Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 23:11, курсовая работа
Ведение бухгалтерского учета в России осуществляется в  соответствии с различными нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению, другие носят рекомендательный характер.
Потребность в выработке  общих принципов и требований к бухгалтерскому учету и возможности  осуществления контроля за их выполнением  обуславливает необходимость формирования системы законодательного и нормативного регулирования бухгалтерского учета.
Так как регулированию  подлежат вопросы разной степени  сложности, система регулирования  бухгалтерского учета должна быть многоступенчатой - на более высоких уровнях устанавливаются  общие принципы, на более низких - эти принципы детализируются.
Псковский Государственный 
Кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита
КУРСОВАЯ РАБОТА
по теории бухгалтерского учета на тему:
«Правовое регулирование учёта в России»
                              
                              
Псков
2010 г.
 
Оглавление
 
Ведение бухгалтерского учета в России осуществляется в соответствии с различными нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению, другие носят рекомендательный характер.
Потребность в выработке 
общих принципов и требований 
к бухгалтерскому учету и возможности 
осуществления контроля за их выполнением 
обуславливает необходимость 
Так как регулированию 
подлежат вопросы разной степени 
сложности, система регулирования 
бухгалтерского учета должна быть многоступенчатой 
- на более высоких уровнях 
От знания законов, содержания нормативных документов, регулирующих бухгалтерский учет, зависит достоверность бухгалтерской отчетности и как, следствие, успех фирмы. В связи с этим вызывает интерес рассмотрение современного состояния и перспектив развития нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ.
Предметом исследования в данной работе является система нормативного регулирования такого объекта, как бухгалтерский учет.
Цель данной работы состоит в следующем: раскрыть содержание нормативного регулирования бухгалтерского учета в России.
Для достижения данной цели поставлены задачи, такие как:
• определение основных аспектов нормативного регулирования бухгалтерского учета России.
• изучение теоретических предпосылок совершенствования нормативного регулирования бухгалтерского учета.
• предложения возможных альтернатив нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ.
 
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета законодательно устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации.
Действующие нормы основаны на единообразии ведения бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, составлении и представлении сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении, доходах и расходах организации, необходимой пользователям бухгалтерской информации.
Общее методологическое 
руководство бухгалтерским учет
Другие органы, которые наделены правом нормативного регулирования бухгалтерского учета в пределах своей компетенции (отраслевые министерства и ведомства), не имеют права издавать нормативные акты, противоречащие нормативным актам и методическим указаниям Министерства финансов РФ.
Одни из утверждаемых нормативных актов обязательны к применению (законы, положения по бухгалтерскому учету), другие носят рекомендательный характер (План счетов, методические указания, комментарии).
В настоящее время в отечественной практике учета сложилась четырехуровневая система регулирования бухгалтерского учета и отчетности:
Первый уровень системы составляют законодательные акты (Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изменениями и дополнениями), Гражданский кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации, регулирующие прямо или косвенно порядок бухгалтерского учета в организациях. К этому же уровню относится Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н (с изменениями и дополнениями);
Второй уровень составляют российские стандарты - Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), которые устанавливают принципы, базовые правила ведения бухгалтерского учета по сферам деятельности организации и видам активов, а также составления и представления бухгалтерской отчетности;
Третий уровень - методические рекомендации (инструкции, указания) по учету имущества, затрат, составлению бухгалтерской отчетности и т.п., которые утверждаются Минфином России с учетом отраслевой специфики и видов деятельности организаций.
Особое место среди нормативных документов данного уровня отводится Плану счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденным Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н, где определяется порядок отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета;
Четвертый уровень - это рабочие документы организации. В их состав входят положение об учетной политике организации (определяет способы и методы бухгалтерского учета и оценки активов и пассивов, включает рабочий план счетов бухгалтерского учета, составляемый на основе типового Плана счетов бухгалтерского учета); рабочие документы по организации учета отдельных видов активов, затрат, собственного капитала и обязательств, иные документы, которые определяют, в частности, порядок организации первичного учета и документооборота.
Федеральный закон от 21.11.96 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» является основным актом первого уровня, регулирующим организацию и ведение бухгалтерского учета. Данный Закон определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и предоставлять финансовую отчетность. Закон о бухгалтерском учете регулирует следующие вопросы:
• определяет объекты и основные задачи бухгалтерского учета; однозначно определяет основные понятия, используемые в законодательном регулировании бухгалтерского учета;
• устанавливает права и обязанности должностных лиц организаций за организацию ведения бухгалтерского учета, а также ответственность за нарушение требований законодательства о бухгалтерском учете; определяет основные требования к ведению бухгалтерского учета, оформлению и ведению первичных бухгалтерских документов и учетных регистров бухгалтерского учета;
• устанавливает общие принципы оценки имущества и обязательств организации;
• устанавливает сроки и общие требования к проведению инвентаризации имущества и обязательства организации;
• определяет сроки, адреса 
и порядок представления 
• устанавливает порядок хранения бухгалтерских документов.
