Сравнительный анализ условий инновационной деятельности в ОЭЗ, наукограда и иннограда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 14:19, курсовая работа

Описание

Наука в России начала развиваться сравнительно давно. Еще при Петре I была создана Петербургская академия наук. В последующие годы развитие науки шло ускоряющимися темпами, но при этом носило в основном столичный характер, то есть все научные учреждения были сосредоточены в столицах.
Лишь в СССР стали появляться первые закрытые городки. В 1940-е гг. это было абсолютно необходимо, чтобы в случае захвата части территории страна не осталась без интеллектуального ресурса.

Работа состоит из  1 файл

Сравнительный анализ условий инновационной деятельности в ОЭЗ, наукограда и иннограда.doc

— 304.00 Кб (Скачать документ)

Телекоммуникационная  инфраструктура Дубны включает в  себя, соединяющий все микрорайоны города гигабитный оптоволоконный магистральный канал передачи данных, две транспортных оптоволоконных линии связи Дубна – Москва, оптоволоконную систему кабельного телевидения, системы мобильной, радиорелейной и космической связи.

Если бы Дубна  не получила статус наукограда, в ней  не появилась бы особая экономическая  зона. Возникновение технико-внедренческой  ОЭЗ – прямой результат сложившейся  за десятилетие заинтересованности науки, местной власти и бизнеса  в инновационном развитии. Инновационная стратегия развития города предполагает реализацию проекта создания особой экономической зоны технико-внедренческого типа. В рамках отечественного законодательства особая экономическая зона является наиболее удобным механизмом создания максимально благоприятных условий для ведения высокотехнологичного бизнеса.

Члены НПК Дубны

В состав НПК  г.Дубны могут быть включены следующие  юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке на территории города Дубны:

1) научные организации, учреждения высшего профессионального образования и иные организации, осуществляющие научную, научно-техническую и инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации, при наличии у них в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, государственной аккредитации;

2) организации  независимо от организационно-правовых  форм, осуществляющие производство  продукции, выполнение работ и оказание услуг, при условии, что доля производства наукоемкой продукции (в стоимостном выражении), соответствующей приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации в течение предшествующих трех лет, составляет не менее 50 процентов их общего объема производства.

Включение организаций  в состав НПК г.Дубны осуществляется на основании заявления руководителя организации.

Решение о включении  организации в состав НПК города принимает научно-технический совет города Дубны (в дальнейшем – НТС г.Дубны) при условии соответствия организации выше перечисленным требованиям. На основании решения НТС г.Дубны. Глава города Дубны издает распоряжение о включении организации в состав НПК г.Дубны.

Развитие научно-промышленного комплекса Дубны в 2009 году

  1. Участие ОИЯИ в создании и запуске Большого адронного коллайдера.
  2. Создание источника резонансных нейтронов (ИРЕН).
  3. Создание Международного инновационного центра нанотехнологий стран СНГ, включающего центр коллективного пользования оборудованием, научно-образовательный центр и центр трансфера технологий на базе ОИЯИ и РНЦ «Курчатовский институт», с использованием возможностей особой экономической зоны в Дубне
  4. 28 июля 2009 г. – начало эксперимента по синтезу 117 элемента
  5. Проведение работ по созданию ОЭЗ.
  6. Формирование на базе ОЭЗ и предприятий НПК нанотехнологического кластера.

Развитие инновационной инфраструктуры наукограда

  • Бизнес - инновационные инкубаторы
  • Центр подготовки и переподготовки кадров
  • Центр коллективного пользования исследовательским и испытательным оборудованием
  • Центр интеллектуальной собственности
  • Конгресс - выставочный центр
  • Наноцентр
  • Участие в фондах поддержки малого инновационного бизнеса
  • Создание IT-инфраструктуры

Развитие IT-инфраструктуры для поддержки предприятий г.Дубны, работающих в высокотехнологичных отраслях

1 Развитие канала Дубна-Москва 10х88 = 880 Гбит/с., с 10.06.2009. открыто 20 Гб/с.

2. Развитие городского  канала передачи данных протяженностью 39 км c масштабируемой пропускной способностью 10 - 720 Гбит/с.

3. Предоставление  условий малым и средним предприятиям, работающим в сфере информационных  технологий, по созданию центров  хранения и обработки данных, суперкомпьютеров, проектированию  сложных технических систем

Отработка элементов национальной инновационной системы:

1. Бюджетное софинансирование отобранных по конкурсу инновационных проектов:

  • макетного образца экспортного варианта системы контроля надводной и подводной обстановки акваторий,
  • опытного образца нового медицинского бароаппарата «Волга-101»,
  • композиционных противоскользящих покрытий и элементов оборудования из композитных материалов, построен первый в Российской Федерации мост из композитных материалов,
  • комплекса технических средств для введения в клиническую практику методики конформной терапии на фазотроне ОИЯИ,
  • опытно-конструкторской разработки опытной установки для переработки отработанного ядерного топлива,
  • программы экономии природного газа в теплоснабжении малых городов (утепление фасадов, автономные котельные ИТП, энергосберегающие жилые дома),
  • визуализация образования для школьников

 

2.  Проводится комплекс работ по обеспечению привлекательности города как для инвесторов, так и для приглашаемых специалистов.

