Правовое регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 03:53, курсовая работа

Описание

Правовое регулирование - это строго установленная, четко прописанная, обязательная для всех членов общества система правовых юридических норм. Если проанализировать, какие регулятивные механизмы существуют в public relations - комплексной, информационной, коммуникационной деятельности, то можно выделить два основных направления: правовое регулирование и саморегулирование.

Работа состоит из  1 файл

курсовая правовое обеспечение.docx

— 25.22 Кб (Скачать документ)

1. Правовое обеспечение  связей с общественностью, законы  и нормативные акты 

Правовое регулирование - это строго установленная, четко  прописанная, обязательная для всех членов общества система правовых юридических  норм. Если проанализировать, какие  регулятивные механизмы существуют в public relations - комплексной, информационной, коммуникационной деятельности, то можно выделить два основных направления: правовое регулирование и саморегулирование. 

PR-деятельность  в России не имеет своего  законодательного акта, такого, как,  например, Федеральный закон "О  рекламе". Принятию подобного  единого нормативного документа,  способного в полной мере отразить  все возможные в этой сфере  правоотношения, мешает, прежде всего,  многогранность public relations. Для воздействия на общественное мнение используется самый разнообразный инструментарий – от информационного сообщения в средствах массовой информации до убеждения отдельных лиц в приватной беседе. Этот набор ничем не ограничен и зависит лишь от творческой инициативы специалистов. 

Ввиду отсутствия единого законодательного акта, правовое поле в сфере PR очерчено нескольких государственных нормативных актах. Рассмотрим основные из них: 

1. Закон "Об  информации, информатизации и защите  информации"; 

2. Закон "О  рекламе"; 

3. Закон "Об  авторском праве и смежных  правах"; 

4. Закон "О  товарных знаках, обслуживания и  наименованиях мест прохождения  товаров". 

Имеет смысл  разобрать подробнее отношение  вышеперечисленных актов к работе специалиста в сфере PR. 

1. Закон "Об  информации, информатизации и защите  информации". Основным полем деятельности PR-специалиста является информация. И одна из задач PR-службы  любой организации – накапливать  всевозможные сведения как о  государственных учреждениях, общественных  организациях, предприятиях, партнерах  и конкурентах, так и их руководителях.  Конституция Российской Федерации  признает и гарантирует права  физических и юридических лиц  "свободно искать, получать, передавать, производить и распространять  информацию любым законным способом". При этом Федеральный закон  "О государственной тайне"  содержит большой перечень сведений, сбор и распространение которых  запрещены. Несомненно, информация о привычках, увлечениях, вкусах топ - менеджеров сторонних организаций может и должна использоваться в ходе переговоров, организации презентаций, лоббировании, других PR-мероприятий. Но и в этом случае законодатели предусмотрели ограничения. Так Законом "Об информации, информатизации и защите информации" не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни, а равно информации, нарушающей личную тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия, кроме как на основании судебного решения. 

2. Закон "О  рекламе". Известно, что в формировании  благоприятного имиджа организации  большую роль играет корпоративная  реклама. Федеральный закон "О  рекламе" регулирует часть  объектов рекламы, таких как: 

1) рекламная  деятельность в целом; 

2) реклама товаров,  представляющих потенциальную опасность  для потребителей; 

3) использование  необоснованных утверждений; 

4) охрана авторских  прав на рекламные идеи и  решения; 

5) правовая защита  товарных знаков и других форм  интеллектуальной собственности; 

6) реклама, вводящая  в заблуждение и содержащая "исчезающую  приманку"; 

7) сравнительная  реклама; 

8) реклама, направленная  на детей . 

Закон так же затрагивает ряд этических моментов, например дает понятие ненадлежащей рекламы и запрещает использование всех ее видов (недобросовестной, недостоверной, неэтичной и заведомо ложной рекламы). 

