Акты правового регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 20:50, реферат

Описание

Издание правовых актов – специфическая и основная форма для деятельности субъектов исполнительной власти. Такая их роль определяется тем, что с их помощью реализуются непосредственно задачи, функции и полномочия этих субъектов, т.е. их компетенция.
Что в наибольшей степени характерно для этих правовых актов?

Работа состоит из  1 файл

Ад пр.doc

— 92.00 Кб (Скачать документ)

  § 1. Понятие и юридическое  значение актов управления   

 

    Издание правовых актов – специфическая  и основная форма для деятельности субъектов исполнительной власти. Такая  их роль определяется тем, что с их помощью реализуются непосредственно  задачи, функции и полномочия этих субъектов, т.е. их компетенция.               

    Что в наибольшей степени характерно для этих правовых актов?                                                    

    Прежде  всего следует отметить, что они  представляют собой, юридический вариант управленческих решений. Это означает, что, принимая такой акт, соответствующий исполнительный орган (должностное лицо) решает общий или индивидуальный вопрос, возникающий в сфере государственного управления и относящийся к его компетенции.

    По  своему правовому содержанию акт управления представляет собой не что иное, как одностороннее юридически властное волеизъявление субъекта исполнительной власти, в котором, во-первых, находит свое выражение властная природа государственно-управленческой деятельности и, во-вторых, с помощью которого практически реализуются задачи и функции исполнительной власти.

    Правовой  акт управления императивен, что  означает юридическую обязательность содержащихся в нем предписаний для адресата.

    Их  исполнение обеспечивается, в частности, угрозой юридической ответственности за уклонение от исполнения или ненадлежащее исполнение этих предписаний.

    Для юридического содержания правовых актов  управления характерно то, что они могут устанавливать правила должного поведения в сфере государственного управления (административно-правовые нормы) либо выступать в роли юридического факта, порождающего конкретные административно-правовые отношения.

    Так, приказ министра или руководителя федерального органа исполнительной власти может  установить правила, обязательные для всех органов, должностных лиц, предприятий и учреждений, действующих в порученной данному органу сфере деятельности. Его же приказ о назначении лица на должность в аппарате министерства порождает конкретное государственно-служебное правовое отношение.

    Правовые  акты управления в любой своей  разновидности подзаконны, т.е. могут  издаваться полномочными исполнительными  органами (должностными лицами) в соответствии с Конституцией РФ, другими законодательными актами и в интересах обеспечения их исполнения.

    Для правовых актов управления характерно то, что издаются они в качестве письменного документа. Допустим и  устный их вариант (например, он распространен  в системе военного управления, а также в служебных отношениях между руководителями и непосредственно подчиненными им работниками).

    В процессе деятельности исполнительных органов используются различного рода служебные документы (докладные записки, отчетные материалы, акты ревизий и проверок, протоколы, справки и т.д.). Такие документы содержат в себе определенные данные, имеющие и юридическое значение. Так, акт ревизии фиксирует то, что было обнаружено, содержит рекомендации по устранению вскрытых недостатков и по наказанию виновных. Но правовым актом такой служебный документ не является. Дело в том, что, во-первых, сама ревизия проводилась на основе соответствующего приказа, т.е. правового акта; во-вторых, ее результаты могут быть реализованы также только приказом руководителя. Это значит, что правовой акт, будучи юридическим видом служебных документов, составляет основу всей служебной документации исполнительных органов.              

    Таким образом, под правовым актом управления понимается основанное на законе одностороннее  юридически властное воле изъявление полномочного субъекта исполнительной власти, направленное на установление административно-правовых норм или возникновение, изменение и прекращение административно- правовых отношений в целях реализации задач и функций государственно-управленческой деятельности.

    Особенностью правовых актов управления является то, что их действие не ограничивается собственно сферой государственной управления. В ряде случаев ими регламентируются отдельные стороны общественных отношений, составляющих предмет других отраслей права (например, финансовых, земельных, экологических). Они служат юридическим фактом для возникновения трудовых, налоговых, предпринимательских, частично и гражданских правоотношений.                                        

    Правовые  акты управления решают многие вопросы, связанные с детализацией и конкретизацией законодательных актов. Например, реализация Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» потребовала издания около двадцати президентских указов и правительственных постановлений.

    Изданные в нарушение принципа подзаконности правовые акты управления могут быть приостановлены либо отменены в установленном порядке. В последнем случае полномочия по отмене противоправных управленческих актов все в большей степени принадлежат органам судебной власти. Исполнительные органы (должностные лица) не могут изменять или отменять судебные акты. Но они нередко играют роль доказательств по жилищным, трудовым, административным делам, рассматриваемым в судебном процессе.                                             
 

  . Понятие, общие  черты, виды и  классификация форм  государственного  управления

 

   Форма государственного управления внешнее выражение деятельности органов государственного управления и их должностных лиц, осуществляемое в рамках их компетенции по разрешению стоящих задач и вызывающее определенные последствия.   

