Правовое регулирование интеллектуальной собственности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 22:08, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является расмотреть правовое регулирование интеллектуальной собственности в России. Задачами является выявить что является интеллектуальной собственностью, провести анализ развития правовой и нормативной базы в Российской Феделации по защите прав интеллектуальной собственности, и выявить пути развития перспективных механизмов сферы защиты прав интеллектуальной собственности.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая 1.docx

— 81.89 Кб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ 

     В современных условиях во всем мире среди всех других видов собственности (недвижимость, банковский и промышленный капитал, ценные бумаги и т. д.) все  более существенное значение в последние  годы приобрела собственность интеллектуальная.

     Понятие интеллектуальная собственность произошло от английского «Іntellectual property» (интеллектуальное свойство), относится к категории маркетинговых терминов и обозначает временную передачу авторским и иных смежных эксклюзивных нематериальных прав другому лицу. Согласно ч. 4, гл. 69, ст. 1225 Гражданского Кодекса РФ от 24.11 2006 г. термин интеллектуальная собственность трактуется, как «список результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, которым предоставляется правовая защита». Иными словами, интеллектуальная собственность – это возможность обладания и использования авторских и иных смежных прав, патентов и товарных знаков. В тоже время во многих государствах нет определения понятия интеллектуальная собственность. Вышеупомянутый документ, определяющий право интеллектуальной собственности, не допускает использования  некоторых форм плодов интеллектуальной и творческой деятельности других лиц без разрешения авторов, т.е. авторы обладают правом монополия на результаты своих трудов.  Данная тема очень актуальна, так как отсутствует эффективный правовой механизма реализации и защиты интеллектуальной собственности, недостаточной изученностью многих направлений, пробелами в законодательном регулировании указанных общественных отношений.

     Будущее России - за развитием интеллекта ее граждан, умением использовать интеллектуальный потенциал, информацию, развивать информационные технологии, бережным отношением к  интеллектуальному потенциалу страны, предотвращением «утечки мозгов». 

     Институт  права интеллектуальной собственности  получил достаточно широкое распространение  в современном мире. Он закрепляется как нормами внутригосударственного, так и нормами международного права. Значение интеллектуальной собственности  подчеркивается и тем, что Конституции  многих современных государств не оставили без внимания эту важнейшую область  человеческих отношений.

      Тема  «Правовое регулирование интеллектуальной собственности в России» является актуальной, т.к. в современном мире человек не желает чтобы кто-либо распоряжаться результатоми его конкретной деятельности (в производственной, литературной, научной, и художественной области). Поэтому интеллектуальная собственность и защита прав интеллектуальной собственности является неотемлемой частью современного общества.

      Целью данной курсовой работы является расмотреть правовое регулирование интеллектуальной собственности в России. Задачами является выявить что является интеллектуальной собственностью, провести анализ развития правовой и нормативной базы в Российской Феделации по защите прав интеллектуальной собственности, и выявить пути развития перспективных механизмов сферы защиты прав интеллектуальной собственности.

      Объектом  данной курсовой работы выступает интеллектуальная собственность, предметом – механизмы  сферы защиты прав интеллектуальной собственности.

 

1.  ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ  СОБСТВЕННОСТЬ. ПОНЯТИЕ  И СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ

     История развития цивилизации подтверждает, что в основе научно-технического прогресса в отдельно взятой стране и в мире в целом находятся  объекты интеллектуальной собственности, создаваемые интеллектуальным трудом человека.

     Понятие интеллектуальной собственности впервые  введено в 1967 году конвенцией учреждающей  Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС).

     Различают движимую (автомобили, механизмы и  пр.), недвижимую (земля, строения и пр.) и интеллектуальную собственность. Объектами интеллектуальной собственности  становятся творения человеческой мысли, интеллекта, являющиеся в то же время  объектами правовой охраны. К ним  относятся произведения науки, литературы, искусства и других видов творческой деятельности в сфере производства, в том числе изобретения, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, ноу-хау, товарные знаки, фирменные  наименования и знаки обслуживания.

     В отличие от движимой и недвижимой, интеллектуальная собственность является категорией невещественной, неосязаемой, что приносит определенную специфику  в порядок обращения с такой  собственностью. Это вызвано тем, что интеллектуальная собственность  связана с идеями, которые можно  воплощать в осязаемые объекты  неограниченное число раз (книги, картины, машины и пр.). Называется она интеллектуальной потому, что заключается не в этих вещественных воплощениях, а в реализованной  в них информации.

     Результатами  интеллектуальной деятельности и приравненными  к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг  и предприятий, которым предоставляется  правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются:

1)  произведения науки, литературы и искусства;

2) программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ);

3) базы  данных;

4) исполнения;

5) фонограммы;

6) сообщение  в эфир или по кабелю радио-  или телепередач (вещание организаций  эфирного или кабельного вещания);

7) изобретения;

8) полезные  модели;

9) промышленные  образцы;

10) селекционные  достижения;

11) топологии  интегральных микросхем;

12) секреты  производства (ноу-хау);

13) фирменные  наименования;

14) товарные  знаки и знаки обслуживания;

15) наименования  мест происхождения товаров;

16) коммерческие  обозначения.1

      В объективном смысле авторское право  представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу создания использования произведений науки, литературы и искусства.

     В субъективном смысле авторское право - те личные имущественные и неимущественные  права, которые принадлежат лицам, создавшим произведения литературы, науки и искусства. 
 