Значительная  часть закона устанавливает полномочия контрольных органов в сфере  рекламы и определяет права и  обязанности участников рекламного процесса, сроки хранения рекламных  материалов, обязанность представления  документальных подтверждений достоверности  рекламной информации, лицензий и  сертификатов, а также ответственности  за уклонение выполнения условий  рекламы, выступающей в качестве публичной оферты. 

3. Закон "Об  авторском праве и смежных  правах". Не лучше обстоят дела  и со знанием авторских прав. Немногим известно, что пресс-релизы, статьи, доклады, слоганы, сценарии видеороликов, тексты радиосообщений и т. п. являются произведениями, охраняемыми Законом "Об авторском праве и смежных правах". Если они создаются сотрудниками в порядке выполнения служебных обязанностей, то исключительные права на их использование принадлежат работодателю, а личные неимущественные права остаются у творца. Кроме того, по закону создатель служебного произведения имеет право на вознаграждение, если иное не оговорено в договоре с работодателем. Большой урон может понести организация, если в договор со сторонним автором ее PR-специалист не включит пункт о передаче первым всех или части исключительных прав на использование произведения. Может случиться, что после размещения рекламы своей фирмы, он через некоторое время увидит такую же, но у другой компании. Таким образом, компания заказчик потерпит убытки, а специалист в сфере PR может потерять репутацию. 

4.Закон "О  товарных знаках, обслуживания и  наименованиях мест прохождения  товаров". В PR-сфере важны все  аспекты, в том числе и способ  придания индивидуальности организации,  ее товарам и услугам. Здесь  не обойтись без привлекательного, хорошо запоминающегося фирменного  знака. На первый взгляд кажется,  что все тут во власти дизайнера.  Однако Федеральный Закон "О  товарных знаках, обслуживания и  наименованиях мест прохождения  товаров" содержит ряд правовых  норм, запрещающих использование  знаков аналогичных запатентованным. Следовательно, прежде чем запустить тот или иной фирменный знак в деловой оборот, необходимо проверить его на патентную чистоту. 

Это лишь малая  доля правовых норм непосредственно  определяющих рамки тех или иных PR-действий. Большое число норм права  содержится в других законах Российской Федерации, имеющих межотраслевой  характер: "О сертификации продукции  и услуг", "О предприятиях и  предпринимательской деятельности", "О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности на товарных рынках" и др. 

Некоторые PR-специалисты  рассчитывают на то, что при возникновении  правовых коллизий они могут обратиться к корпоративному или стороннему юристу. Однако правоведов, способных  оказать квалифицированную помощь в решении всех вопросов, возникновение которых вероятно в процессе многогранной PR- деятельности, в России пока немного. Кроме того незнание законов может привести к тому, что PR-специалист и не заметит, как нарушит какую-либо правовую норму и окажется, что консультироваться поздно. Поэтому так важно знание основ правового регулирования PR в Российской Федерации для практиков отрасли. 

Существует круг вопросов в сфере PR-деятельности незатронутый законодательно, поэтому не менее  важную роль в процессе регулирования  играют саморегулирование и общественное регулирование. В механизме функционирования общественного регулирования важное место занимает информация о социальном опыте прошлого и настоящего времени. Информация как случайные, так и  отобранные сведения всегда имеет социальную окраску, поскольку отражает процессы материальной и духовной жизни. Социальная информация - совокупность знаний, сведений, данных и сообщений, которые формируются  и воспроизводятся в обществе и используются индивидами, группами, организациями, различными социальными  институтами для регулирования  различных сфер деятельности. 

Таким образом, можно сказать, что общественное регулирование - это регулирование  посредством общественного мнения, которое формируется с опорой на социальную информацию. Общественность может выражать свое недовольство деятельностью  субъектов PR как через неодобрение  в общественном мнении, так и более  радикальным путем: митинги, демонстрации, акции протеста. 

