Организация финансирования инновационных проектов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 11:12, курсовая работа

Описание

Целью работы является развитие теоретико-методических основ финансирования инновационных проектов коммерческими банками, обеспечивающих более обоснованное принятие управленческих решений по выбору варианта их кредитования на основе повышения корректности экономической оценки.

Содержание

Введение 4
1. Важнейшие инновационные проекты государственного значения как пример успешного механизма реализации инновационной политики Российской Федерации 8
1.1. Наукоемкие технологии как определяющий фактор экономического развития 8
1.2. Важнейшие инновационные проекты - инструмент отношений нового типа 10
2. Организация финансирования инновационных проектов коммерческими банками 20
2.1. Задачи в области обеспечения инновационного развития 20
2.2. Состояние и перспективы взаимодействия банков и инновационно активных предприятий 22
3. Общие принципы организации работы банка с заявками на финансирование инновационных проектов 29
3.1. Практика работы отечественных банков с инновационными проектами 29
3.2. Условия и риски финансирования проекта 38
Заключение 41
Литература 45

Работа состоит из  1 файл

Организация_финансирования_инновационных_проектов.doc

— 1.00 Мб (Скачать документ)

      Важнейший инновационный проект государственного значения «Разработка технологий и освоение производства приборов и оборудования для нанотехнологий» (рис. 2) (головной исполнитель ЗАО «Нанотехнология МДТ», Зеленоград).

      

 

      Рисунок 2 - Важнейший инновационный проект государственного значения «Разработка технологий и освоение производства приборов и оборудования для нанотехнологий» 

      Важнейший инновационный проект государственного значения «Создание технологий и освоение промышленного производства металлических материалов с двукратным повышением важнейших эксплуатационных свойств» (головной исполнитель ФГУП «ЦНИИ конструкционных материалов «Прометей», Санкт-Петербург).

      Освоены новые рецептуры высококачественных сталей и сварочных материалов в рамках импортозамещения, предназначенных для плавающих и стационарных нефтегазовых буровых платформ в экстремальных условиях шельфа Северных морей, морских трубопроводов высокого давления, арктических ледовых танкеров, строительных конструкций. Данные технологии имеют двойное назначение.8

      Важнейший инновационный проект государственного значения «Повышение эффективности переработки твердых отходов на основе современных отечественных технологий и оборудования с получением вторичного сырья и товарной продукции» (головной исполнитель ОАО «ОАО «НПК «Механобртехника», Санкт-Петербург).9

      На  базе универсальной отечественной технологии разработаны комплектные линии для высокоэффективной энергосберегающей переработки пластмассовой тары, отходов лесозаготовки и деревообработки, строительного мусора и различных видов твердых бытовых отходов, включая стеклобой и автошины.

      Одним из объектов внедрения является строительство в Санкт-Петербург второй очереди мусороперерабатывающего завода.

      Важнейший инновационный проект «Разработка и освоение производства семейства высокоэффективных парогазовых энергетических установок единичной мощностью более 200 МВт» (головной исполнитель ОАО «Ленинградский Металлический завод», Санкт-Петербург).

      Конечным  результатом выполнения работ явилось  освоение производства, изготовление и поставка комплектного оборудования ПГУ-450 на Калининградскую ТЭЦ-2, проведение испытаний и передача в опытно промышленную эксплуатацию.

      Кроме того, освоение производства газотурбинной установки ГТЭ-160 для ПГУ-230 (ТЭС Банхида, Венгрия).

      Успешный  опыт создания первой отечественной  парогазовой установки большой  мощности ПГУ-450 на Калининградской ТЭЦ-2, совпавший по времени с разработкой РАО «ЕЭС России» концепции технического перевооружения энергетической отрасли, обратил внимание энергетиков страны на необходимость внедрения перспективных парогазовых технологий на базе отечественного оборудования. В результате заключены новые контракты на поставку ПГУ-450 на ТЭЦ-27 и ТЭЦ-21 Мосэнерго и на поставку ПГУ-325 на Ивановскую ГРЭС.10

      Важнейший инновационный проект государственного значения «Создание и организация серийного производства высокоэффективного экологически чистого унифицированного газогенератора для ряда газотурбинных двигателей мощностью 2,5-5-7,5-10 МВт и газотурбинного двигателя мощностью 2,5 МВт на его основе для привода электрогенератора» (головной исполнитель ООО «Научно-инженерный центр «Керамические тепловые двигатели им. А. М. Бойко», Санкт-Петербург).

      Реализация проекта предполагала переход на новый уровень технологии промышленного изготовления газотурбинного, двигателя, занятие ведущей позиции на рынке оборудования для перекачки топлива по магистральным газопроводам, электроэнергетики, транспорта.

      Контракт  расторгнут в июле 2006 г. из-за несоблюдения исполнителем условий контракта: то есть не поступала внебюджетная составляющая финансового обеспечения проекта. Всем остальным требованиям, предъявляемым к ВИП проектам и, в первую очередь, технологической значимости, данный проект соответствовал.

      Подобные  вопросы заставили проанализировать пути совершенствования подходов к  отбору и реализации важнейших инновационных проектов.

      В настоящее время Минобрнауки  приступило к реализации Федеральной  целевой программой «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2006 г. № 613.

      Здесь общий объем финансирования проекта  за счет средств федерального бюджета  должен составлять около 1 млрд руб., при этом объем внебюджетного софинансирования проектов должен составлять не менее 60% общего объема финансирования проекта.

