Влияние рисков на инновационную деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2011 в 09:05, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является оценка и анализ современных инновационных процессов, рассмотрение влияние рисков на инновационную деятельность.

Риск в организациях возникает в силу неопределенности условий и процессов деятельности организаций. Очевидно, что инновационная деятельность, вносящая существенные, а порой и радикальные изменения в производственные процессы, существенно увеличивает неопределенность динамики и результатов деятельности организации. Рост неопределенности повышает риск неудачного результата инновации.

Содержание

введение………………………………………………………………………3

1. Теоретические аспекты рисков в инновационной деятельности……………………………………….……………………….5

1.1 Понятие инноваций…………………………….…….………………………5

1.2 Риски в инновационной деятельности…………………………………….14

1.3 Методы оценки рисков……………………………………………………..19

2. Анализ влияния рисков на примере ЗАО «НСММЗ»…………25

2.1 Краткая характеристика предприятия…………………………………..…25

2.2 Анализ рисков предприятия и методов, используемых для минимизации риска……………………………………………………………………………...28
2.3 Совершенствование системы способов минимизации рисков, используемой на ЗАО «НСММЗ»……………………………………………...30
Заключение………………………………………………………………….33

список литературы……………………………………………………….34

Работа состоит из  1 файл

Курс. раб. Влияние рисков на инновационую деятельность.doc

— 168.50 Кб (Скачать документ)

1.2 Риски в инновационной деятельности

      Риск  является элементом результатов  исполнения любого хозяйственного решения  в силу того, что неопределенность - неизбежное условие хозяйствования. Инновационная деятельность всегда сопряжена с риском, который обусловлен наличием ряда факторов, воздействие которых на результаты деятельности нельзя заранее точно определить.

      При выборе проекта, оценке его эффективности  обязательно следует учитывать факторы неопределенности и риска. Полномасштабное изучение этого вопроса выходит за рамки данной работы, поэтому остановимся на них лишь вкратце.

      Инновационность связана с неопределенностью  экономической конъюнктуры, вытекающей из непостоянства спроса-предложения на товары, деньги, факторы производства, из многовариантности сфер приложения капиталов и разнообразия критериев предпочтительности инвестировании средств, из ограниченности знаний о сферах бизнеса и коммерции и многих других обстоятельств.

      Экономическое поведение предпринимателя при  рыночных отношениях основано на выбираемой, на свой риск реализуемой индивидуальной программе предпринимательской деятельности в рамках возможностей. Каждый участник рыночных отношений изначально лишен заранее известных, однозначно заданных параметров, гарантий успеха: обеспеченной доли участия в рынке, доступности к производственным ресурсам по фиксированным ценам, устойчивости покупательной способности денежных единиц, неизменности норм и нормативов и других инструментов предпринимательской и другой экономической деятельности.

      Инновационная деятельность в большей степени, чем другие направления предпринимательской деятельности, сопряжена с риском, так как полная гарантия благополучного результата в инновационном предпринимательстве практически отсутствует. В крупных организациях этот риск, однако, значительно меньше, поскольку перекрывается масштабами обычной хозяйственной деятельности (отлаженной и чаще всего диверсифицированной).

      Об  уровне риска инновационной деятельности свидетельствует тот факт, что в среднем из каждых десяти венчурных фирм успеха добиваются лишь одна-две. Высокий риск, однако, сопровождается, как правило, и высокой его компенсацией: возможная норма прибыли от внедрения инновационных проектов гораздо выше обычной, получаемой при осуществлении других видов предпринимательской деятельности. Именно это и позволяет инновационной сфере существовать и развиваться. Риск инновационной деятельности тем выше, чем более локализован инновационный проект; если же таких проектов много и они в отраслевом плане рассредоточены, согласно закону больших чисел риск минимизируется и вероятность успеха инновационного предпринимательства возрастает. При этом прибыль от реализации успешных инновационных проектов настолько велика, что перекрывает затраты по всем остальным неудавшимся разработкам.

      В общем виде риск в инновационном  предпринимательстве можно определить как вероятность потерь, возникающих  при вложении предпринимательской  фирмой средств в производство новых товаров и /слуг, в разработку новой техники и технологий, которые, возможно, не найдут ожидаемого спроса на рынке, а также при вложении средств в разработку управленческих инноваций, которые не принесут ожидаемого эффекта.

