Влияние рисков на инновационную деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2011 в 09:05, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является оценка и анализ современных инновационных процессов, рассмотрение влияние рисков на инновационную деятельность.

Риск в организациях возникает в силу неопределенности условий и процессов деятельности организаций. Очевидно, что инновационная деятельность, вносящая существенные, а порой и радикальные изменения в производственные процессы, существенно увеличивает неопределенность динамики и результатов деятельности организации. Рост неопределенности повышает риск неудачного результата инновации.

Содержание

введение………………………………………………………………………3

1. Теоретические аспекты рисков в инновационной деятельности……………………………………….……………………….5

1.1 Понятие инноваций…………………………….…….………………………5

1.2 Риски в инновационной деятельности…………………………………….14

1.3 Методы оценки рисков……………………………………………………..19

2. Анализ влияния рисков на примере ЗАО «НСММЗ»…………25

2.1 Краткая характеристика предприятия…………………………………..…25

2.2 Анализ рисков предприятия и методов, используемых для минимизации риска……………………………………………………………………………...28
2.3 Совершенствование системы способов минимизации рисков, используемой на ЗАО «НСММЗ»……………………………………………...30
Заключение………………………………………………………………….33

список литературы……………………………………………………….34

Работа состоит из  1 файл

Курс. раб. Влияние рисков на инновационую деятельность.doc

— 168.50 Кб (Скачать документ)

Содержание 

 

введение………………………………………………………………………3

1.  Теоретические аспекты рисков в инновационной деятельности……………………………………….……………………….5

1.1 Понятие инноваций…………………………….…….………………………5

1.2 Риски в инновационной деятельности…………………………………….14

1.3 Методы оценки  рисков……………………………………………………..19

2. Анализ влияния рисков на примере ЗАО «НСММЗ»…………25

2.1 Краткая характеристика  предприятия…………………………………..…25

2.2 Анализ рисков  предприятия и методов, используемых  для минимизации риска……………………………………………………………………………...28

2.3 Совершенствование  системы способов минимизации  рисков, используемой на ЗАО «НСММЗ»……………………………………………...30

Заключение………………………………………………………………….33

список  литературы……………………………………………………….34

Введение

 

    Тема  данной работы – «Влияние рисков на инновационную деятельность». Актуальность данной темы обусловлена рядом факторов. Прежде всего потому, что появление дисциплины «Инновационный менеджмент» продиктовано требованиями жизни. Инновационные процессы, их воплощение в новых продуктах и новой технике являются основой экономического развития.

    Предпринимательская деятельность вообще, а в научно-технической сфере особенно, является весьма рисковой, учитывая высокую степень неопределенности, часто невозможности доведения конструкторских и технологических разработок до практического внедрения и получения соответствующих коммерческих и финансовых результатов.

    Для более полного освещения актуальности данной проблематики необходимо рассмотреть  саму сущность инновационных процессов.

    Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и состоит из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение - инновация.

     Целью данной работы является оценка и анализ современных инновационных процессов, рассмотрение влияние рисков на инновационную деятельность.

     Риск  в организациях возникает в силу неопределенности условий и процессов деятельности организаций. Очевидно, что инновационная деятельность, вносящая существенные, а порой и радикальные изменения в производственные процессы, существенно увеличивает неопределенность динамики и результатов деятельности организации. Рост неопределенности повышает риск неудачного результата инновации.

     Развитие  рыночных отношений в России определило инновационную деятельность как единственный способ выживания российских предприятий независимо от формы собственности и сферы их деятельности по всем стадиями жизненных циклов организаций, технологий и продуктов труда. При этом результативность инновационной деятельности прямо зависит от того, насколько точно произведена оценка и экспертиза риска, а также от того, насколько адекватно определены методы управления им.

    Риск  неизменно сопутствует принятию любого хозяйственного решения в силу того, что неопределенность — неизбежное условие хозяйствования. Предпринимательская деятельность всегда сопряжена с риском, воздействие которого на результаты деятельности нельзя заранее точно определить. А инновационная деятельность в большей степени, чем другие направления предпринимательской деятельности, сопряжена с риском, т.к. гарантия благополучного результата в инновационном предпринимательстве практически отсутствует.

    В работе предполагается рассмотреть вопросы инновационной деятельности, сущности инновационного предпринимательства, рисков,  путей их оценки и минимизации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Риски в инновационной деятельности

1.1 Понятие инноваций 

       В отечественной и зарубежной экономической  литературе встречаются различные трактовки таких категорий, как «нововведение», «новшество» и «инновация». В некоторых случаях эти понятия используются в качестве синонимов, однако определенные различия между ними существуют.

       Новшество характеризует определенную новизну, и в этом смысле данное понятие близко к понятию «изобретение».

       Нововведение — это освоение новой техники и технологии, улучшенных методов организации и управления, процесс использования новшества.

       Инновация же - это деятельность, направленная на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологий, организационных форм. Существует и другое определение: «Инновация — это нововведение, комплексный процесс создания, распространения и использования новшеств (нового практического средства) для удовлетворения человеческих потребностей, меняющихся под воздействием развития общества» [5, стр. 56].