      Продолжительность реализации проекта составляет не более 4 лет. Не исключается возможность участия зарубежных высокотехнологичных компаний в подобных проектах. Инновационная система предполагает непременное присутствие в стране иностранных компаний, и, что еще более важно, национальных — по всему миру.

      В соответствии с условиями государственного контракта исполнители проекта  обязаны после его окончания  обеспечить ежегодное 5-кратное превышение объемов продаж созданной новой и усовершенствованной высокотехнологичной продукции относительно затраченных на проект бюджетных средств.

      

 

      Рисунок 3 - Важнейшие инновационные проекты — инструмент масштабной коммерциализации технологий 

      Индикаторами  выполнения являются:11

    1. объем новой и усовершенствованной высокотехнологичной продукции, произведенной в результате реализации проектов;
    2. объем экспорта новой и усовершенствованной высокотехнологичной продукции, произведенной в результате реализации проектов;
    3. число новых рабочих мест, созданных в рамках реализации проектов, для высококвалифицированных работников;
    4. число внедренных в экономику передовых технологий;
    5. число патентов (в том числе международных) на результаты интеллектуальной деятельности, полученные в рамках выполнения проектов.

      Таким образом, будет осуществлена и уже  осуществляется полноценная коммерциализация научно-технических результатов и обеспечен рост производства новой и усовершенствованной высокотехнологичной продукции.

      В ФЦП на 2007-2012 гг. приведены критерии отбора инновационных проектов, а также регламентированы процедуры их отбора и реализации.

      Научно-технологической  основой и связующим звеном между  поисковыми НИР и важнейшими инновационными проектами являются комплексные проекты, обеспечивающие использование результатов исследований при разработке передовых технологий, обладающих значительным потенциалом коммерческого использования (рис. 3).

      Срок  реализации комплексного проекта 2-3 года, объем финансирования за счет средств федерального бюджета 50100 млн руб. в год, доля средств внебюджетных источников — не менее 25% от общего объема.  

 

       Таблица 1. Важнейшие инновационные проекты ФЦНТП: паритетное финансирование инвестиций (млн руб., в текущих ценах) 

     Показатель 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Суммарный объем финансирования 946 1614 2722 2022 1090 138 50 308
Бюджетные средства 620 842 1102 1041 74 Н.д Н.д 95
Внебюджетные  средства 326 772 1620 981 1016 138 50 213
Доля  внебюджетных средств, % 34,5 47,9 59,5 Н.д 93,2 100 100 69
 

      Уже в рамках этого этапа фиксируются  обязательства исполнителей по вовлечению результатов исследований в хозяйственный оборот. Предусмотрены расходы на патентование, разработку необходимых бизнес-планов.

      В состав важнейшего инновационного проекта могут входить также результаты интеллектуальной деятельности, не подлежащие правовой охране в качестве объектов интеллектуальной собственности (информация, технические данные и другое).12

 

Глава 2. Организация финансирования инновационных проектов коммерческими банками

§ 2.1. Задачи в области обеспечения инновационного развития

 

      Приоритетной задачей в области обеспечения экономического роста является усиление инновационной составляющей экономики, переход на интенсивный путь развития, связанный с внедрением новых промышленных технологий и производством конкурентоспособных на мировом рынке товаров.

      Ключевой момент инновационного развития - формирование финансового механизма, гарантирующего непрерывность поступления финансовых ресурсов для инноваций и способствующего осуществлению инновационного процесса на всех его важнейших стадиях.

      Рассмотрим механизм финансирования инновационных проектов за счет кредитов, предоставляемых коммерческими банками.

      В силу ряда факторов банковская деятельность, связанная с финансированием инновационных проектов (ИП), характеризуется высоким уровнем рисков, что мешает развивать эту деятельность и расширять перечень услуг, предоставляемых отдельными кредитными учреждениями.

      Для снижения рисков кредитным учреждениям необходимо иметь в наличии отработанную технологию, позволяющую осуществлять оценку предлагаемых к рассмотрению проектов.

      Такая технология должна включать в себя процедуру тщательного анализа каждой заявки на подобный кредит и процедуру комплексного рассмотрения ИП.

      Наличие адекватных методик, дающих возможность просчитать перспективность, выгодность проекта и все неблагоприятные финансовые последствия, которые могут иметь место в ходе его реализации, позволит существенно снизить кредитные риски, трудоемкость аналитического процесса и финансовые издержки, связанные с проведением комплексной экспертизы представленного предприятием проекта и финансового состояния потенциального заемщика.

      В идеале каждому банку, планирующему работать на этом сегменте кредитного рынка, необходимо добиться эффективного сокращения внешнего разнообразия сопровождаемых ИП за счет процедурной формализации всех этапов их оценки на базе разработанных внутренних организационно-управленческих стандартов.

      На наш взгляд, в таких стандартах определенным образом заинтересован и инициатор ИП. Эта заинтересованность обусловлена как минимум тремя моментами:13

      Во-первых, кредитные ресурсы банков не позволяют решить все проблемы финансирования инноваций, и дело здесь не только в ограниченном объеме этих ресурсов и их краткосрочном характере. Отдельные стадии инновационного процесса, равно как и отдельные типы инноваций, могут характеризоваться слишком высокими рисками с точки зрения банковского капитала, и инициатор инновации должен представлять, когда можно обратиться в банк, а когда следует рассчитывать на другие источники финансирования.

Информация о работе Организация финансирования инновационных проектов