Анализ российского рынка ценных бумаг за 2005-2012 годы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 16:22, контрольная работа

Описание

Целью контрольной работы является анализа российского рынка ценных бумаг за 2005-2012 гг.
Задачами контрольной работы является:
- рассмотрение теоретических основ механизма деятельности рынка ценных бумаг;
- анализ российского рынка ценных бумаг за 2005-2012гг.;
- исследование путей совершенствования рынка ценных бумаг.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ 5
1.1. Рынок ценных бумаг: сущность, функции и виды 5
1.2. Этапы становления рынка ценных бумаг в России и актуальные проблемы его функционирования 8
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ ЗА 2007-2012 ГГ. 12
2.1. Основные показатели на рынке ценных бумаг за 2008-2011гг. 12
2.2. Анализ динамики российского рынка ценных бумаг за 2005 – 2012 гг. 16
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РОССИИ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа. Анализ российского рынка ценных бумаг за 2005-2012 годы. 2013.doc

— 688.50 Кб (Скачать документ)


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Структура фондового  рынка сложна и постоянно совершенствуется. Однако в ней легко можно выделить главные неизменные составляющие. Одним из таких составляющих является рынок ценных бумаг.

На современном  этапе рынок ценных бумаг в  России полностью сформирован: существует большое количество участников этого  рынка, разнообразные компании и предприятия, государственные муниципальные образования, а также наличие потенциальных инвесторов, которых интересуют вложения в волатильный и непредсказуемый рынок ценных бумаг России.

Рынок ценных бумаг  в России имеет огромное значение не только для внешних инвесторов, но и для внутреннего социально-экономического развития страны, поскольку совершенное управление экономикой осуществляется только теми людьми, которые владеют собственностью, в том числе и собственностью части акций на рынке ценных бумаг.

Рынок ценных бумаг  в зарубежных странах также является важным инструментом в развитии экономики. Его роль определена теми действиями, которые обеспечивают приток инвестиций в страну. Посредством рынка осуществляется миграция капитала, необходимого для эффективного функционирования экономики страны.

История развития российского рынка ценных бумаг  начала складываться с 1993 года и по сей день появляются все новые  и новые финансовые инструменты, позволяющие эффективно вести инвестиционную внешне- внутригосударственную политику по улучшению инвестиционной привлекательности экономики страны.

Актуальность  контрольной работы обусловлена  постоянными изменениям в динамике рынка ценных бумаг, следовательно, изучение тенденций в развитии этого рынка будет играть важную роль в совершенствовании механизма функционирования фондового рынка.

Целью контрольной работы является анализа российского рынка ценных бумаг за 2005-2012 гг.

Задачами контрольной  работы является:

- рассмотрение  теоретических основ механизма деятельности рынка ценных бумаг;

- анализ российского  рынка ценных бумаг за 2005-2012гг.;

- исследование путей совершенствования рынка ценных бумаг.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ

1.1. Рынок  ценных бумаг: сущность, функции и виды

Итак, как мы уже убедились из введения, важным элементом функционирующей рыночной экономики является рынок ценных бумаг, который как элемент входит в систему финансового рынка.

Рынок ценных бумаг  выполняет ряд функций, которые  можно разделить на две группы:

1) общерыночные  функции, присущие любому рынку; 

2) специфические  функции, которые отличают его  от остальных рынков.

К общерыночным относятся:

-коммерческая функция, связанная с получением прибыли от операций на данном рынке;

-ценовая функция, при помощи которой обеспечивается процесс формирования рыночных цен, их постоянное движение и т. д.;

-информационная функция, на основе которой рынок производит и доводит до своих участников информацию об объектах торговли;

-регулирующая функция, связанная с созданием правил торговли и участия в ней, порядка разрешения споров между участниками, установлением приоритетов и образованием органов управления и контроля.

К специфическим  можно отнести:

-перераспределительную функцию, обеспечивающую перелив денежных средств между отраслями и сферами деятельности и финансирование дефицита бюджета;

-функцию страхования ценовых и финансовых рисков, или хеджирования, которое осуществляется на основе нового класса производных ценных бумаг: фьючерсных и опционных контрактов.

Рынок ценных бумаг - это сложная структура, имеющая много характеристик, а потому его можно рассматривать с разных сторон.

