Анализ Российского рынка сыра

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2011 в 19:29, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение состояния мирового рынка молочной продукции и перспектив развития рынка сыра России в условиях импортной экспансии, анализ уровня отечественного производства сыра. Исходя из цели, формируются задачи курсовой работы:

1. рассмотреть основные классификации сыров;

2. проанализировать состояние рынка молока и сыра в мире, а также показать изменения, происходящие на мировом рынке молочной продукции;

3. представить и проанализировать состояние и перспективы Российского рынка сыров за последние годы.

Содержание

Введение 3

1. Классификация сыров 4

1.1. Французская классификация сыров 4

1.2.Технологическая классификация сыров 7

2. Мировой рынок сыра 15

2.1. География производства сыров 15

2.2. Мировая торговля молочными продуктами 16

3. Анализ Российского рынка сыра 27

3.1. Экспорт и импорт 27

Заключение 40

Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Мировой рынок сыра курсовая работа.doc

— 1.12 Мб (Скачать документ)

      Одновременно произошло существенное сокращение поставок молока на

переработку в таких важных для сыроделия  регионах как Краснодарский и Алтайский край. Кроме того, в условиях нехватки сырья произошло его перераспределение между участниками рынка, и небольшие региональные

сыродельные заводы лишились своих поставщиков из-за невозможности

предложить  более высокую закупочную цену.

      Общие объёмы выпуска сыров в России в 2009 году почти не изменились

Диаграмма 8.Структура производства молока по федеральным округам 2009 г. (по данным Росстата 2009).

по сравнению с 2007 годом, а наблюдаемый рост выпуска продукта произошёл, в основном, за счёт увеличения доли плавленых сыров.

      Таким    образом,    ожидаемого    замещения    импортной    продукции

российской  так и не произошло. В то же время белорусские поставщики, воспользовавшись более чем благоприятной для себя ситуацией, активизировали экспорт, что даже привело к серьёзному снижению предложения на внутреннем рынке республики. В это же время подрос ввоз продукции из Украины - так как по итогам аудита украинских производителей Россельхознадзор расширил список поставщиков. И российский рынок вновь наполнится украинскими сырами.

       Но кто же является основным поставщиком сырной продукции в Россию?

      В 2009 г. в Россию импортировано 224 867 т сыра на сумму более 875 млн долл. Из них плавленые сыры составляют 15 224 т (51 млн долл.), сыры с плесенью – 2738 т (16 млн долл.), молодые – 14 600 т (51 млн долл.), сыры тертые и в порошке – 867 т (4 млн долл.) (диаграмма 5).

    Согласно данным таможенной статистики, общий объём ввезённой в 2009

году   сырной    продукции  превысил    200 000 тонн, что в     денежном

Диаграмма 9. Импорт сыра в РФ за 2009г.

выражении составило почти $800 млн. Тройку лидеров стран-импортёров составили Украина. Литва и Германия, причём если их общая доля как поставщиков составляет менее 50%, то как страны-производители они занимают 60% объёма всего ввезённого товара. И если продукция, произведённая на Украине и в Германии значительно превышает объёмы сыров ввезённых непосредственно из данных стран, то импорт товаров из Литвы включает в себя и продукцию других стран.

       Наиболее дорогой продукцией являются голубые сыры, а самой дешёвой – плавленые. В то же время, доля плавленых сыров почти в 5 раз превышает объёмы ввоза голубых сыров.

     По сравнению с 2008 г. импорт снизился на 2 %. В 2009 г. российские потребители покупали сыры из 35 стран мира. Основная страна-поставщик сыра в Россию – Украина, на втором месте Литва, на третьем – Германия (диаграмма 10).

      Доля Украины за год сократилась  с 32 до 29 %, Литва увеличила свою  долю на 1 %, Германия – на 5 %, вытеснив с третьего места Финляндию.

     Основными поставщиками стали компании «Валио ЛТД», «Милкиленд-

Украина», ООО «Эталонмолпродукт», ООО «Агропродэкспорт»,  «F+S

Мильхьпродукт».    Кроме   «Валио   ЛТД»   и   «F+ S      Мильхьпродукт»,

Диаграмма 10. Импорт сыра в РФ по странам за 2009г.

импортирующие все из указанных выше видов сыра, лидеры в основном поставляют на российский рынок твердые сыры.

       Если рассматривать импорт сыра в разрезе производителей, то смело можно сказать, что российские потребители предпочитают украинский сыр, занимающий 29 % ввозимой продукции, и сыр немецкого производства, составляющий 21 % от общего объема. Интересно отметить, что в сравнении с 2008 г. доля Украины как страны-производителя снизилась на 3 % и ровно настолько увеличилась доля Германии.

       Основные производители импортируемого в Россию сыра: АО «Валио» (в основном голубой сыр «Аура голд», плавленый сыр «Виола», тертый сыр «Эмменталь», твердые и полутвердые сыры «Эмменталь», «Эддам», «Олтерманни»); ЗАО «Гадячсыр» (твердые сыры торговых марок «Славянские сыры» и «Гадячсыр»); АО «Пено Жвайгждес» (плавленый и полутвердый сыры «Сваля»); ЗАО «Пирятинский сырзавод» (твердые сыры «Российский», «Голландский», «Пирятинский»); ЧП КФ «Прометей» (твердые сыры «Гауда», «Эдам», «Король Артур» и т.д.).

