Организация финансирования инновационных проектов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 11:12, курсовая работа

Описание

Целью работы является развитие теоретико-методических основ финансирования инновационных проектов коммерческими банками, обеспечивающих более обоснованное принятие управленческих решений по выбору варианта их кредитования на основе повышения корректности экономической оценки.

Содержание

Введение 4
1. Важнейшие инновационные проекты государственного значения как пример успешного механизма реализации инновационной политики Российской Федерации 8
1.1. Наукоемкие технологии как определяющий фактор экономического развития 8
1.2. Важнейшие инновационные проекты - инструмент отношений нового типа 10
2. Организация финансирования инновационных проектов коммерческими банками 20
2.1. Задачи в области обеспечения инновационного развития 20
2.2. Состояние и перспективы взаимодействия банков и инновационно активных предприятий 22
3. Общие принципы организации работы банка с заявками на финансирование инновационных проектов 29
3.1. Практика работы отечественных банков с инновационными проектами 29
3.2. Условия и риски финансирования проекта 38
Заключение 41
Литература 45

Работа состоит из  1 файл

Организация_финансирования_инновационных_проектов.doc

— 1.00 Мб (Скачать документ)

 

Организация финансирования инновационных проектов

Курсовая  работа 

 

Оглавление

 

Введение

 

     Актуальность  темы исследования. Инвестиционная деятельность признается всеми учеными и практиками существенным элементом экономического развития.

     Однако  в связи с тем, что в последнее  десятилетие прошлого века отечественное  хозяйство находилось в глубоком структурном кризисе, осложненном  мощнейшим инфляционным давлением, инвестиции осуществлялись преимущественно  на пополнение оборотных активов хозяйствующих субъектов. В результате воспроизводственные процессы были лишены необходимых средств и материально-техническая база национального хозяйства имеет высокий уровень износа, как физического, так и морального.

     Необходимость развития инновационной сферы в направлении, соответствующем современным требованиям функционирования национального хозяйства, обусловлена следующими причинами:1

     Во-первых, она является существенным фактором, обеспечивающим масштабы и характер воспроизводственных процессов в экономике страны.

     Во-вторых, развитие этой сферы приводит к развитию целого комплекса отраслей и производств, входящих в первый концентр сопряжения, то есть обеспечивает повышение инновационной активности во всей макроэкономической системе страны и тем самым создает предпосылки для роста национального инновационного потенциала.

     В связи с этим проблемы, связанные  с расширением масштабов инвестиционной деятельности как ресурсной основы инновационных процессов и повышением эффективности управленческих решений в данной сфере, следует считать очень важными и приоритетными. Существенная роль в решении данных проблем принадлежит теоретическим и методологическим подходам к экономической оценке инновационных проектов.

     Однако  существующие официальные методические материалы по экономической оценке проектных решений базируются на принципах, не в полной мере соответствующих требованиям рыночной экономики. Например, в них не используется показатель рентабельности; отсутствуют четкие правила отбора проектов для финансирования и их сравнительного анализа; методика расчета эффективности инновационных проектов крайне запутана и не ясна.

     В результате отбор инновационного проекта  зачастую осуществляется просто волевым  решением административных структур.

     Не  менее важной проблемой является отсутствие четких теоретических и  методических положений, позволяющих  оценить инновационный проект с  позиций возможностей его практической реализации и его итогового воздействия  на положение организации.

     В данном случае имеется в виду формирование прямого инвестиционного потока — имущественные и финансовые вложения в создание и практическую реализацию проекта и обратного инвестиционного потока, отражающего параметры возврата вложенных средств. Этот аспект находит лишь слабое отражение в системе дисконтирования затрат и результатов инвестирования.

     Однако  при этом никоим образом не используются возможности оптимизации параметров инновационного проекта за счет создания рациональной конфигурации его реализации в пространстве и во времени, что существенным образом снижает обоснованность проектных решений, равно как и решений, связанных с осуществлением проекта в реальной жизни.