В зависимости  от стадии обращения ценной бумаги различают первичный и вторичный  рынки.

Первичный рынок - это приобретение ценных бумаг их первыми владельцами. Вторичный рынок - это обращение ранее выпущенных ценных бумаг, т. е. совокупность всех актов купли-продажи или других форм перехода ценных бумаг. [3, с.34]

В зависимости  от уровня регулируемости рынки ценных бумаг состоят из организованных и неорганизованных.

Организованный  рынок ценных бумаг представляет собой обращение на основе правил, установленных органами управления между лицензированными профессиональными  посредниками. Неорганизованный рынок - это обращение ценных бумаг без соблюдения единых для всех участников рынка правил.

В зависимости  от места торговли различают биржевой и внебиржевой рынки ценных бумаг.

Биржевой рынок  основан на торговле ценными бумагами на фондовых биржах, поэтому это  всегда организованный рынок ценных бумаг. Внебиржевой рынок - это торговля ценными бумагами, минуя фондовую биржу. Он может быть организованным или неорганизованным.

В зависимости  от сроков, на которые заключаются  сделки, рынок ценных бумаг подразделяется на кассовый и срочный.

Кассовый рынок ценных бумаг представляет собой рынок с немедленным исполнением сделок в течение одного-двух рабочих дней.

Срочный - это рынок, на котором заключаются сделки со сроком исполнения, превышающим два рабочих дня.

На сегодняшний  день в научной литературе выделяют следующих участников рынка ценных бумаг:

1) Эмитенты. Эмитент  - юридическое лицо или органы  исполнительной власти либо органы  местного самоуправления, несущие  от своего имени обязательства  перед владельцами ценных бумаг  по осуществлению прав, закрепленных ими.

2) Инвесторы  - это лица, которым ценные бумаги  принадлежат на праве собственности  или ином вещном праве.

Таким образом, именно государственные ценные бумаги могут стать основой для формирования развитого отечественного фондового  рынка в случае их размещения на условиях, что определяются рыночной конъюнктурой.

Общая хозяйственная  и политическая нестабильность обязательно  будет причиной значительного колебания  курса государственных ценных бумаг. Это сделает их одним из наиболее востребованных товаров на фондовой биржи .

Несмотря на то что закон по-разному определяет «организатора торговли» и «фондовую  биржу», что оба эти института  предполагают наличие разной лицензии, по сути их деятельность очень похожа. И в первом, и во втором случаях  речь идет о деятельности, непосредственно способствующей заключению сделок между участниками рынка ценных бумаг. Только в случае биржевой торговли механизм торговли автоматически включает в себя централизованный клиринг участников торгов, расчеты через расчетную организацию и участие расчетного депозитария непосредственно в механизме торговли. [7, с.12]

Кроме того, российское законодательство предусматривает, что  фондовая биржа может быть создана  только в форме некоммерческого  партнерства или акционерного общества. Фондовые биржи, выступающие как некомерческие партнерства, могут быть преобразованы в акционерные общества. Решение о таком преобразовании принимают члены фондовой биржи. Теперь перейдем к кратким этапам становления рынка ценных бумаг в России.

1.2. Этапы становления рынка ценных бумаг в России и актуальные проблемы его функционирования

Можно выделить следующие этапы становления  рынка ценных бумаг:

-первый этап - рынок ценных бумаг в экономике  дореволюционной России;

-второй этап - рынок ценных бумаг в планово-распределительной экономике; -третий этап - рынок ценных бумаг в постсоветской экономике.

На первом этапе  исследования Россия была преимущественно  аграрной страной, где преобладали  в основном натуральные отношения. В этот период предпринимательская  деятельность была почти не развита, и капитал, не находя себе применения, скапливался в банках.

По сути, правительством производились принудительные изъятия  вкладов населения. В данной ситуации государство решало сразу две  задачи: сохраняло денежные средства населения и приобретало долгосрочные ресурсы в своё пользование. В связи с этим вклады становились одним из главных источников государственного кредита. Такие заимствования казначейства из сберегательных касс на покрытие дефицита бюджета носили системный характер. Возрастание суммы заимствования было обусловлено военными расходами и началом строительства первых железных дорого. В этот период денежная масса выросла почти вдвое, в связи с этим поступления в казенные банки превысили выдачи ссуд. [8, с.145]

В результате указанных причин появилась новая форма государственного кредита, которая заключалась в том, что государственные власти прибегали к постоянным заимствованиям кредитных ресурсов из казенных банков и сберегательных касс.