  Общие черты форм государственного управления:    

  1) являются способом внешнего выражения  деятельности органов государственного  управления и их должностных  лиц;   

  2) зависят от содержания деятельности органов государственного управления и их должностных лиц;   

  3) оказывают влияние на содержание  деятельности органов государственного  управления и их должностных  лиц;   

  4) обусловлены реализацией задач  и функций субъектов государственного управления в рамках их компетенций;   

  5) требуют юридической регламентации  в большинстве случаев;   

  6) выбор форм управленческой деятельности  обусловлен спецификой стоящей  цели, предопределяет наиболее эффективный  вариант деятельности;   

  7) влекут за собой определенные последствия.    

  В зависимости от порождаемых  последствий формы управленческой деятельности бывают правовые (влекут определенные юридические последствия) и неправовые (влекут наступление последствий неюридического характера).   

  По  содержанию выделяют правотворческие, правоприменительные, договорные и иные юридически значимые формы управленческой деятельности.   

  По  целенаправленности формы делятся на внешние (формы реализации полномочий органов исполнительной власти (органов государственного управления)) и внутренние (формы внутриорганизационной (внутриаппаратной) работы по организации самого субъекта управления, по поддержанию его в работоспособном состоянии).   

  По  способу выражения  выделяют словесные (излагаемые при помощи знаковых единиц языка как в письменном, так и устном виде) и конклюдентные (излагаемые при помощи неязыковых знаков, телодвижений, дорожных знаков, дорожной разметки) формы управленческой деятельности. 
 
 
 

  . Требования, предъявляемые  к правовым актам  управления. Действие правовых актов управления

 

   Правовые  акты управления должны отвечать требованиям  целесообразности и законности.   

  Целесообразность  правового акта управления – полезность правового акта с точки зрения государственных интересов, способность наиболее оптимально разрешать управленческие ситуации.   

  Для достижения целесообразности учитываются  следующие факторы:   

  1) состояние системы управления;   

  2) ранее принятые акты;   

  3) возможные варианты решения проблемы;    

  4) интересы участников управленческих отношений;   

  5) права и свободы человека;   

  6) научно-правотворческие рекомендации.    

  Законность  правового акта управления – требование к правовым актам управления соответствовать Конституции и действующему законодательству.    

  Чтобы отвечать данному требованию, акт:   

  1) должен быть принят компетентным  субъектом государственного управления;    

  2) соответствовать закону по существу;    

  3) соответствовать цели закона;   

  4) приниматься в установленном  процессуальном порядке;   

  5) не противоречить правовым актам большей юридической силы;   

  6) иметь соответствующую форму  (акт-документ);   

  7) в отдельных случаях, в зависимости  от назначения и содержания  акта, устанавливаются дополнительные  требования.   

  Технические требования, предъявляемые к правовому акту управления:   

  1) лексические требования (язык должен  быть четким, ясным, лаконичным, понятным  для адресатов);   

  2) грамматические требования (при  оформлении должны соблюдаться  правила грамматики);   

  3) акт должен быть своевременно  доведен до адресатов;   

  4) иметь установленные реквизиты  (наименование, подписи, печати и  т. д.);   

  5) своевременно сдаваться на хранение.    

  При несоблюдении требований, предъявляемых  к правовым актам управления, наступает  их ничтожность или оспоримость.    

  Ничтожный правовой акт – правовой акт, который вследствие допущенных нарушений предъявляемых к нему требований не может породить и не порождает юридических последствий, не подлежит исполнению.   

  Правовые  акты признаются ничтожными, если на то есть прямое указание закона; грубо нарушена (превышена) компетенция субъекта, издавшего акт; отсутствуют законные основания (заявление, указание, поручение и т. д.) для принятия акта; нарушен срок давности; акт предписывает совершение противоправного действия и т. п.   

  Оспоримый правовой акт – правовой акт, который подлежит исполнению, но может быть обжалован заинтересованными сторонами или опротестован прокурором.   

  Существуют  два способа оспаривания правовых актов – опротестование (принесение протеста прокурором) и обжалование (обращение с жалобой в суд или в вышестоящий орган, к должностному лицу, по отношению к субъекту, вынесшему акт).   

  Приостановление действия (исполнения) правовых актов управления:   

  • не влечет автоматическую утрату юридической  силы правового акта;   

  • не действует (не исполняется) на протяжении решения вопроса о его законности;    

  • в зависимости от принятого решения  утрачивает юридическую силу, продолжает действовать полностью либо в  части.   

  Президент РФ вправе приостанавливать действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод граждан.   

  Правительство РФ в целях реализации своих постановлений  и распоряжений на всей территории страны в пределах своей компетенции имеет право приостанавливать исполнение постановлений и распоряжений правительств республик.    

  Органы  законодательной власти субъектов  РФ могут приостанавливать до рассмотрения судом или Правительством РФ действия актов федеральных органов исполнительной власти, противоречащих законодательству.    

  Принесение  протеста прокурором на постановление  о наложении административного  взыскания приостанавливает исполнение некоторых взысканий до рассмотрения протеста.   

Информация о работе Акты правового регулирования