     Цель  и задачи исследования. Целью работы является развитие теоретико-методических основ финансирования инновационных проектов коммерческими банками, обеспечивающих более обоснованное принятие управленческих решений по выбору варианта их кредитования на основе повышения корректности экономической оценки.

     Для достижения указанной цели в процессе исследования поставлены следующие задачи:

    1. Рассмотреть Предметом исследования являются процессы финансирования инновационных проектов.

     Объект  исследования — банковская система Российской Федерации.

     Методологическую  основу составили научные исследования отечественных и зарубежных ученых по проблемам экономической оценки инвестиционных и инновационных проектов.

     Общей методологической базой решения поставленных в работе задач является системный подход, основу которого составляют принципы диалектического материализма, требующие изучения явления в развитии, единстве и целостности. При выполнении работы использовались методы экономико-математического моделирования, экономического, терминологического, экспертного анализа и др.

     Информационную  базу исследования составили справочные материалы Росстата РФ; первичная информация об инновационных и инвестиционных проектах, предлагаемых различными организациями коммерческим банкам для кредитования; сборники научных трудов и материалы научных и научно-практических конференций по вопросам анализа инновационных процессов.

 

Глава 1. Важнейшие инновационные проекты государственного значения как пример успешного механизма реализации инновационной политики Российской Федерации

§ 1.1. Наукоемкие технологии как определяющий фактор экономического развития

 

      В современном мире именно наукоемкие технологии являются определяющим фактором экономического развития, главным источником пополнения бюджетных средств ведущих мировых государств, фундаментальной основой обеспечения их национальной безопасности.

      Производство высокотехнологической конкурентоспособной продукции сейчас становится еще и одним из основных условий успешной интеграции той или иной страны в складывающуюся систему международных отношений и освоения мировых рынков. Это крайне выгодный бизнес и важнейший фактор для развития современного рынка труда.

      Учитывая  эти обстоятельства, следует отметить, что жизненной необходимостью для  России становится успешное овладение и эффективное использование современных технологий и инновационных разработок.

      В этих целях Президентом страны, по предложению Правительства в  мае 2006 года утверждены Перечень критических технологий, а также Приоритетные направления развития науки, технологий и техники.2

      Инструментом  реализации этих направлений являются уже осуществляемые федеральные целевые программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России» и «Национальная технологическая база».3

      Начиная с 2005 г. осуществляется бюджетное финансирование важнейших инновационных проектов государственного значения.

      При этом точечное воздействие со стороны  государства и организация работы по ним отвечают самым современным мировым представлениям о способах формирования приоритетов государственной научно-технической политики.

      Мега-проекты  изначально рассматривались как  модель государственно-частного партнерства, в рамках которого государство финансирует начальную, рисковую стадию проекта, а инвесторы вместе с разработчиками затем доводят продукт до рынка и возвращают свои затраты при значительном росте объемов продаж продукции.

      Для государства, при этом, важны не только прямой эффект от возврата денег в виде налогов и других отчислений в госбюджет, но и косвенный, такой, как создание рабочих мест, решение социальных и экологических проблем.

      Более того, через мега-проекты предпринимательский  сектор получил своеобразный сигнал о том, что государство готово взаимодействовать с бизнесом на поле общих интересов и обозначило эти интересы не только с технической но и с экономической точки зрения.

      С 2005 г. до настоящего времени выполнялось 18 проектов, ориентированных на создание наукоемкой конкурентоспособной продукции и освоение новых высокотехнологичных рынков.4

      В качестве результативного примера  можно привести инновационный проект, выполненный Центральным НИИ конструкционных материалов.

