность, подотчетность для каждого из них.

Процесс организации  структурирует работу и формирует  подразделения исходя из размера  предприятия, ее целей, технология и персонала.  Существует ряд элементов, который необходимо структурировать, чтобы организация смогла выполнить свои планы и тем самым достичь свои цели.

Как видно, в независимости  от типов и масштабов деятельности каждая фирма должна быть некоторым образом организована. Существует ряд принципов, которыми следует руководствоваться в процессе выполнения функций организации:

1)     определение   и детализации целей фирмы,  которые были выявлены в ходе  планирования;

2)     определение  видов деятельности по достижении этих целей;

3)     поручение  различных задач индивидуумам  и объединение  их в управляемые  рабочие группы или подразделения;

4)     координация   различных видов деятельности, порученных  каждой группе, посредством установлении  рабочих взаимоотношений, включая четкое определение того, кто осуществляет руководство, то есть каждый член группы должен знать, что он должен делать,  сроки выполнения работ и кто им руководит;

5)     единство  цели - работает ли каждый член  организации на общую цель, то  есть никто не должен работать против целей  организации;

6)     размах  контроля или размах менеджмента  - отвечает ли каждый менеджер  в группе за управляемое им  число работников.

Так, высшие руководители контролируют не более чем десятью  подчиненными, тогда как руководители низшего уровня управления могут руководить гораздо большим числом сотрудников. В связи с этим можно выделить два важных фактора, определяющих нормы управляемости  (количество сотрудников, которыми может управлять один менеджер), - это время и частота. То есть сколько времени нужно менеджеру проводить с каждым сотрудником и как часто. Естественно, что этот критерий во многом зависит от умения менеджера общаться с подчиненными, сложности решаемых задач, интереса и вовлеченности  в трудовой процесс. 

Информация о работе Цели и задачи менеджмента