     Таким образом, с момента принятия к  распространению новшества приобретает  новое качество – становится нововведением (инновацией). Процесс введения новшества на рынок принято называть процессом коммерциализации. Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом (жизненным циклом инновации). С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инновации рассматривается как инновационный процесс.

       Любые изобретения, новые явления, виды услуг  или методы только тогда получают общественное признание, когда будут  приняты к распространению (коммерциализации), и уже в новом качестве они  выступают как нововведения (инновации).

       Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное использование  новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических  и социально-экономических решений  производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера. Иными словами, «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях.

     Анализ  различных определений инновации приводит к выводу, что специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения. Австрийский ученый Й.Шумпетер1 выделил пять типичных изменений:

  • использование новой техники, новых технологический процессов или нового рыночного обеспечения производства;
  • внедрение продукции с новыми свойствами;
  • использование нового сырья;
  • изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;
  • появление новыx рынков сбыта.

       В инновационном процессе значительную роль играют создатели инновации (новаторы), которые руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия  и экономическая эффективность. Их стратегия направлена на то, чтобы  превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет признано уникальным в определенной области. Тем не менее, на разработку и внедрение инновации в повседневную практику необходимы определенные финансовые средства.

       Э.А.Уткин  в работе «Управление фирмой»2 определяет инновацию (нововведение) как объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога.3

       В общем плане инновации — это обновление основного капитала (производственных фондов) или производимой продукции на основе внедрения достижений науки, техники, технологии, это закономерный, объективный процесс совершенствования общественного производства.

      Различают следующие виды инноваций:

      1. По степени радикальности (новизны):

  • базисные инновации, которые реализуют крупные изобретения и становятся основой формирования новых поколений и направлений развития техники;
  • улучшающие инновации, обычно реализующие мелкие и средние изобретения и преобладающие на стадиях распространения и стабильного развития научно-технического цикла;
  • псевдоинновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологии.

      2. По характеру применения:

  • продуктивные инновации, ориентированные на производство и использование новых продуктов;
  • технологические инновации, нацеленные на создание и применение новой технологии:
  • социальные, ориентированные на построение и функционирование новых структур;
  • комплексные, представляющие единство нескольких видов изменений;
  • рыночные, позволяющие реализовать потребности в продуктах, услугах на новых рынках.

      3. По стимулу появления (источнику):

  • инновации, вызванные развитием наукой и техники;
  • инновации, вызванные потребностями производства;
  • инновации, вызванные потребностями рынка.

      4. По роли в воспроизводственном процессе:

  • инновации потребительские;
  • инновации инвестиционные.

      5. По масштабу:

  • инновации сложные (синтетические);
  • инновации простые.

      Приведенная классификация инноваций позволяет  сделать вывод о том, что процессы нововведений многообразны и различны по своему характеру, следовательно, формы их организации, масштабы и способы воздействия на инновационную деятельность также отличаются многообразием.

      Побудительным механизмом развития инноваций в  первую очередь является рыночная конкуренция. Производителей и потребители в процессе использования устаревшей техники и технологии получают дифференциальный убыток, в результате чего вынуждены сокращать издержки производства на основе инноваций. Предпринимательские фирмы, первыми освоившие эффективные инновации, имеют возможность снижать издержки производства и соответственно стоимость реализуемых товаров (продукции, услуг). Следствием чего является укрепление своих позиций в конкурентной борьбе с фирмами, предлагающими аналогичные товары продукцию, услуги).

      Под инновационным предпринимательством понимается процесс создания и коммерческого  использования технико-технологических  нововведений. Как правило, в основе предпринимательской деятельности лежит нововведение в области продукции или услуг, позволяющее создать новый рынок, удовлетворить новые потребности. Инновации служат специфическим инструментом предпринимательства, причем не инновации сами по себе, а направленный организованный поиск новшеств, постоянная нацеленность на них предпринимательских структур. П.Дракер отмечает, что «предпринимателей отличает инновационный тип мышления. Инновационность — особый инструмент предпринимательства».4

      При принятии окончательного решения в  связи с инновационной идеей, в том числе к связи с конструкторско-исследовательскими работами, необходимо ответить еще на два важнейших вопроса: о реальной прибыли и реальном риске и ответы на эти вопросы должны сводиться к следующему:

  • прибыль от проекта должна быть значительно выше, чем затраты на его реализацию;
  • связанный с проектом риск должен находиться в предельно допустимом соотношении с прибылью от его реализации.5

      Исходя  из всего вышесказанного, можно сделать  вывод, что инновационный менеджмент это совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом.

      Инновационный менеджмент - одно из направлений стратегического  управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компании. Его  целью является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях:

  • разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность);
  • модернизация и совершенствование выпускаемой продукции;
  • дальнейшее развитие производства  традиционных видов продукции;
  • снятие с производства устаревшей продукции.

Информация о работе Влияние рисков на инновационную деятельность