 

1.1. Становление института  интеллектуальной  собственности в  Российской Федерации

     Отдельные элементы права интеллектуальной собственности  появились очень давно. Уже в  Древней Греции существовали правила, во многом аналогичные современному закрепляемому за автором праву  на неприкосновенность произведения: тексты трагедий подлежали обязательному  сохранению для осуществления контроля за соответствием исполняемого на сцене  представления подлинному авторскому замыслу. Гонорар как форма оплаты творческого труда, особенности  права собственности на произведения искусства были известны еще римскому праву. Однако в целом юридическому оформлению экономической стороны  творчества долгое время не придавалось  особого значения, так как потребность  торговать результатами интеллектуальной деятельности возникла сравнительно позднее. До этого такие результаты распространялись вне рынка, не являясь объектами  экономического оборота, рыночных отношений. К числу важнейших причин этого  относится не только низкий культурный уровень субъектов хозяйственной  деятельности, но и то обстоятельство, что реализация результатов «духовного производства», при всей их значимости для развития человечества, осуществлялась крайне медленно, на протяжении жизни  многих поколений. Создавалось впечатление, что результаты духовной деятельности вообще не имеют практического значения. Исторические формы воспроизводства  «интеллектуального потенциала» общества базировались в основном на системе  меценатства.

     С изобретением печатного станка (в 1448 году), появлением первых газет и  журналов произошло открытие для  человечества «галактики Гуттенберга». Появилась возможность пустить  художественные произведения в экономический  оборот, а также возможность торговать  изобретениями. Одновременно с этим возникла необходимость закрепить  «частную собственность» на достижения искусства и технические новации.

     До  возникновения патентного права  каждый мог воспользоваться изобретением, сделанным другим, а его создатель  при этом часто не получал никаких  экономических выгод от своей  деятельности. Такое положение серьезно тормозило технический прогресс, препятствовало распространению культурных ценностей. Необходимо было добиться того, чтобы каждое заинтересованное лицо могло реализовать свои материальные интересы через рыночный механизм, и в то же время никто не пользовался чужими достижениями, причем интересы авторов в этом случае совпадали с интересами использовавших их творения промышленников. Как только с развитием цивилизации открылись коммерческие возможности для эксплуатации результатов интеллектуальной деятельности, возникла настоятельная потребность в осуществлении государством регулирующей, координирующей, законодательной функций в данной области, в обеспечении внутригосударственной защиты и международно-правовой охраны «интеллектуальных прав».

     Верховная власть покровительствовала отдельным  издателям и владельцам мануфактур. Первый в мире патент на изобретение  был выдан в 1421 г. городской управой  Флоренции на имя Филиппо Брунеллески, который изобрел корабельный  поворотный кран. Древнейший из всех патентов Англии был пожалован Генрихом VI в 1449 г. выходцу из Фламандии Джону  из Ютимана на изготовление цветного стекла для окон Итонского колледжа.

     По  мере роста влияния буржуазии  система привилегий сменяется законами, признающими за авторами и их правопреемниками право на монопольное использование  принадлежащих им произведений и  технических новинок в течение  установленного срока. "Право" изобретателей  было впервые упомянуто в Венеции  в хартии от 19 марта 1474 г., в которой  уже признавались их "моральное  право" и исключительное право  на использование своего изобретения  в течение ограниченного периода  времени.

     В 1710 г. в Англии появился и первый авторский закон, известный под  названием "Статут королевы Анны" и содержавший один из важнейших  принципов авторского права - принцип "копирайт" - право на охрану опубликованного  произведения, запрет тиражирования  произведения без согласия автора. Именно автору предоставлялось исключительное право на публикацию произведения в  течение 14 лет с момента его  создания, а также была дана возможность  продления этого срока еще  на 14 лет при жизни автора. Вслед  за Англией патентные и авторские  законы были приняты в США, во Франции  и других европейских странах. Стали  широко продавать и покупать права  на издания произведений литературы, постановку различных драматических  произведений.

     Происхождение термина интеллектуальная собственность  обычно связывается с французским  законодательством конца XVIII в. Первоначально  считалось, что патент или исключительное право на использование произведения представляются собой договор между  обществом и изобретателем (автором): общество защищает правообладателя, гарантируя ему вознаграждение за обнародование  изобретения (произведения искусства) и соглашаясь обеспечивать его беспрепятственное  и монопольное использование  в промышленных или коммерческих целях.

     В соответствии с данной теорией право  создателя любого творческого результата, литературного произведения или  изобретения является его неотъемлемым, "природным" правом, возникает  из самой природы творческой деятельности и "существует независимо от признания  этого права государственной  властью". Возникающее у творца право на достигнутый им результат  рассматривалось как аналогичное  праву собственности, возникающему у лица, трудом которого создана  материальная вещь.

     Во  Франции при "старом порядке" за автором было окончательно признано право на литературные произведения. Революция 1789 г. смела все "привилегии", в результате чего было провозглашено: "Все, что автор открывает для  публики, становится общественной собственностью" (Декрет Учредительного собрания 1789 г.), но вскоре даже новый режим пересмотрел свое решение. Два закона (1791 и 1793 гг.) впервые в истории гарантировали защиту всех форм творчества (литературного, драматического, музыкального, изобразительного) при воспроизведении всеми известными тогда методами.

     Во  вводной части французского патентного закона 1791 года говорилось, что "всякая новая идея, провозглашение и осуществление  которой может быть полезным для  общества, принадлежит тому, кто  ее создал, и было бы ограничением прав человека не рассматривать новое  промышленное изобретение как собственность  его творца". Следствием такого подхода  стало закрепление во французском  законодательстве понятий литературной и промышленной собственности. Еще  раньше идея об авторском праве как "самом священном виде собственности" была воплощена в законах нескольких штатов США. Так, в законе штата Массачусетс  от 17 марта 1789 г. указывалось, что "нет  собственности, принадлежащей человеку более, чем та, которая является результатом  его умственного труда". Аналогичные  конструкции были закреплены в законодательстве многих стран.

Информация о работе Правовое регулирование интеллектуальной собственности в России