Все эти изменения  привели к тому, что произошел постепенный отход государства от финансового безвозмездного изъятия средств к возвратному. Первый выпуск выигрышных займов был не совсем удачным, так как население в силу своей инертности не приняло сразу этого новшества, на это так же повлияла отрицательная репутация прежних государственных займов, которые по своей сути и на деле становились безвозвратными. Последующие займы стали пользоваться у населения большей популярностью .

Распространение облигаций производилось банками, которые покупали их у правительства, а затем продавали населению через сберкассы. Сберегательные кассы на данном этапе играли не только сохранную роль. Но рассматривались в качестве одного из элементов регулирования денежной массы в обращении.

Долговые обязательства государства продавались на бирже. По мере расширения деятельности сберегательных касс рос фонд приобретаемых ими обязательств государства. Ими приобретались ценные бумаги, пользующиеся наибольшем спросом такие как: железнодорожные облигации, закладные листы, цена которых на бирже была намного ниже, чем на государственную ренту. Кассы, приобретая ценные бумаги, сохраняли высокие ценны на ценные долгосрочные государственные облигации.

Без непосредственного участия  сберегательных касс, правительство  не смогло бы реализовать такое большое количество займов. На рынок государственных ценных бумаг вышли коммерческие банки. Сберегательные кассы проводили операции по покупке, продаже, хранению долговых обязательств, по поручению вкладчиков привлекая, таким образом, дополнительные средства в казну, при этом не имели возможности осуществлять обратной покупки ценных бумаг от населения. В случае нужды вкладчики обращались в другие кредитные учреждения, для того чтобы продать ценные бумаги или получить ссуду под них.

В период с 1904 по 1908 год, наибольшая часть выпущенных ценных бумаг приходилось на займы государства. Это объясняется огромными расходами, связанными с Русско-японской войной.

В результате проведенного анализа было выявлено, что российское правительство в период построения капитализма постепенно перешло от финансовых, безвозмездных методов изъятия: эмиссии денежных знаков, изъятия вкладов из казенных банков - к кредитным: посредством выпуска процентных ценных бумаг.

Советский период с точки  зрения развития государственных ценны бумаг был разбит на следующие этапы: 1917-1929гг. - переход от капитализма к социализму; 1930 - 1940гг. - период построения планово-распределительной экономики; 1941 - 1945гг. - военный период; 1946 - 1989гг. - период восстановления народного хозяйства и построения социально-ориентированной экономики. Каждый этап имел свои специфические особенности, которые обусловлены объективными обстоятельствами, вызывающими изменения форм привлечения дополнительных средств государством. Обуславливающими его политику, цели и задачи.

С 1917 года начался новый  этап в развитии советского государства, а значит привлечения свободных  денежных средств. Трансформация общественного  строя изменила задачи, стоящие перед  вновь образованным государством и  определила новые пути их решения. К ним относились: национализация земли, банков, промышленности, торговли и др. Для того чтобы покончить со старой государственной системой. Советское правительство приняло декрет от 21 января 1918 года «Об аннулировании государственных займов Царской России», в соответствии с которым по всем государственным займам прекращались выплаты с 1 декабря 1917 года.

Это решение лишило возможности  получения внешних займов советской  республикой на длительный срок, но и внутренние ресурсы стали ей недоступны. Разрушив созданную Российской Империей структуру сберкасс, новая власть лишилась в будущем источника финансовых средств.

В период становления советское  правительство не имело возможности  использовать кредитные методы привлечения  денежных средств посредством выпуска государственных обязательств, так как для этого необходимо наличие свободных капиталов у населения и предприятий. Население свои деньги потеряло вместе с разрушением системы сберкасс.

Только с начала 20-х  годов, при проведении новой экономической политики, положение стало меняться к лучшему, и у власти появилась возможность использовать различные виды займов, отличающихся сроком, местом и способом размещения. Усилилась система сборов налогов, стали выпускаться облигации государственного займа.

Информация о работе Анализ российского рынка ценных бумаг за 2005-2012 годы