Саморегулирование в PR осуществляется независимым, профессиональным, отраслевым организациям, которые в  состоянии оказать влияние на качество конкурентной среды, устанавливая стандарты бизнес - этики, делового оборота, не входящие в законодательное  поле. 

Профессиональные  организации (ассоциации PR) в рамках саморегулирования содействуют  разрешению конфликтов в PR-среде во внесудебном порядке, чаще всего  через внутриотраслевые "третейские суды" и аналогичные органы. Основой  в работе ассоциаций являются кодексы  профессионального поведения и этики PR, которые являются обязательными для членов ассоциаций. 

Саморегулирование в рекламной сфере за рубежом  в последнее время переходит  в новый статус, дополняя государственный  контроль и надзор в PR-среде в  таких вопросах, как этика PR и  т.п. Для специалистов в области PR это означает лишь то, что современный  специалист должен хорошо разбираться  в законодательстве. Он должен понимать, как юридические вопросы повлияют на практику PR и репутацию организаций. 

Лицензирование  СО-деятельности. 

Существует несколько  аргументов в пользу обязательного  лицензирования и юридической регистрации  профессиональной деятельности в области PR: 

1. Лицензирование  способствует определению сферы  деятельности специалиста по  связям с общественностью. 

2. Лицензирование  способствует возникновению единого  образовательного уровня профессионала,  действующего в сфере связей  с общественностью. 

3. Лицензирование  способствует установлению единых  этических норм и профессиональных  стандартов. 

4. Лицензирование  облегчает лишение нарушителей  этических стандартов сертификата  на профессиональную деятельность. 

5. Лицензирование  способствует защите квалифицированных  специалистов от нечестной конкуренции  со стороны неквалифицированных  и неэтичных деятелей в области  связей с общественностью 

Однако существуют и некоторые аргументы против лицензирования, в пользу доверия  к добровольному подходу к  этике связей с общественностью: 

1. Добровольной  аккредитации вполне достаточно  для установления профессиональных  стандартов 

2. Уже имеющихся  Гражданского и Уголовного кодексов  вполне достаточно для предотвращения  злоупотреблений в данной сфере  человеческой деятельности 

3. Лицензирование  обеспечивает лишь минимальный  уровень компетентности и профессиональных  стандартов и не обеспечивает  достаточно высокие стандарты  этического поведения. 

Аккредитация  СО-деятельности. 

В отличие от России, на западе существуют определённые традиции контроля за соблюдением правил профессиональной деятельности в области паблик рилейшнз. С 1964 года в США вступила в действие обязательная для всех членов IPRA "Программа аккредитации специалистов в области PR (APR) Public Relations Society of America". Аккредитация PR-специалистов построена на экзамене, состоящего из multiple-choice вопросов по теории/практики PR и нескольких кейсов, затрагивающих, как техническую так и этическую сторону работы PR (APR состоит из 7 часового экзамена и 45 минутного устного собеседования). 

Функционирует также система аккредитации CERP по PR-образованию в Европе. 

Сертификация  СО-деятельности. 

Профессиональная  сертификация в области PR проводится Общественным комитетом по профессиональной сертификации в области связей с  общественностью (ОКС), сформированным из представителей национальных профессиональных ассоциаций и ведущих экспертов  в области PR. 

Процедура профессиональной сертификации в области связей с  общественностью, разработанная ОКС, признана ведущими операторами PR-рынка  наиболее объективной при оценке профессиональных навыков и достижений. Наличие профессионального сертификата  характеризует его обладателя как PR-структуру или PR-специалиста, соответствующих  высокому уровню квалификации и соблюдающих  общемировые профессиональные принципы и этические стандарты в области  связей с общественностью. 

Основой определения  критериев профессионализма претендентов на сертификат являются принципы, заложенные в Лиссабонском кодексе профессионального  поведения в области PR, Римской  хартии и других документах международных  профессиональных организаций CERP, IPRA и ICO. 

Информация о работе Правовое регулирование