      В целом риск, возникающий в инновационном  предпринимательстве, включает в себя следующие основные виды рисков:

  • риски ошибочного выбора инновационного проекта;
  • риски необеспечения инновационного проекта достаточным уровнем финансирования;
  • маркетинговые риски текущего снабжения ресурсами, необходимыми для реализации инновационного проекта;
  • маркетинговые риски сбыта результатов инновационного проекта;
  • риски неисполнения хозяйственных договоров (контрактов);
  • риски возникновения непредвиденных затрат и снижения доходов;
  • риски усиления конкуренции;
  • риски, связанные с недостаточным уровнем кадрового обеспечения;
  • риски, связанные с обеспечением прав собственности на инновационный проект, и др.

      Одной из причин возникновения риска ошибочного выбора инновационного проекта является необоснованное определение приоритетов экономической и рыночной стратегии предпринимательской фирмы, а также соответствующих приоритетов различных видов инноваций, способных внести вклад в достижение целей предприятия.

      Следующей причиной возникновения риска неправильного выбора цели инновационного проекта может явиться ошибочная оценка рынка потребления. Данная причина характерна для так называемых «авторских» инновационных проектов, разрабатываемых учеными.

      Риски необеспечения инновационного проекта достаточным уровнем финансирования включают в себя нижеследующие:

      1. Риск неполучения средств, необходимых дли разработки инновационного проекта. Данный риск характерен для ситуаций, когда инновационный проект требует больших финансовых средств, а предприятие не смогло их получить.

      2. При выборе источника финансирования инновационного проекта у предприятий существует три возможных варианта (финансирования. Первый метод - самофинансирование проекта, второй - опора делается на внешние источники финансирования, третий представляет собой комбинацию вышеназванных. Соответственно возникает риск неполучения финансовых средств в результате неправильно выбранного метода финансирования.

      На  рынке инноваций, как правило, действуют  десятки и сотни фирм, что является причиной возникновения рисков из-за усиления конкуренции инновационных предприятий, научно-исследовательских организаций. Причинами возникновения данного вида риска могут быть следующие:

  • утечка конфиденциальной информации либо по вине сотрудников фирмы, либо в результате промышленного шпионажа;
  • несовершенство маркетинговой политики, то есть неправильный выбор рынков сбыта и неполная информация о конкурентах или отсутствие достоверной информации о конкурентах;
  • замедленное внедрение нововведений по сравнению с конкурентами из-за отсутствия необходимых средств для проведения научно-исследовательских работ, внедрения новых технологий, освоения производства новых высококачественных и конкурентоспособных товаров;
  • недобросовестность конкурентов, заключающаяся в использовании  методов недобросовестной конкуренции;
  • появление на рынке производителей из других отраслей. предлагающих однотипные, взаимозаменяемые товары;
  • выявление непредвиденных заменителей производимых товаров в отрасли, в которой действует данная фирма;
  • появление местных новых фирм-конкурентов;
  • экспансия на местный рынок производимого продукта или его аналогов со стороны зарубежных экспортеров.

      Риски, связанные с обеспечением прав собственности  на инновационный проект, возникают по различным причинам. Так, риск необеспечения условий патентования возникает в результате недостаточно «плотной» патентной защиты изобретения, технологии. Упущения при проведении патентной политики предприятия могут свести на нет все рыночные преимущества нововведений при сбыте новых и усовершенствованных продуктов и услуг, а также в результате неполучения или долгого оформления патента, несвоевременного получения лицензии, при неуплате в установленный срок пошлин за поддержание патента в силе. Этот же риск возникает в случае отказа Патентного ведомства в выдаче патента или при получении его с опозданием.

      Риск  опротестования патентов, защищающих принципиальные технические, дизайнерские и маркетинговые решения, — это вероятность потерь в случае объявления недействительными патентных прав, на основе которых предприятие уже осуществляет инновационный проект и рассчитывает на получение монопольной прибыли.

      Следующая группа рисков, возникающих в процессе инновационной деятельности, — это маркетинговые риски, связанные со снабжением и сбытом. Данные риски в первую очередь обусловлены техническим и особенностями инновационного проекта. В некоторых случаях для его реализации требуются уникальное оборудование или высококачественные комплектующие или материалы, которые также требуют разработки и освоения. Поэтому в некоторых случаях перед предприятием встает проблема поиска поставщиков, способных разработать подобные уникальные ресурсы для инновационного проекта. Иногда таких поставщиков нет на отечественном рынке и предпринимательской фирме приходится выходить с предложениями на международный рынок, что влечет за собой дополнительные затраты, а также появление рисков, связанных с внешнеэкономической деятельностью. В данном случае затраты предприятия при разработке инновационного проекта могут значительно увеличиться, а ожидаемый экономический эффект значительно снизиться. Это произойдет и в случае невыполнения поставщиками своих обязательств по срокам, по качеству предоставляемых услуг и т. п.

      Маркетинговые риски сбыта разработанного инновационного проекта включают следующие:

  • риск недостаточной сегментации рынка, который чаше всего возникает при разработке и внедрении новых товаров и услуг высокого качества и высокой стоимости, в результате чего предполагаемые потребители не смогут их купить, а это в свою очередь влияет на объемы реализации новых изделий;
  • риск ошибочного выбора целевого сегмента рынка, возникающий в следующих ситуациях:
  • когда спрос на новшество на выбранном сегменте рынка оказывается нестабильным;
  • когда на данном сегменте рынка потребность в новшестве недостаточно сформировалась;
  • если выбран сегмент рынка, в котором потребность в новшестве оценена неверно;
  • если для продаж выбран сегмент рынка, в котором потребность в новшестве ограничена, и т. п.;
    • риск ошибочного выбора стратегии продаж новшества из-за выбора неудачной организации сети сбыта и системы продвижения новшества к потребителю.

      Кроме рассмотренных выше видов рисков на деятельность инновационных предприятий  влияют риски, характерные для всех предпринимательских организаций (политические, кредитные, инвестиционные и др.):

  1. Риск,  связанный с нестабильностью экономического законодательства и текущей экономической ситуации, условий инвестирования и использования прибыли
  2. Внешнеэкономический  риск (возможность введения ограничений на торговлю и поставки, закрытия границ и тому подобное)
  3. Неопределенность политической ситуации, риск неблагоприятных социально-политических изменений в стране или регионе
  4. Неполнота или неточность информации о динамике технико-экономических показателей, параметрах новой техники и технологии
  5. Колебания рыночной конъюнктуры, цен, валютных курсов и тому подобное,
  6. Неопределенность природно-климатических условий, возможность стихийных бедствий
  7. Производственно-технологический риск (аварии и отказы оборудования, производственный брак и тому подобное)
  8. Неопределенность целей, интересов и поведения участников
  9. Неполнота  или неточность информации о финансовом положении и деловой ситуации предприятий-участников (возможность неплатежей, банкротств, срывов договорных обязательств).

      Под неопределенностью понимается неполнота  или неточность информации об условиях реализации проекта, в том числе  сопутствующих затратах и результатах. Неопределенность, связанная с возможностью возникновения в ходе  реализации  проекта  неблагоприятных ситуаций и последствий, и характеризуется понятием риска.

      Наиболее  точным является метод формализованного описания неопределенности. Применительно  к видам неопределенности, наиболее часто встречающимся при оценке инвестиционных проектов, этот метод включает следующие этапы:

  1. описание всего множества возможных условий реализации проекта  (либо в форме соответствующих сценариев, либо в виде системы ограничений на значения  основных  технических,  экономических  и тому подобное параметров проекта) и отвечающих этим условиям затрат (включая возможные санкции и затраты,  связанные со страхованием и резервированием), результатов и показателей эффективности;
  2. преобразование исходной информации о  факторах неопределенности  в информацию о вероятностях отдельных условий реализации и соответствующих показателях эффективности или об  интервалах  их изменения;
  3. определение показателей эффективности проекта в целом с учетом неопределенности условий его реализации - показателей ожидаемой эффективности.

Информация о работе Влияние рисков на инновационную деятельность