      На фоне общего снижения импорта встречаются товарные позиции, объемы продаж которых превысили прошлогодние результаты. К примеру, импорт тертых сыров и сыров в порошке всех сортов, за исключением гларского сыра (код ТН ВЭД 0406209000), вырос по отношению к 2008 г. в 1,5 раза! Товар занимает 88-ю позицию рейтинга «ТОП-200 растущих рынков импорта» (диаграмма 11).

Диаграмма 11. Импорт тертых сыров и сыров в порошке всех сортов за 2008-2009гг.

      В 2009 г. российскими предприятиями было продано за рубеж 10 453 т сыра на сумму 33,5 млн долл., что превысило объемы 2008 г. на 2 %. В отличие от импорта почти 85 % экспорта составляют плавленые сыры – 8843 т на сумму 2,8 млн долл. (диаграмма 12).

 

Диаграмма 12. Экспорт сыров за 2009г.

       Покупателями сыра в 2009 г. стали около 25 стран мира. В первой десятке в основном страны СНГ. Лидером среди них является Казахстан – 42 %, на втором месте – Украина – 29, на третьем Азербайджан – 9 % (диаграмма 13).

       Основными участниками торговли с российской стороны являются ООО «Хохланд Руссланд» (48 %), ЗАО «Лакталис Восток» (20 %), ОАО «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания», Московский филиал (6 %). Остальные 26 % поделили между собой еще более 90 предприятий.

Диаграмма 13. Экспорт сыра РФ в страны СНГ за 2009г.

      Отдельные товары показали по отношению к 2008 г. куда более значительный рост, чем 2 %. Так, например, экспорт молодых сыров (недозрелых и невыдержанных), включая сывороточно-альбуминовые сыры (код ТН ВЭД 0406108000), вырос в 2009 г. в сравнении с предшествующим годом в 3,8 раза (диаграмма 14). Товар занимает 140-ю позицию в «ТОП-200 растущих рынков экспорта», подготовленного нашей компанией. Лидер среди российских предприятий–продавцов данного продукта – ЗАО «Лакталис Восток» (24 %).

      Диаграмма 14. Экспорт молодых сыров (недозрелых и невыдержанных) за 2009 г.

      Наверное, сыр – один из тех  продуктов, мода на который  навряд ли пройдет. Именно поэтому  российский рынок сыра находится в постоянном движении. Разнообразие видов продукции и широкий ценовой диапазон делают продукт доступным для всех слоев населения. Снижение спроса на одну разновидность продукции компенсируется его увеличением на другую. И в такой ситуации для грамотных стратегов просто необходимо вовремя увидеть эти движения. Ведь, как сказал один мудрый политик, «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Держите руку на пульсе рынка! 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

      Потребление сыра, на протяжении многих лет, значительно улучшилось во всем мире, в связи, с чем производство сыра в настоящее время превратилось в прибыльный бизнес. Хотя текущий экономический спад изменил планы потребления сыра во всем мире, а тем более что было важно в развивающихся странах, будущие перспективы мирового рынка потребления сыров по прогнозам вырастет более чем на 20% в период 2008 - 2016.

     Тем временем развивающиеся рынки, такие как Азия, Латинская Америка и объединенные рынки Ближнего Востока в Африке, по прогнозам, улучшат темп роста в периода 2006-2015 годов. Значительную часть населения и увеличение доходов граждан в этих странах окажутся основными факторами на исключительный рост потребления молочных продуктов и сыра, что будет благоприятным условием для ведения бизнеса в молочной промышленности.

      Что касается Российского рынка, специалисты априори называют перспективным, потенциально выгодным. Ровно те же эпитеты могут быть применимы и к российскому рынку сыра. Несмотря на то, что российские традиции сыроварения имеют достаточно долгую историю, рынок сыра в России пока нельзя назвать насыщенным. Российский потребитель отличается приверженностью к твердым сырам, считая по праву этот вид продукции самым натуральным и наиболее полезным. Сегодня на отечественном рынке сыров, помимо твердых, представлены также мягкие сыры, сыры с плесенью, брынза и плавленые сыры. Однако культура потребления этих видов сыра еще не сложилась. Специалисты рынка утверждают, что одна из главных причин данного обстоятельства – низкий уровень брендированности сырной продукции в нашей стране. В настоящее время производители сыра делают акцент в концепции развития именно на развитие бренда. Рынок сыра считается одним из наиболее перспективных отечественных рынков, имеющим значительный потенциал для экономического роста. В целом сырная отрасль одна из наиболее динамично развивающихся рынков, рост которого может достигать 60%.

Список  литературы

  1. "Белорусское сельское хозяйство", № 7(87), июль 2009,

          http://agriculture.by

  1. Мелещеня А.В., Климова М.Л., «Мировая торговля молочными продуктами»,   РУП "Институт мясо-молочной промышленности"  http://www.instmmp.by/pages/403 
  2. www.prodexport.ru
  3. http://www.agricons.spb.ru
  4. www.milkbranch.ru
  5. www.geography.kz
  6. Маттис М.Э., “Статья по сыру” , www.step-by-step.ru
  7. Беликова Н., “Российиский рынок сыра в 2009 г”, vvs-info.ru
  8. www.gks.ru

Информация о работе Анализ Российского рынка сыра