3. Начато строительство 157 квартир для молодых и высококвалифицированных специалистов, работающим в организациях научно-производственного комплекса или в организациях бюджетной сферы г.Дубны

4. Развёрнуты работы по реализации проекта по созданию в г.Дубне Российского центра программирования:

  • в Дубне начали работу IT-компании, в том числе дочерние компании ведущего экспортера программного обеспечения Группы компаний «IBS» и ведущей высокотехнологичной компании России - АФК «Система»;
  • развивается инженерная и социальная инфраструктура площадок Российского центра программирования;
  • проводятся мероприятия по укреплению материальной базы Университета «Дубна»;
  • подписано соглашение о создании в г.Дубне Российского центра программирования;
  • проект Российского центра программирования рассмотрен и поддержан Мининформсвязи РФ, Минобрнауки РФ, Правительством Российской Федерации.

 

На выполнение мероприятий по развитию и поддержке социальной, инженерной и инновационной инфраструктуры города освоено 82,68 млн. руб. средств федерального бюджета, что позволило разработать:

  • проектную документацию по ремонту, реконструкции и строительству нового водовода и улично-дорожной сети города;
  • приобрести новую технику для муниципальных коммунальных предприятий города;
  • оснастить оборудованием муниципальные учреждения здравоохранения;
  • разработать проектную документацию новой средней школы на 825 мест и лечебного корпуса городской больницы;
  • произвести ремонт ряда учреждений общего и дополнительного образования, объектов оздоровительного лагеря «Сосновый бор».
  • осуществлялось финансирование программы предоставления жилья молодым и высококвалифицированным ученым и специалистам
  • продолжалось развитие муниципального магистрального оптоволоконного канала передачи данных
  • за счет средств федерального бюджета – 40 млн.руб. выполнен капитальный ремонт городских дорог
  • за счет средств областного бюджета – 55,8 млн. руб. проведены проектно-изыскательские работы по строительству и реконструкции детских дошкольных учреждений, а также строительство пристройки к поликлинике левобережной больницы.

 

Понятие особой экономической зоны

Особая экономическая  зона - определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует  особый режим осуществления предпринимательской  деятельности.

Цели создания особых экономических  зон

Особые экономические зоны создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции, транспортной инфраструктуры, а также туризма и санаторно-курортной сферы.

Типы особых экономических зон

На территории Российской Федерации могут создаваться особые экономические зоны следующих типов:

Промышленно-производственные особые экономические зоны создаются на участках территории, которые имеют общую границу и площадь которых составляет не более чем двадцать квадратных километров.

Технико-внедренческие  особые экономические зоны создаются не более чем на двух участках территории, общая площадь которых составляет не более чем три квадратных километра.

Туристско-рекреационные  особые экономические зоны и портовые особые экономические зоны создаются на одном или нескольких участках территории, определяемых Правительством Российской Федерации.

Далее в работе речь пойдет только о технико-внедренческих ОЭЗ, где проводится систематическое создание и внедрение инноваций, а в промышленно-производственных, туристических и портовых ОЭЗ инновационная деятельность либо не ведется вовсе, либо носит случайный характер.

Особая экономическая  зона может располагаться на территориях  нескольких муниципальных образований. Особая экономическая зона не должна включать в себя полностью территорию какого-либо административно-территориального образования.

В особой экономической  зоне не допускается размещение объектов жилищного фонда.

На территории особой экономической зоны не допускается:

1) разработка  месторождений полезных ископаемых, их добыча, за исключением разработки  месторождений минеральных вод,  лечебных грязей и других природных  лечебных ресурсов, их добычи, и  металлургическое производство  в соответствии с Общероссийским  классификатором видов экономической деятельности;

2) переработка  полезных ископаемых, за исключением  промышленного розлива минеральных  вод, иного использования природных  лечебных ресурсов, и переработка  лома цветных и черных металлов;

3) производство  и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов).

4) правительство  Российской Федерации может определять  иные виды деятельности, осуществление  которых не допускается в особой  экономической зоне.

Условия создания особых экономических  зон

Особые экономические  зоны могут создаваться только на земельных участках, находящихся  в государственной и (или) муниципальной  собственности.

На момент создания особой экономической зоны:

1 Земельные  участки, образующие ее территорию, за исключением земельных участков, которые предоставлены для размещения и использования объектов инженерной инфраструктуры и на которых размещены такие объекты, не должны находиться во владении и (или) в пользовании граждан и юридических лиц, за исключением образовательных и (или) научно-исследовательских организаций.

2 На земельных  участках, образующих ее территорию, могут быть расположены только  объекты, находящиеся в государственной  и (или) муниципальной собственности  и не находящиеся во владении  и (или) в пользовании граждан и юридических лиц (кроме объектов инженерной и транспортной инфраструктур), за исключением образовательных и (или) научно-исследовательских организаций.

Создание и прекращение существования  особых экономических зон

1. Решение о  создании особой экономической зоны на территориях субъекта Российской Федерации и муниципального образования принимается Правительством Российской Федерации и оформляется постановлением Правительства Российской Федерации.

2. Высший исполнительный  орган государственной власти  субъекта Российской Федерации совместно с исполнительно-распорядительным органом муниципального образования подает в Правительство Российской Федерации заявку на создание особой экономической зоны с обоснованием целесообразности и эффективности ее создания для решения задач федерального, регионального и местного значения. Порядок оформления и подачи заявки на создание особой экономической зоны, в том числе перечень документов, прилагающихся к заявке, определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

3. Отбор заявок  на создание особых экономических  зон одного типа осуществляется  на основе конкурсного отбора. Положение о проведении конкурса  по отбору заявок утверждается  уполномоченным Правительством  Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Информация о работе Сравнительный анализ условий инновационной деятельности в ОЭЗ, наукограда и иннограда