      В рамках проекта по созданию центра промышленно-технологических стендов  наукоемких производств высокотехнологичной  металлопродукции для обеспечения строительства и эксплуатации магистральных газо-и нефтепроводов разработаны и внедрены экономичные легированные, высокопрочные и хладостойкие стали с двухкратным повышением эксплуатационных характеристик, сформирован новый сектор рынка высокотехнологичной продукции с объемом до 1 млрд руб. в год.5

      Важнейшие инновационные проекты, кроме вышесказанного, выявили и ряд проблем, тормозящих динамику развития высоких технологий. К таким проблемам можно отнести распределение прав на создаваемую интеллектуальную собственность, удовлетворение новых требований к кадровому обеспечению специалистами в области инновационного менеджмента, инженерными работниками.

      Как и во всех странах нацеленных на технологическое развитие, в Российской Федерации мы ищем пути, как «породнить» ученых и бизнесменов. От этого союза ожидается экономический рост, формируется стремление осуществить новый прорыв. Перед нами стоит задача не только как поднять новую волну экономического роста, но и как придать ей высокотехнологичный характер.

§ 1.2. Важнейшие инновационные проекты - инструмент отношений нового типа

 

      Важнейшие инновационные проекты — это  инструмент отношений нового типа между наукой, государством и бизнесом: государственно-частное партнерство, где задача науки это новые разработки, миссия государства — комфортные условия, а роль бизнеса — материализация разработок.

      Такого  рода проекты представляют собой комплекс взаимоувязанных по ресурсам, исполнителям и срокам мероприятий, направленный на получение экономического эффекта, имеющего значение как для экономики в целом, так и для ее крупных секторов, а также на решение наиболее актуальных задач в социальной сфере, в первую очередь задач, связанных с повышением качества жизни населения. (Федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2006 г. № 613).

      Важнейшие инновационные проекты государственного значения свою историю ведут с 2002 года, когда приказом Минпромнауки России от 11 февраля 2002 г. № 22 «Об организации в Минпромнауки России работы по подготовке предложений по проектам (программам), имеющим особо важное государственное значение» были утверждены требования для отбора важнейших инновационных проектов (программ) и требования к описанию важнейших инновационно-технологических проектов.

      Статус  важнейших инновационных проектов государственного значения был определен во время принятия решения об их организации двумя обстоятельствами: 6

    1. масштабность, с точки зрения объема финансирования, который на два порядка превышал среднюю стоимость НИОКР;
    2. значимость, то есть решение наиболее важных научно-производственных задач инновационного развития отдельных групп отраслей в соответствии с перечнем приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации.

      Первые  государственные контракты на реализацию данных проектов были заключены весной 2003 года.

      Проекты предусматривают концентрацию финансовых ресурсов в отношении ограниченного числа приоритетных направлений, которые формируются на условиях партнерства государства с бизнес-сообществом и предусматривают распределение между ними рисков по реализации проектов.

      Минобрнауки реализует 12 проектов общей стоимостью около 9 млрд руб. (3,68 млрд руб. — бюджетное финансирование) и суммарным ежегодным объемом продаж 5 млрд руб., начиная с 2006 г.

      К моменту завершения полного цикла работ будет реализовано продукции в объеме не менее чем на 30 млрд руб., при этом вложенные бюджетные средства не превысят 3,8 млрд руб.7

      Минпромэнерго реализует 5 проектов общей стоимостью 5,4 млрд руб., от вложенных бюджетных средств на сумму 1,9 млрд руб. на сегодняшний день реализовано новой высокотехнологичной продукции в объеме 6,9 млрд руб. К моменту завершения полного цикла работ будет реализовано продукции на 15,1 млрд руб. без дополнительных бюджетных расходов. 

      

 

      Рисунок 1 - Инновационный проект «Уплотняющие и огнезащитные композиты» (2003-2006 гг.) 

      Важнейший инновационный проект государственного значения «Разработка технологий и освоение серийного производства нового поколения уплотнительных и огнезащитных материалов общепромышленного применения» (рис. 1) (головной исполнитель ЗАО «Унихимтек», Москва).

Информация о работе Организация финансирования инновационных проектов