Федеральный закон «О бухгалтерском учете» занимает центральное место в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности, поскольку: определяет юридический статус норм бухгалтерского учета для коммерческих и некоммерческих организаций, закрепляет обязанность юридических лиц по ведению бухгалтерского учета, определяет ответственность за организацию учетной работы. В Законе дано определение бухгалтерского учета, названы его объекты (имущество организации, ее обязательства и хозяйственные операции), обозначены задачи бухгалтерского учета, приведены основные понятия, используемые в бухгалтерском учете (синтетический и аналитический учет, План счетов, бухгалтерская отчетность и т.п.).
В Федеральном законе «О бухгалтерском учете» изложены требования к ведению бухгалтерского учета в организациях, к документированию хозяйственных операций, ведению регистров бухгалтерского учета, оценке имущества и обязательств, порядку осуществления инвентаризации имущества и обязательств.
Основным нормативным документом второго уровня является Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29.07.98 г. № 34н. Данный документ конкретизирует Федеральный закон «О бухгалтерском учете» и занимает по своей значимости второе место.
Положение по бухгалтерскому учету обычно включает следующие элементы:
- название и номер ПБУ;
- сфера применения 
соответствующего ПБУ и 
- основные определения и понятия по соответствующему объекту учета;
- способы оценки, применяемые по данному объекту;
- порядок учета наличия и изменения соответствующего объекта
учета;
-данные, подлежащие раскрытию в составе информации по учетной политике и в бухгалтерской отчетности.
В настоящее время в России разработано и утверждено 22 положения по бухгалтерскому учету и отчетности (табл. 1).
Таблица 1.
Система национальных стандартов бухгалтерского учета
| Наименование стандарта | Номер и дата приказа Минфина, утвердившего стандарт | Объект регулирования | 
| Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) | от 06.10.2008 № 106н , с изменениями от 11.03.2009 №22н | Устанавливает правила формирования (выбора или разработки) и раскрытия учетной политики организации. | 
| Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда » (ПБУ 2/2008) | от 24.11.2008 № 116н, с изменениями от 23.04.2009 № 35н | Устанавливает особенности порядка формирования в бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской отчетности информации о доходах, расходах и финансовых результатах организациями | 
| Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2006) | от 27.11.2006г. № 154н с изменениями от 25.12.2007 г. № 147н | Устанавливает особенности формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности информации об активах и обязательствах, стоимость которых выражена в иностранной валюте | 
| Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) | от 06.07.1999 № 43н, от 18.09.2006 N 115н | Устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организации | 
| Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально- производственных запасов» ПБУ 5/01 | от 09.06.2001 № 44н, с изменениями от 27.11.2006 № 156н, от 26.03.2007 № 26н | Устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о материально-производственных запасах организации | 
| Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств » ПБУ 6/01 | от 30.03.2001 № 26 н , с изменениями от 18.05.2002 № 45 н, от 12.12.2005 № 147 н, от 18.09.2006 № 116н, от 27.11.2006 № 156н | Устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации | 
| Положение по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» (ПБУ 7/98) | от 25.11.1998 № 56н, с изменениями от 20.12.2007 № 143н | Устанавливает порядок отражения в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций событий после отчетной даты | 
| Положение по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной деятельности» ПБУ 8/01 | от 28.11.2001 г. № 96н, с изменениями от 18.09.2006г. № 116н, от 20.12.2007г. № 144н | Устанавливает порядок отражения условных фактов хозяйственной деятельности и их последствий в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций | 
| Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 | от 06.05.1999 № 32н, с изменениями от 30.12.1999 № 107н, от 30.03.2001 № 27н, 18.09.2006 № 116н, от 27.11.2006 № 156н | Устанавливает правила 
  формирования в бухгалтерском учете информац | 
| Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 | от 06.05.1999 № 33н, с изменениями от 30.12.1999 № 107н, от 30.03.2001 № 27н, от 18.09.2006 № 116н, от 27.11.2006 № 156н | Устанавливает правила 
  формирования в бухгалтерском учете информац | 
| Положение по бухгалтерскому учету «Информация о связанных сторонах» (ПБУ 11/2008) | от 29.04.2008 № 48н | Устанавливает порядок раскрытия информации о связанных сторонах в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций, за исключением кредитных организаций | 
| Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» ПБУ 12/2000 | от 21.01.2000 № 11н,от 18.09.2006 №115н | Устанавливает правила формирования и представления информации по сегментам в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций | 
| Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000 | от 16.10.2000 № 92н, от 18.09.2006 N 115н | Устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о получении и использовании государственной помощи, предоставляемой коммерческим организациям и признаваемой как увеличение экономической выгоды конкретной организации в результате поступления активов | 
| Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007) | от 27.12.2007 № 153н | Устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности информации о нематериальных активах организаций | 
| Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» (ПБУ 15/2008) | от 06.10.2008 № 107н | Устанавливает особенности формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности информации о расходах, связанных с выполнением обязательств по полученным займам и кредитам организаций | 
| Положение по бухгалтерскому учету «Информация по прекращаемой деятельности» ПБУ 16/02 | от 02.07.2002 № 66н, от 18.09.2006 № 116н | Устанавливает порядок раскрытия информации по прекращаемой деятельности в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций | 
| Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов на научно- исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» ПБУ 17/02 | от 19.11.2002 № 115н, от 18.09.2006 № 116н | Устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности коммерческих организаций информации о расходах, 
  связанных с выполнением  исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ. | 
| Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02 | от 19.11.2002 № 114н, с изменениями от 11.02.2008 № 23н | Устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете и порядок раскрытия в бухгалтерской отчетности информации о расчетах по налогу на прибыль организаций, а также определяет взаимосвязь показателя, отражающего прибыль (убыток), исчисленного в порядке, установленном нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету Российской Федерации, и налоговой базы по налогу на прибыль за отчетный период, рассчитанной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. | 
| Положение по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02 | от 10.12.2002 № 126н, с изменениями от 18.09.2006 № 116н, от 27.11.2006 № 156н | Устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности информации о финансовых вложениях организации | 
| Положение по бухгалтерскому учету «Информация об участии в совместной деятельности» ПБУ 20/03 | от 24.11.2003 № 105н, от 18.09.2006 № 116н | Устанавливает правила и порядок раскрытия информации об участии в совместной деятельности в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций (кроме кредитных организаций) | 
| Положение по бухгалтерскому учету «Изменения оценочных значений» (ПБУ 21/2008) | от 06.10.2008 № 106н | Устанавливает правила признания и раскрытия в бухгалтерской отчетности организаций, информации об изменениях оценочных значений. | 
| Положение по бухгалтерскому учету «Исправление ошибок 
  в бухгалтерском учете и  (ПБУ 22 /2010) | от 28.06. 2010 № 63н | Устанавливает правила исправления ошибок и порядок раскрытия информации об ошибках в бухгалтерском учете и отчетности организаций | 
Более низкий уровень нормативного регулирования бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности образуют методические рекомендации и методические указания, разрабатываемые и принимаемые Минфином. Эти нормативные документы должны пройти регистрацию в Минюсте, для того чтобы их использование в организациях всех форм собственности и всех организационно - правовых форм стало правомерным. Исключение составляют внутренние отраслевые документы. Эти документы процедуру регистрации не проходят и обязательны к исполнению только службами и отдельными работниками, подчиненными органам, которые разработали такие указания.
В методических указаниях и методических рекомендациях осуществляется еще более детальная проработка основных требований, предъявляемых к бухгалтерскому учету законодательными и нормативными актами более высоких уровней. В частности, в методических рекомендациях и указаниях приводятся конкретные схемы бухгалтерских проводок, корреспонденция счетов бухгалтерского учета, применяемая в отдельных хозяйственных ситуациях, а также подробно характеризуются обстоятельства и условия, при которых те или иные проводки могут быть оформлены.
Методические рекомендации и методические указания можно условно разделить на две большие группы:
• разъясняющие применение отдельных положений (стандартов) по бухгалтерскому учету;
• устанавливающие порядок организации учета отдельных хозяйственных операций или иных объектов бухгалтерского учета, которая другими документами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета не урегулирована. К этой же группе относятся нормативные документы, являющиеся отечественными аналогами международных стандартов бухгалтерской отчетности, если для них разработка соответствующего положения по бухгалтерскому учету Программой реформирования бухгалтерского учета не предусмотрена.
В первую группу входят, в частности, следующие документы: